ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в ближайшее время предопределит главные направления концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов средних профессиональных учебных заведений. При разработке новых основных профессиональных образовательных программ колледжам предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности своих образовательных программ.

При переходе на ФГОС СПО существенно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу, что требует от преподавателя усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, внедрения новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков студента.

Проблема, стоящая перед преподавателем математики – уточнить содержательные аспекты, выявить эффективные формы, методы, средства и технологии, создать условия для полноценной самостоятельной работы студентов. Это отвечает новой образовательной идеологии – не просто давать студентам знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания, используя современное информационное пространство. Именно новые информационные технологии позволят построить учебный процесс на деятельностной основе, обеспечить свободный доступ к информации по собственному выбору и инициативе самого субъекта, создать условия для личностного роста учащегося.

При этом необходимым компонентом учебного процесса становится электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП), которое мы понимаем, как программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот «электронный лектор» призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.

По мнению О.В. Зиминой [1], к таким возможностям относятся:

  • представление физических, химических и т.п. процессов в динамике· наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.);

  • компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление аудиокомментарий автора учебника· включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации;

  • организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

  • быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

  • оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Процесс создания ЭУМП требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий. Можно выделить следующие основные этапы этой работы:

  • выбор и освоение программного обеспечения;

  • подготовка содержательной части учебника в электронном виде;

  • разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей ЭУМП;

  • реализация на компьютере.

В процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося. Остановимся на некоторых из них. Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме «знания автора» – текст – «знания читателя» и, к сожалению, допускает необратимые потери на всех его стадиях. Так, уже на первом этапе, проходящем еще без читателя, созданный автором текст содержит не знания автора, а лишь определенную информацию о них. В очной форме обучения квалифицированный лектор обладает многими дополнительными ресурсами, позволяющими уменьшить эти потери. Правильно расставленные акценты речи, преимущества вербального общения дают возможность не только обратить внимание на наиболее важное в изучаемом разделе, но и оперативно выстроить обратную связь с аудиторией, менять план лекции в зависимости от степени усвоения материала [2].

По нашему мнению, основное содержание электронного учебного-методического пособия должно включать вводную часть, основной материал, а также список литературы и глоссарий.

1. Вводная часть.

В этой части материал должен быть тщательно структурирован, должен быть отражен состав раздела и всего курса, а также связи между ними. Она содержит:

  • краткую программу курса, согласованную с государственными стандартами, перечень и иллюстрацию основных задач курса, значимость и актуальность их решения

  • перечень базовых дисциплин, знание которых необходимо для усвоения курса

  • перечень дисциплин, изучение которых основано на знании изучаемого курса

  • структуру курса (раздела), функциональные и логические связи

  • общие рекомендации по порядку изучения курса (в том числе, какие разделы можно изучать независимо)

  • указания, где следует искать развитие и углубление задач курса, выходящих за рамки учебной программы, и изучение каких разделов курса необходимо для отдельных групп специальностей, ссылки на литературу с комментариями.

2. Основной материал.

В каждый раздел (тему) полезно включить:

  • постановку задачи (существо проблемы);

  • иллюстрации основных задач и значимость их решения;

  • геометрические, физические иллюстрации, мультипликации, клипы по различным положениям курса, раздела;

  • аудио фрагменты;

  • перечень разделов, использующихся в решении, и разделов, которые используют данное решение;

  • методы, способы, приемы с демонстрацией их практического использования;

  • «физическую» интерпретация результатов (без формул), условия, когда установленный факт имеет место и его значимость в курсе;

  • там, где это возможно и имеет смысл, другие методы решения данной задачи;

  • наиболее часто встречающиеся технические приложения, использующие данные результаты;

  • ссылки на необходимые знания предшествующего материала.

Каждая тема должна сопровождаться примерами и задачами:

  • иллюстрирующими изложение (с подробными решениями);

  • для самостоятельного решения (с указаниями и ответами);

  • для контрольного решения (с последующим указанием необходимости повторного изучения пройденных разделов курса или решением об аттестации);

  • контрольными вопросами на связь пройденных разделов курса.

3. Список литературы, а также глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

По характеру работы обучающегося с ЭУМП каждый раздел может содержать следующие части:

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т.п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс

  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт)

  • контрольная часть - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу);

  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т.п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;

  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации [1].

Рассмотрев основные требования, предъявляемые к электронным учебным пособиям, перейдем к выбору программного обеспечения для их создания.

Для реализации учебно-методического пособия по математике для студентов Ивановского промышленно-экономического колледжа был выбран пакет программ SunRav BookOffice, который состоит из двух программ:

  • SunRav BookEditor - программа для создания и редактирования книг и учебников.

  • SunRav BookReader - программа для просмотра книг и учебников.

Программа для создания и редактирования (SunRav BookEditor) оборудована встроенной системой проверки орфографии. Мощная система ссылок позволяет создавать ссылки из любого места на главы текущей книги, на другие книги, на тесты, на Интернет страницы или на любые другие документы. Глубина ссылок не ограничена. Возможно открытие ссылок во всплывающих окнах, внешний вид которых можно настроить. Любая книга может состоять из неограниченного количества глав, разделов и подразделов. И при этом размер электронных книг и учебников минимален.

Рис. 1. Вид программы SunRav BookEditor

Возможности программы:

  • текст с различными визуальными эффектами (разные шрифты, жирные, наклонные, подчеркнутые, перечеркнутые символы, а так же символы с чертой над ним, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.);

  • работа со стилями текста;

  • параграфы с различными визуальными эффектами: нумерованные/не нумерованные/алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.;

  • использование изображений и любых OLE-объектов;

  • использование таблиц, таблицы могут быть вложены друг в друга;

  • использование аудио- и видео- файлов;

  • использование GIF анимации;

  • использование различных стандартных элементов Windows: кнопки, списки, выпадающие списки, радиогруппы и т.д.;

  • экспорт и импорт разделов в формат HTML и RTF;

  • импорт всех документов форматов HTML, RTF, TXT из выбранной директории;

  • если у Вас установлен MS Office, то Вы можете дополнительно импортировать и экспортировать свои книги из (в) файлы MS Office: DOC, XLS и т.д.;

  • работа с файлами формата CHM: импорт книг из этого формата и компиляция в этот формат. С помощью программы можно легко создавать, например, файлы справки для программ;

  • различные ссылки помогут облегчить навигацию по книге и запускать различные документы и программы;

  • быстрый просмотр созданной книги в программе SunRav BookReader.[3]

Программа SunRav BookEditor позволяет публиковать книги в разных форматах:

  • EXE книга. Пожалуй, это самый распространенный и удобный формат. Преимущества этого формата: для просмотра электронной книги не нужна программа для чтения - она уже встроена в саму книгу, полное сохранение всего форматирования книги, включая программирование элементов, использование индексного и полнотекстового поиска. Недостатки: единственный недостаток - достаточно большой размер книги (за счет того, что программа для чтения электронной книги уже встроена в саму книгу).

  • CHM книга. Очень распространенный формат. По сути это набор сжатых HTML страниц. Очень часто используется в качестве справочной системы в составе программного обеспечения. Примером может служить справочная система к программам Sunrav BookEditor и SunRav BookReader. Основные преимущества этого формата: скорее всего на компьютере пользователя установлено уже все необходимое для чтения документов этого формата, небольшой размер электронной книги, использование индексного и полнотекстового поиска. Недостатки: возможно не 100 процентное соответствие внешнего форматирования страниц.

  • HTML книга. Позволяет выложить книгу на сайте. Представляет из себя набор HTML страниц, изображений и несколько служебных файлов, позволяющих создать дерево содержания. Возможно создание 2 типов HTML книг: с фрейма и без фреймов. В первом случае содержание располагается в левом фрейме, содержание - в правом фрейме. В случае создания HTML книги без фреймов содержание помещается непосредственно в текст основной страницы.

  • PDF книга. Формат PDF фактически является стандартом в обмене деловой документации. Программа для чтения документов в этом формате достаточно распространена и ее можно бесплатно загрузить.

  • RTF книга. Фактически это самый распространённый текстовый формат, поддерживающий форматирование текста, изображения, ссылки... Для чтения/редактирования документов в этом формате можно использовать программу WordPad®, поставляемую с Microsoft Windows® или программу Microsoft Word®. Недостатком этого формата является отсутствие удобной навигации по книге. [3]

Программа SunRav BookReader предназначена для просмотра (чтения) различных электронных книг и учебников (e-books), созданных в программе SunRav BookEditor, а также для просмотра текстовых, HTML, RTF документов и документов MS Office (требуется установленный MS Office).

Возможности программы:
  • Автопрокрутка. Использование автопрокрутки позволяет просматривать книгу не притрагиваясь к клавиатуре - текст сам будет прокручиваться, имеется возможность регулирования скорости прокрутки.

  • Голос. Озвучивание книги голосом - компьютер начнет сам читать текст книги.

  • Навигация. Показ древовидного содержания книги для быстрой навигации по ее разделам и главам. Его можно отключить для того, чтобы максимальное кол-во информации поместилось на экран (или включить полноэкранный режим - без меню, содержания и панели управления).

  • Горячие клавиши. Во время чтения книг и учебников можно обойтись без использования мыши - вся навигация может осуществляться с помощью клавиатуры.

  • Поиск. Индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге.

  • Избранное. Папка Избранное поможет организовать наиболее часто просматриваемые главы и книги в одном месте, сделав доступ к ним максимально быстрым и удобным.

  • Масштабирование. При увеличении или уменьшении шрифта изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге.

  • История просмотра.

Руководствуясь вышеприведенными требованиями к разработке ЭУМП и используя пакет программ SunRav BookOffice мы разработали электронное учебно-методическое пособие по математике для студентов Шуйского филиала ОГБОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж», обучающихся по специальностям 260704 Технология текстильных изделий, 220301 Автоматизация технологических процессов и производств, 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (в том числе заочной формы обучения).

Рис. 2. Вид электронного учебника

ЭУМП имеет следующую четкую структуру позволяющую оптимально эффективно сочетать изложение теоретических вопросов с практическими работами и контрольными заданиями (вопросами):

  • содержание;

  • описание структуры курса (в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов);

  • календарно-тематический план;

  • материал для повторения;

  • модули изучаемого курса, включающие следующие подразделы:

  •  
    • теоретический материал по теме,

    • задачный материал,

    • контрольный тест,

    • практикум;

  • итоговый контроль знаний в виде примерной контрольной работы;

  • справочный материал;

  • литература.

Каждый раздел ЭУМП имеет конкретно поставленную цель, которую следует раскрыть, воспользовавшись теоретическим материалом учебника, примеры и задачи иллюстрирующими изложение с подробными решениями.

Особое место в ЭУМП занимают практические работы. Можно выделить следующие цели включения их в электронный учебник:

  • выработка устойчивых навыков решения подобных заданий;

  • закрепление полученных теоретических знаний;

  • оценка качества усвоения нового материала;

  • выработка навыков компьютерного общения и самостоятельного решения задач в условиях ограниченного времени.

Можно выделить следующие положительные стороны представленного ЭУМП:

  • удобная навигация по учебнику, наличие гипертекстовых связей (как внутренних так и внешних);

  • интерактивность, возможность оперативного самоконтроля за счет использования встроенной системы программирования;

  • независимость от установленного ПО, поскольку учебник существует в виде исполняемого файла;

  • большой задачный материал для изучения и закрепления теоретических знаний;

  • большое количество дополнительных и практических заданий, которые позволяют студентам расширить свои знания, обеспечить дифференциацию обучения;

  • соответствие рабочей программе по дисциплине, календарно-тематическому плану;

  • взаимосвязь с рейтинговой системой оценки знаний, структурированность курса.

Рассмотрим области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов.

1. При изучении теоретического материала.

Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.

2. При выполнении практических заданий.

К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась; все переходы должны быть предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы.

3. При самопроверке усвоенного материала.

Многие возможности компьютерных технологий могут оказаться полезными при их приложении к семинарским занятиям. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал.

Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя. При грамотном использовании электронное пособие может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения дисциплины.

Список литературы

  1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Академия, 2005.

  3. http://www.sunrav.ru/ - сайт фирмы SunRav Software/

Просмотров работы: 5118