Город рождения современного футбола считается 1863-й – именно тогда появились единые правила игры. Футбол появился в программе первых же Олимпийских игр - в 1896 г. В этом турнире приняли участие только три команды. Международная федерация футбола (ФИФА) была учреждена 21 мая 1904 г.
Историки отечественного футбола договорились днем его рождения считать 12 октября 1897 г., когда состоялся первый публичный футбольный матч с участием российской команды Кружка любителей футбола. В действительности футбольная жизнь на территории Российской империи началась несколько раньше. Так первая команда в английской колонии Санкт-Петербурга была создана в 1886 г., а упоминание о футбольном матче на берегах Невы можно найти в столичных газетах за сентябрь 1893 г.
Первая мировая и в особенности Гражданская война замедлили развитие футбола в России. И всё же встречи команд из двух российских столиц продолжались. Начиная с 1920 г. Футбол постепенно становился массовым явлением: встречи проводились на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях.
В 21 веке произошел серьезный толчок для развития футбола в России. В 2005 году ПФК «ЦСКА» становится победителем Лиги Европы (на тот момент кубка УЕФА), а в 2008 году этот же успех повторяет ФК «Зенит». Стоит также отметить третье место сборной России по футболу на чемпионате Европы 2008 года.
Большим успехом также можно назвать то, что в этом году в Казани пройдет Универсиада, в 2014 году в Сочи пройдут XXII зимние Олимпийские игры, а в 2018 году Россия примет Чемпионат мира по футболу. Все это вместе дало сильнейший импульс для проектирования спортивных сооружений.
В данной статье мы решили затронуть особенности проектирования больших футбольных стадионов. На наш взгляд, это сейчас наиболее актуально, так как на данный момент все имеющиеся в стране крупные футбольные арены были построены много лет назад и уже не могут отвечать всем современным требованиям по эксплуатации, а также требованиям ФИФА к проведению Кубка мира по футболу, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ФИФА. (http://www.fifa.com/mm/document/ tournament/competition/01/37/17/76/stadiumbook2010_buch.pdf).
В данный момент в Санкт-Петербурге полным ходом идут работы по строительству стадиона «Газпром-Арена», который после ввода в эксплуатацию должен стать одним из самых современных стадионов в Европе. Но строительство этого стадиона требует многомиллиардных вложений, около 40 млрд. рублей. Для сравнения, стадион «Allianz Arena» (Мюнхен, Германия), являющийся сейчас самым современным стадионом Европы и одним из самых технически совершенных и красивых стадионов мира, обошелся инвесторам всего в 340 млн. евро (около 13,5 млрд. рублей) и примерно такая же сумма была потрачена на развитие инфраструктуры вокруг стадиона.
Но гигантская стоимость не единственная проблема при проектировании и строительстве стадионов в России, возникает еще и ряд других проблем, таких как:
Отсутствие отечественной нормативной базы. Действующие СНиП и СП морально устаревают и сейчас в России остро стоит вопрос к переходу проектирования по Стандартам Eurocode (Еврокодам). Мы считаем, что если в России ведется строительство стадионов международного уровня к ЧМ 2018, то и проектироваться они должны по международным нормам.
Вторая проблема вытекает из предыдущей, так как российские проектировщики практически не знакомы с Еврокодами, то к проектированию приходится привлекать зарубежные фирмы и архитекторов (например, при строительстве стадиона в Санкт-Петербурге привлекался иностранный специалист Кисё Куросава), что ведет к дополнительному удорожанию проекта. Все это ведет к неконкурентоспособности российских фирм на мировом рынке.
Инфраструктура большинства российских городов не позволяет строить в них крупных стадионов. В связи с чем возникает проблема в необходимости дополнительного капиталовложения на развитие инфраструктуры (дорог, гостиниц, больниц, аэропортов). Следует отметить, что величина этих капиталовложений сравнима с ценой строительства самого стадиона.
Новые российские стадионы окупаются только по истечении долгого периода времени, что далеко не устраивает инвесторов. Для решения данной проблемы требуется снижать стоимость строительства путем применения новых технологий и современных материалов, а также размещать внутри спортивной арены учреждения коммерческой направленности (кафе, рестораны, магазины сувениров и атрибутики, тренажерные залы, большинство стадионов также сдает в аренду свои футбольные поля).
Необходимо отвечать строгим требования, предъявляемым к безопасности во время турнира, и принять меры для предотвращения нарушения режима безопасности.
Должны соблюдаться меры по защите окружающей среды (планируемая застройка должна вписаться в природную среду; необходимо снизить потребление воды и использовать альтернативные водные ресурсы для поливки газона, например дождевой воды; использование альтернативных источников энергии и снижение вредных выбросов, ведущих к парниковому эффекту).
Под строительство стадиона необходима большая площадка (от 18 до 24 гектаров), которую, во-первых, сложно найти в условиях плотной городской застройки и требований, предъявляемым к инфраструктуре, а во-вторых, высокая цена земли и трудности оформления её в собственность.
В данной статье мы бы хотели остановить свое внимание на строительстве стадиона «Газпром-Арена», расположенном на Крестовском острове города Санкт-Петербурга. На наш взгляд, этот стадион не сопоставим по параметрам цена-качество. К тому же, мы считаем, что его место расположения выбрано не совсем удачно. Нам бы хотелось предложить свой вариант данного объекта и его расположение в инфраструктуре города. Это стало темой нашей дипломной работы.
В своей дипломной работе мы хотим показать, что за те средства, которые вложены в строительство петербургского стадиона, можно построить стадион гораздо больше и многофункциональнее. Мы решили показать это на примере стадиона вместимостью в 90 тысяч зрителей. В свою очередь, «Газпром-Арена» вмещает только 62 тысячи зрителей (по заданию на проектирование).
Нами было принято решение расположить стадион в поселке Шушары, так как там достаточно хорошо развита транспортная сеть: автомобильные дороги (участок строительства находится недалеко от Кольцевой автодороги), железнодорожные пути, также строится станция метро «Шушары». Также выбранный нами поселок удачно вписывается в инфраструктуру города, то есть можно быстро и беспрепятственно попасть в аэропорты Пулково 1 и Пулково 2, и в городские больницы. Стадион, на котором будут проводиться матчи мирового масштаба, должен находиться в непосредственной близости от международных аэропортов, так как большинство участников и фанатов прибывают из зарубежа. «Газпром-Арена», по нашему мнению, расположена слишком далеко от таких важных объектов, что создает дополнительные трудности для туристов, и, определенно, является недостатком.
Рядом с выбранным нами участком строительства находятся гостиницы высокого качества обслуживания (включая гостиницы аэропорта), способные вместить в себя несколько тысяч человек.
На наш взгляд, такие грандиозные объекты нужно строить вдали от центра города и плотной городской застройки. Во-первых, из соображений безопасности, так как толпа разъяренных футбольных фанатов представляет большую угрозу для мирных жителей, устраивая демонстрации и массовые драки. Нередки также случаи вандализма (уничтожение магазинов, автомобилей, порча имущества стадиона и т.п.). Во-вторых, стадион должен лаконично дополнить исторический облик города, стать современным памятником архитектуры, а не перегружать собой и без того насыщенный архитектурный ансамбль центра Санкт-Петербурга.
В-третьих, мероприятиям, проводимым на стадионе, не должен мешать шум оживленного города и, напротив, звуки, доносящиеся со стадиона, не должны беспокоить людей, живущих неподалеку. Также спортивные арены всегда ярко освещены, создавая глубокие тени на соседних зданиях. Частые смены цветов освещения могут стать причиной аварийных ситуаций на дорогах города.
Недостатком расположения стадиона вблизи центра города является увеличение движения автотранспорта, хотя магистрали и без того перегружены. Поэтому болельщикам, пользующимся автотранспортом, добраться на матч, проводимый на «Газпром-Арене», будет весьма проблематично.
Важным является тот факт, что между матчами деятельность вокруг стадиона практически прекращается. Поэтому располагать огромные спортивные сооружения в центре города экономически невыгодно, так как будут простаивать огромные площади дорогостоящей земли. В случае стадиона «Газпром-Арена» на Крестовском острове, для примера, можно было увеличить рекреационную зону.
Стадион большой вместимости требует большого количества парковочных мест, которые, в свою очередь, занимают большую площадь, поэтому целесообразно делать многоярусные подземные парковки. Так как «Газпром-Арена» находится на берегу Финского залива, то уровень грунт вод находится достаточно высоко, что значительно осложняет устройство подземного паркинга. Поэтому требуется проведение дополнительных мероприятий по укреплению грунта, осушению котлована и поддержанию конструкций в пригодном для эксплуатации состоянии. Строительство стадиона в поселке Шушары значительно упростит конструкцию парковки, увеличит ее этажность и при этом снизит трудовые и экономические затраты.
В дипломной работе при разработке объемно-планировочного решения стадиона мы опирались на Технические рекомендации и требования ФИФА, на основе которых брались нормативные значения площадей, перечень и назначение помещений и взаимосвязь между ними. При этом были учтены все требования действующих СНиП и СП.
Стадион, проектируемый нами, имеет форму скругленного прямоугольника и состоит из 7 ярусов и 8 секций: четырех угловых и четырех средних.
Каждая средняя секция вдоль короткой кромки поля состоит из 10 расположенных параллельно друг другу железобетонных рам и центрального ядра с лестницами, а вдоль длинной – из 16-ти рам. Колонны, образующие рамы, гасят вертикальные и горизонтальные колебания. Железобетонные рамы воспринимают неравномерные и динамические нагрузки, действующие на каркас стадиона.
Угловые секции, образованные сеткой из изогнутых рам и объединяющих их поперечных балок, переносят нагрузки, воспринимаемые каркасом сооружения, на его фундамент.
Крыша арены образована пространственной конструкцией, состоящей из десятков большепролетных стальных консольных ферм длиной порядка 50 м, объединенных между собой системой из горизонтальных и вертикальных связей. Нагрузка от крыши передается на фундамент по наклонным металлическим колоннам. Система из навеса и колонн образует «оболочку из металла» по периметру стадиона.
На 7-ми ярусах арены расположены не только обязательные современные зоны для команд (раздевалки, тренировочные зоны, комната для послематчевого разбора игр), зал пресс-конференций и телевизионные офисы, комфортабельные зоны VIP и особо важных VIP, но и множество коммерческих помещений: кафе и ресторанов, зон кейтеринга, комнат для детского досуга, магазинов сувениров и атрибутики, офисов, сдающихся в аренду. Коммерческая «начинка» стадиона не только делает отдых проще и разнообразнее, но и способствует скорейшей окупаемости объекта.
На стадионе вместимостью 90 тысяч человек очень остро встает вопрос обеспечения безопасности. Для разделения огромных масс зрителей на отдельные организованные потоки, не допуская создания толпы, было принято разделение трибун на ряд самостоятельных секций со своими строго определенными путями эвакуации с применением люков. Нами предусмотрены меры для разделения маршрутов VIP и особо важных VIP между собой и от остальных зрителей, а именно отдельные входы на стадион, защитные ограждения трибун, наличие отдельных остекленных лож. Автомашинам охраны, сопровождающим транспорт особо важных VIP, представится возможность заезжать под главную трибуну, прямо к зоне высадки, откуда гости смогут подняться в свою зону. В целях обеспечения пожарной безопасности предусмотрены 16 эвакуационных лестниц, расположенных по всему периметру стадиона, а также выполнение несущих и остальных конструкций из огнестойких материалов.
Как известно, Санкт-Петербург – культурная столица России, в которой сосредоточено множество великих памятников архитектуры. Создавая новые объекты, нужно умело вписывать их в сложившийся исторический облик города. Мы считаем, что стадион должен поражать не только своими габаритами, но и необычным внешним видом. Наш стадион по форме будет напоминать огромную императорскую корону, что будет очень символично для Питера. Заданная форма будет достигнута с помощью дополнительных балок, выполняющих роль полудуг короны, остальные эффекты (например, сияние драгоценных камней, подчеркивание формы и т.д.) будут воплощены в жизнь разнообразной подсветкой.
Петергоф – жемчужина Санкт-Петербурга, славящийся уникальными и многочисленными фонтанами. В свою очередь, мы решили установить на территории стадиона музыкальный фонтан, имеющий эстетический дизайн и создающий, в соединении с музыкой, художественной представление. Примером подобного сооружения может служить фонтан около казино «Bellagio» в Лас-Вегасе.
Причудливый по виду и в то же время четко организованный стадион сможет занять достойное место в числе достопримечательностей не только города, но и всей страны, а музыкальный фонтан составит конкуренцию по посещению туристами даже самым зрелищным матчам.