РАЗВИТИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Безуглова М.Н. 1, Калашникова Н.Н. 2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК)
2ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как особая вариативная часть образовательного процесса, сложившегося в современном российском обществе, и является одним из определяющих факторов развития, обучения и воспитания детей.

Богатый развивающий потенциал, вариативность, многообразие дополнительного образования позволяет создать именно ту среду, которая способствует формированию личности ребенка, уникальной, неповторимой, что является главным условием для саморазвития.

Само понятие «дополнительное образование детей» имеет много различных трактовок.

Дополнительное образование детей – особый вид образования, часть базового образования. Это целенаправленный процесс обучения, развития и воспитания, способствующий приобретению учащимися знаний, умений и навыков в выбранной деятельности.

Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является работа по образовательным программам, имеющим конкретные образовательные цели и определенные образовательные результаты.

Учреждения дополнительного образованиядетей (УДОД) решают ряд задач, обеспечивающих условия для личностного развития, профессионального самоопределения, укрепления здоровья, творческого труда детей.

Обладая открытостью, гибкостью имобильностью учреждения дополнительного образования детей быстро и точно реагируют на образовательный запрос семьи, решают адаптационные задачи, способствуют формированию общей культуры, организуют содержательный досуг.

Анализируя тенденции развития дополнительного образования, хочется отметить, что до появления закона РФ «Об образовании» 1992 г. оно имело главную черту – соответствие потребностям детей и подростков, общественно-политическому заказу государства, родителей, однако, на сегодняшний день дополнительное образование отчуждено от выше перечисленного [5, с.4].

Дополнительное образование детей является слабо нормированным образованием, практически вне рамок государственного заказа, да и сама потребность детей показывает, что в массовом порядке они не имеют яркой заинтересованности в дополнительном образовании в целом, сегодня эти функции для них реализуются в коммерческих предприятиях (интернет, телевидение, кафе).

Особое внимание в дополнительном образовании уделяется детям «девиантного поведения» и детям «группы риска». Это дети несовершеннолетние правонарушители, из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, также дети с отклонениями в развитии. С ними проводится профилактическая работа через вовлечение в сферу досуговой деятельности, занятости каждого обучающегося, прямого применения личностно-ориентированного подхода, нацеленного на создание ситуации успеха.

Учреждения дополнительного образования детей тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, специальными (коррекционными) школами, интернатами, Центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Ведется работа по профилактике безнадзорности, асоциального поведения, а также по пропаганде здорового образа жизни, развитию культуры труда и речи.

Учреждения дополнительного образования стремятся к органичному сочетанию организации досуга детей и подростков с различными формами деятельности и, как следствие, сокращают поле «девиантного поведения», решая проблему полезной занятости детей.

За последние десять лет учреждения дополнительного образования интенсивно внедряют программы работы с детьми дошкольного возраста. Потому что именно в этом возрасте проявляются интерес и способности к тому или иному виду деятельности. Родители приводят детей «за руку», так как дети в этом возрасте податливы и готовы включаться в любые занятия. Педагоги дополнительного образования увлекают детей в мир творчества, с которым им сложно расстаться уже в старшем возрасте.

Основная цель учреждений дополнительного образования детей – воспитание через творчество общечеловеческих ценностных ориентаций.

Для достижения поставленной цели УДОД решают множество задач:

  • разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей;

  • совершенствование содержания дополнительного образования детей;

  • диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;

  • методическое сопровождение работы педагогов, специалистов, изучение и пропаганда передового опыта.

Учреждения дополнительного образования выполняют следующие функции:

  • образовательная – обучение детей по дополнительным образовательным программам, получение новых знаний;

  • воспитательная – воспитание через приобщение к творчеству, культуре, искусству, технике;

  • адаптационная – защита личности, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды;

  • креативная– создание свободной системы образования для самореализации творческих интересов личности;

  • рекреационная – организация досуга, как восстановления психофизических сил ребенка;

  • профориентационная – формирование осознанной ответственности за выбор своей будущей профессии;

  • интеграционная – объединение в единое пространство общего и дополнительного образования;

  • функция самореализации – раскрытие собственных возможностей в выбранном виде деятельности.

Реализуя данные функции учреждения дополнительного образования в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Со стороны правительства Российской Федерации идет активная работа по внедрению новых технологий в дополнительное образование детей. Министерством образования и науки Российской Федерации было принято «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования» (приказ от 26.06.2012 г. №504), которое регламентирует работу учреждений дополнительного образования детей. Вышеуказанное положение регулирует деятельность государственных и муниципальных УДОД, является примерным для негосударственных учреждений, включает в себя ряд задач, устанавливает прямые связи с другими предприятиями. Учреждения дополнительного образования впервые переводятся в статус автономных учреждений, что существенно снимает с государства ответственность за финансовую поддержку и вынуждает УДОД выискивать материальные средства [5, с.4].

Сегодня в дополнительном образовании детей России, представлено более 17 000 государственных (муниципальных) учреждений различных сфер образования.

Дополнительное образование детей по подсчетам Министерства образования науки РФ в сентябре 2012 года насчитывало:

  • 8539 учреждений дополнительного образования;

  • 307 419 преподавателей;

  • 7 997 226 обучающихся [4].

Особое место система дополнительного образования детей занимает в Белгородской области и городе Белгороде. Тысячи юных белгородцев занимаются техническим, художественным творчеством, эколого-биологической и туристско-краеведческой деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами, и потенциальными возможностями.

Дополнительное образование детей включает в себя целый ряд направлений. В городе Белгороде работают 19 муниципальных многопрофильных и профильных учреждений дополнительного образования, осуществляющих свою деятельность по 10 направлениям:

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • военно-патриотическое;

  • художественно-эстетическое;

  • физкультурно-спортивное;

  • туристско-краеведческое;

  • эколого-биологическое;

  • культурологическое;

  • социально-педагогическое;

  • естественнонаучное.

Несмотря на существующие проблемы, система дополнительного образования совершенствуется. А именно: повышает социальный статус в системе непрерывного образования, создает банк образовательных программ, развивается, интегрируется в единое образовательное пространство, не отходя от своей специфики, модернизирует систему подготовки руководящих и педагогических работников, стремится соответствовать социальному заказу. И вся эта деятельность направлена на реализацию главной задачи – развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 1997. - № 9. – С. 6 – 8.

  2. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. / А.В. Золотарева. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с.

  3. Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. / З.А. Каргина - М. : Школьная пресса, 2006. – 96с.

  4. Куприянов, Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций [Электронный ресурс] / Б.В. Куприянов. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://dopedu.ru/stati/osobennosti-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-vospitatelnich-organizatsiy

  5. Куприянов, Б.В. Современные вызовы и судьба ДОД / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 09. – С. 3 – 5.

  6. Самойленко, Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторов социализации. / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 02. – С. 3 – 4.

  7. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. № 504. – Консультант плюс, 2012. – С. 9.

 

7

 

Просмотров работы: 6156