Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности у детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно. Вначале проводится наблюдение деятельности и поведения детей, цель которого: выявить гиперактивных детей.
Чтобы диагностировать гиперактивность нужно ответить на следующие вопросы:
-возникло ли такое поведение до 7 лет?
-наблюдалось ли оно чаще и выраженнее, чем у других детей того же пола и возраста?
-является ли оно постоянным ( по меньшей мере в течение 6 месяцев)?
-наблюдалось ли оно в нескольких различных ситуациях и не в одном месте?
-является ли оно причиной существенного ухудшения поведения, социального взаимодействия и обучения?
На втором этапе изучается анамнез детей, имеющих признаки гиперактивности. Сбор анамнеза происходит на основе опроса родителей и воспитателей. Изучаются отношения в семье.
На третьем этапе изучается личность ребенка с помощью набора методик.
Особенности личности ребенка.
Субтест 1. «Лесенка»
Цель: выявление самооценки ребенка
Субтест 2. «Нелепицы»
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка
Субтест 3. «Времена года»
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года
Особенности развития интеллектуальных процессов включает следующий набор субтестов:
Субтест 4. «Найди такую же картинку»
Цель:выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Субтест 5. «10 предметов»
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка
Субтест 6. «Найди семью»
Цель: выявление уровня развития наглядно -ообразного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному значению.
Субтест 7. «Рыбка»
Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Субтест 8. «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получения общего представления об интелекте ребенка в целом.
Субтест 9. «Последовательные картинки»
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Субтест 10. «Разрезные картинки»
Цель: выявление уровня восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Субтест 11. «На что это похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальность и гибкость мышления
Состояние эмоционально-личностной сферы
1.Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"
Цель: Определить уровень тревожности ребенка.
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Цель: исследуется наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.