Основной целью данной работы является выявление основных подходов к формированию исследовательской компетенции старшеклассников и выявлению ее значения в формировании готовности выпускников средней школы к решению основных задач дальнейшей учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что компетентность можно определить как совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности. Компетентностьявляется "ключевым" термином современного образования, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определённой области. Компетентность - результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества (совокупность компетенций) [4]. Понятие «образовательной компетенции» трактуется как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности». Ряд авторов предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Исследовательская деятельность старшеклассников представляет собой совокупность разных видов деятельности, определяющих продвижение к конечному результату — к системе индивидуальных знаний, переходящих в научные при реализации содержательных условий научного исследования. Самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников рассматривается как мотивированная самоорганизованная деятельность учащегося, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поисковой деятельности как целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов. Компетентностный подход позволяет выявить результаты образовательного процесса, направленного на реализацию исследовательской деятельности старшеклассников, и сформулировать основные требования к его организации. Результативный компонент такого образовательного процесса определен как исследовательская компетентность старшеклассников.
Исследовательская компетентностьстаршеклассников представляет собой интегративное качество личности, включающее совокупность знаний, умений, навыков и таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, которые обусловлены опытом исследовательской деятельности и обеспечивают самостоятельную исследовательскую деятельность [2]. Исследовательская компетентность старшеклассников формируется в результате самостоятельной исследовательской деятельности и обеспечивает обучающемуся полноценную реализацию процесса индивидуального познания, результатом которого является выработка системы научного объяснения мира как личностнодеятельностная характеристика, с одной стороны, и осуществление процесса саморазвития и самореализации как личностноценностная характеристика — с другой стороны.
Учёные, проводящие исследования в данной области, выделяют три основных уровня исследовательской компетентности старшеклассников [2]:
Подражательный (низкий) уровень: нейтральное отношение к исследовательской деятельности, преобладание позиционных мотивов, включение в исследовательскую деятельность для получения внешней положительной оценки; принятие к выполнению целей, определяемых педагогом, и выполнение предложенных им учебных задач, отсутствие самоконтроля; выполнение действий по образцу и инструкциям преподавателя.
Подражательно-преобразующий (средний) уровень: положительное отношение к исследовательской деятельности, ориентация на взаимодействие и коммуникативные возможности деятельности, предпочтительная работа в группе для наличия образца построения способов исследовательских действий и постановки задач, самоконтроль проявляется не на всех этапах исследовательской деятельности; конструируются новые действия, потребность в консультациях на большинстве этапов работы.
Преобразующий (высокий) уровень: личностно-положительное отношение к исследовательской деятельности подкрепляется ориентацией на активное приобретение дополнительных знаний в ходе такой деятельности, принятие к выполнению самостоятельно поставленных нестандартных целей и задач с учетом специфики деятельности с их последующей реализацией на основе самоконтроля, наличие нестандартных способов действий, адекватных познавательной ситуации, переход к самообразовательной деятельности, консультирование на начальном и завершающем этапах работы.
Рассмотрим модель формирования исследовательской компетентности старшеклассников, взяв за основу идеи авторов занимающихся исследованиями в этой области. Выделим в ней четыре основных компонента:
мотивационный компонент:мотивация и познавательная активность, способность к преодолению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки;
когнитивный компонент:знание сущности и технологии основных методов исследования;
операционный компонент:видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, наблюдение, овладение навыками проведения экспериментов, умение структурировать материал;
исследовательский компонент:развитие познавательных процессов и исследовательских навыков, уровень интеллекта, экспериментальное мышление, рефлексивные, творческие способности, исследовательские умения.
В результате овладения данными компонентами формируются следующие исследовательские компетенции: ценностно-смысловые, личностного самосовершенствования, общекультурные, социально-трудовые, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные. Сформировать составляющие всех компонентов исследовательской компетентности невозможно средствами одной педагогической технологии. Решение данной проблемы видится в системном использовании технологий в образовательном процессе. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий. Формированию исследовательской компетентности помогут современные педагогические технологии: практикумы, модульные программы, информационные технологии.
Исследовательскую компетентность старшеклассников можно определить через следующие составляющие [2]:
общеучебные способы деятельности (анализировать, синтезировать, классифицировать и т. д.);
специфические исследовательские способы деятельности (проводить эксперимент, моделировать, верифицировать результаты исследования);
убеждения и смыслы (активность и самостоятельность в реализации собственных целей).
Представленные выводы позволяют сформулировать конечные результаты, которые определяют направления педагогической деятельности по реализации исследовательской деятельности старшеклассников и формированию в итоге исследовательской компетентности. К ним мы относим:
реализацию внутренних мотивов к исследовательской деятельности;
сформированность общеучебных и исследовательских умений и навыков;
самоорганизацию старшеклассниками своей исследовательской деятельности.
Таким образом, в процессе реализации исследовательской деятельности происходит формирование исследовательской компетентности старшеклассника как результат педагогической деятельности и собственной исследовательской практики учащегося.
Литература:
Знаменская О. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников / О. Знаменская, О. Белоконь, О. Францен // Директор школы. - 2010. - №5. - с.60-65.
Кузьмичёва Т.Ю. Формирование научной и профессиональной компетентностей / Т.Ю. Кузьмичёва // Физика. – 2009. - №2 (январь). - с.13-17.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2010. - №5. - С.3-12.
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2011. - № 4. - с.136-144.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования. – Введён 2012-05-17. М.: ФГОС России, 2012.- 45 с.
5