Слово "бульдозер" появилось в конце XIX века - оно относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. В 1929 году появился именно первый бульдозер - огромная и шумная машина. Они были сделаны на базе тракторов путём монтажа спереди металлической пластины.
Разновидности бульдозеров:
- с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
- с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
- универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).
Далее представлены патентные изобретения направленные на увеличение производительности бульдозеров.
Патент № 2270299. Бульдозер включает базовую машину, шарнирно связанную с толкающими брусьями, отвал и дополнительный рабочий орган, который выполнен из двух, жестко закрепленных на толкающих брусьях, поддерживающих брусьев, к которым прикреплен вал с дисковыми фрезами, вращающимися по направлению движения бульдозера, расположенными перпендикулярно плоскости резания, и гидромотор, жестко соединенный с валом. Фрезы, установленные перед отвалом, выполняют предварительное рыхление, чем сокращается сопротивление грунта резанию.
Изобретение поясняется рис.1 приведен бульдозер, вид сверху.
Рис. 1. Бульдозер, вид сверху.
– Базовая машина;
– Толкающие брусья;
– Отвал;
– Поддерживающие брусья;
– Вал;
– Дисковые фрезы;
– Гидромотор.
Патент №810902. Средний нож отвала 4 (Рис. 2) бульдозера прикреплен к основному жестко и установлен перед ним с меньшим углом резания. Данная конструкция позволяет снизить сопротивление копанию, так как в положении рабочего органа, показанном на рисунке 3 грунт вырезается только средним ножом отвала, при этом на нем реализуется все тяговое усилие базовой машины. Основной нож 3 и отвал 1 лишь транспортируют грунт. Величина заглубления ножа в зависимости от прочности грунта регулируется наклоном отвала.
Рисунок 2. Модернизированное бульдозерное оборудование
Рисунок 3. Рабочее положение отвала
Проведён анализ развития бульдозеров и сделаны выводы. Сфера применения бульдозеров постоянно расширяется благодаря расширению типоразмерного ряда, с одной стороны, в направлении создания минибульдозеров массой до 2 т и мощностью от 5 до 45 кВт, с другой,—сверхтяжелых машин массой до 100 т и мощностью 735 кВт и более.
Создание тяжелых машин связано с трудностями в производстве (применение уникального станочного оборудования, создание новых комплектующих изделий, в том числе гидравлического привода и трансмиссий) и в эксплуатации (невозможность проходя под существующими мостами и путепроводами и по ним, транспортирование обычными средствами, чрезмерная масса отдельных деталей и узлов для проведения техобслуживания и ремонта в палевых условиях и др.).
В дальнейшем развитие тяжелых машин вероятно будет направлено на создание в виде модулей одной и двухгусеничных тележек с электрическим приводом, которые с помощью общей рамы будут соединять в шасси с тремя-четырьмя гусеницами или гусеничными тележками и дизель-генераторной установкой. Такое решение позволит иметь свободную легкоизменяемую компоновку, приспособленную в полной мере для работы с навесным оборудованием. Кабину при этом машинист может передвигать вдоль машины или располагать на поворачивающейся в горизонтальной плоскости отдельной раме или рычаге и устанавливать в требуемое место. Применение электропривода в этом случае вызвано тем, что передавать большую мощность на значительные расстояния другим путем затруднительно.
Список использованной литературы.
Теория, конструкция и расчёт строительных и дорожных машин / Л. А. Гоберман [и др.] – М.: Машиностроение, 1979. 407 с., ил.
Цифровые источники:
http://www.findpatent.ru/
http://www.vvs-info.ru/
http://www.mining-media.ru/
http://www.rutruck.ru/