ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Маслова Е.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко изложены результаты курсовой работы «Элективный курс по физике как средство повышения уровня познавательного интереса учащихся средней школы». Рассматривается целесообразность использования элективного курса по физике, а так же каким образом элективный курс «Элементы теории решения изобретательских задач в физике» влияет на развитие познавательного интереса школьников к физике.

Проблема формирования познавательного интереса учащихся становится одной из наиболее актуальных в связи с развитием профильного обучения. Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» подчеркнута важная роль элективных курсов в обучении.

В ходе работы был приведен анализ научной литературы по разработке элективных курсов, где было дано определение элективного курса, была рассмотрена классификация и функции элективных курсов. В рамках работы изучалась психолого-педагогическая литература по формированию у учащихся мотивов учения и познавательных интересов в процессе обучения физике. Нами было выяснено, что мотивы учения являются предпосылкой развития познавательного интереса. Динамика формирования интереса к физике происходит от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Также обосновали целесообразность введения элективных курсов, которые дают ученикам возможность удовлетворить свои интересы и познавательные предпочтения, расширить круг приобретаемых знаний, тем самым курсы в рамках обязательного образования в определенной мере решают проблемы актуализации обучения, приведены примеры элективных курсов по физике для 10-11 классов.

В ходе исследования мы описали общий алгоритм составления программ элективного курса по физике, в который входит базовые требования к содержанию курса. Анализ изученной психолого-педагогической литературы показал, что развитие познавательного интереса в изучении элективного курса по физике способствует развитию воображения учащегося, способствует развитию логического мышления, вследствие чего проявляется познавательный интерес к обучению физике. В работе мы провели научно-методический анализ содержания элективного курса «Элементы теории решения изобретательских задач в физике», предназначенного для старшеклассников, где разбирались основные понятия данного курса, в частности, ключевые понятия ТРИЗ.

Стандарты на решение изобретательских задач представляют собой комплекс приёмов, использующих физические или другие эффекты для устранения противоречий и увеличения идеальности технических систем. Это своего рода формулы, по которым решаются задачи. Для описания структуры этих приёмов Г.С. Альтшуллером был создан вещественно-полевой (вепольный) анализ. В качестве примера приведем следующую задачу: «В холодильном агрегате необходимо обнаружить плотность, через которую просачивается жидкость (фреон, масло, водородоаммиачный раствор)».

Решение: в масло вводят люминофор; холодильник в темноте; освещают ультрафиолетовыми лучами. Свечение люминофора позволяет найти место утечки масла.

Весь инструментарий ТРИЗ, включая фонды физических, химических, геометрических эффектов, также выявлялся и развивался на основе изучения больших массивов патентной информации. В этом смысле ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей: отбираются и исследуются «сильные» решения, критически изучаются решения слабые и ошибочные.

ТРИЗ возникла в технике, потому что здесь был мощный патентный фонд, послуживший фундаментом теории. Но, помимо технических, существуют и другие системы: научные, художественные, социальные и т.д. Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач. Приведем пример такой задачи:

Из заводской многотиражки: «Наш комбинат выпускает ватные одеяла. Последнюю операцию – чистку одеяла от ваты – производим вручную. Попытка механизировать этот трудоемкий процесс не увенчалась успехом. На других предприятиях (нам известно) одеяла также чистят вручную. Обращаемся с просьбой к изобретателям: помогите механизировать этот процесс. Директор комбината».

Подумайте, что можно здесь предложить. Представьте себе одеяло, пушинку вату на нем, как сделать, чтобы она сама отлетела от одеяла?

Решение:

Надо использовать электростатические силы отталкивания: одеяло обдувают потоком ионизированного воздуха, на поверхность одеяла и на пушинки ваты оседают заряды одного знака. Кусочки ваты отскакивают и хорошо собираются пылесосом.

Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается, становится более гибким и управляемым. ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения.

Таким образом, разработанный курс направлен на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.

В результате проделанной работы были разработаны несколько уроков по элективному курсу «Элементы теории решения изобретательских задач в физике», в которых делался акцент на развитие познавательного интереса учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами образовательных учреждений.

Библиографический список

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука /Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.

  2. Синюк А.И. Задачи для развития технического мышления учащихся; Методического пособие для студентов педвузов и руководителей технических кружков средних учебных заведений /А.И.Синюк – Альметьевск: Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, Закамское отделение, 2002.–25 с.

  3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы; Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений /С. Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 368 с.

  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования РФ № 2783 от 18 июля 2002 г. //Образование в современной школе. – 2003. – № 2. – С. 5-16.

  5. Теория решения изобретательских задач [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://allstuds.ru/teorrech2.html#, свободный.

  6. ТРИЗ — технология творчества //Сайт Тризисного Центра. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=3, свободный.

Просмотров работы: 2042