ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Устиновская Т.Ю. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. ЧС природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных катастроф, уровня развития общества и условий жизнедеятельности. В целом на земле от природных катастроф погибает каждый стотысячный человек, а за последние сто лет 16-ть тысяч человек ежегодно. Природные катастрофы страшны своей неожиданностью, за короткий промежуток времени они опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации. За одной катастрофой следуют другие: голод, инфекции, болезни. ЧС природного характера в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов, учащаются случаи землетрясений, возрастает их разрушительная сила. Почти регулярными становятся наводнения, нередки оползни в горных районах и вдоль рек. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи происходят в России ежегодно.

Следует также подметить, что человечество уже не так беспомощно; ряд катастроф можно предсказать, а некоторым и успешно противостоять, что требует глубоких знаний причин возникновения катастроф и их проявления.

Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценивать опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход. Правильное поведения в области безопасности жизнедеятельности формируется в процессе освоения программного содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель:изучитьэффективные методы подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям природного характера.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:

  • изучить литературу по проблеме;

  • исследовать содержание раздела чрезвычайные ситуации природного характера;

  • выявить методы, способствующие эффективному обучению чрезвычайных ситуаций природного характера, и действий при них.

Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: повышение эффективности обучения учащихся на уроках ОБЖ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

  1.  
    1. Содержание образования в области ЧС природного характера.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В учебной программе для 7 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Она рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя три раздела.

Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Раздел рассчитан на 24 часа.

Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассчитан на 3 часа.

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирования у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни. Составляет 3 часа.

Раздел 5 (P-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Раздел рассчитан на 5 часов.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах

В 1 модуле изучаются такие темы как:

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера«. Различные природные явления» - понятия «Атмосфера», «»Биосфера», «Гидросфера», возникновение различных природных объектов на Земле.

Общая характеристика природных явлений.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами. Снежные лавины.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68 - ФЗ от 21.12.94 г. (ст.1) чрезвычайная ситуация определяется как - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) - это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающих явлений и процессов от нормальных, что оказывает отрицательное воздействие на жизнеобеспечение, экономику, социальную сферу и природную среду Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - С. 28..

Чрезвычайные ситуации обычно классифицируют по следующим основным признакам:

- сфера возникновения;

- ведомственная принадлежность;

- масштаб возможных последствий.

По сфере возникновения, в данной теме, изучаем природные ЧС (стихийные бедствия).

По ведомственной принадлежности, когда источниками чрезвычайных ситуаций могут быть объекты строительства, промышленности, жилой и коммунально-бытовой сферы, транспорта, сельского или лесного хозяйства, Вооруженные Силы.

По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации бывают:

  • частными (вышла из строя одна установка);

  • объектовыми (нарушена работа предприятия);

  • местными (последствия ограничиваются городом, районом, областью);

  • региональными (последствия распространяются на несколько областей, республик, крупный регион);

  • глобальными (последствия охватывают несколько республик, страну, группу государств).

Юридически классификация ЧС закреплена в Положении, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 13.09.96г. №1094.

Содержание классификации ЧС по масштабам была рассмотрена в теме №2.

По характеру происхождения ЧС могут быть природного и техногенного характера. Например, разрушительное землетрясение в 1988г. в Армении (г.Спитак) - природная катастрофа, а на Чернобыльской атомной электростанции - техногенная чрезвычайная ситуация.

В данной теме мы рассматриваем ЧС природного характера.

Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник природной ЧС (стихийное бедствие) - это опасное явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого природного происхождения.

На огромной территории нашей страны возможны следующие ЧС природного характера: землетрясения, сильнейшие ураганы, лесные и торфяные пожары, наводнения, сели (водо-грязевые потоки), оползни, снежные лавины с гор, сильные грозы, цунами и другие проявления грозной стихии.

Выживание человека в зоне стихийного бедствия обеспечивается 4-мя основными факторами:

- знанием особенностей природных явлений;

- умением распознать приближение стихийного бедствия и подготовиться к нему;

- знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии;

- психологической подготовкой к действиям в особо сложных условиях.

Необходимо помнить, что ни одно стихийное бедствие не возникает неожиданно. Каждое бедствие каким-то образом предупреждает о своем приближении. Рассмотрим некоторые стихийные природные явления, которые чаще других проявляются на территории России и приносят большие материальные разрушения с человеческими жертвами. [8]

Стихийные бедствия геологического, метеорологического, гидрологического характера, природные пожары, массовые инфекционные заболевания людей. Действия граждан в условиях стихийных бедствий.

По источникам природные ЧС классифицируются на:

- геофизические опасные явления;

- геологические опасные явления;

- метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

- морские гидрологические опасные явления;

- гидрологические опасные явления;

- природные пожары. [13]

Рассмотрим некоторые из этих опасных природных явлений.

К геологическим опасным явления можно отнести землетрясение, оползни.

Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).

Как подготовиться к землетрясению

Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки.

Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находиться рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

Как действовать во время землетрясения

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 - 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице - оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети - укройте их собой. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей. [9]

Оползень - скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.

Причинами оползня чаще всего являются подмыв склона, его переувлажнение обильными осадками, землетрясения или деятельность человека (взрывные работы и др.). Объем грунта при оползне может достигать десятков и сотен тысяч кубических метров, а в отдельных случаях и более. Скорость смещения оползня колеблется от нескольких метров в год, до нескольких метров в секунду. Сползание масс грунта может вызвать разрушения и завалы жилых и производственных зданий, инженерных и дорожных сооружений, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также поражение и гибель людей.

В нашей области оползни чаще всего бывают после обильных дождей или таяния снега на крутых склонах рек и оврагов.

Карст - геологическое явление (процесс), связанное с повышенной растворимостью горных пород в условиях активной циркуляции подземных вод. В результате, образуются подземные полости, поверхностные воронки, провалы, просадки (деформации).

Как действовать при оползне

При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленно эвакуации по заранее разработанным планам. В зависимости от выявленной оползневой станцией скорости смещения оползня действуйте, сообразуясь с угрозой. При слабой скорости смещения (метры в месяц) поступайте в зависимости от своих возможностей (переносите строения на заранее намеченное место, вывозите мебель, вещи и т.д.). При эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты. Срочно эвакуируйтесь в безопасное место и, при необходимости, помогите спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и оказании им помощи.

Метеорологические опасные явления.

К метеорологическим опасным явлениям относятся ураганы, бури, смерчи, молнии, снежные заносы, гололед и др.

Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое - до 200 км/ч.

Буря - длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком.

Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. Кроме того, люди могут погибнуть и получить травмы в случае полного разрушения зданий. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли ("черные бури") на полях, дорогах и населенных пунктах, а также загрязнение воды.

Если Вы находитесь в районе, подверженном воздействию ураганов, бурь и смерчей (чаще всего они бывают в Дальневосточном, Центральном и других экономических районах Российской Федерации), ознакомьтесь с:

сигналами оповещения о приближающемся данном стихийном бедствии;

способами защиты людей и повышения устойчивости зданий (сооружений);

способами и средствами ликвидации последствий ураганов, смерчей, штормового нагона воды, снежных и песчаных бурь, а также приемами оказания помощи пострадавшим, оказавшимся в завалах разрушенных зданий и сооружений;

местами укрытия в ближайших подвалах, убежищах или наиболее прочных и устойчивых зданиях членов вашей семьи, родственников и соседей;

путями выхода и районами размещения при организованной эвакуации из зон повышенной опасности;

адресами и телефонами управления ГО и ЧС, администрации и комиссии по чрезвычайным ситуациям Вашего населенного пункта.

После получения сигнала о штормовом предупреждении приступайте к:

укреплению крыши, печных и вентиляционных труб; заделыванию окон в чердачных помещениях (ставнями, щитами из досок или фанеры); освобождению балконов и территории двора от пожароопасных предметов; к сбору запасов продуктов и воды на 2-3 суток на случай эвакуации в безопасный район, а также автономных источников освещения (фонарей, керосиновых ламп, свечей); переходите из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения гражданской обороны.

Как действовать во время урагана, бури, смерча

Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях.

Включите радиоприемник для получения информации управления ГО и ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям; по возможности, находитесь в заглубленном укрытии, в убежищах, погребах и т.п. Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов. Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах.

При снежной буре укрывайтесь в зданиях. Если Вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются и где большая вероятность оказания Вам помощи.

При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза очками. При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно спуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью. Если смерч застает Вас на открытой местности, укрывайтесь на дне дорожного кювета, в ямах, рвах, узких оврагах, плотно прижимаясь к земле, закрыв голову одеждой или ветками деревьев. Не оставайтесь в автомобиле, выходите из него и укрывайтесь, как указано выше.

Занос снежный - это гидрометеорологическое бедствие, связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов.

Метель - перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели, наряду с перераспределением, происходит выпадение снега из облаков.

Как подготовиться к метелям и заносам.

Если Вы получили предупреждение о сильной метели, плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон оклейте бумажными лентами, закройте ставнями или щитами. Подготовьте двухсуточный запас воды и пищи, запасы медикаментов, средств автономного освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи), походную плитку, радиоприемник на батарейках. Уберите с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком.

Включите радиоприемники и телевизоры - по ним может поступить новая важная информация. Подготовьтесь к возможному отключению электроэнергии.

Перейдите из легких построек в более прочные здания. Подготовьте инструмент для уборки снега.

Как действовать во время сильной метели.

Лишь в исключительных случаях выходите из зданий. Запрещается выходить в одиночку. Сообщите членам семьи или соседям, куда Вы идете и когда вернетесь. В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от нее за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. При этом можно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если Вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место Вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели. Если Вас покидают силы, ищите укрытие и оставайтесь в нем.

Гололед - это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).

Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

К гидрологическим опасным явлениям относятся цунами, наводнения и др.

Цунами - это опасное природное явление, представляющее собой морские волны, возникающие главным образом в результате сдвига вверх или вниз протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях.

Цунами опасными районами нашей страны являются Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана. Сформировавшись в каком-либо месте цунами может распространяться с большой скоростью (до 1000 км/ч) на несколько тысяч километров, при этом высота цунами в области возникновения от 0,1 до 5 метров. Огромные массы воды, выбрасываемые на берег, приводят к затоплению местности, разрушению зданий и сооружений, линий электропередачи и связи, дорог, мостов, причалов, а также к гибели людей и животных. Перед водяным валом распространяется воздушная ударная волна. Она действует, аналогично взрывной волне, разрушая здания и сооружения. Волна цунами может быть не единственной. Очень часто это серия волн, накатываемая на берег с интервалом в 1 час и более. Возможные масштабы разрушений определяются дальностью цунами: слабые (1-2 балла); средние (3 балла); сильные (4 балла); разрушительные (5 баллов).

Признаки цунами.

Естественным сигналом предупреждения о возможности цунами является землетрясение. Перед началом цунами, как правило, вода отступает далеко от берега, обнажая морское дно на сотни метров и даже несколько километров. Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса.

Движение волн может сопровождаться громоподобными звуками, которые слышны до подхода волн цунами. Признаком приближающегося стихийного бедствия может быть изменение обычного поведения животных, которые заранее чувствуют опасности и стремятся переместиться на возвышенные места.

Помните, что наиболее опасные места - устья рек, сужающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места. Составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак. Продумайте заранее порядок эвакуации. Что делать во время цунами.

Если находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет и газ, и переместитесь в безопасное место. Кратчайшим путем переберитесь на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или быстро переместитесь на 2-3 км от берега. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени на перемещении не осталось, поднимитесь как можно выше на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность, переберитесь в наиболее надежное здание.[10]

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п.

К особому типу относятся наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных. Основной причиной разрушений являются воздействия на здания и сооружения гидравлических ударов массы воды, плывущих с большой скоростью льдин, различных обломков, плавсредств и т.п. Наводнения могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до 2 - 3 недель.

Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны возможного катастрофического затопления в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.[9]

Пожары в лесах и на торфяниках

Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин. Пожары могут вызвать возгорания зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и сельскохозяйственных животных. Скорость распространения низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, а верхового - до 100 м в минуту по направлению ветра.

При горении торфа и корней растений могут возникать подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование "столбчатых завихрений" горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания или ожоги у людей и животных.

Предупредительные мероприятия

Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5-10 метров в сплошных лесах и до 50 м в хвойных лесах. В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта.[13]

  1.  
    1. Эффективные методы подготовки учащихся к чрезвычайным

ситуациям природного характера

Активные методы обучения БЖ

Интегрированные методы обучения. Основой их должна быть связь между предметами. Только тогда можно говорить о качественной подготовке учащегося, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Исходя из этого, межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему.

Например, излагая и демонстрируя материал по одному из природных явлений – вулканам, уместно связать свой рассказ с геологией (строение Земли, разломы в коре), географией (расположение вулканов на материках), историей (извержение Везувия), археологией (раскопки Помпеи), изобразительным искусством (показ картины К.Брюлова «Последний день Помпеи для русской кисти первым днем!»).

Именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление. Они воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, с развитым чувством социальной и нравственной ответственности, что требует сегодняшнее время.

Предмет БЖ – целая образовательная область, в которой существует связь со многими другими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения и обеспечить единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования.

Чтобы уроки были более полезными и запоминающимися, к их проведению привлекаются специалисты разных областей знаний. Бинарные уроки позволяют использовать дополнительную информацию и для изучения тем БЖ, и для решения прикладных задач конкретной профессии.

В качестве примера можно привести три темы открытых интегрированных бинарных уроков:

  1. Урок-повторение из раздела «Основы здорового образа жизни» на тему «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека. Социальные последствия», на котором были систематизированы и обобщены полученные ранее знания о разрушающем действии алкоголя на организм и его последствиях. Учащиеся в своих выступлениях привели интересные статистические данные по району, пословицы и поговорки по теме урока.

  2. В рамках раздела «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни» был организован урок памяти, посвященный жертвам терроризма, ход которого транслировался по местному каналу.

  3. Факультативное интегрированное занятие в соответствии с разделом «Основы Здорового образа жизни» на тему В.В.Маяковский о формировании навыков ЗОЖ».

Ценность подобных уроков во том что, студенты не только изучают новый материал, но и осознают необходимость интеграции знаний, получаемых на занятиях по различным дисциплинам. Замечу, что подготовка интегрированных занятий достаточно трудоемкий процесс, требующий подготовки сценария и материалов для обучающихся, так как большинство учащихся пока не способны их выполнять самостоятельно. К тому же это связано с большими проблемами сопряжения программ различных дисциплин. Но, не взирая на трудности и проблем, наши преподаватели, стремятся активно использовать интегрированные методы обучения.[7]

Наглядность при преподавании БЖ помогает обеспечивать технические средства обучения. Большинство современных школ располагает компьютером, видеодвойкой, приставкой DVD, обширной видеотекой, стендами и плакатами, позволяющими иллюстрировать каждую тему. Просмотр видеоматериалов периодически останавливается для контрольных вопросов. После правильных ответов он продолжается, а если ответы неправильные, сюжет повторяется. Как показывает опыт, такая методика демонстрации дает наилучший результат усвоения курса БЖ. Видео позволяет не только изложить учебные вопросы, но и наглядно показать. Что невозможно продемонстрировать другими способами. Например, ядерное, химическое и бактериологическое оружие, их поражающие факторы, природные и техногенные явления, последствия нездорового образа жизни и многое другое. В дальнейшем планируем оцифровку видеосюжетов для создания компьютерного сопровождения всего курса БЖ.

К перспективным направлениям использования активных методов можно также отнести ряд педагогических технологий.[2]

Компьютеризация обучения, внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ, использование игровых технологий значительно повышают эффективность решения учебных и профессиональных задач. Можно выделить три активные формы использования персонального компьютера в качестве:

  1. Тренажера – с использованием программ контрольно-тренировочного типа, которые целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков;

  2. Репетитора, выполняющего определенные функции за преподавателя, особенно те, которые машина может выполнять лучше, чем человек;

  3. Устройства, моделирующего определенные предметные ситуации (имитационное моделирование)

Персональный компьютер можно успешно использовать из самых разных по содержанию и организации учебных и внеаудиторных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с использованием всего арсенала средств, способствует активизации участия учащихся в учебном процессе, повышению интереса к предмету, улучшению понимания и запоминания учебного материала. Применение компьютера помогает обеспечить обратную связь и индивидуальный подход в процессе обучения, улучшить наглядность, организовать коллективную и групповую работу. Одно из основных преимуществ персонального компьютера – современные методы поиска информации, моделирования изучаемых процессов, ситуаций и явлений.

Преподаватель, владеющий компьютерными технологиями не только повышает эффективность урока, но и добивается более полного усвоения учащимися учебного материала курса ОБЖ.[7]

Укрепление материальной учебной базы, оснащение современными техническими средствами обучения – одно из непременных условий развития курса БЖ как системообразующего. Обновленный курс ОБЖ дает учащимся не только знания, умения, навыки выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни, развивает интеллект, активную жизненную позицию. Специфика предмета предъявляет особые требования к его техническому обеспечению. Для реализации обновленного содержания требуется использование современного учебного оборудования, что нашло отражение в действующем стандарте 2005 г. И программе курса ОБЖ для учреждений среднего профессионального образования.

Практические занятия с учетом региональных возможностей на базе специализированных учреждений государственных служб (МВД, ОСВОД, штаб ГО и ЧС, военный комиссариат, МЧС, войсковая часть и другие) также служат действенными средствами активизации обучения учащихся.

Совершенствование методов текущего контроля знаний учащихся – еще один путь повышения активности. Формы и методы контроля должны быть разнообразными. В их числе и тестирование, в том числе компьютерное; и ситуационные задания, которые полезны для закрепления теоретического материала; и опорные конспекты, и подготовка рефератов.

Для проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках ОБЖ применяются различные системы учебного контроля. Наиболее эффективным и объективным из них зарекомендовало себя тестирование. Оно позволяет получить сведения о закреплении материала за 10-20 минут. Систематическая проверка знаний и умений не только способствует прочному усвоению учебной программы, но и воспитывает у учеников сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу и ответственность.

Опорные конспекты открытого и закрытого типов служат эффективным методом закрепления нового материала, позволяют охватить большое количество учебной информации, установить связь между ее видами и последовательность усвоения. Тип опорного конспекта зависит от изучаемого материала, темы, поставленных целей, поэтому информация в нем может быть представлена в условных обозначениях, символах, отдельных словах, схемах, а также в виде небольшого текста. Варианты оформления опорных конспектов:

  1. Подача материала в виде блока (материал темы делится на серию опорных конспектов, из которых формируется тематический блок).

  2. Урок «по частям» (применяется для сложной информации).

  3. «Закрытие» опорные конспекты (материал представляется в виде структурно-логических схем).

Контроль проверки и закрепления знаний по предмету ОБЖ также представляет собой один из активных методов. В числе его видов:

  1. опорный, призванный выявить, насколько полно усвоили материал опорного конспекта;

  2. учебный – для проверки работы с основным учебным пособием по предмету, справочной и технической литературой, правильности заполнения структурно-логической схемы в «закрытом» опорном конспекте;

  3. тестовый контроль в различных вариантах;

  4. игровой – при проведении игр;

Самостоятельная работа готовит учащихся к непрерывному образованию, самообучению, способствует формированию у них потребности самостоятельно пополнять знания, умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации. Она значительно улучшает память, активизирует внимание, развивает воображение и мышление. Самостоятельную работу можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении знаний, умений и навыков. Формы ее различны. В их числе – работа с учебником и конспектом, составление тестов, опорных конспектов, кроссвордов и задач по образцу, разработка алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях и другие. Они зависят от дидактических целей урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и восприятия студентов.

Поиск активных путей подготовки учащихся показывает, что важно не просто дать сумму знаний по ОБЖ, а привести их в систему, раскрыть способности и возможности обучающихся не только в овладении знаний, но и развить мышление, научить их гибкому подходу и самостоятельности при решении проблем безопасности.

Обучение становится более эффективным, если организована активная деятельность учащихся.[7]

ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Урок - игра для 7 класса по ОБЖ "Экстремальное путешествие"

Цель: способствовать развитию творческого и познавательного интереса учащихся.

Задачи: учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся;

Формировать потребность к ведению здорового образа жизни.

Оборудование: физическая карта мира; раздаточный материал (задания для конкурсов);компьютер; выставка творческих работ учащихся по теме «Опасные природные явления».

Организация игры:

Класс делится на 3 команды. Команды получают маршрутные листы, выполняют задания, участвуют в конкурсах. Необходимо в ходе игры совершить «экстремальное путешествие» преодолев все этапы. На каждом этапе выставляются баллы. Итоги игры подводятся на последнем этапе, где учитываются все баллы.

Ход игры:

1. Станция «Опасные природные явления»

Команды получают карточки с набором слов и фотографии с изображениями опасных природных явлений. Участники команды должны из предложенных слов выбрать термин, правильно собрать его определение и приложить к снимку соответствующего природного явления.

Снега гор с лавина сход

(лавина – сход снега с гор)

огромной достигающие ураган и силы ветры скорости разрушительной

(ураган – ветры, достигающие огромной скорости и разрушительной силы)

волна подводного возникающая океаническая в разрушительная результате цунами землетрясения

(цунами – разрушительная океаническая волна, возникающая в результате подводного землетрясения)

затопление части наводнение суши временное уровня воды увеличением вызванное значительной

(наводнение – временное затопление значительной части суши, вызванное увеличением уровня воды )

2. Станция «Выживание»

На этом этапе командам предстоит найти правильное решение по выходу из сложной ситуации.

Команды должны определить порядок последовательности действия человека при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций.

Задача 1

Вы находитесь дома. По радио передано сообщение о приближающемся урагане. Определите ваши дальнейшие действия.

8. Включить телевизор, радио, выслушать рекомендации .

7. Закрыть и укрепить двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия.

6. Открыть окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления).

1. Подготовить запасы продуктов питания и питьевой воды.

2. Убрать с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком.

3. Отключить газ, воду, электричество.

5. Взять необходимые вещи и документы.

9. Выйдите из дома, укройтесь в подвале или защитном сооружении.

4. С наветренной стороны оклеить стекла окон бумагой, окна защитить ставнями или щитами.

Правильная очерёдность действий (8; 7; 4; 5; 3; 1; 6; 2; 9)

Задача 2

Вы находитесь на лыжном курорте. Спускаясь вниз по склону горы на лыжах, услышали сзади гул, обернувшись, увидели, что с вершины горы начинает спускаться снежная лавина. У вас есть время около 15 минут, чтобы предпринять какие-либо действия. Что вы будете делать?

1.При невозможности выбраться экономьте силы, переборите желание уснуть.

2. Укройтесь за скальным выступом или за большим деревом.

3.Закройте голову, лицо руками, дышите через одежду.

4. Лягте на землю.

5. Определите верх-низ и быстро выбирайтесь, перемещая снег под ноги и утаптывая его.

Правильная очерёдность действий(2; 4; 3; 5; 1)

Задача 3

Что делать, если во время внезапного землетрясения вы оказались а) в школе; б) дома (в квартире)

Ответы. а) держаться подальше от окон, закрыть лицо и голову руками, отвернуться от окон, спрятаться под партой или в безопасном месте.

б) не выбегать на балкон, не зажигать огонь, открыть дверь и встать в дверном проёме или укрыться в относительно безопасном месте.

3. Станция «Мед.пункт»

На этом этапе команды выполняют практические задания по оказанию первой медицинской помощи.

1. Сделать повязку на кисть.

2. Сделать повязку на локоть.

3. Сделать повязку на палец.

4. Из предложенных медицинских препаратов выбрать антисептические.

5. Изготовить ватно-марлевую повязку.

6. Назвать способы перемещения пострадавших с использованием подручных средств.

4.Станция «Эстафета»

На этом этапе команды соревнуются в эстафете.

Несколько участников в ватно-марлевых повязках переносят «пострадавшего» на руках «замок» из трех или из четырех рук до места назначения и возвращаются, обратно проползая по-пластунски на матрацах.

Команды получают маршрутные листы с очерёдностью посещения станций. Выполненные задания на каждой станции оцениваются по 5-ти балльной системе. Оценки выставляются в карточки. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Пример маршрутного листа прилагается.

Маршрутный лист

1 команда

Порядок прохождения станций: 1---- Станция № 3

2----- Станция № 1

3----- Станция № 2

4------Станция № 4

название станции

оценка

1

2

3

4

5

Опасные природные явления

         

Выживание

         

Мед.пункт

         

Эстафета

         

Ситуационные задачи:

  1. «Птицы срывались со своих гнезд и с беспокойными криками целыми стаями тянулись к океану. Из земли вылезали змеи и большие ящерицы; змеи с шипением целыми клубками скатывались вниз. Среди деревьев мелькали горные козы, лисицы и крупные дикие звери… В воздухе стояла необычайная тишина и то особенно напряжение, которое испытывают нервные люди перед грозой. Но земля была неподвижна… Вслед за толчком раздался взрыв необычайной силы… Над самым высоким горным хребтом взметнулся огромный столб пара. С оглушительным грохотом жерло вулкана выбросило целую гору крупных и мелких камней. Пар, вода и пепел, поднимаясь все выше, распластывались над вершиной, как зонтик. Небо быстро затягивалось мглой. Засверкала молния, загремел гром. Дождь и мелкие камни затрещали по листьям деревьев и скал… Огонь и горячий пар растопили вековые льды и снега на вершинах гор. Через несколько минут огромные водопады неслись с вершин, увлекая в своем течении тысячепудовые камни, стволы деревьев, барахтавшихся животных и зверей». (Фрагмент из романа А.Беляева «Последний человек из Атлантиды»)

Вопросы:

  1.  
    • Каковы предвестники извержения вулкана?

    • С какими природными опасностями можно сравнить по предвестникам?

    • Какой признак извержения вулкана не указан в приведенном отрывке?

    • Почему перед извержением вулкана население, проживающее в непосредственной близости от него, эвакуируется?

  2. «Оглушительный рев ветра, бушевание бури, громыхание камней, увлекаемых бурным потоком, удары грома, шум ливня, тьма… И вдруг, покрывая все звуки, из самых недр земли, раздалось глухое рокотание. Оно росло, приближалось, сотрясало почву. Дрожавшая земля начала подниматься, опускаться, качаться из стороны в сторону. Подземный рев, вырывающихся чудовищ огня все возрастал – и вдруг превратился в оглушительный взрыв сверхъестественной силы. Вся верхушка конуса вулкана взлетела на облака… На темном фоне гор появилось пятно ослепительной яркости. Это расплавленная лава переплеснулась через край вулканического жерла. Скоро донеслось ее горячее дыхание.

Воздух накалялся и все более насыщался серой и углекислотой. Становилось трудно дышать Громадные камни, выброшенные на воздух, падали обратно в жерло. Прорывающиеся из недр земли, сжатые жерлом пары вновь выбрасывали их. Это создавало необычайный шум, лязг и грохот, словно работала чудовищная кузница… Расплавленная лава медленно двигалась вниз… Удары грома заглушались непрерывным грохотанием вулкана. Молнии царили над этим хаосом… Громадная трещина прошла по полу, превратилась в зияющую щель. Толстые стены шатались, с треском рвались, разваливались, все качалось и рушилось… Пропасть разодрала на две части весь материк через горный хребет – от берега до берега океана. Открывшаяся бездна была полна огня. Океан устремился в эту огненную бездну. Вода превратилась в пар и рвала материк еще больше, освобождая новые огненные массы… Безумная борьба стихий… Все это длилось несколько мгновений… В эту ночь Атлантиды не стало». (Фрагмент из романа А.Беляева «Последний человек из Атлантиды»).

Вопросы:

  • Почему погибла Атлантида?

  • О каких еще природных опасностях идет речь в приведенном отрывке?

  • Почему материк Атлантида во время катастрофы находился во тьме и что этому способствовало?

  • Как жители Атлантиды могли бы избежать гибели? (Предложите свои версии).

ВЫВОДЫ

  1. Выявила актуальность проблемы исследования;

  2. выявила проблематику, которая заключается в несоответствии объема изучаемого материала и выделяемых часов на обучение. Поэтому при подготовке учащихся к действиям в ЧС природного характера, должны использоваться наиболее эффективные и оптимальные методы обучения.

  3. выявила, что оптимальными методами по ЧС природного характера являются следующие:

    • словесные (рассказ, объяснение, диалог);

    • наглядные (демонстрация, иллюстрация – основываются на восприятии изучаемых предметов с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий, схем, таблиц, диаграмм, графиков, моделей, приборов,); видеоматериалов, диафильмов;

    • практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач, самостоятельная деятельность учащихся);

    • поисковые и исследовательские (презентации, учебные проекты, - диагностические проекты (тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).

Наиболее эффективны:

нетрадиционное проведение уроков, использование игр;

интегрированные методы обучения(о качественной подготовке учащегося можно говорить тогда, когда его знания, навыки и умения по всем предметам взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова Л.А., Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе./ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.- 268с.

  2. Акимова, Л.А, Лутовина, Е.Е, Зуев А.М. Преподавание ОБЖ в школе. Теория, методика организации./ Л.А. Акимова, Е.Е Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд – во ОГПУ,247с.

  3. Антюхин, Э.Г, Сулла, М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности./ Э.Г. Антюхин, М.Б.Сулла. - М.: Дашков и К, 2003. - 164с.

  4. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них./ А.В. Баринов. – Москва Изд. «Владос-Пресс» 2003 г.

  5. Берсенева Т., Инновационные технологии в преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Т.Берсенева. // Основы безопасности жизнедеятельности, №9, 2004. – 60с.

  6. Дырдин, Д. Инновационные педагогические технологии в управлении качеством образования / Д. Дырдин, А. Ибрагимов // Учитель. – 2009. – № 3. – С. 32—34.

  7. Зуев А. ст. Слагаемые активности./ А. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни, июнь 2007.

  8. Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы./ И.И. Мазур, О.П. Иванов. - Москва: Изд-во «Экономика» 2004 г.

  9. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях/ Б.С. Мастрюков. – 3-е изд., - Москва Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  10. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Учебник/ В.Ю. Микрюков. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 557с

  11. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности./ Л.А. Михайлов Москва: Изд-во «Академия» 2009 г.

  12. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности, 2-е изд. / Л.А. Михайлов. – СПб:. Питер, 2009. – 461с.

  13. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – СПб. Питер, 2009.- 235с.

  14. Сластенин В.А, Исаев, И.Ф, Мищенко, А.И, Шиянов, Е.Н. ПЕДАГОГИКА. - 3-е изд./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000 – 512с.

  15. Суздалева А.М., Федоренко О.Н. опасные ситуации природного характера и подготовка населения к действиям в условиях их возникновения. Учебное пособие./ А.М. Суздалева, О.Н. Федоренко. -Оренбург: Изд-во ОГПУ 2010 г.

  16. Харламов И.Ф. Педагогика:/ И.Ф. Харламов Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

Просмотров работы: 14374