КРИТЕРИИ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КРИТЕРИИ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ

Богатина Е.В. 1, Пасмурова Л.Э. 1
1НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отбора «спортивных детей», способных добиться высоких спортивных результатов превратилась в самостоятельное научное направление, имеющее свою теорию, методологию, средства, элементы регламентации, контроля и коррекции.

Спортивный отбор - это процесс поиска наиболее одаренных детей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта. Спортивная ориентация предназначена для определения перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанных на изучении задатков и способностей спортсменов, а также индивидуальных особенностей формирования их мастерства.

При проведении спортивного отбора тренеры очень часто имеют дело с несколькими вариантами решения задачи. Профессор Зациорский В.М. [3] выделяет четыре таких варианта:

1. Из просмотренного и тестированного количества детей отобраны тe из них, которые на 100 процентов соответствуют требованиям вида спорта и строгим методическим принципам тренера по набору.

  1. Не отобраны дети, которые на 100 процентов соответствуют этим требованиям.

  2. В процессе отбора отсеиваются дети, которые могли бы достичь высоких спортивных результатов.

  3. Отбираются и зачисляются в группы дети, которые не покажут сколько-нибудь высоких спортивных результатов даже при напряженных тренировочных занятиях.

Теория спортивной ориентации и ее практическое приложение строятся на анализе научных фактов, имеющихся в современной литературе.

На основании анализа спортивных биографий выдающихся акробатов и спортивных результатов, которые они показали в юношеские годы, есть возможность искать и находить сочетания уникальных психомоторных и сенсомоторных способностей, определять динамические модели спортивной ориентации, разрабатывать тренировочные программы, исследовать, положительные аспекты соревновательной деятельности, не повторять допущенные ошибки [2].

Влияние родословной на выбор специализации и систематические занятия избранным видом акробатики играет существенную роль. Примерно в 55-65 % случаев определенные результаты, достигнутые в спортивной акробатике родителями, бабушками, дедушками, а также более дальними родственниками занимающегося являются ориентиром для занятий спортивной акробатикой. Изучение родословной поможет тренеру решать задачи спортивной ориентации.

Двигательные возможности детей и их родителей - важный научный факт и важная исследовательская задача. Установлены достаточно высокие корреляции между показателями тестирования двигательных возможностей детей (6-8 лет) во время отбора в спортивные группы по акробатике, а также показателями тестирования их родителей (папы и мамы, 29 - 35 лет). Высокие коэффициенты ранговой корреляции получены при сравнении показателей тестирования, характеризующих координацию движений, которую можно назвать консервативной. В эту группу тестов вошли: баланс, асимметрия движений конечностями, латентный период двигательной реакции, быстрота и частота движений, темп и ритм. Чтобы спортивная ориентация была успешной, целесообразно при отборе тестировать детей и их родителей. Необходимо также оценивать рост, массу тела, размер стопы, размер кисти, осанку, походку тех и других. Трудно прогнозировать на годы вперед особенности протекания тренировочных занятий, особенности спортивной подготовки каждого индивидуума [1].

Одним из критериев отбора является особенность передачи по наследству отдельных «маркеров» (конфигурация надбровных дуг, скул, ушных мочек и др.). Имеющиеся отдельные сведения из «тренерских лабораторий» по спортивной акробатике свидетельствуют о пользе сравнения - аналогии «маркеров» родителей и их детей.

Немаловажным фактором для спортивной ориентации является «работа» красных и белых мышечных волокон в мышцах спортсмена. Цвет мышечных волокон зависит от количества миоглобина белка красного цвета, который запасает кислород и передает его окислительным системам клетки. Соотношение между количеством мышечных волокон разное для разных мышц и выполняют они разную работу. Красные мышечные волокна участвуют в движениях, где требуется выносливость и длительная ритмическая работа. Белые мышечные волокна позволяют совершать недолгую взрывную работу. Такая «специализация» мышечных волокон возникла из-за того, что они работают в разном энергетическом режиме. Для определения цвета мышечных волокон применяют биологические и педагогические методы исследования.

Рост тела спортсмена, размер стопы, кисти и др. являются элементами спортивной ориентации для выбора вида спортивной акробатики. Важное значение придается тем движениям, которые могут объективно свидетельствовать о сенсомоторной координации, а также физическом развитии и физической подготовленности, о качествах личности (организован, трудолюбив, ответственен, энергичен, целенаправлен и др.) и свойствах нервной системы (сила, баланс, подвижность, лабильность, динамичность).

Особую значимость для решения целей и задач спортивной ориентации имеет состояние спортивной науки, наличие передовых дидактических технологий обучения и спортивной подготовки.

Таким образом, ориентация и отбор в спортивной акробатике рассматриваются как система, основу которой составляют современные научные факты, методические положения и практические достижения, позволяющие решать проблемы и задачи спортивной ориентации в процессе подготовки акробатов.

Список литературы:

1. Болобан, В.Н. Методика отбора детей для занятий акробатикой / В.Н. Болобан / Спортивная акробатика. Киев: Выща школа, 2008. - С.18-32; 59-64.

2. Болобан, В.Н. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки / В.Н. Болобан / Наука в олимпийском спорте, - 2008. - №1. - С.96-102.

3. Зациорский, В.М. Теория и практика физической культуры. / Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Сергиенко Л.П. - 2003. - № 7. - С. 54-66.

Просмотров работы: 2790