Проблематика межнациональной толерантности, безусловно, актуальна, в первую очередь, для полиэтничных и поликонфессиональных регионов России, к которым относится Северный Кавказ. Каждое полиэтничное, многокультурное общество должно в качестве одной из важнейших иметь цель формирования у своих членов толерантности, навыков и умений межкультурной коммуникации. В учебной среде необходимо создавать положительную мотивацию межнационального взаимодействия, формировать культуру межнационального общения, так как в студенческой среде атмосфера сотрудничества способствует принятию нового опыта и продуктивному обмену ценностными ориентациями на основе общих интересов – профессии, которой обучаются юноши и девушки. Говорить об интернационализации в таком многонациональном учебном учреждении как Краснодарский краевой базовый медицинский колледж, на наш взгляд, имеет смысл с точки зрения регулирования процессов взаимопонимания участников образовательного процесса. Причем, нужно учесть, что образовательный процесс в условиях интернациональной среды включает в себя очень широкий круг проблем. Помимо задач восприятия и освоения учебного материала, возникают проблемы социокультурного позиционирования и формирования личности именно на фоне национальных, религиозных, культурных и даже бытовых различий. Независимо от национальной принадлежности, становясь студентами колледжа, молодые люди вступают в такую пору своей жизни, когда они уже вышли из детского возраста, но еще не освоились со взрослой жизнью. Это один из самых важных и сложных этапов самостоятельного жизненного пути, когда, уже решив кем быть, нужно решить каким быть. В этот период очень важен процесс социокультурной адаптации, в котором студенту призван помочь Студенческий Совет колледжа, как самостоятельная студенческая общественная организация.
Мы обозначили значимость данной проблемы в рамках нашего учебного заведения, так как состав студенческой аудитории представляет собой яркий коллектив из представителей множества этнических групп. И, что особенно вызывает интерес, за всю 133-хлетнюю историю колледжа, межнациональных конфликтов не выявлено.
Поэтому целью нашего исследования является изучение особенностей межнациональной коммуникации у студентов.
Область исследования: Социализация молодежи в поликультурной и межнациональной среде ККБМК.
Предмет исследования: межнациональная толерантность.
Основные концептуальные идеи:
Рост масштабов межэтнического и межкультурного взаимодействия как массового явления - существенная закономерность современного общества.
Межнациональное взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании, социальном контроле.
Корни безопасности России в системе образования, где происходит формирование основополагающих жизненных установок, от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое сообщество.
Гипотеза исследования: представления студентов о безопасности личности не включает межнациональный компонент, так как, находясь в полиэтнической и поликонфессиональной среде учебного заведения, навыки толерантности усваиваются бессознательно.
Для подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Исследовать, как влияет на формирование межнациональной толерантности полиэтнический состав учебных групп.
Выявить особенности представлений о безопасности личность в условиях межнациональной культурной среды.
Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования: анкетирование студентов и администрации колледжа, качественный анализ эссе и беседу.
Основная часть. Исследование состояния межнациональных отношений в многонациональном студенческом коллективе медицинского колледжа.
Респондентами данного исследования выступили студенты ККБМК специальности «Сестринское дело» и специальности «Фармация».
В целом выборка состояла из 89 человек – 67 девушек и 12 юношей в возрасте от 18 до 20 лет, а так же 10 сотрудников администрации колледжа.
С целью сбора данных для исследования нами была разработана анкета:
АНКЕТА
Ф.И.О., возраст, национальность.
Моя семья.
На каком языке разговариваем дома?
Какие обычаи и традиции своего народа я знаю?
Я знаю обычаи и традиции русского народа: ……………
Моего друга (подругу) зовут ………………
Моя любимая книга…………
Что мне нравится в школе……………..
Что мне не нравится в колледже………….
Ваши предложения…………………….
Результаты исследования
Анализ национального состава выборки:
Русские – 72%
Адыги – 18%
Армяне – 6%
Грузины – 2%
Дагестанцы – 1,2%
Чеченцы – 0,8%
Психологический комфорт в многонациональном студенческом коллективе испытывают:
Девушки – 78%
Юноши – 97%
Интерес к национальным культурам проявляют:
Девушки – 92%
Юноши – 85%
Успешность обучения в многонациональном студенческом коллективе характерна для:
Девушки – 100%
Юноши – 100%
Анализ и интерпретация данных исследования. На первом этапе нашего исследования мы провели контент анализ эссе на тему «Как я чувствую себя в смешанной группе?». В качестве оснований для интерпретации нами были приняты следующие позиции: психологический комфорт, интерес и успешность.
В результате анализа данных нами было выявлено, что по критерию психологического комфорта студенты двух преобладающих национальных групп – русские и адыги, испытывают некоторый дискомфорт. Русские девушки чувствуют некоторые неудобства, когда не понимают национальную речь. В свою очередь, адыгейским девушкам кажется неправильным, когда они слышат замечания по поводу того, что они говорят на родном языке. Так что пункт о национальной речи (места и времени разговоров) является единственным моментом, требующим регуляции. Этот вопрос возникал на уровне администрации: в прошлом учебном году ввели «Кодекс поведения студента в колледже», где одним из пунктов был запрет на использование национальной речи в стенах учебного заведения. Однако запрещающий метод не дал положительного результата.
По критерию «интерес» разногласий не выявлено. Студенты разных национальностей отмечают, что интересно узнавать обычаи, нравы и традиции разных культур. Готовы к дружеским отношениям или уже дружат с представителями других национальностей 76 % студенческой аудитории. Некоторые традиции студенты не считают «национальными», то есть относятся к ним как к общечеловеческим, что также способствует развитию межкультурной толерантности.
Студенты отмечают, что на процесс обучения абсолютно не влияет в смешанных ( по национальному признаку ) они находятся группах или они получали знания в локально организованных группах.
Исследуя результаты анкетирования, контент-анализа эссе на тему «Как я чувствую себя в смешанной учебной группе?», бесед со студентами и администрацией колледжа, мы пришли к следующим выводам.
1. Студенты чаще не придают особого значения национальному признаку, что говорит о высокой интеграции в молодежной среде, когда важны общность увлечений и интересов, а другие факторы становятся малозначимыми.
2. Администрация (заведующие отделениями, руководитель отдела воспитательной работы, заместитель директора по учебной работе, директор) подчеркивали сложность и важность вопроса распределения студентов разных национальностей в группы и подгруппы. Но, подчеркивали важность смешанных групп, в которых терпимость и толерантность будут развиваться легче, параллельно с процессами адаптации к новым учебным условиям. А если изначально разделять группы по национальному признаку, то процесс адаптации будет проходить дольше и сложнее.
3. Поддержка обособленности будет способствовать развитию конфликтов на почве национально-религиозных разногласий.
4. Для развития культуры межнациональной коммуникации, прежде всего, важно проводить культурно-развлекательные мероприятия с возможностью самопрезентации национальной идентичности.
Таким образом, представления о культуре межнациональной коммуникации у студентов сформированы. Преподавательский состав и администрация колледжа способствует формированию межнациональной толерантности у студентов, что способствует успешной социализации студентов в системе общественных отношений в условиях особенностей региона.
Учитывая полученные данные, нами предложены следующие рекомендации:
В ходе курса психологии уделять внимание формированию толерантного отношения друг к другу.
Процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все компоненты (состав группы, участие в культурно-развлекательных мероприятиях, включение студентов в сообщества и назначение на ответственные должности), влияющие на социализацию личности студента.
Библиографический список:
1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] // Толерантность — федеративная целевая программа. Режим доступа: . Дата доступа: 20.08.2012.
2. Ефимова Д. В. Национальное самосознание и межэтническая толерантность / Д. В. Ефимова, Ю. А. Макаров. Пенза: ПГПУ, 2004.
3. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: соц.-филос. анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 2000.
4. Энциклопедия социологии / под ред. А. А. Грицанова. М.: Книжный Дом, 2003.