Помимо физического столкновения различных национальных групп, в учебных заведениях зачастую можно встретить негативное коммуникативное отношение к иностранцам, отсутствие уважения и принятие точки зрения, мнения, неосуществление помощи, поддержки «чужим», следствием чего становится тяжелая реабилитация, социализация студентов - иностранцев в ином коммуникативно-культурном учебном коллективе, что отрицательным образом сказывается на успеваемости обучающихся, на их успехах и достижениях.
Нередко иностранным студентам доводится чувствовать себя изгоями, одинокими людьми без поддержки, предметом насмешек и ухмылок. Поэтому, проблему толерантности в вузах необходимо решать в двух аспектах: во-первых, это воспитание культуры общения, уважения и принятия у студентов-россиян к иностранцам, а во-вторых, это создание тесного взаимодействия, общего коммуникативного поля, совместных групп для различных занятий с целью сплочения и формирования атмосферы сотворчества.
Ничто так не объединяет различные народы, как общие праздники. Поэтому, одним из этапов решения проблемы толерантности в вузах может стать проведение мероприятия «Новогодние традиции народов мира».
Празднование нового года – это всегда хорошее, доброе настроение, которое сплачивает людей, объединяет их в один большой общий коллектив, который ожидает чудо, стремится к счастью и готовится к наступлению нового года, исполняя всевозможные традиции.
Проведение мероприятия «Новогодние традиции народов мира» - есть практическое приобщение иностранцев к традициям россиян, ознакомления местных студентов с интересными традициями зарубежных студентов. Осуществление данного мероприятия способствовало не пассивному обмену информацией, а активному вовлечению в творческую, организационную, исполнительскую деятельность, где студенты помогали и поддерживали друг друга, находились в атмосфере сотворчества, приятного общения, взаимопомощи и дружбе.
Основная цель проекта заключается в создании атмосферы сотворчества, взаимопомощи, дружеских отношений и формирование общего коммуникативного поля студентов-иностранцев и студентов-россиян путем проведения мероприятия «Новогодние традиции народов мира».
Достижение поставленной цели позволило решить следующие задачи:
- способствование установлению эмоционально-положительного взаимодействия всех участников мероприятия;
- содействие закреплению навыков предметно-практической деятельности и коллективной работы в разнонациональных группах;
- предотвращение агрессивности и склонности к неприятию и враждебности;
- конструирование взаимопомощи, поддержки;
- создание прочных коммуникативных связей;
- содействие мирному сосуществованию;
- налаживание добрых, дружеских отношений в период всего процесса обучения студентов.
Поскольку урок толерантности «Новогодние традиции народов мира» направлен на создание и укрепление прочных дружеских связей, общения, мирного сосуществование, на формирование помощи и взаимоподдержки через вовлечение в общее поле ожидания и подготовки к новому году, то основными направлениями деятельности являлись:
- встреча иностранных студентов по русской гостеприимной традиции «Хлебом-солью»;
- обмен сообщениями о традициях встречи нового года в разных странах;
- демонстрация различных святочных гаданий;
- прослушивание колядок;
- выступление иностранных студентов с их новогодними песнями;
- вождение хоровода;
- мастер-классы по приготовлению национальной традиционной новогодней пищи.
Целевая аудитория проведенного урока толерантности: студенты Белгородского государственного института искусств и культуры и студенты-иностранцы из различных стран (Индонезии, Китая, Туркменистана, Азербайджана).
Сценарий урока толерантности
«Новогодние традиции народов мира»
Встреча иностранных студентов хлебом-солью
Рассадка гостей за круглый стол
Ведущая
Добрый день, дорогие друзья! Все знают, что на земле нас более 6 млрд. человек. На первый взгляд кажется, что мы очень разные. Одни пьют пепси, другие жгут масленицу, третьи едят лягушек, четвертые - занимаются каллиграфией. Мы все такие разные – русые и темноволосые, с круглыми лицами и раскосыми глазами, у кого-то круглый год лето, а кто-то любуется полярной ночью, кто-то создает микрочипы для компьютеров, а кто-то пишет руанский собор. Мы все такие разные, но это только кажется! Потому что мы, все 6 млрд. человек, от души радуемся под елкой, под лавром, под оливковым деревом в чудесную ночь 31 декабря.
Новый Год – волшебный праздник. И, какими бы мы разными не были, каждый из нас втайне верит, что дата смены года – это некий рубеж, за которым начинается новая жизнь. И очень надеется на то, что в новой жизни ему повезёт больше, чем раньше. Поэтому мы, явно или неявно, но придерживаемся новогодних традиций: накрываем в соответствии с ними стол, украшаем дом, подбираем определённую одежду, совершаем какие-то ритуалы. К каким-то из этих традиций мы давно привыкли, а какие-то появились в нашей жизни сравнительно недавно. Обычаи и традиции разных народов мира разнообразны, интересны и удивительны. Так давайте сегодня поговорим о новогодних традициях в разных уголках нашей планеты!
А начнем мы с того, что поговорим о главном символе праздника – новогодней елке. Почему на Новый год принято ставить именно елку? Зачем ее нужно украшать игрушками и блестящей мишурой? Почему вокруг елки принято водить хороводы, класть под нее подарки? Об этом нам расскажет
(сообщение)
Спасибо большое за интересную информацию. Теперь мы точно знаем, почему ель – является одной из главных традиций в праздновании нового года. А откуда пошло празднование нового года на Руси? Когда зародилась данная традиция? А какие формы празднования нового года сохранились и на сегодняшний день у россиян? Об этом хочет рассказать
(сообщение)
Спасибо. В России есть еще одна интересная традиция. С древности люди хотели увидеть свое будущее, угадать судьбу, узнать имя суженного или суженной. Главное время гаданий на Руси – это зимние святки. Для того, чтобы узнать, что ждет вас в будущем году, как будут звать вашего спутника или спутницу предлагаем вам ознакомиться с традицией святочных гаданий, которые нам поведает
(сообщение)
Демонстрация различных видов святочных гаданий
Спасибо большое за выступление. В каждой стране и у каждого народа есть свои уникальные особенности празднования нового года. Мы предлагаем ознакомиться с традициями празднования нового года в Китае. Об этом нам расскажет
(сообщение)
Спасибо большое за сообщение. Интересны и уникальны традиции празднования нового года в Китае. Но не менее увлекательно празднование нового года в Туркменистане. Об этом нам хочет рассказать
(сообщение)
Спасибо за выступление. Но помимо всего – новый год – это всегда сюрпризы и подарки. Интересно, а что принято и что не желательно дарить на новый год в разных странах мира? Об этом хочет рассказать
(сообщение)
Творческое выступление иностранных студентов (новогодние стихии песни)
Новый год - интернациональный праздник, хоть и празднуют его в разных странах по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат. На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года - это время новогодних поцелуев. В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли - чтобы загребать счастье.
А теперь мы вам предлагаем поводить хороводы под новогодние песни
И в какой бы стране не происходило празднование Нового года, независимо от национальности и географического положения, все верят в волшебную новогоднюю сказку и в то, что чудеса бывают! В основе любых новогодних традиций и обрядов - стремление людей к счастью - оно ведь настолько желанно! Дорогие друзья, с наступающим Вас! Счастья вам в новом году!
Мастер-классы по приготовлению традиционной новогодней пищи
Эффективность урока толерантности «Новогодние традиции народов мира» прежде всего можно оценить по тому фактору, что за все время обучения студентов иностранцев в Белгородском государственном институте искусств и культуры не произошло ни одного инцидента, связанного с национальной рознью. Не было зафиксировано драк, конфликтов, противостояний.
Конечными результатами проведенного мероприятия стало создание общества студентов «Дружба», основной деятельностью которого является обмен опытом, традициями, культурой и искусством, организация и проведения мероприятий совместно иностранных и российских студентов. Данное общество помимо официальной, имеет неформальную сторону, где студенты смотрят фильмы и обсуждают их, посещают экскурсии, организовывают чаепитие, занимаются модными креативными творческими направлениями, такими как фелтинг, ниткография, бумагопластика и пр.
Для реализации данного проекта потребуется:
материалы для занятий:
краски акварелевые, гуашевые – 20 пачек по 120 руб. = 2.400 руб.
ситец, атлас, органза, иголки, нитки (включая мулене) – 7.000 руб.
бумага для рисования (формат А3) – 40 пачек по 50 руб. = 2000 руб.
фломастеры, ручки, цветные карандаши – 2.000 руб.
деревянные заготовки – 2.500 руб.
орг. техника (компьютер, цветной принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера) – 50. 000 руб.
Итого на реализацию проекта понадобится: 67 тыс. 900 руб.
Библиографический список
Выгорбина, А. Е. Толерантность / А. Е. Выгорбина // Выгорбина А. Е. Культура политического диалога и сотрудничества (социально-этический аспект) / А. Е. Выгорбина. - М. : Вузов. кн., 1998. - C. 38 – 45.
Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб. пособие / Е. О. Галицких. - М. : Академ. проект, 2004. - 233 с.
Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. - М. : Академ. проект, 2004. - 173 с.
Прохоров, Е. П. Толерантность – ценностно-норматиное ядро информационного порядка / Е. П. Прохоров // Прохоров, Евгений Павлович.
Толерантность / Ин-т комплексных соц. исслед. РАН [и др.] ; [общ. ред. М. П. Мчедлова]. - М. : Республика, 2004. - 414 с.
Турбовский, Я. С. Толерантность – духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства. Соотношение этнических и педагогических традиций как основа толерантного бытия и развития современного общества / Я. С. Турбовский // Турбовский, Я. С. Традиции и современность : учеб. пособие / Я. С. Турбовский. - М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2006. - С. 21-40; С. 41-55.
.Хилл, Н. Урок пятнадцатый. Терпимость / Н. Хилл // Хилл, Н. Законы успеха. Волшебная лестница к процветанию : [пер. с англ.] / Н. Хилл. - М. : АСТ : Хранитель, 2006. - С. 160 – 162.
Приложение 1.
Встреча с хлебом-солью
Обмен сообщениями о традициях празднования Нового года
знакомство
Мастер-класс по приготовлению традиционных новогодних блюд