АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ И БИОТЕРРОРИЗМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ И БИОТЕРРОРИЗМ

Дрозд В. А., Грахова Н.В., Новиков А.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вакцинация, санитария и антибиотики существенно повлияли на продолжительность жизни человека, в то же время необоснованное и избыточное применение антибиотиков в медицине и в сельском хозяйстве привело к повсеместному распространению антибиотикорезистентности, рост которой превысил все прогнозы. Антибиотикорезистентность является неизбежным биологическим явлением и предотвратить ее практически невозможно. Учитывая тот факт, что антибиотикам во многих случаях нет альтернативы, следует помнить, что это может привести к катастрофическим последствиям в случае развития пока управляемых инфекций (менингит, пневмония, перитонит и пр.). Поэтому борьба с антибиотикорезистентностью в настоящее время приобрела глобальный масштаб. Проблему возрастающей устойчивости бактерий к антибиотикам невозможно решить только с помощью разработки препаратов, являющихся по сути лишь модификациями традиционных. Проблема приобретенной резистентности декларируется во многих развитых странах, например в Великобритании и США, – как угроза национальной безопасности. Также стало бы практически невозможным проведение трансплантаций и других высокотехнологичных оперативных вмешательств, резко возросли бы прямые и косвенные экономические потери, обусловленные затратами на лечение и нетрудоспособность, гораздо более опасными стали бы биотеррористические атаки. После известных событий 11 сентября 2001 г., произошедших в США и унесших тысячи жизней, эксперты Всемирной организации здравоохранения советуют всем странам усилить защитные меры против возможного применения биологического оружия.

Химические, бактериологические средства, средства воздействия на атмосферу, информационное пространство и психику - это уже так называемый супертерроризм, использующий наиболее передовые технологии для нанесения экономического и экологического ущерба. При этом именно биотерроризм относится к "скрытому" терроризму, который может выглядеть как несчастный случай или как стихийное бедствие, последствия которого могут быть обнаружены не сразу и не сразу могут быть купированы.

В связи с увеличением числа штаммов бактерий, устойчивых к антибиотикам, постоянно появляющимися новыми патогенами, а также из-за существующей угрозы биотерроризма, назрела необходимость создания принципиально новых антибактериальных препаратов, имеющих кардинально иные механизмы действия, отличные от уже существующих. Однако, разработка новых антибиотиков является очень дорогостоящей и приносит фармацевтическим компаниям гораздо меньше прибыли, чем производство препаратов для онкологии или диабетологии. Поэтому необходимо активное участие государства в создании условий для разработки и производства новых антибиотиков.

Биологическое оружие является не менее опасным, чем химическое. При определённых условиях оно может оказаться таким же разрушительным, как и ядерное (Ю.В. Лобзин, В.М. Волжанин, С.М. Захаренко, 2002). По оценкам экспертов, около 17 стран обладают готовым биологическим оружием или находятся в заключительной стадии его разработки (К.К. Шмит, К.С. Мейсик, А.Д. Браэн, 2000), в связи с чем угроза использования бактериологического оружия сохраняется. По приблизительным подсчетам, в 67 странах сосредоточено 453 коллекции различных штаммов, принадлежащих различным организациям, 54 из которых занимаются торговлей возбудителем сибирской язвы, 18 - чумы. Всего в мире насчитывается около 1000 банков микроорганизмов (Ю.В. Лобзин, В.М. Волжанин, С.М. Захаренко, 2002). Перечень департамента НАТО по биологической защите гражданского населения насчитывает 39 агентов, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия (Э. Рубинштейн, 2001). По данным W. Carus, в 20 веке зарегистрировано более 100 случаев незаконного использования биологических агентов, 19 из которых представляли собой террористические акты (Carus W.S. , 2001). В связи с участившимися случаями террористических актов, наличием возбудителя сибирской язвы на вооружении как минимум 5 стран (К.К. Шмит, К.С. Мейсик, А.Д. Браэн, 2002), возможностью селекции штаммов, устойчивых к антибактериальным препаратам, особую актуальность приобретают вопросы профилактики и лечения сибирской язвы.

В антибиотикотерапии сложилась напряжённая ситуация ввиду колоссальной антибиотикорезистентности микроорганизмов. Широко распространённый режим эрадикационной терапии способствует появлению высоко резистентныхмикроорганизмов, которые могут персистировать как минимум в течение 3 лет (M. Sjölund, K. Wreiber, D. Andersson et al., 2007).

Этому явлению есть нескольких причин: во-первых, естественный процесс приспособления микроорганизмов к химическому веществу, во-вторых, генно-инженерные работы с микроорганизмами для повышения их устойчивости к препаратам, в-третьих, и это самая важная причина, - это широкомасштабное применение антибиотиков в сельском хозяйстве, в частности, в животноводстве. Это привело к беспрецедентному повышению уровня антибиотикоустойчивости, что создаёт сложности для борьбы с внутрибольничными инфекциями, которые, как правило, имеют комплексный характер. Научная общественность США и Европы крайне обеспокоены подобным положением вещей, некоторые учёные даже считают, что в целом мы вернулись в дофлемминговскую эру. Поэтому ЕС, в первую очередь, разрабатывает проекты надзора за использованием антибиотиков из-за появления множественной резистентности к антибиотикам резерва у человека.

В мире существует значительное количество потенциальных источников биологического оружия. Развитие медицины в целом и профилактики и лечения инфекционных заболеваний в частности, требует выделения, а затем и хранения бактериальных штаммов, служащих для создания различных вакцин и прививок. Однако потенциально сами штаммы также остаются источниками всех тех заболеваний, для лечения которых они предназначены. По приблизительным подсчётам, в 67 странах сосредоточено 453 коллекций различных бактериальных штаммов, принадлежащих различным организациям, 54 медицинских центра имеют возбудителя сибирской язвы, 18 - чумы, причём до последнего времени они занимались их торговлей.

Из-за того, что неизвестно, когда и где может быть предпринята попытка биотерроризма, и какие биологические агенты могут быть использованы в качестве инструмента террора, угроза или попытка применения биологического оружия сохраняется всегда.

Любая биологическая проблема, связанная с передовыми технологиями, сельскохозяйственная биотехнология, или биомедицина, или генная терапия, или трансгенетика, - выходит за рамки дисциплинарных значений в более широкую плоскость - биополитику, которой должны заниматься правительства, по крайней мере, развитых стран (А. Артюшенко, 2007; Р.С. Козлов, 2012).

Просмотров работы: 1137