ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО АКЦИЗАМ НА 2013 ГОД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО АКЦИЗАМ НА 2013 ГОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ноябре 2012 года был принят закон, вносящий поправки в Налоговый Кодекс РФ, а именно в 22 главу НК РФ «Акцизы». Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, то есть уже с нового года нас ждут изменения в ценах на подакцизные товары. Чтобы лучше разобраться в данной ситуации и сравнить ситуацию сегодняшнего дня с перспективой, рассмотрим три основные группы подакцизных товаров, которых коснулись изменения.

Табачные изделия

Прежде всего стоит обозначить действующие на 2012 год положения в части акцизов. Предыдущие изменения в главу 22 НК РФ были внесены в 2011 году, когда был принят ряд федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый Кодекс РФ, касающихся ставок на 2012 – 2014 годы, а также порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности. Основным из принятых документов стал Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ", важнейшим аспектом которого стала ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары. Ставки устанавливаются с учетом роста среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции.

Что касается непосредственно табачных изделий, то до 2013 года сигареты, например, облагалась по следующим ставкам:

Таблица

Действующие и планируемые ставки акциза на сигареты и папиросы на 2012-2014 гг.. (п.1 ст.193 НК РФ)

Ставка акциза

01.01.2012 – 30.06.2012

01.07.2012 – 31.12.2012

01.01.2013 – 31.12.2013

01.01.2014 – 31.12.2014

Специфическая

(руб. за 1000 шт.)

360

390

550

800

Адвалорная

(% минимальной розничной цены)

7,5

7,5

8

8,5

Минимальная специфическая

(руб. за 1000 шт.)

460

510

730

1000

Во время подготовки изменений ставок на 2013 года Минздрав России выступал с инициативой увеличить акцизы на табачные изделия в 11 раз. Такой шаг, по оценкам производителей, увеличил бы среднюю цену пачки сигарет в 5 раз. Также Минздрав рассчитывает на то, что повышение цен, которое неизбежно последует за акцизами, снизит потребление табака на 27%. В то же время ожидались и доходы от акцизных сборов: 356 млрд. рублей - в 2013 году, 615 млрд. рублей - в 2014 году и 1,08 трлн. рублей - в 2015 году2. Эти деньги планируется потратить на борьбу с курением.

Как оказалось, меры по борьбе с курением приняты не столь радикальные, и на 2013 и 2014 годы ставки акцизов сохранены в размерах, установленных ФЗ от 28 ноября 2011 г. № 338-ФЗ. Для сравнения приведем ставки акцизов для сигарет.

Таблица 2

Планируемые ставки акцизов на сигареты и папиросы на 2013 – 2015 гг3.

Ставка акциза

01.01.2013 - 31.12.2013

01.01.2014 - 31.12.2014

01.01.2015 - 31.12.2015

Специфическая

(руб. за 1000 шт.)

550

800

960

Адвалорная

(% минимальной розничной цены)

8

8

8

Минимальная специфическая

(руб. за 1000 шт.)

730

1040

1250

Ясно, что налоговая политика должна согласовываться с государственной программой в отношении снижения доступности алкогольной и табачной продукции для населения путем увеличения акцизов. Очевидно, что налоговая нагрузка косвенным образом перешла на покупателей, поскольку повышение ставок акцизов привело к повышению стоимости сигарет. В 2011 году средняя стоимость пачки сигарет составила 30 руб., в 2012 году – 35 руб., и, как планируется, к 2015 году стоимость составит 65 руб.4

Алкогольная продукция

Величина акцизов на алкогольную продукцию на 2013 и 2014 сохранена в размерах, установленных ФЗ от 28.11.2011 № 338-ФЗ. То есть в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, акциз на сам спирт повысится с 44 до 59 руб. за литр. Акцизы на продукцию слабее 9 % вырастут на 18-19 %, а крепче 9 % на 33,3 %, в результате чего бутылка самой дешевой водки в магазине будет стоить не дешевле 170 руб. На 16 % увеличивается акциз на вино. В крепком пиве (свыше 8,6 %) акцизная составляющая вырастает с 21 до 26 руб. за литр, в светлом пиве (от 0,5 до 8,6 %) с 12 до 15 руб. за литр.

ФЗ от 29 ноября 2012 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает ставку акциза в 2015 г.:

  • на алкоголь крепостью до 9% - 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;

  • свыше 9% - 600 руб.

Говоря об общей тенденции, акцизы с 2008 года уже увеличились в 5 раз, но при этом он остается главным инструментом регулирования ценообразования на рынке алкогольных напитков и формирует ту или иную степень доступности алкоголя. Опасно то, что при неравномерном повышении акциза на пиво и на крепкий алкоголь возникает перераспределение спроса в сторону крепкого алкоголя, в том числе контрафактного.

По отношению к 2014 году величина акцизов в 2015 на большинство видов подакцизных товаров возрастет в среднем на 20 процентов. При этом увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации или реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, планируется на 25 процентов.

Повышение ставок акцизов на вина и пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процентов и до 8,6 процента включительно по сравнению с 2014 годом предусматривается на 10 процентов.

Безусловно, решение об увеличении акцизов на алкоголь и табак, в первую очередь, носит фискальный характер. Однако многие страны считают это мерой, направленной на борьбу с потреблением алкоголя и табакокурением. На сегодняшний день алкогольный рынок выведен за пределы единого рынка, он регулируется национальными правительствами.

Россия – член Таможенного союза и из года в год повышает акцизы на алкоголь. Однако в Белоруссии и Казахстане акцизы намного меньше. Поэтому необходимо сгладить сложившуюся ситуацию, дабы избежать незаконного перемещения товара и продажи его по более низким ценам.

Нефтепродукты

Ставки акцизов на нефтепродукты – это единственный вид акцизов, которых коснулись изменения на 2013 и 2014 года.

В соответствии с ФЗ от 29.11.2012 № 203-ФЗ на 2013 — 2014 годы ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов предлагается проиндексировать во втором полугодии 2013 года в среднем на 6 процентов.

Кроме того, ФЗ от 29.11.2012 № 203-ФЗ вводит новый вид подакцизного товара – топливо печное бытовое, которое на практике нередко используется в качестве замены низкокачественного дизельного топлива.

Основная проблема, побудившая признать данный вид топлива подакцизным, заключается в следующем: оно является аналогом низкокачественного дизтоплива, но в отличие от последнего не облагается акцизом и поэтому дешевле. В результате для продажи печного топлива под видом дизеля его смешивают с обычным дизтопливом, или же, наоборот, производя дизельное топливо и маркируя его как печное, организация уклоняется от уплаты акциза.

Акциз на топливо печное бытовое будет рассчитываться следующим образом:

  • 5 860 рублей за тонну (с 01.07.2013 по 31.12.2013);

  • 6 446 рублей за тонну (в 2014 году);

  • 7 735 рублей за тонну (в 2015 году).

Исходя из показателей производства (по данным Минэнерго) за прошлый год, возможные поступления от будущего акциза можно оценить в 8 млрд. руб. в 2013 году, 17,6 млрд руб.— в 2014 году и 21,1 млрд руб.— в 2015 году. Предполагается, что поступления от нового акциза в некоторой степени решат вопрос наполнения дорожных фондов. В то же время, муниципальные дорожные фонды получат 10% от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимых на территории России - такое решение приняла Государственная Дума РФ, внеся поправки в 244 Федеральный закон. Однако поправка вступит в силу лишь с 2014 года. По расчетам разработчиков поправки, сумма доходов от акцизов на нефтепродукты составит не менее 40 млрд. рублей. Эти средства должны направляться в муниципальные дорожные фонды, формирование которых становится обязательным. До 2014 года предстоит провести инвентаризацию автомобильных дорог, ускорить перевод дорог из региональной в муниципальную собственность, так как от этого будет зависеть размер муниципального дорожного фонда.

Литература:

  1. Справочно - правовая система Консультант – Плюс;

  2. Справочно - правовая система ГАРАНТ;

  3. Глава 22 «Акцизы» Налогового Кодекса РФ;

  4. Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ";

  5. Федеральный закон от 29.11.2012 № 203-ФЗ "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

1 Максимова О.В.: [email protected]; Хохлова Д.А.: [email protected]

2 http://www.newsru.ru/finance/09oct2012/akziz.html

3 п.2 ст. 1 ФЗ от29.11.2012 № 203-ФЗ

4 http://www.newsru.ru/finance/09aug2012/tutbccprices.html

Просмотров работы: 7512