ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКТНАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)

Недосейкина А.С. 1, Белецкая Е.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно-нравственные, культурные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Актуальность проекта определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.

Цель проекта: применение комплексного подхода для коррекции отношений родителей и детей, включающего в себя технологии социально-культурной деятельности

Задачи:

1. Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

2. Преодоление культурного отчуждения личности ребёнка, содействие вовлечению семьи в мир культуры.

3. Преодоление социального отчуждения личности, содействие установлению удовлетворяющих межличностных отношений, вовлечение личности в культуротворческую деятельность, в разработку и реализацию совместных семейных и общественно-полезных социально-культурных мероприятий.

4. Ориентация ребенка на положительное восприятие о высокой социальной и духовно-нравственной значимости института семьи;

5. Формирование ясной картины мира, умение синтезировать получаемую в семье информацию.

Содержание проекта

Реализация данного проекта направлена на коррекцию отношений родителей и детей, улучшение отношений между ними и положительное восприятие ребёнком окружающего мира и института семьи. На разных этапах оказания консультативной, коррекционно-развивающей и культурно-просветительной работы применяются различные методы и формы. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление – как социально-культурная работа с семьёй.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат , здоровье и культурное поведение всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных и культурных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Основные этапы реализации проекта

В рамках реализации данного проекта предполагается  разработка ряда мероприятий,  в частности:

- конкурсно-игровая программа «Будем знакомы».

В процессе программы детям и родителям представится возможность принять участие в конкурсах рисования,  и развивающих играх , тем самым наиболее полно проявить свой творческий потенциал. Процесс совместного участия позволит установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение. Он направлен на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. У детей будет формироваться толерантность, взаимопомощь, навыки коммуникативного общения, творческое мышление и другие, жизненно необходимые качества для становления и социализации личности.    

 - упражнения «Поговори со мной на моём языке»

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно знать, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему. Благодаря такому виду мероприятия дети смогут проявить фантазию, показать свое умение и в подаче и в моделировании информации, которой они владеют, а также при необходимости справиться с какими-то психологическими проблемами, если таковые имеются.

- тематический вечер живописи «Природа родного края в поэзии, музыке».

Вечер предполагает не только знакомство со своим родным краем через творчество деятелей искусства, но и организацию встреч с заслуженными писателями и композиторами Белгородчины, а также выступление творческих коллективов Белгородского государственного института культуры и искусств. Совместный  просмотр и участие формируют у ребёнка чувство уважения к семье и родному краю

- выставка совместных работ детей и родителей «Мир своими руками».

В программе предусмотрены мастер-классы Белгородских мастеров по различным техникам изготовления изделий своими руками. Опыт совместного активного участия детей и родителей, будет способствовать развитию творческого потенциала ребенка и налаживанию контактов в совместной работе с родителями.

- занятие «По страницам любимых книг»

Любовь к книге у ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста. В книгах, как нам известно, заложен многолетний опыт жизни предшествующих поколений. Занятие представляет собой выбор и прочтение любимой семейной книги. Целью служит формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения и определение общих интересов.

- семейные экскурсии «Культурное наследие Белгородчины»

Экскурсии ознакомят детей и родителей с богатством культурных памятников Белгородчины. Они способствуют развитию представлений об истории и современности родного края. Направлены на переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, гордости за родную землю

- курс лекций «Православная культура».

Занятия данного курса ознакомят семьи с историей православных праздников, традиционной культурой, с теми религиозными обрядами и обычаями, которые сложились в православной культуре на протяжении многих веков. Цикл данных мероприятий, в последующем, активизирует детей и родителей в подготовке и проведении календарных праздников, раскроет сущность и смысл жизни праведного православного христианина. Задача курса заключается в привитии уважения и любви к национальным традициям своего народа, воспитании стремления и желания в последующем создавать общественно-полезные блага.

 - просмотр диафильмов, видеофильмов «Мы должны знать…».

Всем известно, что наглядная форма воспринимается намного лучше, чем устная, особенно в данном возрасте. Цикл фильмов даст возможность ребятам вместе с родителями ознакомиться с теми насущными проблемами и процессами, происходящими в современном обществе. Об их негативном воздействии, на подсознание ребенка и о пользе применения в воспитании технологий направленных на полноценное здоровое духовное и физическое развитие ребенка, какими и являются технологии социально-культурной деятельности.

- игра-танец «Я и моя семья»

В игре предусмотрено привлечение хореографов белгородского государственного института искусств и культуры для проведения мастер-классов по различным техникам танца. Игра даст возможность ребенку проявить себя  вместе со своими родителями в танце, а также в конкурсных программах и осознать значимость языка танца. Это способствует раскрепощению участников группы, развитию внимания, способности к самовыражению, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

 - театрализованная программа «Культура спасет мир!».

Программа мероприятия включает номера, подготовленные участниками проекта – детьми и родителями, а также студентами Белгородского государственного института культуры и искусств. На мероприятие будут приглашены партнеры, способствующие реализации данного проекта. В ходе мероприятия будут выявлены и проанализированы те результаты, которые были достигнуты.

Календарный план работ

с 1 февраля 2013 по 1 мая 2013 года

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки (дата) проведения

1

конкурсно-игровая программа «Будем знакомы».

1.02.13.

2

Упражнения «Поговори со мной на моём языке»

10.02.13.

3

Тематический вечер живописи «Природа родного края в поэзии, музыке».

 20.02.13.

4

Выставка совместных работ детей и родителей «Мир своими руками».

25.02.13.

5

 Занятие «По страницам любимых книг»

30. 02.13

6

Семейные экскурсии «Культурное наследие Белгородчины»

В течение месяца

7

курс лекций «Православная культура».

По согласованию с духовно-просветительским центром

8

просмотр диафильмов, видеофильмов «Мы должны знать…».

В течение года

9

Игра-танец «Я и моя семья»

 

1.05.13

10

Подготовка и проведение театрализованной программы «Культура спасет мир!».

 Июнь-июль 2012

 

План реализации проекта

Проект предполагается реализовать в срок  с 1 февраля 2013 года по 1 августа 2013 года, и содержит в себе следующие этапы:

1. Планирование мероприятий для  семей.

2.  Проведение мероприятий и оценка их эффективности в ходе опросов и наблюдения.

3. Подведение итогов реализации проекта, выявление динамики путем обработки полученных социологических данных.

План информационного сопровождения проекта: организационные (создание социальных сетей), информационные (социальная реклама, теле-, радио-, Интернет сопровождение), финансовые (локальные и региональные мероприятия), административные (аппарат полномочного представителя губернатора Белгородской области).

Механизм реализации проекта

В рамках реализации данного проекта предполагается  разработка ряда совместных детско-родительских занятий, направленных на создание условий, способствующих уменьшению негативных переживаний, снижению эмоционального напряжения, преодолению социального и культурного отчуждения  как  детей, так и родителей.

 

Критерии оценки эффективности проекта

Реализуя данный проект, его эффективность можно проследить по следующим результатам:

В конечном итоге цель будет достигнута посредством включения в образовательный и воспитательный процесс новых подходов с использованием социально-культурных технологий. В процессе реализации проекта будут применены: технологии самодеятельного художественного творчества, рекреативные, анимационные, театральные, информационно-просветительные технологии и технологии социально-культурной реабилитации, которые будут не только способствовать просвещению данной категории подрастающего поколения и их родителей, но будут являться первоосновой социализации в личностном становлении личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 Финансово-экономическое обоснование проекта

 

Наименование расхода

Сумма (на 50 человек)

Экскурсии (Культурное наследие Белгородчины)

100 тыс. руб.

Техническое оборудование, электроэнергия

90 тыс. руб.

Реквизиты

60 тыс. руб.

Костюмы для мероприятий

30 тыс. руб.

Призы

25 тыс.  руб.

Всего

305 тыс. руб.

 

Финансирование: из внебюджетных средств

 

Риски при реализации проекта:

1.                Недостаточная материально-техническая база.

2.                Экономические риски, связанные с нестабильностью экономики.

Конечные результаты проекта

- формирование позитивного отношения ребенка к семье и окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, развитие положительной (оптимистической) детской картины мира;

- развитие творческого потенциала ребенка, способствующего дальнейшему росту и развитию;

- повышение уровня нравственности и воспитанности детей;

- преодоление культурного отчуждения личности ребёнка, содействие вовлечению семьи в мир культуры;

- укрепление детско-родительских отношений;

- осознание детьми того, что «Культура -  есть Мы!»

 

Библиографический список

1.                 Алан Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 1997.

2.                 Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3.                 Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.

4.                 Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

5.                  Андреева Т.В. Семейная психология . СПб.: Речь, 2004.

6.                 Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. – 1997.

7.                  Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители. – М.: Профиздат, 1992.

8.                 Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

9.                 Дружинин В. Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.

10.             Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае дивиантного поведения подростка. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.

11.            Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.

12.             Ковалев С. В. Психология современной семьи . – М.: Просвещение, 1988.

13.             Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.






Просмотров работы: 5836