О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Одни из них объединяют большинство граждан данной страны, например, государство. Другие включают в свой состав определенное количество людей, профессионально занимающихся конкретным видом деятельности, например, здравоохранение, милиция и т.д. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека, – семья, самый распространенный вид социальной организации.

Семья, по признанию многих учёных - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [3, с.22]. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями [1].

Особый интерес в формирование семейных ценностей, отводятся многодетным семьям. В современных условиях к многодетной относят семью, имеющую троих и более детей. Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной. Так, социологи А.И. Антонов и В.М. Медков называют многодетной семью, в которой пять или более детей, но в практике социальной работы обычно многодетной считаются семьи, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет.

Определение «многодетная семья» также разноплановое и также требует особого внимания. На наш взгляд, многодетная семья – это семья, имеющая троих и более детей до 16 летнего возраста, совместно проживающие, имеющие общий быт, взаимные права и обязанности, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

В социально-педагогической литературе выделяют пять типов многодетной семьи. Большинство авторов (Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошенка, Т.Н. Поббудная и др.) выделяют три типа многодетной семьи: [5]

1. Сознательная многодетность, или целенаправленная многодетность, обусловлена личными убеждениями родителей, национальными традициями или религиозностью. При решении вопроса о рождении детей эти семьи не считаются ни с жилищными, ни с материальными проблемами. В большинстве такие семьи неблагополучны. У них бывают трудности из-за малообеспеченности, нехватки или отсутствия жилья, загруженности родителей. Но они стремятся, самостоятельно заботится о своих детях, растить и воспитывать их по мере сил и возможности.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Таки семьи вполне благополучны, но у детей могут, проявляется негативные черты неполной в прошлом семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи [3, с.68].

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Однако, некоторые социологи (Н.Ф. Дивицина) выделяет ещё один тип большой семьи:

4. Опекунские семьи и с усыновленными детьми, многие семьи не имеют возможности сами иметь детей, но при желании они могут усыновить ребенка или оформить опекунство [2, с.204]. Как правило, такие родители усыновляют сразу несколько детей

А.В. Орлова в своей работе выделяет ёще один тип многодетной семьи:

5. Семьи, в которых многодетность носит случайный характер: когда вместо ожидаемого одного ребенка рождаются близнецы, либо когда ребенок появляется на свет из-за невозможности прибегнуть к средствам прерывания нежелательной беременности.

Категории многодетной семьи остаются спорным вопросом и, как мы видим, не имеет четкой квалификации, но мнения ученых не расходятся, а лишь дополняют друг друга. Рассмотрев предложенные нам типы многодетности можно отметить, что все категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные ценности, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Для детей, выросших в дружных многодетных семьях, трансценденция "Я", эгоцентризма, является более характерной, чем для детей из современных малодетных семей. Это связано с наличием у первых сильной ориентации на удовлетворение нужд окружающих людей, прежде всего родственников. Именно поэтому выходцы из многодетных семей более склонны отдавать приоритет семейным ценностным ориентациям, успешная реализация которых также зависит от умения человека подчинять собственные интересы интересам других людей.

Определенное влияние на формирование семейных ценностей у подростков из многодетных семей оказывает и характер межличностных отношений их родителей. Известно, что в настоящее время Россия занимает второе место в мире по уровню разводимости, и при этом отсутствуют тенденции к стабилизации положения семьи. Поэтому можно утверждать, что число конфликтных семей, в ближайшие годы не уменьшится, а, возможно, даже возрастет, что может привести к еще более широкому распространению внесемейных ценностных ориентаций среди подростков.

Также следует отметить, что на качество формирования семейных ценностей сказывается и стиль жизни многодетной семьи. Процесс постоянного потребления, стимулируемый в обществе, приводит к тому, что вещи теряют свою ценность, «душу». Ценность любой вещи сегодня равна ее стоимости, которая очень быстро обесценивается, потому устаревшую вещь принято выкидывать без сожаления и радоваться новой. Тот же процесс становится все более заметным и в отношениях между людьми - чем более партнер удовлетворяет потребностям, тем более он нужен, в противном случае необходимость сохранять отношения оказывается сомнительной. Зачастую современный подросток, впитавший в себя каноны постиндустриальной культуры, совершенно не в состоянии понять, зачем двум людям жить вместе и сохранять ценности.

Таким образом, приведённый пример только подтверждает наше предположение о необходимости формирования семейные ценности у многодетных детей.

Формирование ценностей представляет собой социальный процесс становления и дальнейшего развития у подростков о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации поколения. Формирование семейных ценностей подростков из многодетных семей имеет свою специфику, поэтому необходимо уделить особое внимание данной категории семей.

В этих семьях есть единство и сплоченность, ориентации на удовлетворение нужд окружающих людей, прежде всего родственников, достаточно прочная защита и уважительное отношение друг к другу. Но и есть проблемы, которые оказывают огромное воздействие на семью и ее ценности: нехватка или отсутствия жилья, трудности из-за малообеспеченности, загруженность родителей на несколольких работах и малая возможность удовлетворения детьми свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Несмотря на то что в многодетных семьях ценят единство семьи, сплоченность, уважительное отношение, тем не менее - здесь тоже надо формировать семейные ценности у тех типов семей, где есть проблемы в этой области ( в каждом случае - свои). Важно, чтоб в этих семьях понимали, что ценен каждый ребенок, в подростковом возрасте ребенок еще более остро это ощущает. Надо помогать семьям решать именно эти вопросы. В дальнейшей своей работе мы попробуем экспериментально проверить наши предположения.

Список литературы

1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабушкин, Б.Н, Митюров.- М.: Педагогика, 1985. - 236 с.

2.Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда// Воспитание школьников- 2008.- №10.

3.Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 202-217с.

4.Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Педагогика, 1999. - 232 с.

5.Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-474 с.

Просмотров работы: 4463