«Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей.
В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека. Цель нашего исследования – выявить взаимосвязьбиологических ритмов с работоспособностью студентов в период экзаменационной сессии.
С момента рождения человека его физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние определяется на основе трех циклов: физического (продолжается 23 дня), эмоционального (28 дней) и интеллектуального (33 дня).
В первой половине цикла состояние человека благоприятствует выполнению данной деятельности. Его состояние постепенно улучшается, достигает максимума и начинает снижаться. В конце первой половины цикла и начале второй состояние меняется с положительного на отрицательное и начинает сначала ухудшаться до своего минимального значения, а затем постепенно увеличиваться.В конце цикла состояние человека опять меняется - на этот раз с отрицательного на положительное и начинается новый цикл.
Первая половина цикла - соответствует положительным значениям в таблице состояния - благоприятствует выполнению соответствующей деятельности. Вторая - сказывается на ней отрицательно.
Нами проводилось исследование в 3 группах филологического факультета – в группе 1, 2 и 3 курса. Каждый студент имеет определенное состояние в определенный день. Мыс помощью программы расчетов биоритмов на сайте www.bio-ritm.ruпроизвели расчет биоритмов 10 студентов из каждой группына 05.12.12 года,так как в этот день во всех трех группах проходили экзамены.
Мы рассмотрелифизическое, умственное и эмоциональное состояние студентов в день экзамена(рис. 1, 2, 3) и сравнили с результатом экзамена. Для определения биоритма на определенный день необходимо знать только даты рождения студентов.
Рисунок 1. Биоритмы студентов 3 курса в день экзаменаРисунок 2. Биоритмы студентов 2 курса в день экзамена Рисунок 3. Биоритмы студентов 1 курса в день экзаменаРассмотрим биоритмы исследуемыхстудентов, результат сдачи экзаменаи постараемся выявить взаимосвязь между этими двумя показателями (табл. 1).
Таблица 1
Результат сдачи экзамена и общее состояние студентов в день экзамена
№ |
Общее состояние |
Оценка на экзамене |
№ |
Общее состояние |
Оценка на экзамене |
№ |
Общее состояние |
Оценка на экзамене |
1 |
75 |
5 |
1 |
-23 |
3 |
1 |
-88 |
н/я |
2 |
-12 |
4 |
2 |
80 |
4 |
2 |
-7 |
4 |
3 |
-4 |
5 |
3 |
54 |
4 |
3 |
-27 |
н/я |
4 |
-39 |
3 |
4 |
-15 |
5 |
4 |
77 |
4 |
5 |
-10 |
3 |
5 |
77 |
5 |
5 |
-30 |
5 |
6 |
30 |
3 |
6 |
-41 |
4 |
6 |
-41 |
3 |
7 |
-80 |
3 |
7 |
-11 |
3 |
7 |
-29 |
3 |
8 |
-40 |
4 |
8 |
-23 |
3 |
8 |
17 |
4 |
9 |
33 |
5 |
9 |
-10 |
4 |
9 |
-4 |
4 |
10 |
18 |
4 |
10 |
25 |
5 |
10 |
4 |
3 |
Анализируя полученные данные, мы видим следующую закономерность – студенты, имеющие положительные показатели в интеллектуальном состоянии имеют, как правило, положительный результат на экзамене. Конечно, это не говорит о том, что если показатель интеллектуального состояния отрицательный, то и экзамен студент плохо сдаст. Несомненно, огромное влияние на результат оказывает и эмоциональное состояние, и физическое. Естественно, на результат в – первую очередь влияет подготовка студента к экзамену. Но биологические ритмы, несомненно, оказывают влияние на состояние, самочувствие в день экзамена. И если внимательно просмотреть результаты нашего исследования, то можно заменить, что студенты, хорошо сдавшие экзамен, но имеющие отрицательный показатель интеллектуального развития, имеют положительный показатель эмоционального состояния.
Данное исследование - лишь капля того, что мы планируем. Следующий наш шаг - просмотреть всех студентов одного потока илиодного курса, в дни сдачи всех экзаменов и зачетов, проанализировать и подвергнуть математической корреляции полученные данные.