ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАЙ-БО КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАЙ-БО КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Сайфуллин И.Р. 1, Пасмурова Л.Э. 1
1НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, профессия педагога может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Стержневым фактором является так называемый «человеческий» фактор, заключающийся в индивидуальных многоуровневых характеристиках субъектов образования и большого многообразия педагогических ситуаций, в которых необходимо участвовать и на которые необходимо реагировать, что связанно с высокими эмоциональными тратами. Последствия нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, систематической усталости, рассеянности, снижения эффективности труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, поэтому для большинства педагогов остро стоит проблема сохранения здоровья (Н.Е Водопьянова, 2004).

Решение данной проблемы становится весьма актуальной и требует поиска, разработки и применения новых средств, позволяющих осуществлять профилактику профессионального стресса (Л.В. Куликов, 2005; О.А. Михайлова, 2004).

Одним из таких эффективных средств может стать аэробика. Как известно, различные направления аэробики оказывают акцентированное воздействие на те или иные функциональные системы организма. Так, по мнению ряда авторов, занятия тай-бо и а-бокс - аэробикой, не только регулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, но и служат для снятия стресса, повышения тонуса и настроения, улучшения общего самочувствия (В.Ю. Давыдов, Г.О. Краснова, 2001).

Однако, вопрос использования тай-бо как средства профилактики профессионального выгорания у педагогов, в настоящее время не изучен. Данный факт и определил актуальность нашего исследования.

Цель исследования - доказать положительное влияние занятий тай-бо на эмоциональное состояние и функциональные возможности организма педагогов общеобразовательных школ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; психологические методы; медико-биологические методы; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследования были проведены на базе МОУ гимназии №1 города Набережные Челны. В общей сложности в исследованиях приняло участие 28 педагогов-предметников в возрасте от 38 до 52 лет, имеющие педагогический стаж работы не менее 8 лет.

На этапе констатирующего эксперимента нам было интересно изучить динамику эмоционального состояния педагогов и их жизненную удовлетворенность в течение учебного года.

Анализ экспериментальных данных, полученных по методике оценки эмоционального выгорания, свидетельствует о том, что абсолютное большинство педагогов имеют среднюю и высокую степень эмоционального выгорания. Уже в начале учебного года нами выявлено, что 50% педагогов имеют высокий уровень выгорания, что объясняется выходом на работу уже в начале или середине августа месяца, подготовкой школы к началу учебного года и ее приемка комиссией городского отдела образования, подготовкой и утверждением программ обучения на новый учебный год и т.д.

К окончанию первого триместра таких педагогов уже 61%. Нами отмечена аналогичная тенденция и в двух других триместрах, т.е. к окончанию триместра количество педагогов с высокой степенью выгорания увеличивается.

Вместе с тем, выявленные нами показатели говорят о незначительном количестве педагогов, имеющих низкий уровень эмоционального выгорания: 4% - в начале учебного года и 7% - при выходе на работу в начале января месяца.

В среднем в течение учебного года низкий уровень эмоционального выгорания отмечен у 2% педагогов, средний у 43% и высокий уровень эмоционального выгорания выявлен в среднем у 55% педагогов.

Полученные нами результаты исследования свидетельствуют, что наибольшее число педагогов (в среднем в течение года они составляют 42%) имеют среднюю степень жизненной удовлетворенности, обосновывая это наличием стабильной работой и прочными семейными отношениями. 29% респондентов охарактеризовали жизненную удовлетворенность как выше среднего, а 20% - ниже среднего, что позволяет нам говорить об удовлетворительном отношении большинства педагогов к содержанию собственной личной жизни.

Анализ результатов показателей индекса жизненной удовлетворенности свидетельствует, что 42% педагогов отмечают среднюю степень жизненной удовлетворенности, 29% - выше средней, 20% - ниже средней и только 6% - высокую степень удовлетворенности.

С целью доказательства выдвинутой гипотезы, нами были разработаны и внедрены комплексы тай-бо.

Комплекс аэробики был составлен из упражнений имитирующих элементы кикбоксинга и других единоборств: удары, защиты, блоки и т.д. Продолжительность одного занятия составляла 60 минут.

Каждое занятие включало четыре серии упражнений: упражнения стоя; упражнения стоя с большой амплитудой; упражнения в партере; стрейтчинг.

Последовательность упражнений комплекса соответствовала общепринятой трёхчастной структуре. Занятия проводились под музыкальное сопровождение с четким ритмичным рисунком и темпом 122-128 акцентов в минуту. Для доказательства рабочей гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент, который имел параллельную форму организации. В этой связи нами были созданы однородные группы: контрольная и экспериментальная (no 11 человек). Экспериментальная группа в течение 2011-12 учебного года посещала занятия тай-бо, которые проводились в конце рабочего дня, три раза в неделю, в спортивном зале гимназии. Педагоги, вошедшие в контрольную группу, никакими формами физической рекреации не занимались.

В результате посещений занятий тай-бо в экспериментальной группе произошло изменение показателей. Проведенный нами сравнительный анализ среднегрупповых значений экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о достоверных различиях в показателях жизненной емкости легких, Гарвардского степ-теста, ортопробы и индекса жизненной удовлетворенности, что свидетельствует о лучшем функционировании эмоциональной сферы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у участников экспериментальной группы. Выявленные различия имеют статистическую достоверность.

Вместе с тем, для нас представляли интерес показатели внутригрупповых изменений, для чего нами был проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной группы в начале и конце педагогического эксперимента.

Полученные нами значения свидетельствуют о достоверных изменениях изучаемых показателей к концу эксперимента.

Так, показатели жизненной емкости легких у педагогов, занимающихся тай-бо, улучшились на 11,5% (р < 0,05), что позволяет нам утверждать о положительных изменениях в функционировании дыхательной системы. Также, произошли изменения в показателях ортопробы и Гарвардского степ-теста, что свидетельствует об улучшении работы сердечно-сосудистой системы у педагогов экспериментальной группы. Показатели ортопробы у педагогов эксперимента снизились в среднем на 1,5 уд/мин, что составило 8,9% абсолютного прироста, а значения Гарвардского степ-теста увеличились на 6,9 у.е., что составило 12% прироста. Выявленные нами изменения носят статистически достоверный характер (р < 0,05; р < 0,001).

Следует отметить, что в конце эксперимента показатели Гарвардского степ-теста свидетельствуют о среднем уровне физической работоспособности педагогов, тогда как данные начала эксперимента характеризовались ниже среднего уровня. Полученные нами показатели свидетельствуют о положительном влиянии занятий тай-бо на уровень эмоционального выгорания и на индекс жизненной удовлетворенности.

Так, показатели уровня эмоционального выгорания в экспериментальной группе снизились на 2,4 балла, что составило 22,6%, а индекс жизненной удовлетворенности возрос на 6,7 балла (на 36,4%). Рассчитанный нами t-критерий Стьюдента позволяет говорить, что данные начала и конца эксперимента имеют статистически достоверные различия. Вместе с тем, если результаты индекса жизненной удовлетворенности в начале эксперимента можно было интерпретировать как средние, то в конце эксперимента - выше среднего.

Таким образом, полученные в ходе педагогического эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии занятий тай-бо не только на функциональное состояние занимающихся, но и на эмоциональную сферу педагогов, что проявляется в росте показателей жизненной удовлетворенности и снижении показателей эмоционального выгорания.

Резюмируя вышеизложенный материал, можно с уверенностью утверждать о возможности использования занятий тай-бо как профилактической меры по предупреждению профессионального выгорания у педагогов общеобразовательных школ.

Список литературы:

1. Водопьянова, Н Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса / Н Е. Водопьянова // Психологические проблемы самореализации личности. - 2008. - Вып. 2. - С. 144 - 154.

2. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / П.Е. Водопьянова//Психология здоровья. - 2004. -№ 8. - С. 17-21.

3. Давыдов, В.Ю. Новые фитнесс системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): уч. пособие / В.Ю. Давыдов, Г.О. Краснова. - Волгоград: ВГАФК, 2001. - 139 с.

4. Куликов, Л.В. Стресс и стессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - 2005. - Вып. 1.4. I. - С. 123-132.

5. Куликов, Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса / Л.В. Куликов, О.А. Михайлова // Психология психических состояний. - 2004. - Вып 3. - С. 21-23.

Просмотров работы: 1378