АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ И МОДЕЛЕЙ ВЫБОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ КАК ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ И МОДЕЛЕЙ ВЫБОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ КАК ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИКА

Красникова Д.А. 1, Зуйков А.Н. 1, Евсеева А.А. 1
1Саратовский государственный технический университет им Ю.А. Гагарина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблем выбора логистических посредников заключается в том, что в современных условиях на рынке автотранспортных услуг функционирует большое количество посредников и среди этого разнообразия потребитель должен выбрать себе надёжного партнёра для реализации его логистической стратегии.

Посредниками в логистических операциях являются различные специализированные транспортные, экс­педиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терми­налы и терминальные комплексы, грузовые распределитель­ные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упа­ковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Ло­гистические активности, относящиеся к физическому распре­делению, могут выполняться и торговыми посредниками.

Центральное место среди логистических посредников занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара мо­гут выполнять и многие другие функции физического распре­деления (например, транспортировки, экс­педирования, страхования, грузопереработки, управления запа­сами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т.д.).

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты выбора логистических посредников, предложены критерии для выбора транспортно-экспедиторских компаний, а также приведён пример расчетов по одному из представленных методов.

При исследовании проблем выбора посредников были изучены работы отечественных и зарубежных учёных: Лукинский В.С., Перегудов Ф.И., Гаджинский А.М., Сергеев В.И., Миротин Л.Б., Неруш Ю.М., Бауэрсокс Д.Дж.

Анализ посредников, выполняющих конкретные услуги и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определённым набором критериев. К числу важнейших критериев выбора посредника относятся: качество предлагаемых услуг, надёжность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требования фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.

Среди наиболее важных критериев отбора находится, конечно, качество. Качество предлагаемых услуг должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.д., т.е. полностью удовлетворять требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отражённых, как правило, в сертификатах. При оценке качества услуг могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделия, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка (сервис) и т.п.

Надёжность также является одним из ключевых показателей, определяющих способность посредника удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени требования фирмы-производителя к качеству, срокам и объёмам поставок.

Большое значение имеют возможности посредника удовлетворять определённым требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности, используемое технологическое оборудование, складская система, наличие возможности доставки груза в большом количестве, уровень организации и контроля за поставками и т.п.

Следующую сферу параметров оценки посредника составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых грузов. Важную роль играют и ценовые скидки, например, за многократные заказы у одного и того же поставщика. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости, производимая с помощью независимого аудитора.

Кроме определённых количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нём от партнёров по бизнесу или в СМИ, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнёрским отношениям и т.п. Негативная оценка хотя бы по одному из таких показателей может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнёров.

Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется прежде всего транспортными расходами на доставку продукции. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку продукции с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIT подхода, более короткие производственные циклы, большую надёжность поставок. Однако следует учитывать, что удалённые поставщики могут обеспечить поставку более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.

Среди моделей и методов, применяемых в логистике, можно выделить ряд моделей, позволяющих принять решение о выборе наилучшей альтернативы из нескольких имеющихся. Это модели выбора логис­тических посредников, принятие решения «делать или покупать», выбор способа перевозки, вида транспорта, транспортного средства, марш­рута, выбор стратегии управления запасами, варианта инвестирова­ния средств в логистическую инфраструктуру и многие другие прак­тические задачи, решаемые в разных сферах логистики предприятия.

Задачи выбора очень распространены в логистике, при этом они до­статочно разнообразны, что объясняется рядом причин. Основываясь на работе Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко «Введение в системный анализ», приведем некоторые из них. Во-первых, выбор может быть разовым и повторным (или повторяющимся). Причем большинство задач разового выбора при накоплении информации о его условиях, альтернативах может перейти в разряд повторного выбора. Например, выбор места расположения распределительного центра в конкретном регионе можно отнести к разовому выбору, так как последующий бу­дет производиться или в другом регионе, или в изменившихся услови­ях рынка, пли при других объемах поставок и т. п. Выбор перевозчика для доставки грузов — это задача разового выбора, переходящего в по­вторяющийся, поскольку перевозчики могут требоваться достаточно часто, если не постоянно.

Во-вторых, в зависимости от ответственности за выбор можно вы­делить индивидуальный и многосторонний выбор. Индивидуальный разовый выбор в зависимости от того, известны его последствия или нет, можно разделить на выбор в условиях определенности, неопреде­ленности и в условиях риска. В каждом случае могут применяться спе­циальные методы, позволяющие произвести выбор. Так, в условиях определенности возможны оптимизация, упорядочение и произволь­ный выбор; в условиях неопределенности могут быть применены тео­рия игр, теория полезности, модели, учитывающие стохастические ре­шения, расплывчатые множества и др.

Индивидуальный повторный выбор, базирующийся на разовом, преду­сматривает адаптацию к решениям и селекцию претендентов (альтер­натив).

Многосторонний (разовый и повторный) выбор в зависимости от степени согласованности целей разделяют на кооперативный (инте­ресы сторон совпадают), конфликтный (интересы сторон противопо­ложны) и коалиционный (компромиссный).

Взаимосвязь задач выбора представлена на рис.1. Следует отме­тить, что эта иерархия задач далеко не полная, здесь представлены в первом приближении варианты выбора, используемые в принятии логистических решений.

Для описания выбора существуют три различных подхода (языка): критериальный, бинарных отношений (предпочтений) и функций выбора. Самым простым и наиболее часто используемым на практике является критериальный язык описания выбора, суть которого состо­ит в оценке каждой альтернативы конкретным числом — значением критерия и сравнении альтернатив как сопоставление соответству­ющих чисел. Выбор может быть однокритериальным и многокрите­риальным. Например, однокритериальным может быть выбор «делать или покупать», когда в качестве оцениваемого параметра будут затра­ты, которые должна понести фирма в том и другом случае; выбор раз­мера оптимальной партии заказа — в качестве критерия выступают затраты на выполнение и хранение заказа, и т. д. Однако в большинстве случаев сравнение альтернатив приводит к необходимости их оценки по нескольким критериям.

Многокритериальным может быть выбор способа перевозки, вида транспорта, маршрута, например по критериям затрат, времени, риска и др.; выбор логистического посредника, например по критериям стои­мости услуг, качества, времени выполнения работ, положению на рынке и пр.

Однокритериалъные задачи решаются аналитическим способом: описы­вается целевая функция, задаются ограничения и находится решение, соответствующее наилучшему значению целевой функции.

Рис.1. Задачи выбора и их взаимосвязь

Для нахождения решения многокритериальной задачи используются разные способы, наиболее распространенные из которых представлены на рис.2.

Рис.2. Методы решения задач выбора

Рассмотрим использование экспертных методов при выборе логистических посредников (однокритериальные оценки).

Выбор логистических посредников: поставщиков, экспедиторов, перевозчиков и т.д., является наиболее распространенной задачей для большинства функциональных областей логистики. Очевидно, что при наличии конкуренции во всех звеньях логистической системы наблюдается многовариантность, выражающаяся как в большом количестве посредников, которые могут выполнять соответствующие операции, так и в наличии альтернативных вариантов решений, сфор­мированных из различных звеньев логистической системы.

Вопросы выбора посредников, рассмотренные практически во всех работах по логистике, различаются в основном глубиной проработки и наличием примеров расчетов. В большинстве работ выбор логисти­ческих посредников производится в условиях определенности и рас­сматривается как однокритериальная пли сводимая к ней многокри­териальная задача.

Можно выделить два под­хода, на основе которых производится выбор посредника:

  • аналитический, предполагающий осуществление выбора с исполь­зованием формул, которые включают ряд параметров, характери­зующих ЛП;

  • экспертный, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих ЛП, и описаны про­цедуры получения интегральных экспертных оценок (рейтингов).

Более сложный алгоритм выбора перевозчика рассмотрен в работе В.И. Сергеева (рис.3).

Рис.3. Алгоритм выбора транспортно-экспедиторской компании

Выбор логистического посредника может быть произведен также и на основе решения многокритериальной задачи. Выбор модели решения много­критериальной задачи зависит оттого, насколько равна важность кри­териев, в соответствии с которыми производится выбор, см. рис. 2. Часто критерии выбора противоречат друг другу в большей или мень­шей степени. В этом случае необходим поиск компромиссного реше­ния. Решение многокритериальных задам осложняется также разны­ми единицами измерения оценки результатов альтернатив по разным критериям. Поэтому прежде, чем приступить к решению многокрите­риальной задачи, критерии необходимо привести к одной единице изме­рения (обычно к безразмерному виду), т. е. нормализовать. Существуют различные варианты нормализации, например, может быть применен следующий способ, по которому безразмерная (относительная) вели­чина критериев определяется по формуле:

; j = 1,n, (1)

где рия (область допустимых решений); , минимальное и максимальное значение j-го критерия; n - количество критериев в многокритериальной задаче.

Одним из способов решения многокритериальной задачи является приведение ее к однокритериальному виду или свертывание критери­ев. Этот способ применяется как при равной, так и при разной важно­сти критериев. При разной важности критериев используется аддитивное свертывание, имеющее вид:

(2)

рия

Если частные критерии имеют одинаковый вклад в суперкритерий (одинаковые весовые коэффициенты, т. е. равная важность), то решение находится методом равномерной оптимальности:

(3)

с помощью мультипликативного преобразования (свертывания): (4)

и минимаксного свёртывания, соответствующего поиску решения по критерию Сэвиджа:

(5)

Рассмотрим этот метод на конкретном примере. За основу возьмем показатели работы трех компаний, работающих на рынке г.Саратова. Для выбора транспортно-экспедиторской компании предлагаем использовать следующие критерии (табл.1).

Таблица 1 - Показатели (критерии) для оценки посредников

Критерий

Посредники

1

2

3

Перевозка груза к назначенному сроку, %

0,97

0,92

0,89

Регулярность прибытия груза, %

0,93

0,95

0,9

Срочность перевозки груза, %

0,88

0,91

0,98

Сохранность перевозимого груза, %

0,98

0,97

0,95

Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг)

5,5

5,2

6

Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб/ч

200

210

190

Стоимость складских операций, руб/сут

140

170

150

Предоставление информации о следовании груза

+

+

-

Имидж в своей отрасли

отличн.

хор.

оч.хор.

Соответствие продукции ГОСТ 51005-96

+

+

+

Учитывая, что критерии имеют разную размерность, приведем их к безразмерному виду, используя формулу (1). Для примера рассмот­рим критерий «перевозка груза к назначенному сроку»:

1; =0,38 =0.

Учитывая разную направленность критериев, умножим на (-1) зна­чения критериев, стремящихся к минимуму. Это критерии «стоимость доставки», «стоимость ПРО» и «стоимость складских работ». Остальные критерии стремят­ся к максимуму. Результаты приведения критериев к безразмерному виду приведены в табл. 2.

Таблица2 -Нормализованные значения критериев выбора посредника

Критерий

Посредники

1

2

3

Перевозка груза к назначенному сроку

1

0,38

0

Регулярность прибытия груза

0,6

1

0

Срочность перевозки груза

0

0,3

1

Сохранность перевозимого груза

1

0,67

1

Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг)

-0,375

0

-1

Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб

-0,5

-1

0

Стоимость складских операций, руб/сут

0

-1

-0,3

Предоставление информации о следовании груза

1

1

0

Имидж в своей отрасли

1

0

0,68

Соответствие продукции ГОСТ 51005-96

1

1

1

Используя весовые коэффициенты критериев, решим многокритериальную задачу выбора по­ставщика методом аддитивного свертывания, формула (2).

Для 1 по­ставщика значение свертывания критериев имеет вид:

q1=0,032*1+0,087*0,6+0,389*0+0,236*1+0,143(-0,375)+0,053*

(-0,5)+0,019*0+0,3*1+0,38*1+0,08*1=1;

для поставщиков 2 и 3, рассчитывая так же, получим:

, q3=0,81.

Наибольшее значение свертывания критериев имеет поставщик 1, следовательно, основываясь на методе аддитивного свертывания, от­даем предпочтение первому поставщику. Используя данный метод, не­обходимо помнить, что решение зависит от весовых коэффициентов, т. е. изменение веса может привести к другому результату.

Предположим, что все критерии имеют равную важность, и восполь­зуемся методом равномерной оптимальности (сжатия). По формуле (3) получим следующие результаты для поставщиков 1, 2 и 3 соответственно:

3,25.

Наибольшее значение суммы критериев принадлежит поставщи­ку 1, его следует выбрать на основании метода равномерной опти­мальности.

Для того чтобы воспользоваться формулой (4) для мультипли­кативного преобразования (свертывания), необходимо избавиться от отрицательных значений критериев, не нарушая при этом их однона­правленности. Прибавим к значениям критериев «стоимость доставки», «стоимость ПРО» и «стоимость складских операций» константу, например 2. Получим зна­чения «стоимость доставки» для трёх поставщиков соответственно 1,625; 2; 1. Значение «стоимость ПРО» — 1,5; 1; 2. Значение «стоимость складских операций» - 2;1;1,7. Осталь­ные показатели остаются без изменения. В результате мультиплика­тивного преобразования получим для поставщика 1:

Для поставщика 2 : = 0.

Все поставщики имеют равное значение, следовательно, можно выбрать любого из них.

Следующий метод — минимаксное свертывание. Сначала необхо­димо найти наибольшие значения всех критериев. Составим матрицу (табл. 3) сожалений, элементы которой равны разности между максимальным значением критерия и значением, соответствующим определенному посреднику.

Таблица 3- Матрица сожалений

Критерий

Посредники

1

2

3

Перевозка груза к назначенному сроку

0

0,62

1

Регулярность прибытия груза

0,4

0

1

Срочность перевозки груза

1

0,7

0

Сохранность перевозимого груза

0

0,33

0

Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг)

0,375

0

1

Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб

0,5

1

0

Стоимость складских операций, руб/сут

0

1

0,3

Предоставление информации о следовании груза

0

0

1

Имидж в своей отрасли

0

1

0,32

Соответствие продукции ГОСТ 51005-96

0

0

0

Максимальное отклонение

1

1

1

Из табл. 3 видно, что максимальное отклонение (со­жаление) у всех посредников равное, следовательно, на основе метода минимакс­ного свертывания можно выбрать любого посредника.

Результаты свертывания критериев разными способами приведены в табл.4.

Таблица 4- Результаты свертывания критериев

Метод свертывания критериев

Посредник

Наилучшее значение

Выбор

1

2

3

   

Аддитивное свертывание

1

0,68

0,81

1

1

Метод равномерной оптимальности

4,725

2,35

2,38

4,725

1

Мультипликативное преобразование

0

0

0

0

1,2 или 3

Минимаксное свертывание

1

1

1

1

1,2 или 3

Как видно из табл. 6, на основании использования методов свер­тывания критериев необходимо выбрать посредника 1, так как на него указывает большинство методов.

Таким образом, каждая фирма может устанавливать свои критерии оценки посредников исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие маркетинговые требования к посредникам: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом (договором, контрактом); продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии; соблюдать требуемые объемы поставки; оперативно откликаться на новые требования фирмы- заказчика; предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены; изменения по номенклатуре продукции должны отвечать новым стандартам; предоставлять при необходимости дополнительные услуги; доступность (территориальная, информационная, коммуникационная) посредника.

Маркетинговые требования к логистическим посредникам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Так, на этапе экономического подъема требования к поставщикам могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабжение).

Выбор посредников — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете, — репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции.

Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с посредником, то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает, что менять посредника — процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или посредник оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового посредника. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому посреднику следует сразу предъявлять повышенные требования.

Список литературных источников

  1. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

  2. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.

  3. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.:Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.

  4. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних учеб. заведений. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 375 с.

  5. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. – М.: Филинъ, 2008. - 772 с.

  6. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учеб пособие. – М.: Экзамен, 2006. -512 с.

  7. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 389с.

9

Просмотров работы: 11390