Актуальность проблем выбора логистических посредников заключается в том, что в современных условиях на рынке автотранспортных услуг функционирует большое количество посредников и среди этого разнообразия потребитель должен выбрать себе надёжного партнёра для реализации его логистической стратегии.
Посредниками в логистических операциях являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические активности, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.
Центральное место среди логистических посредников занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и многие другие функции физического распределения (например, транспортировки, экспедирования, страхования, грузопереработки, управления запасами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т.д.).
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты выбора логистических посредников, предложены критерии для выбора транспортно-экспедиторских компаний, а также приведён пример расчетов по одному из представленных методов.
При исследовании проблем выбора посредников были изучены работы отечественных и зарубежных учёных: Лукинский В.С., Перегудов Ф.И., Гаджинский А.М., Сергеев В.И., Миротин Л.Б., Неруш Ю.М., Бауэрсокс Д.Дж.
Анализ посредников, выполняющих конкретные услуги и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определённым набором критериев. К числу важнейших критериев выбора посредника относятся: качество предлагаемых услуг, надёжность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требования фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.
Среди наиболее важных критериев отбора находится, конечно, качество. Качество предлагаемых услуг должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.д., т.е. полностью удовлетворять требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отражённых, как правило, в сертификатах. При оценке качества услуг могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделия, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка (сервис) и т.п.
Надёжность также является одним из ключевых показателей, определяющих способность посредника удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени требования фирмы-производителя к качеству, срокам и объёмам поставок.
Большое значение имеют возможности посредника удовлетворять определённым требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности, используемое технологическое оборудование, складская система, наличие возможности доставки груза в большом количестве, уровень организации и контроля за поставками и т.п.
Следующую сферу параметров оценки посредника составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых грузов. Важную роль играют и ценовые скидки, например, за многократные заказы у одного и того же поставщика. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости, производимая с помощью независимого аудитора.
Кроме определённых количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нём от партнёров по бизнесу или в СМИ, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнёрским отношениям и т.п. Негативная оценка хотя бы по одному из таких показателей может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнёров.
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется прежде всего транспортными расходами на доставку продукции. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку продукции с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIT подхода, более короткие производственные циклы, большую надёжность поставок. Однако следует учитывать, что удалённые поставщики могут обеспечить поставку более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.
Среди моделей и методов, применяемых в логистике, можно выделить ряд моделей, позволяющих принять решение о выборе наилучшей альтернативы из нескольких имеющихся. Это модели выбора логистических посредников, принятие решения «делать или покупать», выбор способа перевозки, вида транспорта, транспортного средства, маршрута, выбор стратегии управления запасами, варианта инвестирования средств в логистическую инфраструктуру и многие другие практические задачи, решаемые в разных сферах логистики предприятия.
Задачи выбора очень распространены в логистике, при этом они достаточно разнообразны, что объясняется рядом причин. Основываясь на работе Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко «Введение в системный анализ», приведем некоторые из них. Во-первых, выбор может быть разовым и повторным (или повторяющимся). Причем большинство задач разового выбора при накоплении информации о его условиях, альтернативах может перейти в разряд повторного выбора. Например, выбор места расположения распределительного центра в конкретном регионе можно отнести к разовому выбору, так как последующий будет производиться или в другом регионе, или в изменившихся условиях рынка, пли при других объемах поставок и т. п. Выбор перевозчика для доставки грузов — это задача разового выбора, переходящего в повторяющийся, поскольку перевозчики могут требоваться достаточно часто, если не постоянно.
Во-вторых, в зависимости от ответственности за выбор можно выделить индивидуальный и многосторонний выбор. Индивидуальный разовый выбор в зависимости от того, известны его последствия или нет, можно разделить на выбор в условиях определенности, неопределенности и в условиях риска. В каждом случае могут применяться специальные методы, позволяющие произвести выбор. Так, в условиях определенности возможны оптимизация, упорядочение и произвольный выбор; в условиях неопределенности могут быть применены теория игр, теория полезности, модели, учитывающие стохастические решения, расплывчатые множества и др.
Индивидуальный повторный выбор, базирующийся на разовом, предусматривает адаптацию к решениям и селекцию претендентов (альтернатив).
Многосторонний (разовый и повторный) выбор в зависимости от степени согласованности целей разделяют на кооперативный (интересы сторон совпадают), конфликтный (интересы сторон противоположны) и коалиционный (компромиссный).
Взаимосвязь задач выбора представлена на рис.1. Следует отметить, что эта иерархия задач далеко не полная, здесь представлены в первом приближении варианты выбора, используемые в принятии логистических решений.
Для описания выбора существуют три различных подхода (языка): критериальный, бинарных отношений (предпочтений) и функций выбора. Самым простым и наиболее часто используемым на практике является критериальный язык описания выбора, суть которого состоит в оценке каждой альтернативы конкретным числом — значением критерия и сравнении альтернатив как сопоставление соответствующих чисел. Выбор может быть однокритериальным и многокритериальным. Например, однокритериальным может быть выбор «делать или покупать», когда в качестве оцениваемого параметра будут затраты, которые должна понести фирма в том и другом случае; выбор размера оптимальной партии заказа — в качестве критерия выступают затраты на выполнение и хранение заказа, и т. д. Однако в большинстве случаев сравнение альтернатив приводит к необходимости их оценки по нескольким критериям.
Многокритериальным может быть выбор способа перевозки, вида транспорта, маршрута, например по критериям затрат, времени, риска и др.; выбор логистического посредника, например по критериям стоимости услуг, качества, времени выполнения работ, положению на рынке и пр.
Однокритериалъные задачи решаются аналитическим способом: описывается целевая функция, задаются ограничения и находится решение, соответствующее наилучшему значению целевой функции.
Рис.1. Задачи выбора и их взаимосвязь
Для нахождения решения многокритериальной задачи используются разные способы, наиболее распространенные из которых представлены на рис.2.
Рис.2. Методы решения задач выбора
Рассмотрим использование экспертных методов при выборе логистических посредников (однокритериальные оценки).
Выбор логистических посредников: поставщиков, экспедиторов, перевозчиков и т.д., является наиболее распространенной задачей для большинства функциональных областей логистики. Очевидно, что при наличии конкуренции во всех звеньях логистической системы наблюдается многовариантность, выражающаяся как в большом количестве посредников, которые могут выполнять соответствующие операции, так и в наличии альтернативных вариантов решений, сформированных из различных звеньев логистической системы.
Вопросы выбора посредников, рассмотренные практически во всех работах по логистике, различаются в основном глубиной проработки и наличием примеров расчетов. В большинстве работ выбор логистических посредников производится в условиях определенности и рассматривается как однокритериальная пли сводимая к ней многокритериальная задача.
Можно выделить два подхода, на основе которых производится выбор посредника:
аналитический, предполагающий осуществление выбора с использованием формул, которые включают ряд параметров, характеризующих ЛП;
экспертный, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих ЛП, и описаны процедуры получения интегральных экспертных оценок (рейтингов).
Более сложный алгоритм выбора перевозчика рассмотрен в работе В.И. Сергеева (рис.3).
Рис.3. Алгоритм выбора транспортно-экспедиторской компании
Выбор логистического посредника может быть произведен также и на основе решения многокритериальной задачи. Выбор модели решения многокритериальной задачи зависит оттого, насколько равна важность критериев, в соответствии с которыми производится выбор, см. рис. 2. Часто критерии выбора противоречат друг другу в большей или меньшей степени. В этом случае необходим поиск компромиссного решения. Решение многокритериальных задам осложняется также разными единицами измерения оценки результатов альтернатив по разным критериям. Поэтому прежде, чем приступить к решению многокритериальной задачи, критерии необходимо привести к одной единице измерения (обычно к безразмерному виду), т. е. нормализовать. Существуют различные варианты нормализации, например, может быть применен следующий способ, по которому безразмерная (относительная) величина критериев определяется по формуле:
; j = 1,n, (1)
где рия (область допустимых решений); , минимальное и максимальное значение j-го критерия; n - количество критериев в многокритериальной задаче.
Одним из способов решения многокритериальной задачи является приведение ее к однокритериальному виду или свертывание критериев. Этот способ применяется как при равной, так и при разной важности критериев. При разной важности критериев используется аддитивное свертывание, имеющее вид:
(2)
рия
Если частные критерии имеют одинаковый вклад в суперкритерий (одинаковые весовые коэффициенты, т. е. равная важность), то решение находится методом равномерной оптимальности:
(3)
с помощью мультипликативного преобразования (свертывания): (4)
и минимаксного свёртывания, соответствующего поиску решения по критерию Сэвиджа:
(5)
Рассмотрим этот метод на конкретном примере. За основу возьмем показатели работы трех компаний, работающих на рынке г.Саратова. Для выбора транспортно-экспедиторской компании предлагаем использовать следующие критерии (табл.1).
Таблица 1 - Показатели (критерии) для оценки посредников
Критерий |
Посредники |
||
1 |
2 |
3 |
|
Перевозка груза к назначенному сроку, % |
0,97 |
0,92 |
0,89 |
Регулярность прибытия груза, % |
0,93 |
0,95 |
0,9 |
Срочность перевозки груза, % |
0,88 |
0,91 |
0,98 |
Сохранность перевозимого груза, % |
0,98 |
0,97 |
0,95 |
Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг) |
5,5 |
5,2 |
6 |
Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб/ч |
200 |
210 |
190 |
Стоимость складских операций, руб/сут |
140 |
170 |
150 |
Предоставление информации о следовании груза |
+ |
+ |
- |
Имидж в своей отрасли |
отличн. |
хор. |
оч.хор. |
Соответствие продукции ГОСТ 51005-96 |
+ |
+ |
+ |
Учитывая, что критерии имеют разную размерность, приведем их к безразмерному виду, используя формулу (1). Для примера рассмотрим критерий «перевозка груза к назначенному сроку»:
1; =0,38 =0.
Учитывая разную направленность критериев, умножим на (-1) значения критериев, стремящихся к минимуму. Это критерии «стоимость доставки», «стоимость ПРО» и «стоимость складских работ». Остальные критерии стремятся к максимуму. Результаты приведения критериев к безразмерному виду приведены в табл. 2.
Таблица2 -Нормализованные значения критериев выбора посредника
Критерий |
Посредники |
||
1 |
2 |
3 |
|
Перевозка груза к назначенному сроку |
1 |
0,38 |
0 |
Регулярность прибытия груза |
0,6 |
1 |
0 |
Срочность перевозки груза |
0 |
0,3 |
1 |
Сохранность перевозимого груза |
1 |
0,67 |
1 |
Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг) |
-0,375 |
0 |
-1 |
Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб |
-0,5 |
-1 |
0 |
Стоимость складских операций, руб/сут |
0 |
-1 |
-0,3 |
Предоставление информации о следовании груза |
1 |
1 |
0 |
Имидж в своей отрасли |
1 |
0 |
0,68 |
Соответствие продукции ГОСТ 51005-96 |
1 |
1 |
1 |
Используя весовые коэффициенты критериев, решим многокритериальную задачу выбора поставщика методом аддитивного свертывания, формула (2).
Для 1 поставщика значение свертывания критериев имеет вид:
q1=0,032*1+0,087*0,6+0,389*0+0,236*1+0,143(-0,375)+0,053*
(-0,5)+0,019*0+0,3*1+0,38*1+0,08*1=1;
для поставщиков 2 и 3, рассчитывая так же, получим:
, q3=0,81.
Наибольшее значение свертывания критериев имеет поставщик 1, следовательно, основываясь на методе аддитивного свертывания, отдаем предпочтение первому поставщику. Используя данный метод, необходимо помнить, что решение зависит от весовых коэффициентов, т. е. изменение веса может привести к другому результату.
Предположим, что все критерии имеют равную важность, и воспользуемся методом равномерной оптимальности (сжатия). По формуле (3) получим следующие результаты для поставщиков 1, 2 и 3 соответственно:
3,25.
Наибольшее значение суммы критериев принадлежит поставщику 1, его следует выбрать на основании метода равномерной оптимальности.
Для того чтобы воспользоваться формулой (4) для мультипликативного преобразования (свертывания), необходимо избавиться от отрицательных значений критериев, не нарушая при этом их однонаправленности. Прибавим к значениям критериев «стоимость доставки», «стоимость ПРО» и «стоимость складских операций» константу, например 2. Получим значения «стоимость доставки» для трёх поставщиков соответственно 1,625; 2; 1. Значение «стоимость ПРО» — 1,5; 1; 2. Значение «стоимость складских операций» - 2;1;1,7. Остальные показатели остаются без изменения. В результате мультипликативного преобразования получим для поставщика 1:
Для поставщика 2 : = 0.
Все поставщики имеют равное значение, следовательно, можно выбрать любого из них.
Следующий метод — минимаксное свертывание. Сначала необходимо найти наибольшие значения всех критериев. Составим матрицу (табл. 3) сожалений, элементы которой равны разности между максимальным значением критерия и значением, соответствующим определенному посреднику.
Таблица 3- Матрица сожалений
Критерий |
Посредники |
||
1 |
2 |
3 |
|
Перевозка груза к назначенному сроку |
0 |
0,62 |
1 |
Регулярность прибытия груза |
0,4 |
0 |
1 |
Срочность перевозки груза |
1 |
0,7 |
0 |
Сохранность перевозимого груза |
0 |
0,33 |
0 |
Стоимость доставки, руб/кг (до 500 кг) |
0,375 |
0 |
1 |
Стоимость погрузо-разгрузочных операций, руб |
0,5 |
1 |
0 |
Стоимость складских операций, руб/сут |
0 |
1 |
0,3 |
Предоставление информации о следовании груза |
0 |
0 |
1 |
Имидж в своей отрасли |
0 |
1 |
0,32 |
Соответствие продукции ГОСТ 51005-96 |
0 |
0 |
0 |
Максимальное отклонение |
1 |
1 |
1 |
Из табл. 3 видно, что максимальное отклонение (сожаление) у всех посредников равное, следовательно, на основе метода минимаксного свертывания можно выбрать любого посредника.
Результаты свертывания критериев разными способами приведены в табл.4.
Таблица 4- Результаты свертывания критериев
Метод свертывания критериев |
Посредник |
Наилучшее значение |
Выбор |
||
1 |
2 |
3 |
|||
Аддитивное свертывание |
1 |
0,68 |
0,81 |
1 |
1 |
Метод равномерной оптимальности |
4,725 |
2,35 |
2,38 |
4,725 |
1 |
Мультипликативное преобразование |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,2 или 3 |
Минимаксное свертывание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,2 или 3 |
Как видно из табл. 6, на основании использования методов свертывания критериев необходимо выбрать посредника 1, так как на него указывает большинство методов.
Таким образом, каждая фирма может устанавливать свои критерии оценки посредников исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие маркетинговые требования к посредникам: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом (договором, контрактом); продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии; соблюдать требуемые объемы поставки; оперативно откликаться на новые требования фирмы- заказчика; предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены; изменения по номенклатуре продукции должны отвечать новым стандартам; предоставлять при необходимости дополнительные услуги; доступность (территориальная, информационная, коммуникационная) посредника.
Маркетинговые требования к логистическим посредникам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Так, на этапе экономического подъема требования к поставщикам могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабжение).
Выбор посредников — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете, — репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции.
Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с посредником, то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает, что менять посредника — процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или посредник оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового посредника. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому посреднику следует сразу предъявлять повышенные требования.
Список литературных источников
Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.
Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.:Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних учеб. заведений. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 375 с.
Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. – М.: Филинъ, 2008. - 772 с.
Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учеб пособие. – М.: Экзамен, 2006. -512 с.
Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 389с.
9