ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ахмеров М.Х. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В последнее время терроризм приобретает все более угрожающие масштабы. Резкая активизация деятельности террористических организаций отмечается в мире в конце XX – начале XXI века. Примером тому являются взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, гибель тысяч людей под руинами здание международного торгового центра в Нью-Йорке, страшная трагедия Беслана и другие акты терроризма. Постепенно терроризм приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как угрожает сложившемуся мировому и внутригосударственному порядку, посягает на фундаментальные ценности человеческой цивилизации – право личности на жизнь, свободу, собственность и др. Это заставляет мировое сообщество по-новому оценить характер и приоритеты международного сотрудничества, подводит к необходимости изменения подходов к вопросам национальной безопасности, обуславливает необходимость обращения к изучению сущности, причин и признаков этого явления, поиска путей нейтрализации террористической деятельности.

Среди населения, особенно дети подвержены насилию т.к. они наиболее уязвимые и беззащитные перед опасностью. Поэтому с этой категорией людей следует проводить разъяснительную, воспитательную и образовательную работу, с тем, чтобы лишить террористов мифического ореола борцов-мучеников и дать им солидарный отпор.

Именно в детском возрасте, возможно, сформировать готовность противодействия и выживания в условиях террористического акта. В этой связи обучение учащихся общеобразовательных учреждений безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях террористического акта стало одним из приоритетных направлений в деятельности школ. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), что обусловило выбор темы курсовой работы: «Формирование у учащихся общеобразовательных учреждений знаний по основам противодействия терроризму в Российской Федерации ».

Цель: изучить теоретико-методические аспекты формирования у учащихся общеобразовательных учреждений знаний по основам противодействия терроризму.

Объект: образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предмет: формы и методы формирования у учащихся основ противодействия терроризму в Российской Федерации.

Задачи:

  1. Осуществить обзор литературы по формированию у учащихся общеобразовательных учреждений основ противодействия терроризму в Российской Федерации.

  2. Выявить понятие, сущность и содержание терроризма.

  3. Определить формы и методы формирования у учащихся общеобразовательных учреждений основ противодействия терроризму в Российской Федерации.

  4. Изучить опыт проведения занятия с учащимися общеобразовательных учреждений по подготовке к противодействию терроризму.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1.  
    1. Понятие, сущность и признаки терроризма

Терроризм является одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества. К сожалению, Россия стала одной из основных мишеней террористов. Последние годы характеризуются стабильным ростом числа преступлений «террористического характера» [1].

Терроризм предполагает достижение определенных политических целей. Одной из таких целей является разжигание сепаратистских настроений в мусульманских регионах и создание на этом пространстве государственных образований исламского типа любыми методами. Так, на территории Северного Кавказа, Башкортостана, Татарстана. Московской экстремисты, прикрываясь религиозными догмами [12].

Наиболее часто теракты происходят на территории Чечни. Также опасными области и т. д. активно действуют ваххабиты. Именно так себя называют регионами России считаются Дагестан, Ставропольский край, Северная Осетия и Москва. Реже террористическим актам подвергались отдаленные от Чечни регионы юга России (Краснодарский край, Ростовская область). За пределами Москвы и Южного федерального округа теракты происходили в исключительных случаях [13], [14].

«Терроризм - это противоправное использование и угроза использования насилия против лиц или объектов для достижения политических или социальных целей. Обычно он направлен на запугивание или принуждение правительства, групп или отдельных лиц для изменения их политики или действий». Одно из самых распространенных определений, предложено американскими исследователями В. Малисоном и С. Малисоном, согласно которому терроризм - это «систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилия для достижения публичных и социальных целей».

В русском языке понятие терроризм толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием) [3].

В современной отечественной юридической литературе под терроризмом (от лат. terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов [4].

При этом Федеральный закон Российской Федерации “О борьбе с терроризмом” от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ дает очень громоздкое определение терроризма, определяя его как: насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения других неправомерных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации в целях провокации войны или осложнения международных отношений [2].

Необходимо отметить, что отсутствие в мировом сообществе единого научно обоснованного подхода к пониманию сущности и признаков терроризма, различие конструкций составов данного общественно опасного деяния, закрепленных в национальном уголовном законодательстве, серьезно препятствует консолидации усилий стран мира в борьбе с террористическими актами.

Нередко понятие террор и терроризм употребляются как синонимы. Чтобы разграничить понятия «террор» и «терроризм» надо дать понятие сущности терроризма. Мы видим, что терроризм - это преступление, совершаемое над группой людей с умыслом достижения определённых целей. Террор - способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха как массовое насилие, например, «война», «агрессия». Под сущностью терроризма следует понимать совокупность признаков, присущих терроризму как преступному деянию.

В целом анализ имеющихся научных взглядов на природу и характерные черты этого явления, а также содержания международно-правовых документов и уголовного законодательства ряда стран, в том числе Российской Федерации, позволяет выделить следующие признаки терроризма как социально-политического явления:

- особые методы террористической деятельности, в том числе применение насилия; уничтожение (повреждение) имущества либо угроза причинения нежелательных последствий; создание условий, представляющих опасность для жизни, здоровья людей, сохранности их имущества;

  • преднамеренное создание обстановки страха;

  • публичность, гласность, пропагандистский характер террористических акций;

  • непосредственный вред причиняется интересам одних субъектов, а целью соответствующих общественно-опасных деяний является принуждение к определенному поведению в интересах террористов других лиц;

  • повышенная общественная опасность [19].

Рассмотрим более детально перечисленные выше признаки.

Насилие выступает в качестве одного из основных признаков терроризма. На это обращают внимание практически все авторы, исследующие природу данного феномена. Так, Ю.М. Антонян понимает под терроризмом насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого, насилия для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение и др. Рассмотренный признак терроризма может выражаться как в прямом физическом насилии, так и в психическом воздей­ствии на волю и сознание людей (психическом насилии).

Физическое насилие выступает средством посягательства на жизнь, здоровье людей, ограничения их свободы. Примерами подобных террористических актов являются убийство президента США Кеннеди, покушение на генерала Де Голя, похищение одного из ведущих политических деятелей Италии А. Морро и др. [2].

В XX веке существенно возросла доля террористических актов с использованием психологического воздействия (психического насилия). Ряд исследователей отмечает, что данные методы позволяют значительно упростить механизм достижения преступных целей. Совокупность приемов «психологического террора» не связана с причинением объектам посягательства какого-либо серьезного ущерба. В основном это действия, носящие демонстративно-угрожающий характер. Ведущее место в их числе занимают открытые или анонимные угрозы в адрес должностных лиц, общественных деятелей либо обращенные к государственным органам требования совершить определенные действия в интересах террористов.

Другим важнейшим признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха. Термин «террор» происходит от латинского слова «ужас, страх». Ю. М. Антонян отмечает, что совершенно разные цели могут преследоваться при нападении на государственных и политических деятелей, сотрудников правоохранительных органов и «рядовых» граждан, при уничтожении или повреждении заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта и других аналогичных действиях, но о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса. Это важнейшая черта терроризма, проявляющая его сущность, позволяющая отделить от смежных и очень похожих на него преступлений. Данный специфический признак террористической деятельности был достаточно четко обозначен известным чеченским террористом С. Радуевым в его выступлении перед выпускниками центра по подготовке боевиков в 1997 г. В частности, он отмечал, что основная задача боевиков-террористов - «сеять смертельный ужас» среди военных, находящихся на территории Чечни или вблизи ее. Необходимо, как указывалось в выступлении Радуева, посеять среди них "растерянность и страх, захватывать их в заложники и убивать".

Следует обратить внимание, что создание обстановки страха не является само по себе целью террористов. Так, согласно словарю по уголовному праву, терроризм - это преступная деятельность, выражающаяся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений. Страх выступает своеобразным рычагом, средством для достижения преступных целей. Большинство авторов сходятся во мнении, что он может выступать даже более эффективным оружием, чем физическое насилие. Страх деморализует адресата, сковывает, парализует его волю к сопротивлению, оказывает свое воздействие непрерывно.

Следующей отличительной чертой терроризма является публичность, гласность, совершения общественно опасных посягательств. Если при совершении иных преступлений правонарушители, как правило, не заинтересованы в широкой огласке, то террористические акции всегда связаны с саморекламой. Как верно констатирует М.П. Киреев, «терроризм сегодня, -это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие". В целом, чем больший общественный резонанс получает террористический акт, тем больше устрашающее, парализующее воздействие он оказывает на население, правительство и других адресатов преступного насилия. Кроме того, подобная практика направлена на обеспечение поддержки преступных организаций определенной частью населения.

Публичность терроризма достигается в результате использования особых, наиболее общественно опасных его форм и методов, создающих угрозу жизни, здоровью многих людей, крупного материального ущерба. Примером тому являются взрывы, повлекшие гибель тысяч людей 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, заражение бактериями сибирской язвы американских граждан и другие [20].

Кроме того, террористы могут прибегать к специальным способам, обеспечивающим «рекламу» боевой мощи своих организаций, идеологии, лежащей в основе преступной деятельности, разрушительных последствий террористических актов. К числу данных способов можно отнести: публичные объявления о причастности к совершенному посягательству, привлечение отдельных представителей средств массовой информации к широкому освещению требований и действий террористов, героизации своих лидеров и др. Наряду с насилием, устрашением и публичностью характерной чертой терроризма является то, что, как правило, общественно опасному воздействию подвергаются одни лица, их имущество, а целью насильственных акций является принуждение к определенному поведению иных субъектов.

Так, боевики палестинской террористической организации «Черный сентябрь», захватив в качестве заложников в сентябре 1972г. израильских спортсменов-олимпийцев, потребовали освобождения 234 членов данной организации, находившихся в тюрьмах ФРГ и Израиля. Совершая массовые захваты заложников в Буденновске, Кизляре, чеченские сепаратисты стремились вынудить российское правительство пойти навстречу их политическим требованиям.

Повышенная общественная опасность терроризма связана с тем, что для достижения своих целей преступники стремятся к причинению серьезного ущерба наиболее важным из охраняемых законом ценностям человеческого общества: жизни, личной свободе, здоровью людей, собственности, общественному порядку и др. Это выражается в массовом уничтожении людей, причинении им тяжких телесных повреждений, разрушении материальных объектов и др.

Кроме того, терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему конкретный акт терроризма.

Характерно, что террористы внушают не только ужас и однозначное осуждение, но и любопытство и восхищение, а следовательно, очень многих способны привлечь к себе, особенно в связи с бурным развитием новейших информационных технологий.

Опасной особенностью терроризма является то, что он направлен на ухудшение общественно-политической и экономической ситуации в конкретной стране или в регионе мира. Терроризм влечет за собой разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению. Масштаб терроризма, его общая тенденция к транснациональному объединению создают угрозу серьезных военных конфликтов и даже войн. Кроме того, террористические акты существенно дестабилизируют, ухудшают общественно-политическую и экономическую ситуацию в конкретной местности, стране или регионе мира.

В целом терроризм подрывает доверие населения к публичной власти, создает атмосферу страха, неуверенности в будущем, оказывает дезорганизующее влияние на всю систему общественных связей, складывающихся в социуме.

Обобщая рассмотренные выше признаки терроризма, охарактеризуем его как систему публичного устрашающего насилия, характеризующегося повышенной общественной опасностью и обеспечивающего достижение целей террористов посредством принуждения к совершению определенных действий в их интересах государственных органов, негосударственных организаций, граждан и других субъектов [5].

  1.  
    1. Организация и проведение занятий по основам противодействия терроризму в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Одной из главных целей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является подготовка учащихся к правильным действиям и обеспечению безопасности в опасных и экстремальных ситуациях, в том числе развитие и формирование у них способностей и подготовленности к действиям в ситуациях, связанных с терроризмом.

Действующими учебными программами изучение материала, связанного с проблемами терроризма, предусмотрено в 5, 7, 9,10 и 11 классах:

5 класс

  • Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

  • Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

7 класс

  • Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

9 класс

  • Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

  • Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости [9]

10 класс

  • Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

  • Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

  • Духовно-нравственные основы противодействию терроризму и экстремизму

  • Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремисткой деятельности

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

11 класс

  • Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации [15],[16]

Руководителям органов управления образованием, директорам общеобразовательных учреждений и учителям-организаторам ОБЖ необходимо иметь в виду, что достижение реальных практических результатов в обеспечении безопасности школьников невозможно без выполнения определенных требований к оснащению, организации и осуществлению учебного процесса. Этот процесс должен быть обеспечен учебной и методической литературой, специальными учебными кабинетами и классами, необходимыми тренажерами, средствами защиты и инструментами, техническими средствами обучения, средствами наглядности и в обязательном порядке средствами обеспечения безопасности.

Но самым важным условием успеха является высокая педагогическая и методическая подготовка руководителей занятий и их помощников.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОСНОВАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Формы и методы формирования основ противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависят от умелого использования многообразия форм её организации. В научно-педагогических исследованиях представлены трактовки понятия «организационные формы обучения».

Форма (в педагогике) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма прежде всего связанна с количеством , временем и местом обучения и воспитания, порядком его осуществления.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок экскурсия, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия и т.д. К формам организации обучения следует отнести и конференции, преследующие цель обобщить материал по какому-либо разделу программы и требующей большой подготовленной работы: проведение наблюдений, обобщения материалов экскурсий, постановка опытов, изучение дополнительных литературных источников и др. [8].

Что касается формирования знаний у учащихся основ противодействия терроризма в ОУ, могут применяться следующие формы проведения занятий: классно-урочная и внеурочная.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трёх столетий. Её основы заложил И. Лойола, развивал немецкий педагог И Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А. Каменский.

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами: отличается более строгой организационной структурой; экономная поскольку один учитель работает одновременно работает с большой группой учащихся; создаёт благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности соревновательности учащихся, эмоционального влияния на учеников.

По способу организации обучения можно выделить следующие типы уроков:

- урок-лекция

- урок-беседа

-урок-экскурсия

- кино-урок

- урок самостоятельной работы

Рассмотренная форма организации обучения используется педагогами вариативно, интегрировано, творчески в зависимости от собственных и индивидуальных особенностей учащихся.

Применяя внеурочную форму занятий, педагоги используют различные формы учебной работы. Наиболее распространёнными являются экскурсии, домашняя работа, мероприятия внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, соревнования и др.) [17].

Экскурсия – форма организации школьной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемого объекта. Экскурсия позволяет объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями. В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

- реализует принцип наглядности обучения;

- повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

- расширяет технологический кругозор учащихся;

- играет значительную роль профорентационной работе в школе.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

- вводные, проводимые перед непосредственным изучением нового материала;

- текущие; связанные с изучением свойств и методов спасения и оказания помощи;

- итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, в котором указывается тема, цель, объект, порядок ознакомления с ним, организация деятельности учащихся, средства, средства необходимые для выполнения заданий. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельные работы по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала).

Домашняя самостоятельная работа выполняет определённые дидактические функции, наиболее важными из которых являются: закреплений знаний, умений, полученных на уроках; расширение, углубление учебного материала, изученного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнений упражнений; развитии самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме выходящие за рамки программного материала, но соответствующем возможностям учащегося; выполнение наблюдения опытов.

Массовые формы внеурочной работы получили широкое распространение. Они включают школьные олимпиады (одно из действенных средств формирования глубоких и прочных знаний), вечера безопасности жизнедеятельности (способствуют развитию творческих способностей), устные журналы(основной целью проведения является повышение интереса к предмету, умение своевременно и быстро откликаться на актуальные проблемы и события), научно-практические конференции, коллективные творческие дела совместно с родителями.

Формой массовых внеурочной работы является также проведение разовых, эпизодических мероприятий, к участию которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить «Дни защиты детей», игры «Зарница» и др. [7], [18].

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения [8].

Выбор методов обучения определяется с учётом: возрастных и психологических особенностей; специфики изучения предмета, раздела, темы; возможности материально-технической базы образовательного учреждения .

Что касается формирования знаний у учащихся основ противодействия терроризма в ОУ, могут применяться следующие методы проведения занятий: словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог(педагога с учащимися, учащихся друг с другом), инструктаж, консультация.

Рассказ – метод устного изложения, монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. По целям выделяют несколько видов рассказа: рассказ выступления (подготовка учащихся к изучению нового материала), рассказ повествования (изложения содержания), рассказ заключение (обобщение).

Эффективность рассказа на уроках зависит от его сочетания с другими методами обучения: иллюстрацией, показом, обсуждением, диалогом, беседой, а также от места и времени, выбранных учителем для рассказа (на традиционном уроке, при проведений внеурочных мероприятий).

Объяснение – доказательная форма изложения программного изложения, словесного пояснения, анализ доказательство, и истолкование различных положений излагаемого материала. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

К задачам метода относится обеспечение четкого понимания учебного материала и активизация познавательного интереса учащихся.

Применение метода объяснения всегда осуществляется в совокупности с рассказом, беседой, с использованием средств наглядности.

Беседа – вопросно-ответный метод активизации взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах образовательного процесса для сообщения новых знаний, их закрепления, проверки и оценки. Основными задачами метода является обеспечение развития познавательного интереса учащихся, закрепления и контроля знаний и умений; развития коммуникативных умений. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов актуализировать знания учащихся, полученные ими ранее, и достичь усвоения новых знаний путём совместных и самостоятельных размышлений, выводов, общений.

По форме организации беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику) и групповой (вопросы обращены к группе учащихся).

Для успешного использования метода беседы необходима подготовка. При планировании беседы – четко определить тему, цель, составить подробный план-конспект с формулировкой основных и вспомогательных вопросов на основе прогноза возможных вариантов ответов; продумать логическую последовательность осуществления беседы узловые положения, по которым необходимо сделать обобщения и выводы; подобрать необходимые наглядные пособия.

Лекция отличается от рассказа большей информативно-познавательной ёмкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и общений, продолжительностью. Предметом школьной лекции является описание сложных систем, явлений, процессов, связей причинно-следственного характера, что предопределяет использование данного метода только в старших классах. По объёму лекция занимает урок или спаренное занятие.

Лекция должна обладать информационной ёмкостью, системным, логическим построением учебного материала, высокой доказательностью и наглядностью учебного материала, его адаптированностью к слушателям [7], [18].

В общеобразовательных учреждениях применяются методика формирования знаний и методика диагностики проверки знаний.

Для формирования у учащихся основ противодействия терроризма в общеобразовательных учреждениях могут, используются:

-теоретические занятия;

-практические занятия;

-факультативные занятия с использованием мультимедийных технологий и плакатов.

На теоретических занятиях учащимся объясняется учебный материал, с использованием различных методов проведения занятий. Так же могут проводиться дополнительные теоретические занятия на тему: «действия в экстремальных и опасных ситуациях, связанных с терроризмом»

На таких занятиях могут рассматриваться следующей вопросы:

- Действия при обнаружении взрывоопасного предмета;

- Действия при угрозе взрыва;

- Как действовать, если вы попали после взрыва в завал;

- Действия при стрельбе в населенном пункте;

- Правила поведения при попадании под обстрел;

- Действия заложников во время операции спецслужб по их освобождению;

- Действия при поступлении угрозы по телефону;

- Действия при захвате в заложники.

(Приложение 1)

На практических занятиях могут использоваться следующие формы проведения урока: экскурсия; лабораторная работа; самостоятельная работа; беседа; соревнования и игры (конкурсы, турниры, эстафеты, деловые и ролевые игры, кроссворды и викторины).

Для проведения диагностики проверки знаний могут, используются методы:

-тестирование;

-анкетирование;

-педагогическое наблюдение, при использование практических и факультативных занятий, с использованием мультимедийных технологий и плакатов.

Тесты- это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, накоторые от ученика нужно получить правильный ответ.

(Приложение 2)

Анкетирование проводится с учениками преподавателем-организатором ОБЖ и со школьным психологом. На вопросы учителя ребятам дают ответы «Да» или «Нет».

Факультативные занятия с использованием мультимедийных технологий и плакатов дают возможность ученикам увидеть различные примеры, происходящие в жизни и как нужно действовать при различных ситуациях. На таких занятиях могут производиться различные показы: видеофильмов, презентаций, плакаты с объяснениями, посвященные теме терроризм [7],[10].

На мой взгляд, наиболее эффективные для формирования основ противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях, являются методы: объяснения, беседы и рассказа с использованием мультимедийных технологий и плакатов.

2.2 Опыт проведения занятия с учащимися общеобразовательных учреждений по подготовке к противодействию терроризму

Сегодня в школах проблему террористической защищенности решают комплексно: путем обеспечения комплекса безопасности в школе и проведения планомерной учебно-воспитательной работы.

Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» на образовательные учреждения возложена предупредительно-профилактическая функция. Но так как тема терроризм затрагивает все аспекты современной деятельности человека, возникает проблема восприятия столь сложной информацией детьми. Методической литературы в помощь преподавателям, учитывающей особенности текущих событий, очень мало. Поэтому в педагогической среде сложилась практика:

  • самостоятельной адаптации текущей информации до уровня восприятия учащимися различных возрастов;

  • поиска доступных методов повышающих усвоение учебных материалов учащимися.

Конечная цель изучения темы «Терроризм » - дети не должны стать ни жертвами, ни исполнителями терактов.

Опыт проведения занятий показывает, что наиболее усвоение учебного материала по этой тематике достигается использованием ясной для учащихся мотивации к обучению: «Защити, спаси и сохрани»!

Каждое из этих понятий преподаватель доводит до учащихся:

  • относительно индивида

  • относительно окружающих (других личностей)

Первое (относительно себя), направлено на усвоение знаний, умений и навыков личной безопасности и подразумевает формирование у обучающегося культуры собственной безопасности.

Второе (относительно других личностей), направлено на усвоение традиций, норм и правил, обеспечивающих безопасность окружающих (родственников, друзей, близких и других граждан своей страны) и подразумевает формирование у обучающегося безопасной общественной культуры(формирование среды обитания).

Мотивация «защити» применительно к индивиду (относительно себя)

Означает, что учащихся следует научить распознавать источники террористической угрозы в отношения себя: подозрительные действия лиц, опасные вещества и предметы.

В начале урока необходимо рассказать о реальности угрозы и записать в тетради «Виды террористической деятельности:

  • взрывы и поджоги;

  • захват заложников

  • применение биохимических средств».

Затем дать определения этих понятий и практические советы по видам опасности. Рассказать, как можно определить опасные предметы и вещества и как нужно действовать, если вы оказались в заложниках.

Мотивация «защити» применительно к окружающим (относительно других)

Нацеливает на содействие правоохранительным органам. Например, в случае обнаружения подозрительных предметов, не трогая их, надо сообщить работникам соответствующих служб или полиции.

Здесь уместно рассказать о системе государственного обеспечения безопасности личности и государства. В старших классах о государственных структурах, непосредственно участвующих в антитеррористической деятельности.

Учащимся следует объяснить, что для проведения теракта необходима подготовительная работа и нарушение её на любом этапе может сорвать готовящий теракт. Скрыть подготовительную работу не просто, и порой наблюдательные дети могут дать правоохранительным органам ценную информацию, относящуюся к подготовке теракта.

Мотивация «спаси»

Нацеливает школьников на усвоение знаний и навыков оказания первой медицинской помощи (раны, ожоги, травмы, отравления, кровотечения), на изучение последствий поражения отравляющими веществами и биологически активными агрегатами и изучение способов и простейших средств защиты кожи и органов дыхания.

Мотивация «сохрани»

Нацеливает на проведение, исключающее опасность привлечения детей к террористической деятельности. По этому поводу целесообразно рассказать о существовании тоталитарных религиозных сект, обществ и псевдо-религиозных учений, об экстремистских и анархистских молодежных организациях и провести факты применения для вербовки новых адептов психотропных средств и методов внушения и примеры сломанных людских судеб. Рассказать о видах шантажа и угроз, но главное о способах защиты от них.

Подскажите возможные пути защиты от этих опасностей:

  • следование традиционным религиям;

  • занятие народными промыслами и художественным творчеством;

  • здоровый образ жизни;

  • литературное чтение и отличная учеба;

  • художественная самодеятельность;

  • туризм, охота, рыбная ловля;

  • военно-прикладные виды спорта;

  • профессиональный спорт, спортивные игры и т.п.

Заканчивая тему, необходимо рассказать о юридической ответственности граждан за террористическую деятельность.

За совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибель людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях, наказывается лишением свободы. А так же необходимо рассказать, что уголовным кодексом предусмотрено наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Для внеклассной работы

Для более глубокого изучения вопроса (в беседах, на ученических конференциях, факультативах и т.п.) можно кратко рассказать о том, что терроризм имеет исторические корни, что он – негативное следствие усложнение общественной жизни эволюционных процессов, происходящие в мире:

  • глобализации экономики;

  • интеграции культур;

  • милитаризации государств;

  • информатизации населения;

  • криминализации общества.

Особо нужно подчеркнуть, что идеологической основой терроризма является социально-политический, националистический и религиозный экстремизм, дайте им понятия [11].

Заключение

В результате проведения анализа литературы выявлено, что терроризм является серьёзной угрозой для государства и общества, особенно для детей, т.к. они наиболее, уязвимые и беззащитные перед опасностью. Поэтому с этой категорией людей следует проводить разъяснительную, воспитательную и образовательную работу.

Изучены и раскрыты понятия, сущность и признаки терроризма, его отличие от понятия террора. Терроризм - это противоправное использование и угроза использования насилия против лиц или объектов для достижения политических или социальных целей. Была рассмотрена организация проведения занятий по изучению основ противодействия терроризму в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Были выявлены формы и методы формирования у учащихся общеобразовательных учреждений основ противодействия терроризму в Российской Федерации. Наиболее эффективные для формирования основ противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях, являются методы: объяснения, беседы и рассказа с использованием мультимедийных технологий и плакатов.

Изучен опыт проведения занятия с учащимися общеобразовательных учреждений по подготовке к противодействию терроризму. Наиболее эффективное усвоение учебного материала по теме терроризм достигается использованием ясной для учащихся мотивации к обучению: «Защити, спаси и сохрани»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. /Х. Алиев // Законность, 2002. № 4. С. 8-14

  2. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя образовательного учреждения /Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 175 с.

  3. Васецкий, Н.А. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003). М.: Издательство Государственной Думы РФ, 2003. – 189 с.

  4. Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность /В.Н. Антонов //Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономика. Политика, Право, – 2002. С.12-16

  5. «О мерах по противодействию терроризму» Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 № 1040.

  6. «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 года ( с изменением от 30 июня 2003 года).

  7. Планирование ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 0501104.65 Безопасность Жизнедеятельности / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев /Оренбург: Издательство ОГПУ,2010. – 248с.

  8. Г. М. Коджаспирова. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров / М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448с.

  9. Основы Безопасности Жизнедеятельности . Рабочие программы /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников – М.: Просвещение, 2011. – 47с.

  10. Введение в психодиагностику: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /М.А. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.

  11. Дети и терроризм: Методические обеспечение учебно-воспитательного процесса / Пильник Н. А. // Основы Безопасности Жизни – 2005 - № 3 , с 13-18.

  12. Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. /В. Величко // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Международные отношения», 2002. – 182 с.

  13. Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом. / С.С. Беляев // Государство и право, 1998. № 9. С. 17-21

  14. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. /В.П. Емельянов // Законность, – 2002. № 7. С. 5-8

  15. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений; базовый и профил. Уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2012 – 351с.

  16. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений; базовый и профил. Уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2012 – 320с.

  17. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никадров. М. : Просвещение , 2006.5 – 74с.

  18. Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н. П. Абаскалова. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2008. – 135с.

  19. Гончаров С. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом. /С. Гончаров // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Международные отношения», 2002. 182 с.

  20. Программа Министерства образования Российской Федерации на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения».

Приложение 1

Проведение урока на тему: Действия при захвате в заложники

Обстановка в сегодняшнем мире такова, что любой че­ловек может оказаться заложником у террористов. За­хват, как правило, осуществляется внезапно и быстро. Он может произойти практически в любом месте: на улице, в транспорте, в доме, в учреждении, на производственном предприятии. Чаще всего (так свидетельствует статисти­ка) преступники осуществляют захват заложников в транс­порте (в самолете, на корабле, в автобусе и автомобиле). В связи с этим во время путешествия одевайтесь нейт­рально, скромно и неброско. Старайтесь не брать с собой материалы политического, религиозного, военного харак­тера и по возможности документы, подтверждающие ваш социальный статус. Если вы оказались заложником, реко­мендуется придерживаться правил поведения, указанных ниже.

Правила поведения при захвате в заложники:

■ при захвате как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, помните: ваша цель — остаться в живых, если нет полной уверенности в успехе, не пытайтесь бежать;

■ по возможности располагайтесь подальше от окон, дверей и преступников (места рядом с ними наиболее опасны при проведении спецслужбами операции по освобождению);

если вы ранены, постарайтесь меньше двигаться, этим можно сократить потерю крови;

  • в первые часы после захвата не высказывайте катего­рических отказов преступникам, не противоречьте им; поз­же не бойтесь обращаться к ним с просьбами о том, в чем нуждаетесь, постепенно повышая их уровень; если терро­ристы находятся в состоянии наркотического или алко­гольного опьянения, по возможности ограничьте с ними любые контакты;

  • на совершение любых действий (сесть, встать, схо­дить в туалет, попить, поесть) спрашивайте разрешение, без раздумий и сопротивления отдавайте свои вещи, если этого требуют террористы;

  • при общении с преступниками избегайте презритель­ного, вызывающего тона и поведения, которые могут вы­звать гнев террористов и привести к человеческим жерт­вам;

  • по возможности не допускайте прямого зрительного контакта с террористами, разговаривайте с ними спокой­но, на вопросы отвечайте кратко;

  • если вас допрашивают, многословно и свободно раз­говаривайте только на второстепенные темы, соблюдайте осторожность в том случае, если затрагиваются важные государственные и личные вопросы, контролируйте те свои ответы, которые в последующем могут повредить вам и другим людям;

.для поддержания сил ешьте все, что вам предлагают, даже ту пищу, которая категорически не нравится;

  • соблюдайте личную гигиену и чистоту, насколько по­зволяет ситуация;

  • наблюдайте за преступниками и постарайтесь запом­нить как можно больше информации о террористах (их ко­личество, вооружение, имена, клички, приметы, особен­ности речи и манеры поведения, телосложения, тематику разговоров).

Иногда заложнику жизненно необходимо установить контакт с кем-то из преступников. Это крайне важно, ког­да речь идет о жизни и смерти. Здесь нужно использовать все средства, чтобы остаться в живых. Директор одной из зарубежных организаций, обучающих поведению в экс­тремальных ситуациях, Данкан Марч советует в таких слу­чаях говорить с террористами о родных — матери, жене, отце, муже, детях. Это объединяет заложника с преступ­никами, так как у большинства из них тоже есть родствен­ники.

Спецслужбы используют для освобождения заложников самые различные методы. Эти методы зависят от конкрет­ных условий. Так, в октябре 2002 г. в Москве на Дубровке при проведении операции был использован газ. По свиде­тельству освобожденных, они почувствовали это по запаху.

Приложение 2

Тестирование учащихся для выявления качества знания на тему: «Терроризм и его признаки»

1. Под взрывным устройством (ВУ) понимается:А) техническое устройство одноразового применения,

Б) техническое устройство одноразового применения, обладающее способностью взрываться, специально предназначенное (изготовленное) для поражения людей или уничтожения, повреждения различного рода объектов и состоящее из заряда взрывчатого вещества (ВВ), объединенного со средством взрывания.

В) Взрывное устройство обладает совокупностью следующих признаков:

- одноразовость действия; использование энергии взрыва;

-универсальность изготовления;

-конструктивное единство;

-предназначенность для поражения людей или уничтожения, повреждения различного рода объектов.

2. Выбери правильный ответ на вопрос: началом террористическихакций можно считать:

А) Совершение насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных или зажигательных устройств или угроза их применения, иными словами, терроризм в традиционном понимании, или «бомбовый» терроризм в России берет начало с середины XIX века, с покушения на императора Александра II террористом Каракозовым?

Б) Современные события различного рода взрывных или зажигательных устройств или угроза их применения в конце 20 - начало 21 веков?

3.Взрывные устройства делятся на два основных класса:А) промышленного

Б) самодельного изготовления.

В) промышленного и самодельного изготовления

4. ВУ промышленного изготовления (военного и хозяйственногоназначения) - это:

А) устройство, изготовленное промышленным способом

Б)устройство, изготовленное промышленным способом в соответствии с нормативно-технической документацией.

Просмотров работы: 12830