ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Соколов Г.В. 1
1Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального образования, прежде всего, способствует создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях. На уровне отраслей, занимающихся разработкой и реализацией инициатив в области обучения как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения происходит развитие социального партнерства между учебными заведениями и предприятиями.

Государства с ослабленной монополией могут создавать совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме с равным представительством обеих сторон.

В рамках государств с доминирующей государственной монополией социальный диалог осуществляется в рамках всевозможных консультативных советов или комиссий.

Основной формой реализации социального партнерства в сфере профессионального обучения на уровне предприятия продолжают выступать коллективные договоры, которые содержат положения об обучении на производстве, непрерывном образовании и др.

Следует отметить, что возможности координации внутренних организационных процессов у социальных партнеров во многих случаях оказываются несравненно выше, чем у государства в целом.

В большинстве стран организации работодателей и профсоюзы активно участвуют в системе производственного обучения, при этом, практическое обучение (обучение на рабочем месте) по определению зависит от работодателей на уровне конкретных предприятий. В осуществлении производственного обучения, социальные партнеры часто выступают в качестве организаторов независимых учебных центров и учреждений непрерывного профессионального обучения. Профсоюзы могут принимать участие в управлении центрами, которые будут созданы на государственные средства.

Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, которое несет за него ответственность, использует следующие механизмы:

  • государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;

  • создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;

  • предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности;

  • налоговые льготы предприятиям и т.д.

Создаваемые модели социального партнерства должны решать следующие задачи:

  • формирование содержания профобразования и обучения;

  • качество профобразования и обучения;

  • разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования);

  • изучение потребности в обучении в рамках компаний;

  • разработку долгосрочных планов обучения;

  • организацию производственного обучения в системе профобразования и обучения;

  • мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда по секторам (по результатам мониторинга выявляются релевантные изменения и сообразно им вносятся рекомендации по изменению содержания курсов или введению новых курсов и требований к конечным результатам обучения);

  • разработку конечных целей обучения (минимум знаний, умений и отношений, необходимых для получения квалификации);

  • обеспечение качества итоговой аттестации;

  • разработку и обновление системы профессиональных компетенций.

Разработка компетенций должна осуществляться следующим образом: сначала социальные партнеры определяют профили направлений, которые обсуждаются с представителями сферы образования и после этого «переводятся» в «конечные цели или достижения» обучения. Социальные партнеры принимают участие в определении «выходных компетенций», т.е. образовательных стандартов обучения, приводящего к получению квалификации.

Участие социальных партнеров в разработке компетенций будет являться естественной гарантией того, что обучение ведется именно тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Социальные партнеры совместно осуществляют поиск компаний, которые могут предоставить «ученические места» и соответствующие условия для производственной практики. Компании должны быть заинтересованы в предоставлении ученических мест по двум причинам: во-первых, они могут выбрать нужных для себя специалистов из «учеников», а во-вторых, «ученики», проходя производственное обучение, работают на компанию.

Между работодателем и студентом должен заключаться контракт, по которому студент становится сотрудником компании на период обучения и получает минимальную зарплату. Помимо этого работодатели также оплачивают работу инструкторов производственного обучения и стоимость учебных материалов. За это они должны получать определенные налоговые льготы.

Предоставляя «ученические» места, компании несут достаточно большие расходы, которые могут явиться непосильными для отдельно взятой компании. Поэтому есть необходимость компаниям в рамках отрасли объединяться и заключать соглашения по совместному предоставлению «ученических» мест. Можно задуматься об организации центров производственного обучения.

Социальное партнерство так же может решать вопросы:

  • исполнения законодательства в области аттестации, структуры квалификаций и т.д.;

  • ведения переговоров с Министерством образования от имени профессиональных учреждений и работодателей;

  • разработкой документов, лоббированием финансовых вопросов, подачей заявок на участие в международных проектах и т.д.;

  • признанием дипломов других стран.

Социальные партнеры должны на равных отвечать за обучение работающих граждан. Обучение на рабочем месте должно являться частью отраслевого коллективного договора.

По примеру социального партнерства в Великобритании, где работодатели традиционно регулируют профессиональное обучение, формируя спрос на умения и, соответственно, заказ на обучение, можно в России создать модель регулирования профессионального образования и обучения. До недавнего времени социальное партнерство в этой стране традиционно отличалось рыночным характером и децентрализацией, но в последние годы, в силу объективных причин, возникла необходимость объединения усилий работодателей в рамках отраслей и их консолидация на национальном уровне.

В этой связи стали создаваться так называемые отраслевые советы по вопросам умений, которые объединились в сеть, получившую название Сеть по умениям для бизнеса, чья деятельность регулируется Агентством по формированию умений для отраслей.

Создание Советов может быть направлено на обеспечение промышленности умениями высокого уровня, необходимыми для повышения конкурентоспособности экономики и реализации профессиональных устремлений граждан. Задача Советов будет состоять в оказании влияния на государство и сферу образования для того, чтобы все отрасли получили доступ к необходимым умениям.

Создание Советов поможет решать следующие задачи:

  • повышение вовлечения работодателей в обучение;

  • четкое представление потребности работодателей;

  • проведение качественного анализа потребностей отраслей в умениях;

  • четкое выявление корреляции между умениями и качеством производимых товаров и услуг;

  • иметь тесную связь с отраслями;

  • формулировать потребности отрасли для сферы образования и обучения;

  • иметь репутацию, которая бы способствовала привлечению рабо­тодателей и профсоюзов к процессу повышения конкурентоспособности экономики страны в целом путем расширения инвестиций и укрепления общей базы умений в стране.

  • формирование базы занятости, имеющую экономическую и стра­тегическую значимость;

  • реальная поддержка ключевым работодателям и способствование занятости в отрасли;

  • широкое и влиятельное представительство работодателей;

  • формирование широкой ресурсной базы и профессионального штата.

Основная идея создания таких советов основана на анализе ситуации в экономике государства и сравнении ее с ситуацией основных конкурентов.

По мнению работодателей, более 10% работников не имеют требуемых умений, а более 20% вакансий не заняты в связи с отсутствием у кандидатов на эти должности необходимых умений. Особенно явно нехватка умений выражена в отраслях, требующих высоких квалификаций. Более 20% взрослого населения не имели функциональной грамотности (более высокий процент отмечается только в Ирландии и Польше).

Стратегические и текущие задачи представлены в обобщенном виде в следующей таблице:

Стратегические цели

Ожидаемые результаты

Превращение модели социального партнерства в авторитетную организацию, которая будет являться частью системы производства умений для нужд промышленности страны

Создание Советов, организаций, объединений и т.п. социальных партнеров.

Повышение влияния социального партнерства на рост ее ресурсов для реализации стратегий, направленных на удовлетворение потребностей в умениях

Повышение эффективности социального партнерства и расширение сферы деятельности. Координация взаимодействия социальных партнеров с правительством и его институтами.

Выражение интересов работодателей отрасли

Повышение производительности за счет развития умений

Повышение влияния работодателей на инфраструктуру учреждений, предоставляющих услуги по обучению.

Лоббирование инвестиций в умения.

Выработка политики в области повышения производительности труда

Так же необходимо сформировать межотраслевые структуры, которые будут заниматься развитием умений, необходимых во всех отраслях, а именно:

  • умений в области менеджмента и лидерства;

  • умений в области трудоустройства;

  • умений в области ИКТ;

  • умений по обеспечению психологической и стрессовой устойчивости.

Планирование социального партнерства должно предусматривать различные мероприятия как на стратегическом уровне, так и в формате конкретных проектов и мероприятий на местах. В целом их можно сгруппировать сле­дующим образом:

  • разработка национальных стандартов и совершенствование национальной системы квалификаций, компетенций;

  • анализ существующих возможностей обучения и предоставление информации о наличии возможностей обучения;

  • развитие услуг вобласти сопровождения профессиональной ка­рьеры/обучения.

На уровне мероприятий, ориентированных на отдельных граждан, особое внимание необходимо уделять профориентационным мероприятиям в учебных заведениях, включая даже высшие учебные заведения. Эти мероприятия должны быть направлены на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников.

Мероприятия, направленные на привлечение работодателей, наиболее важная часть деятельности с точки зрения выявления реальных потребностей работодателей в развитии умений. Деятельность предприятий может варьировать от членства в совете или выплаты взносов до участия в обследованиях или предоставлении материалов по бизнес-планированию, консультировании.

Таким образом, как следует из вышесказанного, в необходимо осуществлять постоянный поиск путей и способов совершенствования соци­ального партнерства в сфере профессионального образования и обучения. Новые способы свидетельствуют о преодолении регионального принципа и переходе на отраслевой принцип и об участии государства в процессах повышения качества умений в интересах экономики и граждан в целом.

В России для развития социального партнерства в сфере профессионального образования было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных консультативных отраслевых советах по социальному партнерству с участием представителей органов управления образованием, организаций работодателей, профсоюзов, отраслевых министерств и предприятий, департаментов Федеральной службы занятости для:

  • формирования региональной социально-экономической стратегии;

  • проведения анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе;

  • формирования прогнозов развития регионального рынка (на базе имеющихся моделей мониторинга рынка труда) и гармонизации спроса и предложения на профессии и уровни квалификации, в том числе для оптимизации сети учебных заведений;

  • формирования регионального компонента стандарта профессионального образования (по отраслям экономики) и разработки требований к умениям и компетенциям выпускников;

  • развитию обучения на предприятиях (включая производственную практику студентов) и т.д.

В среднесрочной перспективе - на основе анализа опыта работы региональных консультативных отраслевых советов могут быть сформированы модель и функции Федерального совета по социальному партнерству в области профессионального образования, включающего в себя отраслевые отделы.

Для активизации социального партнерства учебных заведений может быть полезным разработать и утвердить:

  • типовое положение о социальном партнерстве учебного заведения профессионального образования (а также провести региональную учебу по вопросам организации социального партнерства для представителей учебных заведений профессионального образования);

  • рекомендации об отраслевых советах по социальному партнерству и попечительских советах для учебных заведений профессионального образования;

  • включить показатели деятельности в области социального партнерства в систему обеспечения качества деятельности учебных заведений (в рамках реализации модели всеобщего управления качеством).

Областями социального партнерства в сфере профессионального образования могли бы стать:

  • разработка политики в области профессионального образования (на федеральном и региональном уровнях);

  • разработка профессиональных стандартов и стандартов профессионального образования на отраслевом уровне;

  • анализ и мониторинг рынка труда (на федеральном, региональном и отраслевом уровнях);

  • прогноз спроса и предложения на рынке образовательных услуг профессионального образования;

  • определение направлений развития профессиональных квалификаций и базовых умений (на федеральном, региональном и отраслевом уровнях);

  • участие в разработке стратегии регионального социально-экономического развития (на федеральном и региональном уровнях);

  • осуществление сбора и анализа информации о развитии рынка труда (на федеральном и региональном уровнях);

  • разработка содержания программ обучения и требований к оценке компетенций и участие в оценке учебных заведений (самооценке) и итоговой оценке выпускников (на уровне учебного заведения);

  • предоставление мест для производственной практики, организация стажировок и повышения квалификации преподавателей профессионального образования на предприятиях;

  • развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий в учебных заведениях (на региональном уровне и уровне учебного заведения);

  • совершенствование профориентационной работы (для усиления связей между общим и профессиональным образованием);

  • развитие обучения на предприятии (на рабочем месте);

  • мобилизация финансовых и материально-технических ресурсов и контроль над их использованием;

  • участие в управлении учебными заведениями;

  • формирование консолидированных региональных фондов для поддержки и развития профессионального образования.

Список использованных источников:

  1. Юрьева Т.В. Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. - 352 с.

  2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».

  3. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.: ил.

  4. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд,

  5. Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 1998, №10-11.

  6. Комаровский В., Садовская Е. Объединение работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России// МЭиМО, 1997, № 5.

  7. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. М.: Издательство «Мысль», 1996.

  8. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999.

Просмотров работы: 2077