ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Соловьева Н.П. 1, Машевская С.М. 2
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
2Шуйский фелиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организация занятий по изобразительному искусству требует привнесения в них некого «здоровьесберегающего» компонента. Однообразие положения тела ребёнка во время рисования, даже сопровождающееся увлечённостью творчеством, негативно сказывается на детском самочувствии. Необходимо организовать обучение так, чтобы не накапливалось напряжение определённых органов чувств и частей тела, чтобы можно было дать разрядку напряжения, включая другие органы чувств и группы мышц. Кроме того, для полноценного и продуктивного творчества необходима подпитка воображения, являющаяся важнейшим фактором создания художественного образа. Театральная деятельность, в данном контексте, представляет собой весьма привлекательное средство, способное решить не только две уже указанные задачи.

В данной статье мы хотим показать на примере, как можно использовать театральную деятельность на уроках изобразительного искусства в 5-м классе по теме «Герой русской народной сказки».

Т.Я.Шпикалова, рекомендует начинать тему с урока, на котором ученики познакомятся с изображениями героев русских народных сказок великими русскими художниками: В.М.Васнецов. «Витязь на распутье», М.А.Врубель. «Царевна лебедь», С.В.Малютин. «Кощей Бессмертный», В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», , А.А. Каморин «Святогор», М.А.Врубель «Пан» [4, с. 81-86]. Нам представляется, что интересным и плодотворным вариантом продолжения этой темы может быть поворот к от волшебных сказок и былин к сказкам бытовым, в которых действуют и люди, и животные. Почему бы не подумать вместе с детьми, будут ли совпадать манера письма и колорит живописи при изображении героев не такой страстно-патетической образности, как предлагаемые Т.Я.Шпикаловой. Можно сравнить с работами И. Я. Билибина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная».

Уже на первом же уроке, после сравнительного анализа произведений (достаточно статичной работы), мы предлагаем взять себе в помощь театральную деятельность, которая в современной педагогике искусства представлена в достаточном разнообразии приёмов и методов. Например, социоигровая педагогика [1], драматические игры С.М.Машевской [2], невербальные драматические игры Jeux Dramatiques [3].

Для начала мы делим детей на группы с помощью игры русской народной игры «Ворота».

Из двух добровольцев (Ворота) каждый загадывает, какого либо героя сказки. И они встают рядом друг с другом, лицом к другим, но между ними должно оставаться расстояние, чтоб мог пройти человек. По одному остальные подходят к воротам, Ведущий очень тихо, чтоб не услышали остальные, спрашивает, кого они выбирают из двух, загаданных героев. В зависимости выбора ученики встают с разных сторон от арки ворот.

Так у нас получатся две группы, сформированные случайным игровым способом. Всё подготовлено для того, чтобы начать игру «Художник и материал». Для этой игры у нас будет подготовлен достаточный запас различных по цвету, фактуре и размеру платочков, кусков материи и различных мелких аксессуаров, прищепок, поясков и т.п. Одна группа становится мастерами, а другая материалом. Разбиться на пары тоже можно игровым способом, предложив, стоящим в кругу детям, найти себе партнёра, договорившись с ним об этом только взглядом. Все дети из группы «материал» садятся на стулья, стоящие кругом, и закрывают глаза. Их задача: подчиняться воле своего Художника, довериться ему и отдыхать. Задача Художника создать образ героя русской народной сказки, не сообщая его имени никому. По звуку гонга или колокольчика начинается игра, во время которой нельзя разговаривать, но можно принимать молчаливую помощь других Художников. По окончании работы Художники встают сзади своего произведения. Когда все образы будут созданы, начинается презентация произведений. По очереди открывают глаза те, кто был материалом, и пытаются понять по отражению в зеркале, какого героя сделали из них.

Как правило общая картина созданного и отдельные образы бывают удивительно яркими, неожиданными, выразительными, а атмосфера занятия – творческо-игровой и очень радостной.

После этого обязательно проводим круг рефлексии о те, как чувствовали себя и те, что был художниками и те, кто был материалом.

Заканчивается урок объявлением о том. что на следующем их ждёт игра в сказку. Не репетиция, не спектакль, а именно игра.

Второй урок мы начнём необычно с игры-приветствия «Доброе утро в ладошку».

Все встают в круг, преподаватель просить всех сложить ладошки лодочкой, и, поворачиваясь к своему соседу говорит: «Доброе утро….(имя)!», тот передаёт это доброе утро дальше. После того как передал ладошки размыкать нельзя, когда доброе утро возвращается к учителю, все поднимают руки в верх и отпускают доброе утро, при этом желают друг другу «Доброе утро!») Прим. В зависимости от времени возможны вариации «Добрый день!» и «Добрый вечер!».

Эта игра-приветствие позволит нам создать добрую комфортную атмосферу для организации драматических игр по сказке. На этот урок нам сразу же будет нужно освободить достаточно пространства, например, сдвинув парты по стенам.

После это учитель знакомит детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

При знакомстве детей со сказкой от преподавателя требуется максимальная выразительность и органичен. Сказку лучше рассказывать, а не читать. От этого знакомства будет зависеть во много захотят ли дети её сыграть. Необходим и небольшой обмен впечатлениями о сказке в целом и о появившихся впечатлениях о характерах героев.

В этой сказке скрывается несколько смыслов: это и то, что человек из одной маленькой проблемы делает большую, и то, что от страха человек может совершить не обдуманный поступок, приводящий к смешной ситуации, если наблюдать её со стороны. Но смешно ли тому, что её переживает? И как он себя поведёт после того, как поймёт причину страха? А если он об этой причине не узнает никогда? Много вопросов возникает по поводу этого маленького текста, и надо решить как будем её играть: иронически или сострадательно, или как-то иначе. Возможно множество вариантов.

Матодика драматических игр С.М.Машевской предполагает, что освоение сказки по эпизодам. Для этого мы вместе с детьми разбиваем сказку на эпизоды для драматизации:

1-й эпизод. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

2-й эпизод. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. История, случившаяся по дороге домой.

В данной сказке 8 героев: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка, яблонька, яблоко, ветерок. Поэтому есть смысл разбить весь класс на группы по 8 человек. Если количество учеников на 8 нацело не делится, можно в какой-то группе увеличить число курочек, мышек или зайчиков.

Для данной истории одним из методов изучения роли может послужить «разведка телом» (по Станиславскому). Перед играми по эпизодам проведём пробную игру в виде массовых пластических этюдов, в которых попробуем двигаться как все персонажи по очереди: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка. Обязательно поучимся нести ведро именно в том ритме, как двигались персонажи.

После этого предложим группам создать на пространстве классной комнаты три места для домашней жизни персонажей. Подобное обустройство игрового места очень помогает участникам войти в игровую ситуацию и роль. Когда места будут готовы, мы предоставим каждой группе показать свой вариант 1-го эпизода «Жили-были». Роли ребята выбирают по желанию, если возникают споры, то можно провести в каждой команде несколько кругов выбора ролей. Не стоит строго в авторитарной форме переубеждать ребёнка. Если всё-таки ученик не хочет уступать, то не страшно, если и несколько детей будут играть одну и ту же роль. Этот на первый взгляд неинтересный эпизод, может вырасти в картину, богатую подробностями домашней жизни, и ситуациями, в которых обозначится характер персонажей.

После того, как будут по очереди показаны все этюды по 1-му эпизоду, мы перейдём к работе над вторым. Работа организуется аналогично, но обязательно надо определить общее для всех групп место, где в огороде стоит яблоня, и куда будет убегать испуганный заяц и где место обитания ветерка, если мы его для игры берём. Вот здесь у ребят есть возможность решить свой эпизод в разном ключе: как наблюдение смешной ситуации со стороны, или как глубоко переживаемую стрессовую ситуацию, погружаясь в мир и эмоции персонажей. Если время на уроке ещё останется, можно дать детям возможность сыграть эпизоды в других вариантах исполнителей ролей.

На третьем уроке нас ждёт проигрывание сказки целиком. В данном случае мы готовим общую для всех групп организацию игрового пространства для игры по сказке . Все вместе мы отберём лучшее из предложенного на прошлом уроке. Надо ли говорить, как развивается при этом чувство композиции? После чего, время для полной игры предоставляется группа по очереди. Кстати, роли могут быть распределены и иным, чем на прошлом занятии вариантом. Сказка очень небольшая, поэтому всё проигрывание, включая организацию пространства, займет не более 25 минут. Отведём ещё 5 минут на обсуждение впечатлений от игры и перейдём к тому, как же передать образы героев средствами другого искусства – изобразительного?

В процессе драматической игры участники получили множество эмоционально окрашенных знаний о героях, прочувствовали ситуацию. На этой волне самое время взять в руки карандаши или кисти и начать творить на бумаге. Теперь процесс творчества будет опираться на собственный опыт действий и переживаний, построения пространства. Представление о герое утратит схематичность и трафаретность, композиция работы станет жизненнее и естественнее.

Окончание работы может быть продолжено на 4-м уроке. Логичным завершением темы может быть выставка рисунков к сказке и написание писем сказочным героям. А можно и показать сказку зрителям, это зависит уже от желания детей и педагога.

Методика драматических игр при использовании на уроках изобразительного искусства позволят существенно повысить эффективность обучения, помогает делать урок интересным не только для детей, но и для учителя, так как активно развивает педагогические и игровые умения самого преподавателя. Также методика драматических игр благотворно влияет на коллектив, позволяет сплотить детей, учит доверять друг другу, развивает фантазию и воображение ребёнка. Одним из важных плюсов данной методики являться то, что работа одновременно проводиться со всеми детьми. Ни кто не чувствует себя обделённым, и даже самые слабые ученики под воздействием данных игр существенно улучшают свои результаты как в общении, так и в художественном творчестве.

Литература

1.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.

2.Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, №4, 2010, 22-26.

3.Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, №3, с. 37-44.

4.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.Я. Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Шпикаловой Т.Я. – М.: Просвещение, 2008.

Приложение.

.М.Васнецов. «Витязь на распутье»

М.А.Врубель. «Царевна лебедь»

С.В.Малютин. «Кощей Бессмертный»

В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

А.А. Каморин «Святогор»

М.А.Врубель «Пан»

И. Я. Билибин «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

И. Я. Билибин «Василиса Прекрасная»

Просмотров работы: 1367