Нина Васильевна Пикулева – педагог, самый издаваемый детский поэт в Челябинской области и один из двадцати самых издаваемых детских авторов России (по рейтингу газеты «Книжное обозрение»). Она единственный в Челябинской области представитель «материнской поэзии», автор многих педагогических проектов. Опираясь в своем творчестве на народные традиции, поэтесса дает богатейший материал сегодняшним родителям, бабушкам для общения с самыми маленькими в семье.
Широк диапазон творчества Нины Васильевны: стихи, потешки, пестушки, колыбельные, считалки, игры, загадки, сказки. Ее стихи входят в хрестоматию по литературе родного края для начальных классов. Поэтесса выпустила целый ряд книжек-игрушек на картоне, книжек-раскрасок: «Загадки лета», «Кто в загадках прячется», «А что сказал дорожный знак?». Ею написано несколько книг для воспитателей, родителей, учителей начальных классов. Книга «Слово на ладошке» несколько раз переиздавалась. Последнее издание (2006) доработанное и дополненное допущено в качестве учебно-методического пособия для тех, кто работает с детьми младшего возраста, для родителей. В книге полно представлены игровые занятия по развитию речи детей, уроки вежливости, загадки, игры, «уроки поэзии в школе». Не случайно подзаголовком к книге являются слова: «Занятия, обогащающие внутренний мир ребенка». Эти слова можно отнести ко всему педагогическому и творческому опыту поэтессы.
Исполняя произведения Н. В Пикулевой для детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать особенности их возраста. Стихи Н. В. Пикулевой просты. Исполнение их не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в них есть все понимание значения этого приема для роста организма и для умственного и нравственного развития. Знания, закрепленные в поэтической форме, служат руководством к действию любой молодой матери или няни.
Беседа с детьми в произведениях Н. В Пикулевой включена в само произведение. Беседуя с детьми, автор помогает им осознать решение проблемы. Например, в первом занятии «Путешествие в Играй-городок», дети сначала беседуют с тигренком, который не может произносить нужный звук, выясняют, что это действительно неудобно, а затем только отправляются на поляну чудес учиться вместе с тигренком произносить нужный звук. В процессе беседы педагог учит детей разбираться во впечатлениях, которые они получили, слушая истории. О.С.Ушакова заметила, что особая роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмически строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Таких заданий в произведениях Н.В. Пикулевой очень много, например:
- дети подбирают эпитеты, какие бывают слова;
- найти слова в заданном месте;
- подбор рифмующих строк, слов и т.д.
В старшей группе можно выделить специальное время для рассказывания детям о жизни поэта Н. В. Пикулевой и ее книгах. Цель таких рассказов - вызвать у детей интерес к личности поэта, желание ближе познакомиться с ее творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором. Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:
- факты из жизни поэта, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды;
- изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о поэте, написанные специально для детей, воспоминания современников и др.;
- рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нем должны найти место сведения о детстве поэта, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении поэта к детям. Необходимо помнить, что останавливаться только на детских и юношеских годах поэта - значит не создавать в представлении ребенка законченной картины (ведь цель - познакомить детей с главным делом жизни поэта - его литературным трудом);
- рассказ должен быть оснащен богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям поэта и др.). Воспитатель должен уделять большое внимание качеству демонстрационных материалов, хорошо продумывать организационные моменты;
- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях поэта, о его жизни и творчестве, просмотра фильмов и т.д.;
- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству поэта. Личные впечатления создадут нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет рассказать о своем отношении к поэту, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.
Разговор о мастерстве поэта начинают с языка. В художественной литературе для детей мы хотим видеть образцовый русский литературный язык, но, конечно, не книжный, а живой. Стихи Н.В.Пикулевой дают образцы русского народного языка. Ценно, когда поэт использует интонации живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества, умело отбирают то, что можно и нужно детям.
Стихотворения Н.В. Пикулевой помогают почувствовать детям, что душевный контакт с родными людьми не прерывается ни на минуту, потому что для каждой минуты, для каждой ситуации предстоящего дня в книгах поэтессы находится подходящая песенка или стишок: будилка, пестушка-потягушечка, приглашение к обеду, ворчалка, журилка, папина песенка, колыбельная и т.д.
В текстах Н. Пикулевой очень мало описаний и повествования, зато во всем разнообразии представлены различные диалоговые формы: обращения, императивы, вопросно-ответные единства. Каждое из стихотворений ориентировано на реакцию ребенка, нередко эта реакция определяет последующее развитие диалога.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо вызывать и поддерживать радостные эмоции. Используя простенькие песенки, сопровождающих движения педагог увлечет детей физическими упражнениями и привьет любовь к движениям. Что делать и как делать - подскажет стихотворение.
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки.
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем, растем!
Размеренность, повторяемость производимых действий подчеркивается лексическими повторами, среди которых часто всего встречаются анафоры и повторения отдельных строк стихотворения.
Обращаем внимание детей, что в стихах Н.В. Пикулевой образы детей соотносятся с самыми привлекательными и светлыми образами мира природы:
Доченька просыпается – В поле – дубок,
Солнышко улыбается! В доме – сынок.
Здравствуй, девица, Ты расти, сынок,
Здравствуй, красная! Расти крепеньким,
Здравствуй, солнышко! Расти крепеньким
Здравствуй, ясное! И здоровеньким!
Отмечаем для детей символичность образов: не случайно дубок оказывается в поле, а не в лесу. Дуб, стоящий в лесу, может не выделяться среди других, рядом стоящих. Образ молодого деревца, возвышающегося над равнинной поверхностью, показывает: образ сына оказывается главным в жизни матери, только он попадает в поле ее зрения, на нем, на сыночке «сошелся клином белый свет». Далеко не случайно Н. В. Пикулева соотносит образ сына с образом молодого дуба. Такое сопоставление имеет давнюю фольклорную традицию.
Старшие дошкольники могут понять и почувствовать, что стихи Н.В. Пикулевой чужды вялости, аморфности, неопределенности. Стих автора всем своим строем и звучанием весело и непосредственно откликается на игры, забавы, увлекательные занятия, на все то, что захватывает внимание ребенка.
Диалогические стихи можно разыграть за ширмой. Играя за ширмой, используя заместителя-куклу, и говоря от имени определенного персонажа, ребенку легче раскрепоститься. Например, стихотворение Н. Пикулевой «Про двух гусят», дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя куклы-перчатки. Слова автора может читать любая кукла, выбранная детьми. Очень богатые возможности использования таких стихотворений. Их можно обыграть как этюды, используя шапки-маски, по развитию интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы дошкольника, звукоподражания. Они помогут научиться говорить чисто, правильно, пользоваться мимикой, жестами, пантомимикой. Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь. А театральные куклы помогают детям со сложными речевыми диагнозами соединить речь и движение, развивают пластичность, координацию движений. Утвердительно можно сказать, что литературный материал надо выбирать так, чтобы он мог помочь ребятам выразить свои чувства, переживания через стихи, потешки, песни, сказки. Главное создать для детей возможности для творческого самовыражения, их общения с художественным словом. Это и позволяют сделать произведения Н.В. Пикулевой.
Произведения Н.В. Пикулевой хороши тем, что в рекомендациях прописаны наиболее эффективные методы в работе с детьми:
- создание игровой ситуации;
- развивающийся диалог;
- решение речевых практических задач;
- поощрение творчества и инициативы.
Творчество Н.В. Пикулевой не ограничивается только стихами, она написала и веселые загадки для детей, которые широко можно использовать в развлечениях и вечерах загадок. Загадки, написанные стихами, легки для разучивания и исполнения. Н.В. Пикулева придумала и описала познавательные дидактические игры, которые можно использовать в повседневной жизни детского сада и на занятиях по ознакомлению с окружающим. Например, игра «Не сорока, не ворона».
Работая с произведениями Н.В.Пикулевой, мы разработали алгоритм действий по приобщению детей к ее творчеству:
1. Выбрать материал в соответствии с целями, заявленными в речевой деятельности реализуемой комплексной образовательной программы (с учетом возрастных особенностей детей).
2. Обогатить развивающую среду (произведения, разработанные игры на материале поэта, продукты детского творчества).
3. Согласовать тематику занятий, обозначенную в основной общеобразовательной программе, с содержанием произведений.
Таким образом, знакомство дошкольников с поэтом и ее творчеством должно осуществляться в системе. Такая форма приобщения, ознакомления дошкольников с поэтом - лишь один из многих возможных вариантов работы с детьми, которая определяется особенностями группы, индивидуальным складом личности педагога, условиями детского сада, его местонахождением и др.
Произведения южноуральской писательницы Н.В.Пикулевой рекомендуются педагогами и психологами для использования в работе с дошкольниками. Опираясь в своем творчестве на народные традиции, поэтесса дает богатейший материал не только педагогам, но и сегодняшним родителям, бабушкам для общения с самыми маленькими в семье.
Литература
Капитонова, Н. Пикулева Нина Васильевна / Н.Капитонова // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2002. - Челябинск, 2002. - С. 94 -96.
Пикулева, Н.В. // Современный литературно - биобиблиографический справочник. - Челябинск, 2005. - С. 87 - 92.