ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Погорелов Е.С. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Очень скоро мы станем дипломированными специалистами. Моих однокурсников будет волновать тема трудоустройства. Эта тема на сегодняшний день - самая главная. Это судьба наших выпускников, конечный результат многолетней деятельности вуза. Она продиктована временем, всеми социально-экономическими преобразованиями в стране, проблема, которая требует государственных решений, а также совместных усилий вузов и работодателей.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска с учетом выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ, должен составлять не менее 74 %. В настоящее время ни в одной форме отчетности (как органов государственной статистики, так и образовательных учреждений) нет показателя, отражающего трудоустройство выпускников по полученной специальности. Такой показатель, установленный в пределах 30-40%, раньше был обозначен в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, но в 2008 году он был исключен.

Низкий уровень трудоустройства выпускников связан с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, с низким качеством подготовки специалистов, несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя, а также с различными социальными факторами.

В последние два года Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства и работе выпускников по полученной специальности. В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года и Пр-1315 от 11 мая 2011 года от органов управления образованием требуется введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования, который должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, среднего и начального профессионального образования – не менее двух лет, а также формирование методики расчета и контроля выполнения этого показателя.

Исследовательская компания MAR Consult изучила, работают ли люди по профессии, полученной в ходе обучения в вузе. Опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре.

Согласно результатам исследования, мнения жителей крупных городов относительно влияния образования на выбор профессии разделились примерно поровну. При этом по специальности не работают около половины (52%) участников исследования.

Среди наиболее распространенных причин работы не по специальности: низкий уровень заработной платы (29%), низкий спрос на полученную специальность (15%), низкая привлекательность полученной специальности для самого специалиста (9%).

В качестве примера приведем данные по трудоустройству выпускников ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт».

Таблица трудоустройства выпускников ВПО

Трудоустройство выпускников, ВПО

Кол-во человек

1

На промышленные предприятия

43

2

В бюджетные организации

111

3

На предприятия малого и среднего бизнеса

94

4

Развитие собственного бизнеса

14

Всего

262

 

Из них по специальности

153

Основные причины работы выпускников вузов не по специальности, выделенные в приведенном выше исследовании, действительно являются одними из наиболее значимых. На мой взгляд, возможно, наиболее важным является фактор оплаты труда. Многие молодые люди по окончании вуза идут работать не по своей специальности, поскольку их не удовлетворяет размер оплаты труда, предлагаемый работодателями, не обеспечивающий некоторого жизненного минимума, соответствующего приобретенным знаниям и квалификации. Также одним из наиболее значимых факторов является слабая работа центров трудоустройства в вузах, которые зачастую не оказывают какой-либо реальной поддержки в поиске работы по специальности. Еще один фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, - последствия мирового финансового кризиса, существенно сократившие число предложений на рынке труда.

Одна из основных причин того, что сегодняшние выпускники вузов часто работают не по специальности, состоит в недостаточно осознанном и точном выборе профессионального направления при поступлении. В ряде случаев, когда абитуриент выбирает специальность, он еще четко не понимает, чего же он действительно хочет, что ему нравится. В процессе обучения происходит осознание, и часто выбор студента уже осуществляется не в пользу профессии. Также многие уходят просто в более «денежные сферы», поняв, что по профессии доход может быть гораздо меньше. К тому же нужно принять во внимание, что иногда по окончании вуза молодой человек работает как бы не по профессии, но все равно использует те знания, которые он получил в вузе.

Вуз обязательно должен помогать своим выпускникам в поиске работы по специальности, но только в том случае, если выпускнику действительно требуется такая помощь.

Сегодня очень ясно проявляются границы расслоения студенческой массы по критерию готовности к будущей профессиональной деятельности: до 1% - «элита», профессионально-грамотные, с необходимым набором деловых качеств, талантливые выпускники. Это те, кто, в конечном итоге, войдет в историю университета, которые составляют его профессиональную гордость. Около 20% составляют «карьеристы» - нацеленные на успех будущие менеджеры среднего звена управления. Очень важная часть выпускников. Именно они формируют мнение работодателя об уровне вузовской подготовки. В конечном итоге, все они сделают хорошую карьеру и, может быть, про alma mater не забудут. В некоторых западных университетах до 90% финансирования складывается из пожертвований бывших студентов, ныне успешных бизнесменов. 30% - «неактивные», т.е. студенты, не нацеленные на успех. Вполне возможно хорошие исполнители, но с низким уровнем мотивации и отсутствием целей. Работодатели редко ищут сотрудников среди этой части выпускников. 50% - «спящие», слабо мотивированные студенты с неопределенными планами профессионального роста. Именно этот сегмент требует особого внимания.

Конечно, границы деления студенческой массы на «элиту», «карьеристов», «спящих» и «неактивных» достаточно условны и зависят от многих причин. И далеко не всегда их можно провести на основании оценок в дипломе. Часто для работодателя вообще не важно, какой именно диплом, а вот из какой группы его будущий сотрудник - это бывает очень важно понять еще до приема на работу.

Однако, как уверяют демографы, к концу текущего десятилетия число выпускников школ станет равным числу мест в вузах. Мы окажемся перед выбором - либо введение всеобщего высшего образования, либо сокращение числа вузов. Неблагоприятная демографическая обстановка и появление большого числа частных вузов приводит к необходимости поиска государственными вузами новых конкурентных преимуществ - введение курсов по профориентации и трудоустройству, развитие форм взаимодействия с работодателями, создание отделов содействия трудоустройству. В настоящий момент в вузах России действуют около 300 центров развития карьеры, и это число продолжает увеличиваться. Кстати, по опросам, проведенным среди абитуриентов, оказание содействие в трудоустройстве расценивается ими как один из главных критериев выбора учебного заведения.

Во времена административно-командной экономики СССР, проблема трудоустройства молодых специалистов решалась крайне просто. План ложился в основу числа мест в учебных заведениях по определённым специальностям, так что выпускники могли рассчитывать на работу по своей специальности, а государство на приток необходимого количества специалистов.

С заменой плановой экономики на рыночную появились контракты на обучение, в соответствии с которыми ВУЗы получили право брать на обучение столько студентов, сколько им хотелось. Стремительное вливание государства в новые экономические отношения с новой правовой основой привели к тому, что чуть ли не до половины всех специальностей в ВУЗах стали относиться к экономике или юриспруденции. Итогом стало перенасыщение рынка труда юристами, экономистами и бухгалтерами. А также отсутствие квалифицированных специалистов в производственных и наукоёмких отраслях. Не продумано, как работодатель и выпускник будут находить друг друга. Отсутствие этого механизма вызвано условиями рыночной экономики и свободой выбора. Разработчики законопроекта предлагают сделать распределение «добровольным» для студентов. Но тогда, по логике вещей, оно должно быть добровольным и для работодателя. То есть происходило бы некое подобие обоюдных «смотрин», после которого уже решался бы вопрос о дальнейшем трудоустройстве. Представляется, что наличие правового механизма для распределения и последующего трудоустройства должно быть выражено в полноценном федеральном законе. И в нём должны быть учтены интересы всех сторон, участвующих в распределении: выпускника, потенциального работодателя и государства. Ничто не мешает предложить студенту переговорить с потенциальным работодателем на предмет трудоустройства, а уже его право решать свою дальнейшую судьбу. С другой стороны, большинство студентов ближе к завершению обучения уже знают, чем они будут заниматься после получения диплома. Нежелание работать по специальности, вызвано недостатком пропаганды ещё на этапе выбора профессии. И для решения проблемы достаточно дать понять молодому специалисту, что выбор его профессии всегда будет одобрен государством и нужен работодателю в узком плане, а экономике в широком.

За последние два года на рынке труда молодых специалистов стала заметна деятельность специализированных кадровых агентств. Сфера их интересов – «элита» выпускников лучших российских вузов. В качестве основных инструментов поиска специалистов они используют прямой подбор и специализированные GRP-технологии. Ведь быть успешным в жизни можно также научить, как высшей математики или физической химии. Если только этого по-настоящему захотеть.

Государственные службы занятости, в основном, обслуживают потребности слабо защищенной «неактивной» части студенчества. Их помощь тем, кто пока не может найти свое место в жизни, конечно, сложно переоценить.

В целом, можно сказать, что рынок выпускников вузов сейчас очень «горячий», и для молодых специалистов существуют очень хорошие возможности проявить свои таланты. Один из работодателей - директор молодежной туристической компании - как-то сказал: «Бедный студент - это ленивый студент!». Во многом он прав.

Список используемой литературы

1. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. 1999. №1

2.Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996

3.Петрушин В. Настольная книга карьериста. М., 2002

4. Поляков В.А. Технология карьеры М., 1995

5.Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 Саратов, 2004

6.Ушаков А.А. Российский кадровик: тайны карьеры. М., 1998.

Просмотров работы: 4503