МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Шкиленко Н.О. 1, Товолжанская Н.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовно-нравственное воспитание школьника в условиях современного музея имеет своей целью содействие в восхождении школьника к Идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям. Направленное на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности воспитанника, духовно-нравственное воспитание способствует формированию его внутренней работы над собой и нацелено на взращивание у школьника чувства любви к людям, семье, своему городу, Родине.

Ребенок, впитавший дух родной земли, дух своей нации, осознавая Свободу духа, становится свободной творческой личностью. Любовь и привязанность к родным местам рождает бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы, закладывает основы формирования и развития патриотических чувств. Именно умелое сочетание традиций и новаций выведет человечество из тупика техногенной цивилизации и противостояния с природой. Цивилизация на основе традиционной культуры обеспечит достижение цели образования и культуры – а именно, становления творческой этнической личности, свободно входящей в культурный диалог в мировом масштабе, тем обогащающей культуру человечества.

Одним из важнейших социокультурных факторов процесса духовно-нравственного воспитания школьника является социально-культурная деятельность музеев.

Основу применяемых в социально-культурной деятельности технологий в музеях составляют технологии социально-культурной деятельности, которые очень гибки и их можно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел в педагогический лексикон музейной деятельности. Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos – мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами. Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные.

Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально- культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально- культурного института:

– социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

– творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инноваций, индивидуального и группового творческого труда;

– коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

– рекреативную функцию.

По нашему мнению, технология – это средства, формы и методы музейной деятельности, с помощью которых достигаются планируемые результаты духовно-нравственного воспитания. Данное определение заключает в себе понимание музейной педагогики как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. В нем отражено понимание системности и последовательности технологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий от разработки концептуальной основы предполагаемого социокультурного проекта через диагностику, прогноз, четкое формулирование целей и задач, отбор форм, методов, средств – условий, организацию и управление, способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.

Поскольку музейная педагогика представляет собой особого рода воспитательную деятельность, то и технологии музейной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные, социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Особое значение для большей успешности проведения социально-культурной работы в музейных учреждениях приобретают технологии, направленные на освоение и интерпретацию индивидом различных социально-культурных образцов и символов и основанных таким образом на формах и средствах социально-культурной деятельности. Именно в процессе подобной работы происходит развитие творческой составляющей человека, повышая таким образом мотивацию развития и самореализации.

Сегодня в социально-культурной деятельности музеев сложились три группы методов.

Первая из них – методы формирования общественного сознания или методы просвещения, включающие в себя:

– информирование;

– разъяснение;

– комментирование;

– обобщение;

– внушение;

– заражение;

– убеждение.

Вторая группа – методы приучения, которые предполагают вовлечение в социально-культурную деятельность, в историко-культурное творчество. Они способствуют преобразованию знаний в нормы и принципы поведения» в убеждения как качества личности, и предусматривают;

– включение в различные формы непрерывного просвещения;

– привлечение к разным видам дополнительного образования;

– приучение к выполнению общественно-культурных функций;

– самоорганизацию;

– самоуправление;

– самообразование;

– самообслуживание;

– игру и т.д.

Значительная роль принадлежит третьей группе – методам стимулирования социально-культурной активности, включающим в себя:

– положительный пример;

– соревнование;

– требование;

– общественное мнение;

– поощрение;

– перспективу;

– критику и самокритику.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и целей поведения и деятельности.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу, используемые для формирования взглядов, понятий, установок – это в первую очередь методы убеждения, предполагающие аргументированное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Самоубеждение строится на стимулировании самостоятельного поиска решения какой-либо историко-культурной, художественной или иной социально значимой проблемы.

Методы воздействия на мотивационную сферу опираются на совокупность приемов и способов, в основе которых лежит формирование осознанных побуждений, связанных с осмыслением роли и места ценностей истории и культуры в духовной жизни общества и каждого человека.

Методы воздействия на эмоциональную сферу формируют необходимые навыки управления своими эмоциями, конкретными чувствами, предполагают понимание своих эмоциональных состояний и порождающих их причин.

Огромное значение имеет внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться посредством как вербальных, так и невербальных средств. Внушать – значит воздействовать на сознание и волю, а через них на чувства человека.

Методы воздействия на сферу саморегуляции предполагают формирование у людей способности контролировать свое психическое и физическое состояние, развитие навыков анализа жизненных ситуаций. К ним можно отнести метод коррекции поведения, который дает возможность создавать условия, при которых человек сам вносит изменения в свое поведение, в отношение к себе и к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности,

Учитывая сказанное, рассмотрим формы работы музеев г. Белгорода и Белгородской области со школьниками.

Основной, наиболее специфичной формой работы музея со школьниками является экскурсия.

Экскурсия (от лат. exсursio – поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глубокую древность. Согласно современным представлениям, «экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».

Экскурсия создает особо благоприятные возможности для усвоения идей, фактов, концепций, заложенных в экспозициях и музейных выставках, играет активную роль в формировании убеждений школьников.

Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу – организатору процесса восприятия. От его профессиональной подготовленности, эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и, наконец, от личного обаяния зависит эффективность воспитательного воздействия музея. Особенно высокие требования предъявляются к экскурсоводам, работающим с детьми и подростками.

Музейная экскурсия как форма научно-просветительной работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую и молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получений знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсий динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения – интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка или юноши к массовым формам восприятия в кругу сверстников.

Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий.

Экскурсии для школьников проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок, постоянных или временных. Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.

Таким образом, экскурсии присущ ряд характерных признаков, главный из которых – приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием. Зрительное и вербальное восприятие усиливается моторным – передвижением по заданному маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разном расстоянии, иными словами, экскурсия предполагает двигательную активность экскурсантов. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Она способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

К культурно-образовательной деятельности музея мы относим следующие формы – это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Научную основу социально-культурных технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л.C. Выготский, A.M. Матюшкин, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одаренности и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности. Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.C. Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки. Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека. Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников средствами социально-культурных технологий непосредственным образом связана и взаимодействует с наиболее исторически распространенными функциями музейной деятельности – изучением, сохранением и восстановлением культурных ценностей, освоением и использованием культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в

области самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют. Серьезные изменения происходят в методике культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Продолжает развиваться художественная самодеятельность, новые импульсы получает научно-техническое, прикладное творчество и т.д.

Технологии творчества в рамках социально-культурной деятельности музея через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и

научно-исследовательская работы на базе музейных учреждений.

Наряду с простыми формами культурно-образовательной деятельности в музейной практике получили распространение и комплексные, которые объединяют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер. Явственно обозначилась тенденция к использованию так называемых цикловых форм, предназначенных для постоянной аудитории. Это не только циклы экскурсий, лекций, тематических вечеров, но и циклы, объединяющие разные жанры – экскурсии, лекции, встречи, концерты и пр.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-

бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности – развитие прикладных ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество.

Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу культуротворческой деятельности.

Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от художественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назначение. В отличие от преимущественно декоративных изделий художественных ремесел поделки для быта быстро выходят из обращения и заменяются новыми. Этот вид ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетение, изготовление красивой обуви, макраме и т.д.).

Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», особенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарными нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социально-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой источников необходимого сырья и материалов, естественным уходом из жизни самих авторов технологий. Проблема возвращения утраченных технологий, восстановления их в буквальном смысле этого слова практически неразрешима. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом. Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых промыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых – насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эталона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и другие.

Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как кружки, студии, клубы. Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках – изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации представляют собой уникальные регионы.

На их территориях культивируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Особое значение для формирования культуры личности имеют перечисленные выше виды работ, связанных с художественными образами народного творчества, народных игр и сказок. Они сохраняют особый метод (инструмент) для хранения и извлечения смыслов, выраженный в той мотивации, создаваемой народными художественными видами деятельности, благодаря которой актуализируются культурные стереотипы и формируются нравственные стороны поведения.

Большое значение для моделирования поведения имеют также малые фольклорные жанры, которые раскрываются через характерные особенности коммуникативной логики текстов в культурологических исследованиях. Так, Т.В. Цивьян считает, что основной функцией воздействия текстов малых фольклорных жанров, существующих в устной традиции русского народа, является моделирование поведения человека. В них заложена целая программа поведения, условно названная «алфавитом культуры».

Характерной особенностью коммуникативной логики текстов является то, что они строятся не на основе объяснения, снимающего силу его идеологического воздействия, а на основе толкования, существующего внутри мифа. Толкование, в отличие от объяснения, по определению Т.В. Цивьяна, это – постановка одного символа на место другого или одной церемонии на место другой.

Таким образом, наш язык представляет целую мифологию. В ней обнаруживается логика осмысления народом культуры, поведения, собственных и чужих поступков, толкование событий, наделяющее окружающий мир смыслом, т.е. логика, которая в конечном счете определяет человеческое поведение. Эта «грамматика культуры» соответствует устройству модели мира. Правила «грамматики культуры» представляют собой короткие тексты, состоящие обычно из одной или двух фраз, построенные по принципу: «не делай (сделай) то-то, если сделаешь (не сделаешь) будет так». Например: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!», «Утро вечера мудренее», «Не убивай бабочку в доме – это душа младенца» и другие. Эти правила (запреты, гадания, приметы, былички, притчи) обеспечивали первоначальный порядок в мире. Представление о том, что правила и социальные установки имеют адресата (пусть во многих случаях неперсонифицированного), что они кем-то установлены и завещаны, позволяет осмыслить оппозиционную роль семиотических основ традиционной культуры, в которых средства хранения и передачи информации от поколения к поколению служат механизмом регуляции поведения носителей культуры. Это заложено в сакральности (придание статуса сообщения, отправленного божествами людям) текстов, которая носителями традиционной культуры воспринимается как священное установление. Такие тексты живут до сих пор, изменяясь, чтобы соответствовать разным ситуациям, целям, сближаясь с фразеологизмами, народной терминологией и имеют большое значение для нравственного воспитания личности.

Фольклор (сказки, мифы, народные игры и т.д.) способствует развитию словотворчества. В фольклоре запечатлено эмоциональное отношение человека к миру. Недаром Ф.И. Буслаев называет слово «клеточкой поэтичности и художественности». Эмоционально-чувственное отношение древнего человека к природе проявляется в каждом слове-образе народной поэзии. Эти слова раскрывают отношения древнего человека к природе. «Весь интерес младенческих народов сосредотачивался на Матери- природе, которая по преимуществу делалась предметом обожания и наблюдений». Например, в сказках «драконы-великаны» олицетворяют дожденосные тучи; «прекрасный юноша» – весну; а «седовласый старец» – зиму. Эти примеры подтверждают идею о том, что «в слове заключена внутренняя история человека, его взгляд на самого и на природу», причем при этом исследователи отмечают сходство в проявлении словотворчества у древнего человека и ребенка.

Все вышеизложенные примеры позволяют использовать фольклорный материал как средство духовно-нравственного развития личности. Именно они служат опорой для восприятия, воображения, освоения и творчества. При этом происходит активизация ассоциаций по сходству, контрасту, смежности, включение мышечного чувства, подражания, уподобление объекту, его облику, его движению, самораскрытию. Без ориентации на выразительный зрительный облик при вживлении, без ощущения переживания себя другим, но именно этим определенным существом природы или человека, ассоциации не образуются. Не образуется эстетическое переживание, сопереживание природе. Основой такого переживания являются бессознательные переживания, сопоставления человека с данным природным существом, а также попытки через физиогномические особенности определить его внутреннее состояние, спрогнозировать его действия.

Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Задания участникам даются самые разнообразные, их выполнение требует знания как фактического материала, так и экспозиционного. Жюри оценивает не только правильность ответов участников соревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию.

Итак, в сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

– готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

– укрепление нравственности – основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

– формирование морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– развитие нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

– позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

– готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

– трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

– свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

– сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

– готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

– укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

– повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

– укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

– сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

– приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

– бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

– законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

– преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

– укрепление и совершенствование правового государства;

– повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

– повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

– укрепление национальной безопасности.

Таким образом, специфические особенности социально-культурных технологий позволяют успешно использовать их в процессе формирования духовно-нравственной культуры школьников. Именно целенаправленное духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения во всем мире и во все времена позволяло формировать поколение, способное воспринять от своих предшественников самое лучшее во всех сферах жизнедеятельности и создать дальнейшую основу для развития и процветания всего сообщества.

Просмотров работы: 7909