Актуальность темы исследования
Особая роль в развитии
ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору
взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних
этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают
регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим
миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации
его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных
отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.
Наиболее чувствительными
к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования
личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ
себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от
родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны
с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с
характером родительских установок и качества привязанности как родителей к
ребенку, так и ребенка к родителям.
Ребёнок вырастет, а
сформированные у него качества личности, духовно-нравственные, культурные
ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый
человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления,
полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его
жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт
предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает
ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно
забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области
подсознания, могут напомнить о себе.
Актуальность проекта
определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально.
В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к
своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую,
результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат
проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Ребенок, выросший в
неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в
семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная
личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать
препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными.
Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические
отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого
«здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания,
но и исключить причины его появления.
Цель проекта: применение комплексного подхода для
коррекции отношений родителей и детей, включающего в себя технологии
социально-культурной деятельности
Задачи:
1. Улучшение понимания родителями собственного
ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
2.
Преодоление культурного отчуждения личности ребёнка, содействие вовлечению
семьи в мир культуры.
3.
Преодоление социального отчуждения личности, содействие установлению
удовлетворяющих межличностных отношений, вовлечение личности в
культуротворческую деятельность, в разработку и реализацию совместных семейных
и общественно-полезных социально-культурных мероприятий.
4.
Ориентация ребенка на положительное восприятие о высокой социальной и
духовно-нравственной значимости института семьи;
5. Формирование ясной картины мира, умение
синтезировать получаемую в семье информацию.
Содержание
проекта
Реализация данного проекта направлена на коррекцию отношений родителей и
детей, улучшение отношений между ними и положительное восприятие ребёнком
окружающего мира и института семьи. На разных этапах оказания консультативной, коррекционно-развивающей
и культурно-просветительной работы применяются различные методы и формы. В
настоящее время все большую популярность приобретает такое направление – как социально-культурная
работа с семьёй.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются
у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат , здоровье и культурное
поведение всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и
быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок
усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные
пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым
и самым глубоким источником социальных и культурных идеалов, закладывает основы
гражданского поведения.
Основные этапы
реализации проекта
В рамках реализации данного проекта предполагается разработка ряда мероприятий, в частности:
- конкурсно-игровая программа «Будем знакомы».
В процессе программы детям и родителям представится
возможность принять участие в конкурсах рисования, и развивающих играх , тем самым наиболее
полно проявить свой творческий потенциал. Процесс совместного участия позволит
установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение. Он
направлен на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. У детей будет
формироваться толерантность, взаимопомощь, навыки коммуникативного общения,
творческое мышление и другие, жизненно необходимые качества для становления и
социализации личности.
- упражнения «Поговори со мной на моём
языке»
В ходе выполнения этих упражнений родители и дети
получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся
понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в
этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое
представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно знать, что родители
заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему. Благодаря
такому виду мероприятия дети смогут проявить фантазию, показать свое умение и в
подаче и в моделировании информации, которой они владеют, а также при
необходимости справиться с какими-то психологическими проблемами, если таковые
имеются.
- тематический вечер
живописи «Природа родного края в поэзии,
музыке».
Вечер предполагает не только знакомство со своим
родным краем через творчество деятелей искусства, но и организацию встреч с
заслуженными писателями и композиторами Белгородчины, а также выступление
творческих коллективов Белгородского государственного института культуры и
искусств. Совместный просмотр и участие
формируют у ребёнка чувство уважения к семье и родному краю
- выставка совместных работ детей и родителей «Мир своими руками».
В программе предусмотрены мастер-классы Белгородских
мастеров по различным техникам изготовления изделий своими руками. Опыт
совместного активного участия детей и родителей, будет способствовать развитию
творческого потенциала ребенка и налаживанию контактов в совместной работе с
родителями.
- занятие «По страницам любимых книг»
Любовь
к книге у ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста. В книгах, как
нам известно, заложен многолетний опыт жизни предшествующих поколений. Занятие
представляет собой выбор и прочтение любимой семейной книги. Целью служит
формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга,
развитие навыков общения и определение общих интересов.
- семейные экскурсии
«Культурное наследие Белгородчины»
Экскурсии ознакомят детей и родителей с богатством
культурных памятников Белгородчины. Они способствуют развитию представлений об
истории и современности родного края. Направлены на переживание чувства
радости, волнения, ожидания, сплочение группы, гордости за родную землю
- курс
лекций «Православная культура».
Занятия
данного курса ознакомят семьи с историей православных праздников, традиционной
культурой, с теми религиозными обрядами и обычаями, которые сложились в
православной культуре на протяжении многих веков. Цикл данных мероприятий, в
последующем, активизирует детей и родителей в подготовке и проведении
календарных праздников, раскроет сущность и смысл жизни праведного
православного христианина. Задача курса заключается в привитии уважения и любви
к национальным традициям своего народа, воспитании стремления и желания в
последующем создавать общественно-полезные блага.
- просмотр диафильмов,
видеофильмов «Мы должны знать…».
Всем известно, что наглядная форма воспринимается
намного лучше, чем устная, особенно в данном возрасте. Цикл фильмов даст
возможность ребятам вместе с родителями ознакомиться с теми насущными
проблемами и процессами, происходящими в современном обществе. Об их негативном
воздействии, на подсознание ребенка и о пользе применения в воспитании
технологий направленных на полноценное здоровое духовное и физическое развитие
ребенка, какими и являются технологии социально-культурной деятельности.
- игра-танец «Я и моя семья»
В
игре предусмотрено привлечение хореографов белгородского государственного института
искусств и культуры для проведения мастер-классов по различным техникам танца.
Игра даст возможность ребенку проявить себя
вместе со своими родителями в танце, а также в конкурсных программах и
осознать значимость языка танца. Это способствует раскрепощению участников группы,
развитию внимания, способности к самовыражению, снятию эмоционального и
мышечного напряжения.
- театрализованная программа «Культура спасет мир!».
Программа
мероприятия включает номера, подготовленные участниками проекта – детьми и
родителями, а также студентами Белгородского государственного института
культуры и искусств. На мероприятие будут приглашены партнеры, способствующие
реализации данного проекта. В ходе мероприятия будут выявлены и
проанализированы те результаты, которые были достигнуты.
Календарный
план работ
с 1 февраля 2013 по 1 мая 2013 года
№ п/п |
Наименование
мероприятия |
Сроки
(дата) проведения |
1 |
конкурсно-игровая программа «Будем знакомы». |
1.02.13. |
2 |
Упражнения «Поговори
со мной на моём языке» |
10.02.13. |
3 |
Тематический вечер живописи «Природа родного края в
поэзии, музыке». |
20.02.13. |
4 |
Выставка совместных работ детей и родителей «Мир
своими руками». |
25.02.13. |
5 |
Занятие «По страницам любимых книг» |
30. 02.13 |
6 |
Семейные экскурсии
«Культурное наследие Белгородчины» |
В течение месяца |
7 |
курс лекций «Православная культура». |
По согласованию с
духовно-просветительским
центром |
8 |
просмотр диафильмов, видеофильмов «Мы должны
знать…». |
В течение года |
9 |
Игра-танец «Я и моя
семья» |
1.05.13 |
10 |
Подготовка и проведение театрализованной программы
«Культура спасет мир!». |
Июнь-июль
2012 |
План реализации проекта
Проект предполагается реализовать в
срок с 1 февраля 2013 года по 1 августа 2013
года, и содержит в себе следующие этапы:
1.
Планирование мероприятий для семей.
2. Проведение мероприятий и оценка их
эффективности в ходе опросов и наблюдения.
3. Подведение
итогов реализации проекта, выявление динамики путем обработки полученных
социологических данных.
План информационного сопровождения
проекта: организационные
(создание социальных сетей), информационные (социальная реклама, теле-, радио-,
Интернет сопровождение), финансовые (локальные и региональные мероприятия),
административные (аппарат полномочного представителя губернатора Белгородской
области).
Механизм реализации проекта
В рамках реализации данного проекта
предполагается разработка ряда совместных детско-родительских
занятий, направленных на создание условий, способствующих уменьшению негативных
переживаний, снижению эмоционального напряжения, преодолению социального и
культурного отчуждения как детей, так и родителей.
Критерии оценки эффективности проекта
Реализуя данный проект, его
эффективность можно проследить по следующим результатам:
В конечном итоге цель будет
достигнута посредством включения в образовательный и воспитательный процесс
новых подходов с использованием социально-культурных технологий. В процессе
реализации проекта будут применены: технологии самодеятельного художественного
творчества, рекреативные, анимационные, театральные,
информационно-просветительные технологии и технологии социально-культурной реабилитации,
которые будут не только способствовать просвещению данной категории
подрастающего поколения и их родителей, но будут являться первоосновой
социализации в личностном становлении личности ребенка.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Наименование расхода |
Сумма (на 50 человек) |
Экскурсии
(Культурное наследие Белгородчины) |
100 тыс. руб. |
Техническое
оборудование, электроэнергия |
90 тыс. руб. |
Реквизиты |
60 тыс. руб. |
Костюмы
для мероприятий |
30 тыс. руб. |
Призы |
25 тыс. руб. |
Всего |
305 тыс. руб. |
Финансирование: из внебюджетных средств
Риски при реализации проекта:
1.
Недостаточная
материально-техническая база.
2.
Экономические риски, связанные с
нестабильностью экономики.
Конечные результаты проекта
- формирование позитивного
отношения ребенка к семье и окружающему миру, другим людям и самому себе,
иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, развитие положительной
(оптимистической) детской картины мира;
- развитие творческого потенциала
ребенка, способствующего дальнейшему росту и развитию;
- повышение уровня нравственности
и воспитанности детей;
- преодоление культурного
отчуждения личности ребёнка, содействие вовлечению семьи в мир культуры;
- укрепление детско-родительских
отношений;
-
осознание детьми того, что «Культура - есть Мы!»
Библиографический список
1.
Алан
Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 1997.
2.
Грабенко
Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры.
СПб.: Детство-Пресс, 2002.
3.
Практика
сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.
4.
Практика
по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.
5.
Андреева Т.В. Семейная психология . СПб.:
Речь, 2004.
6.
Баринова
И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. – 1997.
7.
Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители.
– М.: Профиздат, 1992.
8.
Гребенщиков
И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.
9.
Дружинин
В. Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.
10.
Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских
отношений в случае дивиантного поведения подростка. – М.: Консорциум
«Социальное здоровье России», 2001.
11.
Карабанова
О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М.:
Гардарики, 2005.
12.
Ковалев С. В. Психология современной семьи . –
М.: Просвещение, 1988.
13.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия
родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.