РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 13 с., 14 рисунков, 25 источников, 1 приложение.
БЕЗРАБОТИЦА, БЕЗРАБОТНЫЙ, ВЫПУСКНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗАНЯТОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, РЫНОК ТРУДА, СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ТРУДОУСТРОЙСТВО
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного характера - изучению социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений в Свободненской службе занятости.
Безработица среди выпускников профессионально-образовательных учреждений вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Для того, чтобы помочь безработным выпускникам профессионально-образовательных учреждений необходима квалифицированная помощь специалистов. Данная помощь оказывается и в Свободненской службе занятости, в которой предоставляется достаточное количество услуг, необходимых для помощи выпускникам.
В данной работе будут представлены основы и технологии социальной работы с выпускниками профессионально-образовательных учреждений, а также анализ социальной работы с данной категорией в ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного.
ВВЕДЕНИЕ
С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления – безработицы – со всей остротой встала необходимость решения этой проблемы и её негативных последствий. Перед выпускниками профессионально-образовательных учреждений помимо проблем выбора профессии встают социально-психологические проблемы. Потеря работы и неопределённость социально-экономического положения воспринимаются ими как потеря жизненной перспективы. Причём, далеко не каждый выпускник может сам справится с психологическими проблемами, вызванными сменой обстановки и поиском работы. Поэтому безработные выпускники профессионально-образовательных учреждений относятся к категории граждан, которые наиболее остро нуждаются в помощи специалиста при трудоустройстве. В этой связи особенно актуальным становится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также особенностей социальной работы с безработными гражданами, которые впервые вступают на рынок труда.
В основе написания курсовой работы лежит закон «О занятости населения», в котором даны порядок и условия признания граждан безработными, государственная политика в области содействия занятости населения, порядок работы федеральной государственной службы занятости.
Отдельные аспекты темы курсовой работы затронуты в работах Н.Ф. Басова «Основы социальной работы» (деятельность специалиста социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений), А. Мелкумян «Проблемы безработицы» (специфика проблемы безработицы), А. Сушкиной «Кадровик. Кадровый менеджмент №4» (современное состояние впервые вступающих на рынок труда, профессиональная подготовка и трудоустройство молодёжи).
Научная новизна курсовой работы состоит в анализе, обобщении теоретических основ и технологий социальной работы, а также в исследовании социальной работы в Свободненской службе занятости с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений.
Результаты курсового исследования могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности специалистов по социальной работе в службе занятости.
Объект – безработные выпускники профессионально-образовательных учреждений.
Предмет – социальная работа с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений в ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного.
Цель – изучение социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного.
Задачи исследования:
1) изучить основы социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений;
2) рассмотреть технологии социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений в органах занятости населения;
3) охарактеризовать социальную работу с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений в ГКУ «Центр занятости населения города Свободного»;
4) изучить деятельность ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного в сфере социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений.
Методы исследования: обобщение, классификация, систематизация, анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых документов анкетный опрос.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗРАБОТНЫМИВЫПУСКНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНАХ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Основы социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений
Социальная работа с безработными – это вид практической деятельности в рамках социальной работы, которая направлена на реализацию политики содействия занятости населения. Это неотъемлемая часть политики государства по обеспечению социальной поддержки безработных. Политика содействия занятости реализуется в соответствии с законодательством РФ в сфере занятости населения, основной составной элемент которого – Закон РФ «О занятости населения в РФ». Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы [7].
Основная цель социальной работы с безработными – оптимизация и/или преодоление трудной ситуации, в котором оказался потерявший работу. В особой трудной жизненной ситуации находятся безработные выпускники профессионально-образовательных учреждений, так как для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта [17]. Причин уязвимости и незащищённости выпускников профессионально-образовательных учреждений несколько:
- необоснованность выбора профессии: без учета интересов, способностей человека, потребностей рынка труда;
- отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;
- неумение предъявить работодателю свои деловые и личностные характеристики, профессиональные знания;
- отсутствие социальных навыков поведения в ситуации поиска работы и неготовность к адекватному восприятию себя в этой ситуации [21].
Эти и некоторые другие факторы снижают конкурентоспособность и привлекательность для нанимателя молодых соискателей, и приводят к увеличению продолжительности периода поиска работы, переквалификации, трудоустройству не по специальности, психологической и социальной дезадаптации.
Именно неработающая категория безработных выпускников профессиональных заведений, вступающая на рынок труда, по сравнению с другими категориями безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных людей, ищущих работу, сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем, которые возникают у выпускников профессиональных учреждений, ищущие работу в центре занятости населения [11, c.47].
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляемые комплексное регулирование вопросов трудовой сферы [4, c.122]. Регистрация безработных выпускников профессионально-образовательных учреждений, в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию [8, c.160].
Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить выпускникам профессиональных учреждений два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы [2, 108].
Социальный работник – консультант, предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование, на котором может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем лицам, ищущим работу, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями [2, 148].
В целом, социальное поле работы с выпускниками включает в себя консультативную, психологическую, адаптационную, профориентационную и другие виды деятельности. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства, впервые вступающего на трудовой рынок. Следующим направлением помощи выпускникам будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.
Социальный работник службы занятости, так же способствует направлению безработного, впервые вступающего на рынок труда, на социально - психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются или приобретаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан. Главными задачами тренинговых занятий является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы [9].
Одной из главной помощи при безработице является пособие по безработице – это денежная помощь, выплачиваемая лицам, признанным безработными в установленном законом порядке [5, c.34]. Пособие по безработице для выпускников профессионально-образовательных учреждений устанавливается в размере, предусматриваемом национальным законодательством о занятости населения, но не менее установленного законом минимального размера оплаты труда [14, с.231]. Сроки выплаты пособий по безработице определяются национальным законодательством о занятости населения, продолжительность пособия для выпускников профессионально-образовательных учреждений не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев [14, c.233].
Специалисты службы занятости также могут привлекать выпускников профессионально-образовательных учреждений к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной, занятости граждан, ищущих работу [1, c.109].
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, выпускники могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.
Необходимый аспект деятельности социального работника – это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе, участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда [15, c.7].
Социальный работник может предложить выпускнику бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:
повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
сокращения уровня безработицы;
изменения профессионально-квалифицированного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
минимизации финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости – один из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан. [1, c. 110]
В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудоустройству служба занятости совместно с работодателями организуется ярмарки вакансий. Данная форма работы даёт возможность любому желающему ознакомится с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном с работодателем определить варианты и условия трудоустройства. В последнее время получили широкое распространение мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определённых групп населения (молодёжь, инвалиды, специалисты в определённой сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.) [1, c.112].
Обобщив выше сказанное, можно выделить основные услуги, в области содействия занятости выпускникам профессионально-образовательных учреждений, оказываемые службой занятости населения:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
привлечение к участию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
привлечение к участию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
привлечение к участию оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности [5, c.125].
Таким образом, выпускники профессионально-образовательных учреждений относятся к такой категории граждан, которые испытывают значительные трудности при поиске работы. Поэтому наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учётом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.
Технологии социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учрежденийв органах Занятости населения
Технологии социальной работы с выпускниками профессионально-образовательных учреждений – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодые специалисты будут определять судьбу нашей страны в грядущем тысячелетии [25, с.293].
Технологии социальной работы с выпускниками профессионально-образовательных учреждений, применяемые в службах занятости населения следующие:
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынка труда [3, с. 322].
Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства включает в себя следующие направления:
- профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с совместными видами производства, состояния рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества [16, с.48];
- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики [18];
- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями [20, с.85];
- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [3, с 340].
2)Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования её способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению её конкурентоспособности на рынке труда и адаптивности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путём оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей. Основными направлениями психологической поддержки являются:
- психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализаций личности, малых групп и коллективов с учётом формирующихся социально-экономических отношений;
- психологическое консультирование –оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
- психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений [10, с 380].
3)Социальное консультирование – это квалифицированный совет лицам, испытывающим различные социальные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработке социальных норм общения, а также предоставления информации по интересующим вопросам [23, c. 28].
Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40-60 минут. Иногда одной встречи может быть недостаточно, и робота может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей [19, с. 265].
Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости [12, с.249].
Личностная консультация проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путём личностной диагностики и использования различных методов [13, с.108].
4) Социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента социальной работы, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Объектами в данном случае выступают выпускники профессионально-образовательных учреждений, имеющие пассивную позицию в поиске работы [10, с. 186].
Социальная коррекция реализуется в рамках следующих последовательно реализуемых направлений:
- восстановление – это воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
- компенсирование – это усиление тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченные в результате какого-либо нарушения.
- стимулирование – это активизация положительных качеств социального объекта, формирующих положительные ценности ориентации, установки и положительный психоэмоциональный фон.
- исправление – замена отрицательных качеств социального объекта на положительные.
Социальная коррекция включает в себя тренинги, индивидуальную и групповую терапию [23, с. 18].
В целом, технологический алгоритм включает в себя следующие этапы:
установление контакта – установление доверительных отношений между специалистом по социальной работе и выпускником профессионально-образовательных учреждений. На данном этапе специалист представляет клиенту свои профессиональные возможности и получает необходимые данные о самом клиенте (профессиональная подготовка, состояние здоровья, семейное положение, психологические особенности и т. п.);
диагностический – выясняются проблемы, связанные с поиском работы;
определение желаемого результата – выяснение, каким клиент видит своё будущее место работы;
определение вариантов решения проблемы – консультант предоставляет клиенту информацию о различных профессиях, знакомит с их содержанием, востребованностью на рынке труда, формой и условиями их освоения. По-другому этот этап называется социальное информирование, т. е. предоставления клиенту интересующей его информации;
практический – специалист помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек – природа», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – человек»), наиболее соответствующий его желаниям и склонностям;
повторно-диагностический – осуществляется повторная диагностика с целью установить наличие или отсутствие отклонения и успешность проведённых мероприятий. Если повторная диагностика не даёт результатов, повторяется этап определения вариантов решения проблемы и практический этап [23, с. 19].
Таким образом, все вышеперечисленные технологии социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений имеют своей целью активизацию безработных граждан, повышение их конкурентоспособности на рынке труда и способствуют скорейшему устройству в трудовой деятельности на производстве.
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ ВЫПУСКНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГКУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» ГОРОДА СВОБОДНОГО
2.1 Характеристика ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного как субъекта содействия занятости безработных выпускников профессиональных учреждений
Рынок труда – система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменения цены труда (зарплаты) [22].
19 апреля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и в соответствии с ним был создан центр занятости населения города Свободного. Учреждение создано для достижения следующих целей: обеспечение на территории города Свободного и Свободненского района Амурской области реализации государственных гарантий в области занятости населения и оказания в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции и является объектом социальной сферы.
К основным задачам Центра занятости относятся:
- обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
- оказание в соответствии с Законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.
Учреждение оказывает следующие государственные услуги:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда в Амурской области;
- организация ярмарок вакансий и учебных, рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учётом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
- осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законами и иными нормативными актами Амурской области [24].
Центр занятости населения города Свободного находится в ведомственном подчинении (подотчётно и подконтрольно) управления государственной службы занятости населения Администрации Амурской области, который выступает его учредителем. Учреждение является некоммерческой организацией, не наделённой правом собственности на имущество, закреплённое за ней в установленном порядке Уполномоченным органом [6].
Центр занятости населения города Свободного является юридическим лицом, имеет смету, самостоятельный баланс, расчётные счета в банках, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учёта операций по исполнению расходов бюджетов, гербовую печать со своим наименованием и наименованием Отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности.
Центр занятости населения проводит активную политику на рынке труда города Свободного и Свободненского района, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, нормативными правовыми актами министерств и ведомств, областными законами, правовыми актами Амурского областного Совета народных депутатов, губернатора Амурской области, органов государственной власти Амурской области и муниципальных органов города Свободного и Свободненского района, принятыми в пределах их компетенции [6].
Государственное учреждение Центр занятости населения города Свободного работает в тесном контакте с органами местного самоуправления города Свободного и Свободненского района, руководителями организаций предприятий, общественностью.
Таким образом, Государственное казённое учреждение Центр занятости населения города Свободного является структурным элементом Государственной службы занятости населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда города и района.
Центр занятости населения города Свободного включает в себя следующие отделы:
1. Отдел трудоустройства информирует организации и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, а также программах содействия занятости, реализуемых для граждан на территории города Свободного и Свободненского района; предоставляет консультации по вопросам трудоустройства, осуществляет поиск подходящей работы; занимается постановкой граждан на учёт и регистрирует их в качестве безработных, а также оказывает содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места; формирует, ведёт и использует банк данных о гражданах, состоящих на учёте в Центре занятости населения.
2. Отдел финансирования и бухгалтерского учёта, осуществляет во взаимодействии с другими отделами центра проведение единой финансовой политики, организацию финансового и бухгалтерского учета, контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает центр. Также, к функциям отдела финансирования и бухгалтерского учёта входит составление бухгалтерской и финансовой отчетности, предусмотренной для бюджетной организации; начисление и выплату пособий по безработице, стипендий, материальной помощи безработным гражданам; предоставление справок о размере начисленного пособия, стипендии; финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
3. Отдел профобучения и активных форм занятости. Основным направлением деятельности отдела является работа по организации, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самозанятости. Также отдел профориентации и профобучения реализует выполнение программ по социальной адаптации граждан, ищущих работу, и безработных с целью снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной и социальной самореализации.
4. Отдел автоматизации систем управления. Основными задачами отдела являются: участие в осуществлении контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, регистрацией инвалидов в качестве безработных, обеспечение оказания государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, регистрации безработных граждан, осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными и контроль работы центров занятости населения по исполнению требований Административных регламентов предоставления вышеуказанных услуг путем: обеспечения разработки, внедрения, контроля за эксплуатацией атоматизированных информационных систем; обслуживания и ремонта технических средств; внедрения и сопровождения информационно-телекоммуникационных средств; исполнения требований по защите информации; создания единой информационной системы органов службы занятости населения.
5. Административно-хозяйственный отдел. Основным направлением деятельности отдела является обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с принципами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты здания и помещений, в которых расположены подразделения Центра занятости населения, а также контроль за исправностью оборудования и систем жизнеобеспечения. Отдел выполняет следующие функции: надлежащее хранение, противопожарное состояние, учет и своевременного ремонта имущества центра; хозяйственное обслуживание совещаний, семинаров, мини-ярмарок и других мероприятий; принимает на хранение, учитывает и обеспечивает сохранность, осуществляет фондирование и использование принятых в архив личных дел безработных граждан и документов, образующихся в деятельности центра; проводит экспертизу ценности документов, хранящихся в архиве; подготавливает и передает дела на государственное хранение; содержит в чистоте и порядке служебные помещения и закрепленные территории; организует делопроизводство в центре в соответствии с Единой государственной системой документационного обеспечения управления; обеспечивает стандартами на правила оформления документов; организует учет и сохранность документов, образующихся в деятельности центра; ведет учет личного состава Центра, в соответствии с унифицированными формами первичной документации.
Рисунок 1 – Структура Центра занятости населения города Свободного
Государственное учреждение Центр занятости населения города Свободного работает в тесном контакте с органами местного самоуправления города Свободного и Свободненского района, руководителями организаций предприятий, общественностью [24].
Таким образом, Государственное учреждение Центр занятости населения города Свободного населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда города и района.
2.2 Деятельность ГКУ Амурской области «Центр занятости населения» города Свободного в сфере социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений
Курсовое исследование было проведено среди специалистов ГКУ «Центр занятости населения города» Свободного, методом анкетного опроса. Большинство специалистов имеет высшее образование, и лишь 2 специалиста – средне-профессиональное. Однако специальность, полученная ими в учебном заведении, является не прямонаправленная на социальную сферу (педагог, юрист, экономист, техник), что связано с недавним введением специальности «социальная работа» (1991г.). Возраст экспертов варьируется от 25 до 58 лет. Занимаемая должность в Центре занятости населения города Свободного – главный специалист.
При определении понятия «безработица» специалисты отметили отсутствие подходящих рабочих мест и основного дохода (56%), также часть экспертов отметили, что это не желание заниматься трудовой деятельностью (25%) и иждивенчество (19%) (рис. 2). Данные свидетельствуют о том, что в связи с занимаемой должностью, специалисты дают характеристику понятия в соответствии с общепринятым определением, всё же эксперты не отрицают, что часть безработных являются иждивенцами, однако выявить этот факт крайне сложно.
Рисунок 2 – Безработица – это…
Безработного респонденты определили как несчастного человека (43%), бездельника (31%) и иждивенца (16%) (рис. 3). Что говорит о том, что специалисты в большинстве случаев, ввиду опыта работы относятся к клиентам с пониманием их сложного положения, но из-за профессиональных особенностей их деятельности, эмоционального выгорания, некоторые специалисты относятся к клиентам отрицательно.
Рисунок 3 – Безработный – это …
При выявлении какая группа населения более подвержена безработице, эксперты ответили, что граждане старше 40 лет (53%) и выпускники профессиональных учреждений (47%), менее подвержены безработице граждане в возрасте от 30 до 40 лет (рис. 4).
Рисунок 4 – Наиболее подверженные безработице группы населения
Этот факт в силу особенностей городского населения, говорит о том, что если граждане не устроились на работу в период от 30 до 40 лет, или были уволены с рабочего места после 40 лет, то возможность трудоустройства мала, так как старые предприятия закрываются, а новые не создаются. Сложность же трудоустройства выпускников профессиональных учреждений заключается, по мнению респондентов, в том, что отсутствуют подходящие рабочие места (30%), у выпускников отсутствуют трудовые навыки (40%), нет стажа работы (40%), завышенные требования к работе (60%), в не желании работать (50%) (рис. 5).
Рисунок 5 – Сложности выпускников профессиональных учреждений при трудоустройстве на работу
Безработица среди выпускников профессиональных учреждений может привести к утрате квалификации (22%), снижению трудовой активности (22%), к усилению социальной напряжённости (18%), обесцениванию процесса обучения (16%) и другим последствиям (рис. 6), что объясняет актуальность проблемы безработицы среди выпускников профессиональных учреждений и возможности проявлений негативных тенденций.
Рисунок 6 – Последствия безработицы выпускников профессионально-образовательных учреждений
А для успешного трудоустройства на рынке труда, необходимо иметь следующие личностные качества, по мнению специалистов: коммуникабельность (25%), уверенность в себе (22,5%), ответственность (22,5), решительность (12,5%) и другие (рис. 7). Также, важным критерием, характеризующим безработного выпускника, является отсутствие трудового стажа, которого невозможно приобрести в силу возрастных особенностей выпускников.
Рисунок 7 – Личностные качества, необходимые при трудоустройстве
Востребованными сферами на рынке труда, по мнению экспертов, являются медицинская, социальная, техническая, экономическая и техническая. Не востребованными – зарубежная, сфера печатной индустрии, юридическая и творческая. Это показывает степень необходимости и переизбыток специалистов в определённых сферах деятельности на территории города Свободного. При этом выпускники профессиональных учреждений чаще выбирают юридическую, экономическую, медицинскую сферы, реже – творческую и сферу печатной индустрии. Данное обстоятельство выявляет то, что большинство выпускников профессиональных учреждений всё же ориентируются на выбор профессии, востребованной на рынке труда города, в котором они проживают. Однако, существует огромная часть выпускников, которые выбирают не востребованную сферу, реализовав которую в городе Свободном будет крайне сложно.
Социальная работа с безработными выпускниками профессиональных учреждений – это вся работа, которую осуществляют специалисты с клиентами (70%), помощь в поддержании уверенности в себе и завтрашнем дне выпускникам (20%) и их настрой на коммуникабельность (10%) (рис. 8).
Рисунок 8 – Социальная работа с выпускниками профессиональных учреждений
А наибольшее значение в данной работе являются психологическая поддержка (40%), социальная адаптация (20%), помощь в получении навыков представления себя работодателю (20%), настроить выпускника на желание работать (20%) (рис. 9). Всё это объясняет, что выпускники чаще всего не готовы работать, не умеют качественно преподать себя работодателю, поэтому необходимо применять комплекс технологий для помощи в трудоустройстве молодых людей.
Рисунок 9 – Наибольшее значение при социальной работе с выпускниками профессионально-образовательных учреждений
Главными же направлениями в работе с безработными выпускниками профессиональных учреждений являются информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг (25%), организация временной занятости (22%), обучение молодёжи навыкам поиска работы (16%) и другие. Информирование о проводимых мероприятиях для выпускников профессиональных учреждений в городе Свободном и Свободненском районе осуществляется по средствам личного обращения в ГКУ ЦЗН (17%), из телевизионных телепередач, объявлений (17%), а также из других средств коммуникации. При этом в качестве информируемого может выступать и профориентатор, который работает со школами, училищами и другими профессиональными учреждениями, а также проводятся ярмарки вакансий для выпускников, которые организуются преимущественно раз в год при массовом выпуске молодых специалистов из профессионально-образовательных учреждений.
Психологическая помощь, осуществляется при личной подаче заявления-анкеты по оказанию данной государственной услуги, проходит как индивидуальное, так и групповое консультирование, с применением тренинговых занятий.
Ещё одним направлением КГУ ЦЗН является проведение общественных работ с целью приобщения к трудовой деятельности (35%), сохранения мотивации к труду (35%) и для предоставления материальной поддержки в виде временного заработка (30%) (рис. 10).
Рисунок 10 – Цель проведения общественных работ
А для поддержания жизнедеятельности безработного выпускника профессионального учреждения устанавливается пособие по безработице на период до 6 месяцев в минимальном размере (1020 рублей), а по окончании этого срока выплачивается материальная помощь.
К задачам же, которые решает социальная работа с безработными выпускниками профессиональных учреждений, относится преодоление иждивенчества (32%), сокращение уровня безработицы в целом (28%), повышение конкурентоспособности на рынке труда (24%) и появление дополнительного дохода для выпускников (16%) (рис. 11).
Рисунок 11 – Задачи социальной работы с выпускниками профессиональных учреждений
К специфическим особенностям Центра занятости населения города Свободного можно отнести: организация подготовки по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда (26%), организация, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, оплачиваемых общественных работ (26%), помощь в создании и развитии предпринимательства (23%), организация курсов для обучения профессиям, способствующих развитию самозанятости (17%), создание (с участием службы занятости) рабочих мест (8%) (рис. 12).
Рисунок 12 – Специфические особенности ГКУ ЦЗН г. Свободного
Таким образом, специалисты выполняют все услуги, обеспечивают всеми гарантиями, предусмотренными ФЗ «О занятости населения №1032-1» от 19 апреля 1991 года, что определяет высокий уровень помощи специалистами, оказывающие разнообразную деятельность, для успешного трудоустройства безработных выпускников профессиональных учреждений.
По словам экспертов, выпускники профессионально-образовательных учреждений трудоустраиваются на предложенную ЦЗН работу от одного до трёх месяцев (30%), в течение 10 дней (20%), а также в зависимости от обстоятельств (50%). Пик обращения в службу занятости выпускников приходится на летний период, когда выпускники заканчивают учебные заведения. В связи с этим, можно сделать вывод, что от специалиста, работающего с клиентом также зависит быстрое и успешное трудоустройство на рынке труда выпускником.
Контроль за выпускниками, получающих помощь в Центре занятости осуществляется раз в две недели. Однако не исключены трудности работы с безработными выпускниками профессиональных учреждений (рис. 13), среди них которые не желание работать (46%), отсутствие опыта работы (15%), недостаточная зрелость и неумение вести себя в обществе (15%), мнение родителей «Пусть лучше сидит при мне» (15%), отсутствие рабочих мест (9%). Всё это указывает на инфантильность молодых людей, неопытность в поиске работы, завышенные ожидания, а также не возможность принятия родителями безработных выпускников того факта, что дети уже взрослые и сами могут принимать решения.
Рисунок 13 – Трудности работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений
Специалисты ГКУ «Центр занятости населения» города Свободного считают, что осуществляемая ими социальная работы с выпускниками профессиональных учреждений, которые обращаются к ним за помощью, с целью трудоустройства является эффективной. Решением же проблемы безработицы среди выпускников профессиональных учреждений, по мнению специалистов Центра занятости населения города Свободного, является организация стажировки выпускников (43%), распределение на рабочие места (29%), создание временных рабочих мест для получения навыков по специальности (14%) и создание специальных рабочих мест для выпускников (14%) (рис. 14). Данный факт свидетельствует о том, что система квотирования рабочих мест для выпускников профессиональных учреждений, существовавшая в Советское время была эффективной мерой для получения опыта работы и трудовых навыков, в современном обществе отсутствие данной меры приводит к безработице среди молодых специалистов.
Рисунок 14 – Решение проблемы безработицы
В целом, можно сделать вывод, что деятельность государственного казённого учреждения «Центр занятости населения» города Свободного осуществляется в соответствии с нормативными документами. Реестр государственных услуг осуществляется также в соответствии с законом. Что касается деятельности, направленной на трудоустройство выпускников профессиональных учреждений, можно резюмировать, что она осуществляется на должном уровне, однако требуется усовершенствование имеющихся социальных программ и внедрение новых социальных программ для выпускников, которые помогут сократить уровень безработицы среди выпускников профессиональных учреждений. Также необходимо проводить среди специалистов учреждения повышение квалификации не реже 5 лет и применять меры для избегания профессионального выгорания и профессиональных болезней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы обуславливается тем, что проблема безработицы среди выпускников профессионально-образовательных учреждений остаётся в настоящее время наиболее острой проблемой. Следует признать, что необходимость в создании стартовых возможностей для нового поколения поможет ему войти в жизнь и не оступиться. Рост безработицы среди безработных выпускников профессионально-образовательных учреждений ведет не только к экономическим потерям для них самих, для личности и семьи молодого гражданина, также снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.
Рассмотрев социальную работу с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений в Свободненской службе занятости можно сделать вывод, что его деятельность осуществляется на должном уровне в соответствии с нормативными документами, однако требуется усовершенствование имеющихся социальных программ и внедрение новых социальных программ для выпускников, которые помогут сократить уровень безработицы среди выпускников профессиональных учреждений.
Изучив основы социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений, можно сделать вывод, что эта категория граждан рассматривается в общем контексте безработных. Есть лишь некоторые, не значительные отличия данной категории от других категорий безработных. Социальной работа с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений, должна ориентироваться на выявление установок, мотивов и предпочтений клиента в отношении поиска работы и трудоустройства. Поэтому специалист должен хорошо владеть основами социальной работы с безработными и уметь грамотно их применять.
Выделив технологии социальной работы с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений, можно сделать вывод, что психологическое состояние выпускников характеризуется повышенным уровнем тревожности и беспокойства. Многие из них переживают сильный физиологический и психологический стресс. Поэтому, к основным технологиям, используемым в деятельности органов службы занятости, относятся: профориентация, психологическая поддержка, социальное консультирование, социальная коррекция.
Таким образом, службы занятости осуществляют комплексный подход своей деятельности, для сокращения уровня безработицы среди безработных выпускников профессионально-образовательных учреждений, для поддержки и вывода их из трудной жизненной ситуации.
Ознакомившись с деятельностью Государственного казённого учреждения «Центр занятости населения» города Свободного с безработными выпускниками профессионально-образовательных учреждений, можно выделить основные организационно-правовые формы, предоставляемые службой занятости: трудоустройство, информирование, социально-психологическая помощь и поддержка, профессиональная ориентация, подготовка и/или переподготовка, повышение квалификации, организация и проведение общественных работ, содействие в организации собственного дела, ярмарки вакансий. Также, оказывается социальное обеспечение денежной форме: материальная помощь и пособие по безработице. Таким образом, центр занятости населения осуществляют комплексный подход в своей деятельности, для сокращения уровня безработицы среди выпускников профессионально-образовательных учреждений, однако необходимы инновационные формы для сокращения уровня безработицы среди данной категории.
В целом, с целью смягчения последствий невостребованности выпускников, Центр занятости города Свободного решает вопросы трудоустройства выпускников в рамках различных направлений. Однако из-за отсутствия финансирования и нововведений данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию как в городе Свободном, так и в Российском обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баринова «М. Хуан Сомавия: Причина глобального кризиса занятости - экономический рост, не ориентированный на создание рабочих мест»/ М. Баринова/ / Журнал "Человек и труд" № 1, 2007 г.
Басов Н. Ф., Басов В.М., Бессонова О. Н. Основы социальной работы. /Н.Ф. Басов // Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 288 с.
Бочарова И. Программы содействия занятости // И. Бочарова, - Экономист. – 2005. - №5 – 148 с.
Волгин Н. А. Социальная политика: Учебник/ Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, –2008. – 548 с.
Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В. П. Галаганов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. цент Академия, - 2007. – 176 с.
ГКУ АО Центр занятости населения города Свободного [Электронный ресурс]. Свободный, 2012. URL: http://svobzan.amur.ru/ (дата обращения: 23.03.12).
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991(в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Иохон В.Я. Экономичекая теория/ В. Я. Иохин. – М.: Изд-во Экономист, - 2011. – 862 с.
Кабалина В. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур / В. Кабалина, И. Козина // Человек и труд. – 2000. № 12.
Карташов С.А. Трудоустройство: поиск работы: учеб. пособие: рек. УМО по обр. / С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, Ю.А. Кокорев; ред. Ю.Г. Одегов. – М.: Экзамен, 2002. – 422 с.
Кураков Л. П. Экономическая теория/ Л.П. Кураков. – М.: Изд-во МПСИ, МОДЭК, - 2009. – 1072 с.
Курбатов В. И., Социальная работа / В. И. Курбатова: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2011. – 576 с.
Мелкумян А. Проблемы безработицы // Экономист. – 2005. - №8 – 180 с.
Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А. Никифорова – М.: Междунар. отношения, 2001. – 180 с.
Павленок П.Д., Основы социальной работы: Учебник/ П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, -1997. – 368 с.
Павлов В.П., Кулешова Е.В. Служба занятости: 10 лет - история, деятельность/ В.П. Павлов. – М.: Экономика, – 2001. – 142 с.
Приказ №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан за счет средств федерального бюджета».
Прокопов Ф. Эффективная организация службы занятости: современный подход/ Ф. Прокопов// журнал Человек и труд, 1999. – №8, с. 7.
Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишнин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда /А. И. Рофе – М.: Изд-во: «Кнорус», - 2010. – 400 с.
Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование/ Л.И. Старовойтова – М.: Изд. центр «Академия», 2010, 192 с.
Сушкина А. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи / А. Сущкина/ / журнал Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007, N 4.
Ткаченко В.В. Социальная работа с безработными: цель, задачи, формы, и методы/ В.В. Ткаченко/ / Вестник Амурского государственного университета. – 2004. – Вып. 26: Сер. Гуманит. науки. – С. 20–22.
Ткаченко В.В., Технологии социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» / В.В. Ткаченко // Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2004. – 80 с.
Устав ГКУ АО Центр занятости населения города Свободного № 1189 от 15 июня 1998 года.
Холостова Е.И., Социальная работа: теория и практика: учеб. Пособие / Е.И. Холостова – М.: ИНФРА-М, -2001. – 427 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ ВЫПУСКНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СВОБОДНОГО»
Проблемная ситуация:
На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, процесс социальной адаптации, вопросы трудовой занятости и профессиональной востребованности выпускников профессиональных учреждений является актуальной проблемой, так как разрушена целостная система работы с выпускниками профессиональных учреждений, а также из-за существующей напряжённой ситуации на рынке труда, характеризующейся тенденциями к ухудшению. Безработица среди выпускников профессиональных учреждений является одной из самых сложных социальных проблем.
Анализ социальной работы с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Управлении занятости населения является актуальным вопросом, потому что от реализации их деятельности, будет во многом зависеть дальнейшая судьба безработного выпускника обратившегося за помощью. Эксперты Центра занятости населения города Свободного являются компетентными специалистами в сфере безработицы в общем аспекте, и безработицы среди выпускников профессиональных учреждений, поэтому они могут грамотно оценить ситуацию на рынке труда.
Организационное нахождение – Центр занятости населения города Свободного; физическое нахождение – город Свободный Амурской области. Анализ социальной работы с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного является открытой, т. к. она освещается в средствах массовой информации, в статистических данных. В абсолютной величине – важна, так как может затрагивать помимо Центра занятости населения города Свободного, другие центры занятости. В относительной не очень важна, т.к. охватывает только тех безработных, которые стоят на учёте в Центре занятости города Свободного. Данная проблема затрагивает один год (2012-2013гг.). Проблема носит предметный, местный, длительный, системный характер.
Объект – Эксперты Центра занятости населения города Свободного.
Предмет – социальная работа с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного.
2. Цель: Анализировать социальную работу с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного.
Задачи:
охарактеризовать понятие «безработица» и «безработица среди выпускников профессиональных учреждений»;
рассмотреть факторы, влияющие на безработицу среди выпускников профессиональных учреждений;
изучить основные направления деятельности Центра занятости населения города Свободного;
выявить проблемы, возникающие при социальной работе с выпускниками профессиональных учреждений;
дать общую оценку деятельности с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного.
Основные понятия:
Безработица – сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или сознания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (заработной платы).
Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющего работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней
Востребованность на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
Выпускник – учащийся, оканчивающий учебное заведение, находящийся в последнем классе/курсе или окончивший данное учебное заведение.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Личностные характеристики – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Мотив – движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Причины безработицы – факторы, влияющие на отсутствие работы.
Профессиональная ориентация – процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.
Профессиональная подготовка – совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности.
Рынок труда - рынок спроса и предложения на рабочую силу.
Самоопределение (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Служба занятости населения – служба, регулирующая рынок труда, призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Социальная адаптация – процесс взаимодействия социального субъекта с социальной сферой, в ходе которого согласовываются их требования и ожидания по отношению друг к другу.
Трудоустройство – это система организационных, экономических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
Формы занятости – конкретные виды, указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми.
Структурная операционализация:
Факторная операционализация:
А – Объективные факторы: аl) общие: - социально-экономическая обстановка в обществе; - политическая ситуация; a2) Специфические: - занимаемая должность; - теоретическая и практическая подготовка, - осуществление работы в соответствии с нормативно-правовыми документами. |
В – Субъективные факторы: b1) функциональные и ролевые характеристики объекта: - возраст; - пол; -семейное положение; - должность; b2) Личностные характеристики: - социальные установки; - ценностные ориентации. |
C – социальная работа с выпускниками профессиональных учреждений: c1) Субъективные аспекты: - степень удовлетворенности работой; мотивы трудовой деятельности; -восприятие общественной и личностной значимости труда; с 2) Объективные аспекты: - качество работы; - инициативность; - уровень ответственности. |
Гипотеза:
Социальная работа с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного осуществляется на высоком уровне, однако уровень безработицы среди выпускников профессиональных учреждений растёт.
План исследования
№ этапа |
Содержание этапа |
Сроки реализации |
1 |
Подготовительный: - теоретическое изучение темы; - анализ изученности темы; - рассмотрение возможности исследования этой темы; |
1-7 декабря 2012г. |
2 2 |
Основной: - формулировка проблемы; - определение объекта, предмета, цели и задач; - выделение основных понятий; - структурная операционализация; - факторная операционализация; - выдвижение гипотезы, - определение выборки; - разработка анкеты; - проведение исследования; |
10 декабря 2012г. – 10 января 2013г. |
3 3 |
Заключительный: - выбраковка информационного массива; - обработка информации; - анализ информации. |
11 – 25 января 2013г. |
Вид опроса:
Сплошной, целенаправленный опрос.
Опрашиваются специалисты:
Начальник отдела трудоустройства;
Начальник отдела профессионального обучения и активных форм занятости;
Начальник отдела – 1 специалист;
Главные инспектора - 7 человек.
Итого:10 респондентов.
Критериями опроса являются:
- пол;
-возраст;
-семейное положение;
-должность.
Основные процедуры
В данном исследовании используется метод опроса: анкетирование по месту работы, специализированный, сплошной, прямой, очный, индивидуальный, раздаточный опрос, так как необходимая информация о социальной работе с безработными выпускниками профессиональных учреждений в Центре занятости населения города Свободного – это опрос квалифицированных специалистов, которые дают адекватную оценку социальной проблеме, а также непосредственно выявляют её причины и последствия.