ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ МИЛЮКОВ. ВЕХИ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ МИЛЮКОВ. ВЕХИ ЖИЗНИ

Александров М.А. 1, Руденко П.В. 1, Буталий С.В. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Веселую жизнь проводящим,

Живущим одним Настоящим,

Я песенку эту пою…

Не думайте вовсе о завтра,-

Живите, как песенки автор,

Сжигающий душу свою…

На свалку политику выбрось

И, ружья любого калибра

Сломав всем объятья раскрой.

Так думай, так действуй, так чувствую,

Чтобы сердце изведало усталь

От силы желаний порой!

Подумай, ведь только пол века

Отпущено на человека,

Вся жизнь твоя- лет пятьдесят…

Заботами краткой не порти,

Живи как проказливый чертик:

Хвосты у чертей не висят!..

Так что же ты нос свой повесил?

Будь смел, будь находчив, будь весел,

Бездумен как ангел в раю…

Веселую жизнь проводящим,

Живущим одним Настоящим

Я песенку эту пою!

И. Северянин

В данной работе, мы постарались осветить путь Павла Николаевича Милюкова. Конечно, мы понимаем, что нельзя объять необъятное, и не претендовали на полное изложение жизни этого человека, безусловно, яркой личности, наша задача была иной, попытаться создать литературно-историческую версию, коротких отрезков жизни нашего героя. Сделать своеобразные эскизы для будущей работы. Хочется верить, что наша версия заинтересуют вас. Своему герою, мы посвятили следующие строки, предваряя версию (стихи С.В.Буталий)..

П. Милюкову.

Он прирожденный был оратор,

Блистательнейший публицист,

Он - революции начало,

Но пред Отчизной своей чист!

И в эмиграции он боек,

Не костенел, не клял режим,

И умер он, как жил - героем,

Научной мысли исполин…

Павел Николаевич Милюков. Одна из ярких личностей начала 20-го века. Историк, специалист по русской культуре, страстный оратор и политик, лидер кадетской партии в государственной Думе, министр в составе Временного правительства, человек, не терпящий вторых ролей, истинный патриот России. При этом он был личностью противоречивой, порой сбивающейся с пути и возвращающегося на него вновь. Но тем и интересен этот человек, что он многогранен, а не однообразен.

К сожалению, проведенный среди молодёжи опрос выявил, что большинство поверхностно знают о судьбе Милюкова. Да и вообще, кто он такой. Вот поэтому мы решили написать данную работу, проследив основные вехи жизненного пути данного политика. Опираясь на источники, мы реконструивали события с одной стороны и в тоже время выдвинули версию: а как бы повёл себя Милюков в оккупированной Франции? Конечно, немца Ганса, играющего в шахматы, могло и не быть, но мы ввели его в сюжет чтобы лишний раз подчеркнуть, что и в эмиграции сердце Милюкова принадлежало России.

За окном кружились снежинки, плавно оседая на мостовую. Безжалостные подошвы людей и спешащие машины давили их на крохотные кусочки. Человек в военной форме понаблюдал за этим процессом и сказал: «А знаете профессор, людей на улице стало меньше. Все - таки режим с комендантским часом мобилизует их». Его собеседник тут же парировал: «Предложите эту методу остальным странам – Ганс, посмотрим, как они отреагируют» «К сожалению, я тороплюсь и отыграться не успею, но наше русско-германское противостояние остается в силе». С этими словами Ганс покинул помещение. Профессор подождал, осмотрел позицию на шахматной доске и, удовлетворенно покрутил усы. «Отыграться, ну нет уж. Никогда мы вам, немцам, не уступим. Совсем забыл оторвать лист календаря. 25 января 1942 год. Сколько воды утекло с тех пор, а все словно вчера было» Хозяин дома уселся в кресло и по привычке стал перелистывать старый альбом. Звали его Павел Николаевич Милюков.

1908 год. Российская дипломатия, фактически сдала Австро-Венгрии Боснию и Герцеговину. Получив устные заверения на владения проливами Босфор и Дарданеллы, министр иностранных дел так же устно (неслыханная ошибка дипломатии) разрешил Австро-Венгрии ввести войска в Боснию и Герцеговину. Чем последняя и воспользовалась, а про проливы забыли. Это был международный скандал. Вот в кулуарах Третей Думы разгорелись страсти, к трибуне подошел историк Павел Милюков, лидер кадетской партии « Мы - начал он - потерпели жесточайшее поражение на Балканах. И это отнюдь не случайно. Все это результат политики Его Величества, оппозицией к коей мы и являемся. И я думаю господа, что на этом карьера господина Извольского завершилась. У нас к нему одно требование: в отставку!» Часть монархистов неодобрительно загудела, а большая часть Думы подхватила требование: «Отставку! Отставку!»

Милюков сошел с трибуны под аплодисменты. А вскоре его место занял премьер, Столыпин говорил кратко, но четко. Одна из его фраз стала крылатой: «Россия потерпела вторую Цусиму». Реакция на его критику была незамедлительной: Жесткий пресс со стороны монархистов, а в сентябре 1911, пуля оборвала его жизнь. Да, Столыпин был той фигурой, которая могла увлечь за собой. Но кому, то было не выгодно, чтобы у руля России стоял сильный премьер. В результате - заговор. Естественно не без одобрения царя. А затем грянула война, которую Столыпин старался отодвинуть для России. Да, война - страшное слово. Милюков поежился в кресле, он встречает уже Вторую мировую войну и ничего хорошего не ждет. Война это страдание, боль, героизм и предательство. Как он хотел, чтобы его Отчизна выиграла и вернула Черноморские проливы, ведь недаром Черное море, раньше называлось Русским. Он даже получил прозвище Дарданельский, но пыла не убавил. « Воевать только до победы»- таков был его девиз. Лишь однажды его видели сумрачным - в день похорон единственного сына, погибшего на Западном фронте. С 1915 года после поражения на фронтах, партия вновь в оппозиции к правительству как к не способному обеспечить победу.

За окном разгулялся ветер, разбрасывая снег налево и направо. Как в Думе - усмехнулся Павел Николаевич. Заседание IV-й Думы 1 ноября 1916 года шло своим чередом, пока на трибуну не вышел Милюков. «У меня в руках немецкие газеты, и здесь пишут, что императрица и премьер Штюрмер являются изменниками в пользу Германии. Это глупость или действительно измена. И знаете, учитывая министерскую чехарду, я больше склоняюсь ко второму. Я и раньше называл вам этих людей - Манусевич-Мануйлов, Распутин, Питирим, Штюрмер. Это та придворная партия, которая провела Штюрмера в премьеры. А еще как пишет немецкая пресса- это партия группируется вокруг молодой царицы». Слева он услышал голоса: «Браво!» и вдруг как пощечина: «Клеветник!». Прищурившись, Павел Николаевич высмотрел, кто был возмущен его выступление до такой степени и с иронией ответил: «Я не чувствителен к выражением господина Замысловского». Позже речь тиражами уйдет в газеты и Россия забурлит. Особенно Петроград. Многие обвиняли, что это выступление послужило толчком к революции. Может быть, может быть. Хотя где то в столе должен лежать черновик письма о причинах революции. А вот он. «Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота, было принято нами вскоре после начала войны. Заметьте так же, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие налеты на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования».

Но успех Февральской революции казался кратким, его быстро оттеснили на вторые роли, а он привык быть примой и ушел. Не принял большевистский переворот, он всячески боролся с новой властью. Сначала вместе с Корниловым, а затем с Алексеевым. Но и тут проявился его неуживчивый характер, и он эмигрировал сначала в Турцию, затем в Англию, а позже во Францию. Павел Николаевич предложил новую тактику борьбы против большевизма. Краеугольными камнями были, отказ от вооруженной войны и интервенции, отмена помещичьего землевладения и самоуправления. Когда многие соратники выступили против таких идей, тогда он заявил, что выходит из кадетской партии и создает Парижскую демократическую группу Партии народной свободы.

Милюков встал и прошелся, он и не предполагал какую реакцию, вызовет его инициатива. Воскресным утром вместе со своим другом Владимиром Набоковым, они прогуливались по Парижской мостовой. Проезжавший велосипедист спрыгнул с велосипеда и на ходу выпустил пять пуль в их сторону, Милюков просто ощутил, как одна из них пропела рядом с ним свою песню. А преступник сбил с ног зеленщицу, перевернул лоток, но угодил в руки полицейских. (Позже выяснится, что это некто месье Рене Мортенс – человек, исполняющий грязные заказы. А заказчиками были обиженные кадеты) .Придя в себя, Павел Николаевич повернулся к другу, который лежал на пыльной мостовой. «Володя»- прошептал он, но взора было достаточно, чтобы понять, что жизнь оборвана. Так нелепо выглядели на его опрятном фраке три дыры, окрашенные в красно-багровый цвет. Милюков от шока даже присел на колено, а весенний ветер ласкал кудри Набокова и играл его упавшим цилиндром.

После покушения Милюков с головой ушел в работу, как началась советско-финская война, он заявил «Я приветствую имперские амбиции Сталина. Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». И когда война шла неудачно, над ним подтрунивали. Но когда в мороз, линия Маннергейма была взята, то он был горд за свой народ. Увидев, как безвольно сдались французы немцам, он заметил: «А где же ваш патриотизм?» Однажды, прогуливаясь, он зашел в кафе. Публику развлекал не высокого роста аккордеонист. Сначала он пел простые песни, а затем стал подходить к подвыпившим офицерам и с улыбкой напевал им: «Мы вместе так славно посидим, посидим. А после под зад вас пинком!» И таких опасных песен у него было много, но офицеров больше увлекал мотив и они с азартом повторяли слова. Милюков подозвал официанта: «Скажите, а кто это?» «Это Луи Фюнес» «Вот ему 50 франков, за замечательное пение, а это вам за ужин» И он вышел из кафе.

Немцы. Вечные противники. Вот и сейчас его ждет Ганс Шоммот. Педант и любитель шахмат. Какой у нас счет?17-12- Ганс проигрывает. Но какое у него было радостное лицо, когда он сообщил о нападении на СССР. Как он убеждал меня, что мы продержимся месяц. А мы уже год держимся и бьем их, бьем проклятых! С этими мыслями, Павел Николаевич так и заснул в кресле.

Проснувшись на следующее утро, он привел себя в порядок, позавтракал. И тут позвонили. На пороге стоял Ганс. «Последняя партия профессор. Дела зовут.»- сказал он. После быстрого дебюта завязался диалог. «Вы думаете, война надолго?» «Эта, да!» «И вы победите?» «Россия как мельница, кто не придет всех перемелет» «Ну танки и самолеты особо не смелешь». «Воюют не машины, а люди. Их настрой, души» «Вы случайно не сталинист?»

«В данном случае я на его стороне». «Мы несем «новый порядок» и свободу от большевизма». «Каждый народ сам разберется, какой режим ему нужен, без лишней помощи». «Вас не переспорить». «А вам мат. Хотите кофе на дорожку?» «Спасибо, но я тороплюсь» Павел Николаевич закрыл дверь. «Мерзавец», - только и сказал он.

А вскоре немецкие войска были разбиты под Сталинградом. Милюков был настолько возбужден и рад этой победе, что открыто, произнес в оккупированной Франции тост: «За победу русского оружия, над фашисткой Германией». Февраль сыграл злую шутку с его здоровьем. В особняк просочились сквозняки, Милюков простыл, и после долгой болезни политик, историк, оратор, яркая личность, да и просто патриот Отечества – умер.

Вот и закончены наши повествования о Милюкове - яркой личности XX века.

Говоря же о Милюкове нельзя не привести его как пример современным депутатам. Этот человек не просто стоял в оппозиции, он всегда что-то предлагал, искал, метался. И за свои искания он заплатил дорогую цену: гибель сына, друга и изгнание из страны.

Но завершить хочется словами Игоря Северянина (раз мы ими начали работу):

Я мечтаю о том, чего нет

И чего я, быть может, не знаю…

Я мечтаю, как истый поэт, -

Да, как истый поэт я мечтаю.

Я мечтаю, что в зареве лет

Ад земной уподобится раю.

Я мечтаю, вселенский поэт, -

Как вселенский поэт, я мечтаю.

Я мечтаю, что Небо от бед

Избавленье даст русскому краю.

Оттого, что я - русский поэт,

Оттого я по–русски мечтаю.

Просмотров работы: 2710