"МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА"

Барбашин И.А. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия – опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением или уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.[9]

Землетрясения являются одним из наиболее страшных природных катастроф, они уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сети.

Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения слышны резкие звуки, на некотором удалении они напоминают раскаты грома или гул взрыва. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.

Ученые различных стран прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, до сих пор еще не удается.

Предупреждение жителей об угрозе землетрясения является весьма затруднительным, так как точно предсказать его место и время пока невозможно. Однако знание косвенных признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями.

Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования: процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: методика проведения занятий учащихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера (на примере землетрясения) на уроках ОБЖ и внеклассных занятиях.

Целью курсовой работы является изучение методики обучения учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера (на примере землетрясения).

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать содержание школьного курса ОБЖ по изучению чрезвычайных ситуаций природного характера (на примере землетрясения).

2. Выявить формы и методы обучения, учащихся к действиям в условиях природного характера.

3. Изучить опыт подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера (на примере землетрясения).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.1. Содержание школьного курса ОБЖ по изучению чрезвычайных ситуаций природного и геофизического характера

Основная работа по формированию готовности учащихся к действиям в условиях землетрясения ведётся на уроках ОБЖ и классных часах. Учитель ОБЖ и классный руководитель должны не только дать определённый перечень знаний по данной теме учащимся, но и научить ребят эвакуироваться в условиях землетрясения из здания школы, правильно реагировать на сигнал о землетрясении, то есть проводить учебные тревоги – 1 раз в месяц.

Во всех школах сигнал для эвакуации – три долгих звонка (2 – коротких и 1 длинный). Работа в этом направлении должна проводиться очень чётко и последовательно в двух направлениях:

  • теоретическое изучение способов защиты в случае землетрясения, экстренного землетрясения;

  • практические занятия по отработке полученных знаний с целью закрепления теоретического материала.

Учащиеся начальной школы впервые узнают о землетрясении на уроках ОБЖ. Во 2 классе они узнают, как взаимодействуют человек с окружающей средой, какие опасности могут возникнуть в последствии жизни. Каждый ученик должен знать телефоны в случае опасности жизни: 01-вызов пожарной охраны, 02-вызов милиции, 03-вызов скорой помощи, 04-вызов аварийной газовой службы. В 3 классе в разделе «Чрезвычайные ситуации - что это?» дети знакомятся с производственными авариями, стихийными бедствиями (в том числе и землетрясения) и их последствиями, возможными в расположении школы и месте проживания учащихся. Также узнают, что такое страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

В 4 классе продолжается изучение явления землетрясения и способы зашиты от него. Отработка действия учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!» ведётся во всех классах круглогодично.

В разделе «Землетрясения» по базисной программе учащиеся средних и старших классов средней общеобразовательной школы должны усвоить основные знания и понятия по следующим темам:

- Происхождение землетрясений.

  • Очаг землетрясения.

  • Эпицентр землетрясений.

  • Основные параметры землетрясения.

  • Последствия землетрясения.

  • Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений.

  • Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения.

По ходу изучения темы «Землетрясение» составлена методическая технологическая карта «Землетрясения», которая могла бы помочь педагогу ОБЖ сформировать основные понятия и умения правильно и быстро реагировать на явление землетрясение.

Методика - технологическая таблица по теме «Землетрясения».[3 ]

Таблица 1.

Тема урока ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Планируемые результаты

Учащиеся осознают, что землетрясение — грозное, но познаваемое явление природы.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Необходимо знать правила поведения при землетрясении и неукоснительно следовать им в случае необходимости.

План урока

  1. Опрос по домашнему заданию.

  2. Землетрясение как природное явление. Последствия землетрясений.

  3. Причины землетрясений. Сила, эпицентр, очаг землетрясения.

  4. Сейсмические зоны Земли. Прогноз землетрясений. Поведение человека при землетрясении.

  5. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Проблемный. Возможно ли землетрясение в нашей местности?

Формы организации учебной деятельности

Диалог.

Приемы деятельности учителя

Организация игры «Дуэль», обсуждение механизма землетрясений, правил поведения в сейсмически опасной зоне.

Познавательные задания

  1. Для игры «Дуэль» выходят два участника (по желанию) и совершают по три «выстрела» (три вопроса — три ответа по теме «Внутреннее строение Земли»). Класс следит за грамотностью вопросов, правильностью ответов и обсуждает оценки.

  2. Что вы знаете о землетрясениях? Каковы признаки землетрясения? Можно ли предсказывать землетрясения?

  3. Рассмотрите рисунок в учебнике. Что такое эпицентр, очаг зем­летрясения, сейсмически активный район? Как определить силу землетрясения? Как надо себя вести при землетрясении?

  4. Относится ли ваш регион к сейсмически активным (в Оренбурге может быть землетрясение до 7 баллов по шкале Рихтера)? Как люди защищаются от разрушительного воздействия землетрясений?

Организация деятельности учащихся

Наблюдают за «дуэлью», оценивают ее результат, обсуждают причины и последствия землетрясения, работают с текстом и рисунками учебника, формулируют правила поведения в опасной ситуации.

Развитие умений учащихся

Привлекать имеющиеся знания и личный опыт, вести диалог, знать правила поведения при опасных природных явлениях.

Основные понятия и термины урока

Природное явление, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмически активные районы, цунами.

Источники информации

Основные: учебник, видеофильм или диафильм о землетрясении, физическая карта мира.

Домашнее задание

Учебник. Подобрать материалы о землетрясениях.

Оценки за урок

2-3 оценки за познавательные задания, 2 оценки за игру «Дуэль».

Примерные темы занятий по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» в 7 классе[8]

Таблица 2.

Класс

Разделы и темы курса

Кол-во часов

   

Всего

В т. ч. практ. занятий

7

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация и опасность

Происхождение и причины землетрясений

Как оценивают землетрясения. Шкала Меркали и шкала Рихтера

Последствия землетрясений и меры по уменьшению потерь от них

Правила безопасного поведения при землетрясениях

31

1

1

1

1

2

5

1

Итак, для формирования действий в условиях землетрясения среди учащихся общеобразовательной школы потребуется систематическая слаженная методическая работа со стороны учителя ОБЖ и классного руководителя. Результат работы во многом зависит от подготовки педагогов и желания дать хорошие и крепкие знания по правилам поведения населения в случаях землетрясения.

1.2. Формы и методы обучения, учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Содержание изучаемых тем (ЧС природного характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

– традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

– широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты,приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;

– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);

– объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

– закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;

– домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);

– использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.[ 1]

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Организуя внеурочные мероприятия, учитель основ безопасности жизнедеятельности активно взаимодействует с социальными институтами МЧС, ГИБДД, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, учреждениями профессионального образования, обеспечивая консолидацию усилий по воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности населения.[11 ]

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Одной из внеурочных форм обучения учащихся к действиям в условиях природного характера является учебная тревога.[ 14]

Предупреждение населения об угрозе землетрясения является весьма затруднительным, так как точно предсказать его место и время пока невозможно. Однако знание косвенных признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями. К таким признакам относятся беспричинное, на первый взгляд, беспокойство птиц и домашних животных (особенно это заметно ночью), а также массовый исход из мест обитания пресмыкающихся. Зимой ящерицы и змеи в предчувствии опасности выползают даже на снег.

Рассматривая правила поведения и действия детей во время землетрясения в школе, необходимо рассматривать следующие вопросы, а именно:

1. Сообщение о землетрясении.

Сигналом сообщения может служить тройной звонок, который является сигналом для эвакуации при любого рода опасности. Если в школе есть радио, то можно воспользоваться им. Также можно оповестить учащихся и учителей школы способом «пробежки», то есть учитель или ученик, который первым узнал о землетрясении должен пробежать по классам, громко сообщав о трагедии.

2. Спасение людей в школе.

При возникновении землетрясения спасение должно производиться немедленно из всего здания, независимо от места. Делать это нужно быстро и спокойно. В первую очередь эвакуируются учащиеся младших классов. Возглавить спасение детей должен человек, пользующийся авторитетом, который возьмет на себя руководство ими, примет все необходимые меры для предотвращения паники, растерянно­сти – это педагоги, которые во время начала пожара находились с данным коллективом детей.

Взрослым необходимо обратить внимание на поведение детей при землетрясении, так как испугавшись, они стараются спрятаться под столы, в гардероб или встроенный шкаф, забраться в темный угол, в кладовку, туалет, не всегда отзываются на оклик. Поэтому, чтобы удостовериться, что дети не остались в горящей школе, следует проверить все эти места. Разыскивая взрослых в помещении, необходимо окликать их. Они, как правило, могут ответить и этим облегчить поиск. Взрослых следует искать у окон, дверей и в коридорах, т. е. на путях к выходу из помещения

Спасая людей из мансардного или второго этажа, в первую очередь необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница недоступна, надо быстро открыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке.

По окончании спасательных работ необходимо убедиться, все ли люди удалены и находящихся под угрозой разрушения помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все классные комнаты.

Следует также следить за тем, чтобы взрослые и дети не могли вернуться в школу. Это нередко случается на практике, когда взрослые или дети, не сообразуясь с обстановкой, возвращаются в здание за оставшимися документами, деньгами или ценностями, а дети за любимыми игрушками или домашними животными.

На место разрушения следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и подготовиться к отправке пострадавших в ближайшее лечебное учреждение.[ 7]

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

2.1. Традиционный урок как форма проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

Организованное обучение осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление.

К основной форме организации занятий по подготовке учащихся к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации природного характера является - урок.

Урок - динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, в рамках которой осуществляется педагогическое взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.[4 ]

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса, состоят в том, что он имеет:

  • благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

  • позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

  • на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.[ 10]

План проведения урока по ОБЖ по теме « Разрушение жилища. Действия населения при землетрясениях». И.Шавейко[5]

Тема урока: Разрушение жилища. Действия населения при землетрясениях.

Цель урока: Закрепить и оценить уровень знаний учащихся по теме: « Правила поведения при землетрясениях».

Задачи урока:

образовательная: углубить и закрепить знания по теме: «Причины и последствия разрушения зданий»;

проанализировать аварийную ситуацию «Землетрясение»

развивающая: отработать практические навыки правильного поведения при землетрясении.

воспитательная: воспитать смелость, самообладание, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации «Землетрясение».

Методические приемы, используемые на уроке:

  • Работа со схемой «Дом, где живут опасности».

  • Практическая работа.

  • Знакомство с новым материалом.

  • Рейтинговая система.

  • Решение проблемной задачи.

Оборудование:

  • На доске: «Дом, где живут опасности» и «Анализ аварийной ситуации».

  • Раздаточный материал: «План незнакомой квартиры», карточки с домашним заданием.

  • «Жетоны».(Учитель в течение урока выдает ученикам за каждый правильный ответ жетон. По окончании урока оценивается работа учеников устно.)

  • Тетради с построенными на предыдущих уроках схемами «Дом, где живут опасности» и «План моей квартиры».

План урока:

  1. Орг.момент – 1 минута.

  2. Работа со схемой «Дом, где живут опасности» - 3 минуты.

  3. Анализ аварийной ситуации – 5 минут.

  4. Приобретение практических навыков и обсуждение поведения учащихся в предложенной ситуации – 10 минут.

  5. Объяснение нового материала и работа с планом «своей» квартиры – 10 минут.

  6. Закрепление пройденного материала и работа с планом незнакомой квартиры – 8 минут.

  7. Объяснение домашнего задания – 2 минуты.

  8. Подведение итогов урока – 1 минута.

2.2.Интегрированный урок как средство проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

При организации занятий по подготовке учащихся к действиям возникновения чрезвычайной ситуации природного характера можно применить интегрированный урок.

Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления.[2]

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно с интегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.[10]

Интегрированный урок по теме: "Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм " (учителя Векшиной Н.З., г. Томск)

Цели урока:

  1. Познакомиться учащихся с движениями в земной коре, с грозными явлениями природы – землетрясениями вулканизмом, гейзерами.

  2. Выяснить причины их образования и последствия, возникающие при их действии.

  3. Воспитывать чувство сострадания к людям, попавшим в сложные ситуации при природных катастрофах.

Оборудование к уроку:

  • Словарь понятий

  • Плакаты о профессиях (геолога, вулканолога, сейсмолога)

  • Коллекции горных пород и раздаточного материала на 8 групп

  • Плакат “Горст”, “Грабен”

  • Таблички на столы: физики, химики, художники, спасатели, историки, литераторы, геологи, географы.

  • Прибор “Сейсмограф” или рисунок

  • Таблица Рихтера

  • Правила “Как себя вести при землетрясении

  • Картина “Последний день Помпеи”

  • Атласы

  • Условные знаки вулканов действующих и потухших

  • Карты: “Строение земной коры” и “Карта полушарий”

  • Модель вулкана

  • Химические реактивы

  • Демонстрационный столик

Ход урока

1. Организационный момент. Посадка по группам (перестановка столов). Таблички с названиями специалистов.

2. Беседа (фронтально) по вопросам:

- Какие внешние оболочки есть у Земли?

- Какую оболочку мы изучаем?

- Что обозначает слово “литосфера”?

- Назовите части литосферы.

- Почему фантастическое желание Ж. Верна, связанное с литосферой не сбылось?

Что можно сказать о толщине земной коры?

- Назовите основные способы изучения земной коры (сейсмический, бурение скважин, шахты, геологические изыскания).

3. Учитель:Сегодня мы продолжаем изучение литосферы и тех процессов, которые в ней происходят.

Древние считали, что все, что окружает человека – вода и воздух – находится в движении, постоянно перемещается, а земная кора (твердая оболочка) кажется неподвижной и совершенно устойчивой. Но это далеко не так…

Беседа по вопросам:

  • Что указывает на правильность последнего утверждения?

  • Согласны ли вы с ним?

  • Чем сложена земная кора?

  • Как различаются горные породы по происхождению?

  • Кто занимается изучением и поиском горных пород и минералов?

4. Геологи:Что это за профессия? Чем занимаются геологи? Адресуем этот вопрос геологам. Рассказ о профессии геолога.

Собрав образцы горных пород, геологи возвращаются из партий, и наступает пора обработки и изучения горных пород, их состава и свойств. И мы тоже сейчас этим займемся.

Практическая работа: Найти в коробках указанные породы и определить к какой группе они относятся? (каждой группе свой набор карточек)

Проверка: результаты определения, дополнительные вопросы:

  • какие породы называют осадочными?

  • на какие группы они разделяются? (неорганические, органические).

  • какие породы относятся к неорганическим? (обломочные, химические)

  • какие породы называются органическими?

  • как называются породы, видоизмененные на глубине?

  • какие причины (факторы) помогают в изменении свойств пород?

5. Учитель: Цель урока.

Мы совсем близко подошли к теме урока: “Движение земной коры.

Землетрясения. Вулканизм. Гейзеры”.

Вопросы:

- Как же залегают горные породы в земной коре?

А залегание горных пород может быть различное:

  • горизонтально,

  • наклонно,

  • смяты в складки,

  • иногда видны разрывы,

  • смещение одной части относительно другой.

Работа с учебником

Каковы причины такого разнообразия?

Учитель: В земной коре существует 2 вида движений: вертикальные и горизонтальные; часто они сочетаются, т. е. проявляются вместе.

1. Медленные вертикальные движения.

В одних местах суша опускается, а в других поднимается. А происходит это благодаря тому, что земная кора находится в постоянном движении.

Движения могут быть горизонтальные и вертикальные.

Одни участки устойчивые, другие – более подвижные.

Главная причина движений – процессы, происходящие внутри земли.

2. Горизонтальные движения.

Эти движения тоже медленные. В результате этих движений образуются складки.

Они могут быть разбиты трещинами. Если движения происходят в противоположных направлениях, то образуются разрывы, при этом одни участки опускаются, другие поднимаются. Образуются: горст и грабен.

3. Землетрясения.

В отдельных частях земли происходят грозные явления природы.

Землетрясения – подземные толчки и колебания участка земной поверхности в результате разрывов и смещений (словарная работа)

В результате толчков в течение нескольких секунд или долей секунды одни участки опускаются, другие поднимаются, а также смещаются горизонтально. Земля покрывается трещинами, рушатся здания, разрываются рельсы, мосты, под развалинами погибают люди. Начинаются пожары, местность становится неузнаваемой.

Что происходит в земной коре? Как изучают это грозное явление?

В древности это вызывало страх и суеверие.

Слово физикам: Рассмотрим явление - с точки зрения физики

Очаг землетрясения – место на глубине, где образуется разрыв или смещение (словарная работа)

Эпицентр – место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Сейсмологи – ученые, изучающие колебания землетрясения.

Сейсмограф (см. рис. на доске).

Как определить силу землетрясения?

Землетрясения делятся на слабые (1-4 балла); сильные (5-6 баллов); разрушительные (7-12 баллов). Характеристика силы по шкале Рихтера.

Учитель: За сутки на земле происходит около 200 землетрясений, за год – около 100 тыс., в том числе от 300 до 600происходит серьезных землетрясений (7 и более баллов). Среди сильнейших землетрясений описаны следующие (сообщение ученицы)…

Учитель: Профессор Калифорнийского университета Рихтер Ч. отмечает, что самое страшное при землетрясении – это паника. Кто пережил даже несильное землетрясение, на всю жизнь запоминает тот ужас, который испытал при этом. Сама земля – колышется, сотрясается, взрывается, оседает, уходит из-под ног.

Тренинг.

Закрыли глаза, мысленно представили, как пошли поперечные внутри земли волны, слева направо, а продольные приподнимают землю вверх и вниз. Медленно раскачиваются люстры, начинает звенеть посуда, пол приподнимается и начинает крениться, уходит из-под ног…

Мы понимаем, что началось землетрясение. Мы не знаем его силу, но понимаем, что надо выйти из помещения, в котором находимся. Напоминаю: мы в школе, идет урок, мы находимся на 2 этаже. Каковы будут ваши действия: где бы вы заняли место? Без паники, не поддавайтесь ей сами и останавливайте других. На счет 1, 2, 3 – заняли места. Пауза. Застыли на местах. Время остановилось.

Включается свет. Разбор ошибок (анализ делает преподаватель ОБЖ):

Как вести себя при землетрясении (сообщение ученика)

Признаки близкого землетрясения: (сообщение ученицы)

При наличии чутких приборов еще не научились точно предсказывать землетрясения, но кроме приборов есть еще живые барометры. Как вы думаете, кто это?

Биологи – Рассказ о животных и растениях - предсказателях землетрясений

Учитель: На земле существует еще одно грозное явление, связанное с внутренними процессами, происходящими в земной коре – вулканизм (см. тему).

Вулкан – конусообразная гора с углублением на вершине, через которое извергается магма (словарная работа)

- Кто представляет себе вулкан? Изобразите его схематично на доске, подпишите части вулкана (рис. 39).

Словарная работа.

Кратер – углубление на вершине вулкана

Жерло – канал, по которому жидкая магма, поднимается на поверхность.

Магма – расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земли. (рис. 39, учебника).

- Кто изучает вулканы?

Вулканологи (плакат).

- Как могут образовываться вулканы? Могут образовываться как на суше, так и на море.

Учитель: К грозной стихии обращались не только писатели и поэты, но и художники. До наших дней дошла уникальная работа русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Перенесемся вместе с Олесей в 79г. н. э. Рим, Италия (рассказ, демонстрация картины, вывод – картина-эпопея, запечатлевшая столь грозное явление)

Учитель: В этих местах работают геологи и вулканологи. Какие полезные ископаемые и минералы образуются в магматических горных породах?

Магма, выливаясь из жерла на поверхность, превращается в лаву – магму без газов и водяных паров, излившуюся на поверхность.

Химики. Как происходит извержение? Отправимся в химическую лабораторию к химикам Ивану Тихонову и Виктору Шуленину. Опыт с солью аммония “Вулкан” (Соблюдение правил по ТБ).

Реакция (на доске и в тетради):

(NH4)2Cr2 O7 —> Cr2O3 + N2+ 4H2О

(дихромат аммония оксид хрома)

Вот так выглядит извержениевулкана.

Какие бывают вулканы? (действующие и потухшие)

Более 400 вулканов – действующие.

Работа с атласом. Как обозначаются вулканы на картах?: (потухшие и действующие. )

- Кто знает или слышал о крупных вулканах? Называют по карте вулканы.

Ключевая Сопка – Камчатка

Везувий – Италия

Гекла – Исландия

Этна – о. Сицилия

Фудзияма – Япония

Кракатау – Малайский архипелаг

Котопахи – горы Анды.

Килиманджаро - Африка

Практикум – Определение координат указанных вулканов (1-8 вар. )

- Подберите пары: “вулкан - район земного шара”

Учитель: Районы землетрясений на суше и в океане совпадают. Карта строения земнойкоры (работа с картой).

Домашнее задание:

1) на контурной карте простым карандашом обозначить вулканы, но не подписывать.

2) творческая работа (на альбомном листе)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы безопасности на сегодняшний день являются актуальными. Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильных решений в экстремальных ситуациях.

  1.  
    1. Проанализировано содержание школьного курса ОБЖ по изучению чрезвычайных ситуаций природного характера (на примере землетрясения).

Содержание включает в себя:

  • чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация и опасность

  • происхождение и причины землетрясений

  • возможные последствия землетрясений

  • система защиты и правила безопасного поведения при землетрясениях

2) Выявлены формы и методы обучения, учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

К методам обучения при подготовке учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера относятся:

  • словесные (рассказ, объяснение, диалог)

  • практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач)

  • диагностические (тесты, контрольные работы)

  • поисковый и исследовательский (учебные проекты, рефераты)

3) Изучен опыт по подготовке учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова Л. А., Лутовина Е.Е. « Теория и Методика обучения Основам безопасности жизнедеятельности в школе»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности Безопасность Жизнедеятельности – Оренбург: Издательство ОГПУ 2008, -268с.

  2. Рындак В. Г., Алехина Н. В. «Педагогика»: учебное пособие – М.: Высшая школа 2006, - 495с.

  3. Далакишвили М. Землетрясения как потенциально опасное явление (разработка заданий в курсе «ЧС природного характера и защита от них»)/ М. Далакишвили, Е. Крылова, Л. Маринина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2006. - № 10. – С.47 – 53.

  4. Словарь по педагогике/ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.

  5. Журнал к новому учебному году: Организация урока по ОБЖ, понятие здоровья, что должен знать пассажир, опасности природного характера, терроризм, техногенные катастрофы // Основы безопасности жизнедеятельности (для преподавателей) : сб. методических материалов. – 2003. - № 8 – 9. – С. 3 – 151.

  6. Суздалева, А.М. Чрезвычайные ситуации природного характера : учеб. Пособие для студентов педвузов / А.М. Суздалева, В.И. Воробьев. – Оренбург : Изд – во ОГПУ, 2004. – 104с.

  7. Петров, Н.Н. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения от их последствий / Н.Н. Петров // Петров, Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях / Н.Н.Петров. – Челябинск, 1997. – С.4 – 46

  8. Миронов, С. К. Основы безопасности жизнедеятельности : методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5 – 11 классы / С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2004. – 94с.

  9. Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов / В.М. Стрелец. – Изд. 2 – е – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 187с.

  10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4 – е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 521с.

  11. Л.А. Акимова Внеурочна деятельность учителя ОБЖ с позиции системного подхода// Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2009. - № 9.С. 25 – 30.

  12. Громкова М. Т. Психология и педагогика профес­сиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов/. М.: Педагогика, 2003. – 153с.

  13. Кирин, Б.Ф. Защита в чрезвычайных ситуациях / Б.Ф. Кирин, Н.О. Каледина, В.И. Слепцов. – М.,2004.

  14. Характеристика и классификация ЧС природного и техногенного происхождения, защита населения и территорий в ЧС // Безопасность жизнедеятельности : учебник / под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2003. – 232с.

  15. Лисин, А. Программа дисциплины «Опасные ситуации природного характера и защита от них» / А. Лисин // Основы безопасности жизни. – 2006. - № 12. – С. 18 – 23.

Просмотров работы: 17366