АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «СОЛОВЕЙ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «СОЛОВЕЙ»

Шамсутдинова Д.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своем произведении «Соловей» Ганс Христиан Андерсен пишет о Древнем Китайском государстве, об императоре этого государства, о его дворце. Противопоставляется этому дворцу лес, в котором живет Соловей –

птица, обладающая уникальным голосом и радующая людей своим прекрасным пением, являющаяся воплощением истинного искусства. Андерсен пишет о взаимодействии этих сторон, следовательно, конфликт происходит между представителями этих сторон – китайским императором и Соловьем. Конфликт в данном произведении является разрешимым, ограничивается рамками произведения. Основной проблемой в данном произведении является вопрос истинных и мнимых ценностей. Истинными ценностями Андерсен считает свободу, простоту, доброту, взаимопомощь, красоту живой природы, живое искусство, а мнимыми - материальное богатство, власть, любование своим высоким положением, награды, почести, механическое подражание живому искусству. Основной идеей в данном произведении является то, что подлинное живое искусство является истинной ценностью и обладает великой силой, способной победить даже смерть. Также Андерсен подчеркивает идею о том, что живое искусство невозможно заменить никаким механизмом, альтернативы живому искусству нет. Пафос произведения - романтический. Это выражается в том, что изображен идеальный герой – Соловей, противопоставленный всему остальному миру, стремящийся к свободе, олицетворяющий высшее искусство и духовное богатство.

Композиция данного произведения типична и содержит все структурные элементы. Повествование начинается с экспозиции. Она заключается в описании дворца китайского императора, огромного цветущего сада при дворце и леса, который простирался до самого синего моря и в котором живет маленькая птичка – Соловей, обладающая прекрасным голосом. Кроме этого, автор в этой части повествует о том, что в это место, куда со всего света приезжали путешественники. Они были в восторге и от дворца, и от сада, и от леса, но, услышав пение Соловья, говорили: «Вот это лучше всего!». В честь Соловья поэты слагали стихи, а ученые упоминали о нем в своих книгах.

Следующая часть произведения – завязка. Она заключается в том, что однажды такая книга дошла до самого китайского императора. Однако он был очень удивлен, прочитав о том, что возле его дворца живет такая птица, которая людей со всего света восхищает своим пением. Он о ней ничего не знал.

После завязки начинается самая большая по объему часть произведения – развитие действий. В этой части автор пишет о том, как китайскому императору принесли птицу по имени Соловей, как он радовался пению этой птицы, как он собирал праздники в честь Соловья. Но однажды императору пришла посылка из Японии с искусственным Соловьем. Он был на много красивее живого и пел он сколько угодно, без устали, правда, только одну песню. Люди перестали обращать внимание на живого Соловья, и он улетел из дворца к себе домой, в лес. Однако, заметив отсутствие Соловья, люди недолго тосковали по нему, потому что они признали искусственную птицу лучшей.

Император все продолжал заводить искусственную птицу, а люди все продолжали слушать ее пение, но искусственный Соловей был уже не тем, что раньше, зубчики шестеренок истерлись, поэтому пришлось его заводить гораздо реже.

Прошло еще пять лет. Император постарел и заболел. Он лежал совсем неподвижно на своем ложе, а рядом, также тихо и неподвижно лежал императорский заводной Соловей.

Эти события приводят нас к следующей части произведения – кульминации. В этой части повествуется о том, как к императору пришла Смерть и стала напоминать ему обо всех делах, свершенных им в жизни - добрых и злых. Но злых дел оказалось гораздо больше. Не выдержав этого, император закричал о том, что не хочет больше этого слышать, а хочет музыку, песнь Соловья! Но заводной Соловей молчал – некому было его завести. А Смерть только усмехалась и глядела на императора своими пустыми глазницами. Но вдруг за окном раздалось пение живого Соловья, которое понравилось даже Смерти, и она решила улететь от императора.

Эти события приводят нас к развязке. Смерть улетает, император благодарит Соловья за спасение от смерти. Соловей обещает императору прилетать к нему и петь для него, только тогда, когда Соловей сам этого захочет, и улетает.

Эпилог произведения заключается в том, что когда придворные зашли в комнату императора, ожидая увидеть его мертвым, он лежал в кровати живым и полностью здоровым и сказал им: «С добрым утром!».

Итак, рассмотрев композицию данного произведения, охарактеризуем героев произведения – главных и второстепенных. Главными героями являются Соловей и китайский император, второстепенными – первый министр и девочка, которая помогла найти в лесу Соловья.

Соловей – динамический персонаж, так как в произведении нет подробного описания его внешности, оно складывается из отдельных деталей, разбросанных по всему тексту. Соловей – это маленькая серая птичка, невзрачная на вид, но обладающая невероятно красивым голосом. Соловей – воплощение истинного живого искусства. Но искусство требует свободу, поэтому и Соловей свободолюбив. Это особенно проявляется в сцене его разговора с императором после изгнания Смерти. Император просит Соловья остаться, но он отказывается, потому что для его искусства необходима свобода. Кроме этого, Соловей добрый и бескорыстный. Несмотря на то, что он хотел петь в лесу, он согласился полететь во дворец и спеть императору, если только это будет приятно ему. Также его бескорыстность выражается в том, что он отказывается от всех подарков императора, говоря о том, что высшей наградой для него является то, что он видел слезы на глазах императора, когда в первый раз пел перед ним. Соловей не тщеславен. Если бы он был таковым, он бы не улетел из дворца, продолжал бы петь для людей и получал овации. То, что Соловей не тщеславен, проявляется в его просьбе императору не рассказывать никому о том, что у него есть Соловей и что он поет для него. Также Соловей добродушный и незлопамятный. Он не злится на императора за то, что тот изгнал его из государства и даже помогает императору спастись от Смерти.

Следующий главный герой в данном произведении – это император. Император также как и Соловей является динамическим персонажем, так как черты его личности в произведении проявляются через его действия. Он эгоистичный и нетерпеливый. Его нетерпеливость проявляется тогда, когда его министр не смог найти Соловья, и император стал говорить, что, если птицы не будет у него в назначенное время, он прикажет всех министров после ужина отколотить палками по животу. Также в этом эпизоде проявляется жестокость императора. Кроме этого, император неблагодарный. Это проявляется в эпизоде, в котором говорится о том, что император издал указ об изгнании Соловья из китайского государства. Однако в конце произведения император меняется, он становится благодарным Соловью за то, что он спас ему жизнь. Также император становится менее эгоистичным и более терпеливым и даже доброжелательным. Это проявляется в том, что он не держит Соловья и дает ему свободу, соглашается на то, что Соловей сам будет прилетать к императору, когда захочет; при пробуждении после роковой ночи, император говорит слугам «Доброе утро!». Автор к данному герою относится скорее отрицательно, чем положительно, так как пишет о том, что император злых дел в жизни совершал гораздо больше, чем добрых. Но, тем не менее, автор допускает изменение нравственных качеств императора в лучшую сторону.

Рассмотрим второстепенных героев. Одним из них является первый министр при императоре. Он эгоистичный и самовлюбленный, так как с людьми ниже его чином он не разговаривал, а отвечал только: «Пф», что ровным счетом ничего не означало. Он очень высокого мнения о себе. Это проявляется в его словах о Соловье: «…Наверное, он посерел от страха, увидев так много знатных особ». Первый министр также является динамическим персонажем, описания его внешности и характера в тексте нет, черты его личности проявляются через его слова и действия в некоторых эпизодах.

Следующий второстепенный герой – девочка, которая помогла министру найти в лесу Соловья. Она мила и отзывчива. Вероятно, она очень самостоятельна, потому что, несмотря на то, что она еще сама очень мала, она уже ухаживает за своей матерью и работает. Девочка также динамический персонаж, черты ее личности раскрываются через ее действия и образ жизни.

Далее рассмотрим художественное время и художественное пространство, изображаемое автором. Художественное пространство в данном произведении условное, так как это произведение является сказкой, то есть – вымыслом. Также пространство в этом произведении сжатое. Художественное время в данном произведении не соотнесено с историческим, непрерывно, тип времени – эпический, так как все события в произведении происходят в хронологическом порядке. Также время в произведении длительное, так как охватывает несколько лет, конечное, замкнутое, так как все события происходят в рамках одного произведения.

Итак, проанализировав произведение Ганса Христиана Андерсена «Соловей» можно сказать о том, что оно является очень поучительным как для школьников, так и для взрослых. Андерсен в своем произведении показывает читателю, какие ценности истинные, а какие - мнимые и призывает ценить истинные ценности, такие как широту души, доброту, простоту, природу, живое искусство. Они имеют невероятную силу, которая способна победить даже смерть.

Просмотров работы: 27916