РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПЕРВОКУРСНИКА В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПЕРВОКУРСНИКА В ВУЗЕ

Коцарева О.А. 1
1ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
25 октября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об утверждении двухуровневого высшего образования в России. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Государственной думой 11 октября 2007г. и одобренный Советом Федерации 17 октября 2007г. предусматривает переход на бакалавриат - первый уровень, и магистратуру либо специалитет (подготовка специалистов) - второй уровень. Переход вузов на двухуровневую систему предполагает кардинальную перестройку стратегий, технологий и методик организации образовательной деятельности. В этой связи, образовательные учреждения остро нуждаются в развитии социально-психологического сопровождения учащихся. Тьюторство в современных условиях становится символом изменений, ориентирующихся на создание эффективной помощи, защиты, поддержки детей. Следовательно, возникновение в образовательном учреждении тьюторского сопровождения, реализует эти задачи. В качестве тьюторского сопровождения выступает педагогическая и психологическая помощь тьютора (наставника) студентам в их саморазвитии. Тьюторское сопровождение может осуществляться в ходе аудиторной работы в рамках предметной деятельности. При этом осуществляется педагогическая помощь студентам в рамках аудиторных занятий, а во внеаудиторной работе в форме тьюториалов (еженедельных индивидуальных и групповых консультаций психолого-педагогического характера).

«Тьютор» с английского языка означает «наставник, опекун». В современной педагогике – социальной педагог, координатор, куратор.

В тьюторстве внимание больше акцентируется на организационно-акцентирующих моментах.

Задача деятельности тьютора - социализация учащегося. Цель - создание условий для психоэмоционального комфорта и безопасности ребенка.

Деятельность, координируемая тьютором, помогает формировать у них качества: открытость, доброжелательность, инициативность, творческая и интеллектуальная активность, способность принимать нестандартные решения, креативность, оптимизм, толерантность.

В свою очередь, тьютор должен обладать качествами: общительность, доброжелательность, любознательность, интерес к работе с людьми, оптимизм, психическая устойчивость, умение предотвращать конфликты.

Цель деятельности тьютора – содействие саморазвитию личности, защита прав учащегося.

Направления деятельности тьютора:

- постановка социального диагноза (определение проблемных ситуаций ребенка и семьи, попадающих в сферу деятельности тьютора);

- помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- помощь учащемуся в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость;

- профилактика правонарушений;

- индивидуальное и групповое консультирование учащихся;

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

- пропаганда здорового образа жизни.

Тьютор в своей работе делает основной упор на детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов; выявляет нуждающихся в социальной помощи детей.

Тьютор выполняет следующие функции:

  1. образовательно-воспитательная;

  2. диагностическая (постановление «социального диагноза»; изучать личностные особенности, условия жизни учащихся, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний);

  3. организаторская;

  4. экспертная (участие в прогнозировании, проектировании процесса развития микросоциума);

  5. охранно-защитная (использование правовых норм для защиты прав и интересов учащихся);

  6. организационно-коммуникативная (организация совместного труда и отдыха);

  7. посредническая (осуществление связи между ребенком и семьей).

Образовательно-воспитательная функция имеет 2 составляющие: обучение и воспитание. Обучение не сводится только к непосредственному усвоению учениками информации по изучаемым дисциплинам. Знания можно разделить на три составляющие: теоретическая (научная сторона обучения), практическая (применение полученных знаний и навыков на практике), нравственно-мировоззренческая (культурное и эстетическое воспитание личности). Правильно организованный процесс обучение позволяет учащемуся в полной мере овладеть теорией, практикой и сформировать позитивное и адекватное мировоззрение. Следовательно, обучение является важным средством воспитания личности. Образование – это обладание человеком знаний, умений, навыков, идеологической зрелости, нравственно-эстетической культуры; отождествляется с уровнем интеллектуального и культурного развития. В связи с этим, понятия «образование» и «воспитание» являются синонимами [Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. 2004,49].

Важнейшей задачей воспитания является социализация (подготовка учащегося к жизни и деятельности в социуме). В процессе воспитания человек стремится стать частью общества и принимать активное участие в его развитии. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает социальный опыт. Процесс социализации неразрывно связан с воспитанием и длится всю жизнь. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых и выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие склонностей, желаний. В юности формируются жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация зависит от качества воспитания [Сластенин В.А. 2002, 74].

Тьютор должен участвовать в формировании у учащегося системы социальных отношений (отношений к обществу, государству, власти и т.д.), гражданской позиции, дисциплинированности, жизненной позиции. Гражданская позиция неразрывно связана с делами общества, страны, мира. Дисциплинированность – проявление привычки соблюдать нормы и правила общества. Это помогает выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях. Дисциплинированность определяет культуру поведения человека. Для воспитания необходимо четкое представление о существующих правилах и нормах поведения в социуме. Жизненная позиция – это проекция психологических и мировоззренческих качеств на выбор линии поведения в обществе. Жизненная позиция может быть активная и пассивная. Активная позиция направлена на постоянный интерес к происходящему вокруг, активное участие в этом. Пассивная позиция заранее предполагает согласие человека со всеми изменениями. Тьютору необходимо стремится в «золотой середине». Учащийся должен быть заинтересован в происходящем вокруг, но не должен повышать личный статус в обществе за счет подавления других.

Тьютор должен опираться на основы воспитания, приобретенные учащимся в семье. Воздействия тьютора и семьи должны быть скоординированы. Противоречия во взглядах родителей и тьюторов могут привести к внутренним противоречиям ребенка, что может привезти к недоверию, раздражительности и иным негативным последствиям. Роль координатора принадлежит тьютору, который должен проводить также воспитательную работу с родителями, стимулируя их воспитательную функцию. Имея тесный контакт с семьей, тьютор получает уникальную возможность узнавать и изучать особенности каждого учащегося.

Тьютор должен координировать усилия педагогов и семьи для достижения единого подхода к воспитанию и обучению группы учеников. По возможности необходимо привлекать родителей к внеурочной деятельности.

Работа тьютора сложна и многообразна, следовательно, требует высокой квалификации, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого учащегося и группы в целом.

Список литературы

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие - М.: Гардарики 2004. - 49 с.

  2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие – М.: Академия 2004. – 74 с.

Просмотров работы: 2495