СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АНИМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЕЙ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АНИМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Проскурня Е.Н. 1, Иванова Т.И. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" (НИУ "БелГУ") "
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В школах-интернатах не удаётся в полной мере обеспечить полноценное интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие детей, что в итоге оборачивается их социальной дезадаптацией. Обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот не удаётся потому, что они приходят в детские дома уже с нарушением развития, когда оптимальный период для закладки фундамента интеллектуального и личностного развития уже закончился, и на первый план выходят задачи исправления, коррекции приобретенного часто негативного опыта поведения.

Исследуя проблему, мы использовали опыт анимационно-воспитательной работы с детьми-сиротами дошкольного возраста в Белгородском детском доме «Южный» и Воронежском Россошанской школы-интерната.

Программы развития обоих учреждений осуществляются в соответствие с Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. Эти документы определяют концепцию развития детских домов, являются организационной и содержательной основой управления и функционирования по ее реализации (см. Приложение 4, 5, 6, 7).

Государственное образовательное учреждение Белгородский детский дом «Южный» является учреждением общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его учредителем является Управление образования и науки Белгородской области.

В 1995 году были построены благоустроенные коттеджи в г. Белгороде по ул.Бульвар Юности д.№16, д.№18, куда переехали воспитанники Белгородского детского дома из микрорайона Кашары. В 1999г. в результате реорганизации Белгородского детского дома из его состава был выведен детский дом и получил название «Южный». В спальном микрорайоне Харьковской Горы вблизи детского дома расположены учебные заведения: Белгородский педагогический колледж, ПУ №33, средние школы №41, 42, 43, 46, гимназия №22, школа-интернат №23, дошкольные образовательные учреждения №84, 85, а также областная детская больница, детская поликлиника №4, поликлиника №7, городская больница №1, городской Центр Санпеднадзора, специализированный Дом ребенка. Близость транспортного сообщения (троллейбус, автобус, маршрутное такси), расширяет возможности реализации культурно-просветительских мероприятий в рамках программы социализации воспитанников детского дома.

В 2002 году детский дом прошел аттестацию, в 2004г. – лицензирование и подтвердил свое право на образовательную деятельность, содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Всего в детском доме воспитывается 46 человек в возрасте от 3 до 18 лет, из них дошкольников – 12 человек. Социальный статус воспитанников: дети-сироты - 5%, социальные сироты - 77%, без попечения родителей - 18%.

Организация жизни детей в детском доме представлена в виде воспитательных групп по 8-10 человек в каждой, сформированных по принципу родственных отношений, возрастным особенностям.

Режим работы детского дома: в группе дошкольников - пятидневная учебная неделя, в группах школьников – в зависимости от учебной недели образовательного учреждения, где обучаются воспитанники.

Образовательная система детского дома включает:

-дошкольное образование;

-оказание помощи детям школьного возраста в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков;

-система дополнительного образования;

-система воспитательной работы.

Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется в школе. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников в детском доме. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы:

-закрепить приобретенные знания в школе;

-закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

-привить культуру умственной работы в коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей);

-помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами;

-научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, научить рационально использовать время самоподготовки;

-научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала.

С целью достижения наибольшей успешности учебного процесса, педагогические коллективы детского дома и школы №42, где обучается основное количество детей, проводят совместные заседания педагогического совета, психолого-медико-педагогических консилиумов. Воспитатели вместе с педагогами школы планируют различные мероприятия, совместно разрабатывают индивидуальные планы дополнительных занятий с воспитанниками, имеющими пробелы в знаниях. Воспитатели ежедневно посещают школу, присутствуют на уроках, ведут строгий контроль посещения воспитанниками учебных занятий, их успеваемостью.

Система дополнительного образования детского дома используется для мотивации воспитанников к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Основные направления ориентированы на создание условий для развития личности каждого воспитанника. В детском доме с детьми-сиротами дошкольного возраста реализуются программы по следующим направлениям: художественно-эстетическое («Сударушка», «Рукоделие», «Хореография», «Вокал»), физкультурно-спортивное (спортивные секции бокса, футбола, занятия в группе здоровья «Атлет», посещение бассейна). Воспитанницы детского дома ежегодно участвуют в областном конкурсе «Лучший по профессии - швея» и показывают хороший уровень подготовки (девочки шьют себе легкую одежду, оформляют спальные и другие комнаты-шторы, покрывала). В ежегодном конкурсе творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Созвездие» воспитанники детского дома становятся призерами во всех представленных номинациях, успешно выступают на соревнованиях по боксу, футболу.

Воспитательная работа в детском доме строится на основе программ «Становление», «Радуга». По всем направлениям разрабатываются мероприятия, которые нацелены на формирование у воспитанников потребности в обучении, саморазвитии, раскрытии творческого потенциала, способности к самореализации. В процессе организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста используются различные формы: массовые (коллективный труд, праздники, вечера, диспуты, олимпиады, выставки, конкурсы, спортивные соревнования, походы, экскурсии), групповые (трудовые, творческие объединения), индивидуальные (помощь в реализации индивидуальных программ, в планировании и выполнении организаторской деятельности, общественные поручения). Для осуществления воспитательного взаимодействия применяются методы: формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера), (см. Приложение 8).

Стратегия воспитания определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста, интересов, способностей детей, уровня их воспитанности. Дневники наблюдения, индивидуальные планы развития и карты развития ребенка позволяют педагогам разрабатывать и реализовывать траекторию развития каждого воспитанника.

Педагогическим коллективом разработана система экскурсионной работы. Такая работа с использованием возможностей культурно-просветительских учреждений г.Белгорода значительно расширяет содержание и средства деятельности воспитателя. Она создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения, нравственно-духовной культуры воспитанников.

В детском доме организована работа трудовых бригад по нескольким направлениям: кролиководство, овощеводство, цветоводство, ремонт помещений и мебели, благоустройство территории.

Эффективным средством приобретения детьми-сиротами жизненного опыта, развития и становления их как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой.

Детский дом активно взаимодействует с высшими учебными заведениями г.Белгорода (БелГУ, БелГСХА), Белгородским педагогическим колледжем, с учреждениями средними среднего и начального профессионального образования, школами, в которых обучаются воспитанники, с целью профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности, организуя и проводя экскурсии, посещая дни открытых дверей, направляя воспитанников на подготовительные курсы.

Воспитанники детского дома посещают выставки, участвуют в заседаниях литературных клубов в областной научной библиотеке и библиотеке им. А. Лиханова. Детский дом тесно сотрудничает с Центром детского и юношеского туризма, городским Центром занятости населения, краеведческим музеем г.Белгорода, Литературным музеем, Художественным музеем, областным Центром детского творчества. В период каникул дети посещают зоопарк, аттракционы парка культуры и отдыха, кинотеатры «Победа», «Русич», «Радуга». Воспитанники детского дома посещают Храм Св.Архангела Гавриила, встречаются с настоятелем храма, студентами Духовной семинарии, учащимися Православной гимназии.

В нем созданы условия, оптимально соответствующие полноценному психофизическому и духовному развитию детей, обеспечивающие стабильность их жизни. Детский дом функционирует в зданиях 1995 г. постройки, которые нуждаются в капитальном ремонте. Учреждение располагает 2 столовыми, медицинским кабинетом, 3 классами для занятий, библиотекой (фонд которой составляет 2040 экземпляров), 2 гостиными, игровой, кабинетами логопеда, психолога, социального педагога. Но на территории детского дома отсутствует спортивная площадка, для тренажерного зала приспособлено помещение в цокольном этаже здания №18, для занятий физкультурой помещение в доме №16.

В течение прошлых лет большая работа проводилась по укреплению материально-технической базы учреждения, улучшению качества жизни детей в детском доме: проведен текущий ремонт помещений, приобретена мебель, аудио и видеоаппаратура, систематически увеличивается научно-методическое обеспечение, фонд художественной и научно-популярной литературы. В группах созданы игровые уголки для дошкольников и младших школьников, в создании и оформлении которых активное участие принимали сами воспитанники. Можно из всего вышесказанного сделать вывод, что в Белгородском детском доме «Южный» активно используются технологии анимационной работы с детьми-сиротами дошкольного возраста.

В Воронежской области принята областная «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области». В соответствии с этой концепцией выделено три блока направлений воспитания:

1.Формирование мировоззрения на основе развития познавательного потенциала обучающихся (приобретение знаний, их систематизация и обогащение в процессе жизни, формирование системы социальных, научных, философских, нравственных и эстетических взглядов и убеждений на различных возрастных этапах становления личности).

2.Формирование мотивировано-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, помыслов, устремлений и др.).

3.Процессуально-деятельностное направление воспитания (ориентировано на создание условий для реализации воспитанниками своего познавательного, нравственного, коммуникативного и творческого потенциала).

Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимозависимы, находятся в постоянном (латентном, или явном) взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, программы, спецкурсы и т.д., характеризующие основное направление воспитательной деятельности и раскрывающее его сущность.

На 1 сентября 2010 года в дошкольном отделении Россошанской школы-интерната было 11 детей. В сентябре прибыло еще трое. Малокомплектную группу разделили на две подгруппы – среднюю и старшую. Занятия с детьми проводят по подгруппам с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Так в младшую подгруппу попал шестилетний ребенок, но с учетом накопления знаний, умений и навыков, он через некоторое время был переведен в старшую возрастную подгруппу.

Обучение и развитие детей проводят по программам «Познавательное развитие», и по изучению букв и чтению слогов в раннем возрасте. Все занятия комплексные. Цель – обучить и развить детей, имеющих недостаточное интеллектуальное развитие, подготовив их к школе. Использование разных программ не только расширило, углубило, но и закрепило знания детей. К тому же, каждая возрастная подгруппа имеет сильных и слабых по уровню развития детей, пока слабые дети выполняют одно задание, более сильные дети из подгруппы работают уже с другими заданиями. Таким образом, все дети занимаются, не сидят без дела. Все занятия проводились в игровой доступной форме, поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

Так как дети часто приходят в школу-интернат с улицы, где их нормальным, человеческим обучением, воспитанием и развитием никто не занимался, интеллектуальный уровень и уровень информационной осведомленности всех дошколят очень низок. Опираясь на «Концепцию воспитательной деятельности образовательный учреждений Воронежской области» педагоги-воспитатели проводят занятия по следующим направлениям: «Здоровье», «Семья», «Наша Родина», «Культура», «Природа», «Труд», «Человек», «Интеллект». С малышами организуют познавательные занятия, по ознакомлению с окружающим миром, по культуре общения и поведения в общественных местах и в транспорте, для ознакомление с дорожной азбукой, проводят праздники. Традициями, промыслами русского народа, дошкольники обогащают свои познания на занятиях по валеологии, получали знания о природе на экологических мероприятиях. На часах творчества и досуга дети не только получают информацию, но развивают мелкую моторику, воображение, память, внимание.

В школе-интернате проводится много экскурсий, дети посещают достопримечательности города Россошь: Парк «Юбилейный», Свято-Ильинский храм, выставки детского творчества в Доме художественных ремесел, детское представление театра РАМС «Бука», экзотариум, детские представления в Доме Культуры, знакомятся с памятниками края. На этих мероприятиях воспитываются патриотические и эстетические качества личности, любовь к природе, чувство гордости и уважения к труженикам родного края, формируется культура общения и поведения в общественных местах. Дети расширяют свой кругозор, общаются со сверстниками.

Эта работа исходит и опирается на комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, на составление индивидуальной программы, включающей коррекцию проблем воспитания. В процессе её осуществляется психологическая коррекция (кабинет психологической разгрузки, общение с воспитателями), но, не взирая на её многочисленные формы, эта коррекция осуществляется не достаточно успешно. Воспитанники в той или иной степени замкнуты и «таят» психологические проблемы в себе. Они не могут их решать, так как стесняются обращаться за помощью, не считают кого-либо «достойными» их доверия в личных делах. Эта особенность детей-сирот психологически закономерна и объясняется социальным статусом воспитанников. Между собой эти дети не агрессивны (только в рамках возрастных особенностей), стараются понимать друг друга и уважать. Воспитатели лишь в определенной степени заменяют детям родителей: несмотря на все перипетии между ними всегда существует положительная и во многом доверительная атмосфера, не похожая на отношения воспитанников с другими взрослыми, а иногда и с родственниками. Естественная потребность ребенка в материнской ласке и участии, мотивирует чувство привязанности к педагогу-воспитателю.

Важное место занимает и методическая служба учреждения. В детских домах работает педагогический совет, методическое объединение воспитателей. Работа педсовета позволяет осуществлять анализ, экспертизу воспитательно-образовательного процесса и определять направления деятельности детского дома, переориентировать воспитателей на иное понимание своей роли в воспитании детей. Но деятельность методического объединения воспитателей не всегда, к сожалению, соответствует современным требованиям по обеспечению воспитательно-развивающей функции педагогического процесса по содержанию, формам и методам. Поэтому одним из важнейших аспектов работы методического объединения должно стать изучение новых передовых технологий, способов организации воспитательного процесса, диагностики, реабилитации, коррекции личности воспитания детей-сирот дошкольного возраста в учреждениях закрытого типа. Поиск и обоснование новых анимационных социально-культурных технологий воспитания дошкольников остается по-прежнему актуальной проблемой.

Итак, воспитанниками детских домов Воронежского и Белгородского регионов являются дети «с улицы», дети, воспитанием и обучением которых никто не занимался. Использование анимационных технологий позволяет облегчить их адаптацию в новом окружении, помогает развитию, психологической диагностики состояния детей и составлению индивидуальных программ развития личности ребенка в условиях широкого использования современных анимационных технологий социально-культурной деятельности.

Просмотров работы: 2771