ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в общее и профессиональное образование нашей страны широкомасштабно внедряется компетентостная модель, основу которой составляет системно-деятельностный подход [5], лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Значительное изменение претерпевает оценка результатов обучения. От традиционно используемых для оценки результатов обучения в виде знаний, умений и навыков осуществляется переход к интегрированным характеристикам, которые понимаются как готовность обучающихся к саморазвитию и общественно-полезной, созидательной деятельности. Таким образом, формирование готовности или, в общем смысле, ключевых компетенций должно стать современной педагогической технологией [3].

Основной целью данной работы является выявление основных подходов к формированию исследовательской компетенции старшеклассников и выявлению ее значения в формировании готовности выпускников средней школы к решению основных задач дальнейшей учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что компетентность можно определить как совокупность знаний, умений, навыков и личност­ных качеств, которые обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности. Компетентностьявляется "ключевым" термином современного образования, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определённой области. Компетентность - результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества (совокупность компетенций) [4]. Понятие «образовательной компетенции» трактуется как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности». Ряд авторов предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Исследовательская дея­тельность старшеклассников представляет собой совокупность разных видов деятель­ности, определяющих продвижение к ко­нечному результату — к системе индивиду­альных знаний, переходящих в научные при реализации содержательных условий науч­ного исследования. Самостоятельная исследователь­ская деятельность старшеклассников рассматривается как мотивированная самоорганизованная деятельность учащегося, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследователь­ской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поис­ковой деятельности как целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интер­претацию полученной информации для по­строения логических выводов. Компетентностный подход позволяет выявить результаты образовательного процесса, направленного на реализацию исследовательской деятельности старшеклассников, и сформулиро­вать основные требования к его организа­ции. Результативный компонент такого об­разовательного процесса определен как исследовательская компетентность старшеклассников.

Исследовательская компе­тентностьстаршеклассников представляет собой инте­гративное качество личности, включающее совокупность знаний, умений, навыков и таких личностных качеств, как самостоя­тельность, инициативность, целеустрем­ленность, которые обусловлены опытом ис­следовательской деятельности и обеспечи­вают самостоятельную исследовательскую деятельность [2]. Исследовательская компетентность старшеклассников форми­руется в результате самостоятельной иссле­довательской деятельности и обеспечивает обучающемуся полноценную реализацию про­цесса индивидуального познания, результа­том которого является выработка системы научного объяснения мира как личностно­деятельностная характеристика, с одной стороны, и осуществление процесса само­развития и самореализации как личностно­ценностная характеристика — с другой сто­роны.

Учёные, проводящие исследования в данной области, выделяют три основных уровня исследовательской компетентности старшеклассников [2]:

  1. Подражательный (низкий) уровень: нейтральное отношение к исследовательской деятельности, преобладание пози­ционных мотивов, включение в исследовательскую деятельность для получения внешней положительной оценки; принятие к выполнению целей, определяемых педагогом, и выполнение предложенных им учебных задач, отсутствие самокон­троля; выполнение действий по образцу и инструкциям преподавателя.

  2. Подражательно-преобразующий (средний) уровень: положительное отношение к исследовательской деятельности, ориентация на взаимодействие и коммуникативные возможности деятельности, предпочтитель­ная работа в группе для наличия образца построения способов исследователь­ских действий и постановки задач, самоконтроль проявляется не на всех этапах исследовательской деятельности; конструируются новые действия, потребность в консультациях на большинстве этапов работы.

  3. Преобразующий (высокий) уровень: личностно-положительное отношение к исследовательской деятельности под­крепляется ориентацией на активное приобретение дополнительных знаний в ходе такой деятельности, принятие к выполнению самостоятельно поставленных нестандартных целей и задач с учетом специфики деятельности с их последую­щей реализацией на основе самоконтроля, наличие нестандартных способов дей­ствий, адекватных познавательной ситуации, переход к самообразовательной деятельности, консультирование на начальном и завершающем этапах работы.

Рассмотрим модель формирования исследовательской компетентности старшеклассников, взяв за основу идеи авторов занимающихся исследованиями в этой области. Выделим в ней четыре основных компонента:

  1. мотивационный компонент:мотивация и познавательная активность, способность к преодолению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки;

  2. когнитивный компонент:знание сущности и технологии основных методов исследования;

  3. операционный компонент:видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, наблюдение, овладение навыками проведения экспериментов, умение структурировать материал;

  4. исследовательский компонент:развитие познавательных процессов и исследовательских навыков, уровень интеллекта, экспериментальное мышление, рефлексивные, творческие способности, исследовательские умения.

В результате овладения данными компонентами формируются следующие исследовательские компетенции: ценностно-смысловые, личностного самосовершенствования, общекультурные, социально-трудовые, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные. Сформировать составляющие всех компонентов исследовательской компетентности невозможно средствами одной педагогической технологии. Решение данной проблемы видится в системном использовании технологий в образовательном процессе. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий. Формированию исследовательской компетентности помогут современные педагогические технологии: практикумы, модульные программы, информационные технологии.

Иссле­довательскую компетентность старшеклассников можно определить через следующие составляющие [2]:

  • общеучебные способы деятельности (анализировать, синтезировать, классифицировать и т. д.);

  • специфические исследовательские способы деятельности (проводить эксперимент, моделировать, верифицировать ре­зультаты исследования);

  • убеждения и смыслы (активность и самостоятельность в реализации собственных целей).

Представленные выводы позволяют сформулировать конечные результаты, ко­торые определяют направления педагогиче­ской деятельности по реализации исследо­вательской деятельности старшеклассников и фор­мированию в итоге исследовательской компетентности. К ним мы относим:

  • реализацию внутренних мотивов к ис­следовательской деятельности;

  • сформированность общеучебных и исследовательских умений и навыков;

  • самоорганизацию старшеклассниками своей исследовательской деятельности.

Таким образом, в процессе реализации исследова­тельской деятельности происходит форми­рование исследовательской компетентности старшеклассника как результат педагогиче­ской деятельности и собственной исследо­вательской практики учащегося.

Литература:

  1. Знаменская О. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников / О. Знаменская, О. Белоконь, О. Францен // Директор школы. - 2010. - №5. - с.60-65.

  2. Кузьмичёва Т.Ю. Формирование научной и профессиональной компетентностей / Т.Ю. Кузьмичёва // Физика. – 2009. - №2 (январь). - с.13-17.

  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2010. - №5. - С.3-12.

  4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2011. - № 4. - с.136-144.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования. – Введён 2012-05-17. М.: ФГОС России, 2012.- 45 с.

5

Просмотров работы: 2929