анализ образа и стиля жизни, структуры потребностей различных категорий и групп населения в занятиях физическими упражнениями и спортом;
исследование мотивов и стимулов к покупке физкультурно-спортивных услуг, особенностей предпочитаемых форм процесса их приобретения, способов получения информации об организации и спектре предлагаемых ею услуг;
выявление реальных и потенциальных клиентов физкультурно-спортивной организации;
сегментирование рынка, представленного фактическими и потенциальными клиентами физкультурно-спортивной организации;
анализ внутренней среды физкультурно-спортивной организации;
изучение конкурентной среды (предлагаемых ими физкультурно-спортивных услуг;
изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств за счет программно- целевого финансирования физкультурно-спортивной работы с населением из государственных, муниципальных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и негосударственных источников финансирования, получения беспроцентных и льготных кредитов, льготного налогообложения.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы города Набережные Челны РТ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» с декабря 2012 года по январь 2013 года. В нем приняли участие: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ документов, интервьюирование.
При изучении внешней и внутренней среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» были получены следующие результаты:
1. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» предоставляет дополнительные физкультурно-спортивные услуги для учеников школы 7-16 лет, по следующим направлениям:
Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, заключающаяся в развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Услуга предоставляется для учеников 1-2 классов, проводится два раза в неделю, по 40 минут.
Шахматы – настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства ,науки и спорта. Услуга предоставляется для учеников 1-4 классов, проводится два раза в неделю, по 40 минут.
Лечебная физическая культура. Услуга предоставляется для учеников 2-3 классов, проводится три раза в неделю, по 30 минут.
Настольный теннис (пинг-понг) — вид спорта, спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам Услуга предоставляется для учеников 7-8 классов, проводится три раза в неделю по 80 минут.
Баскетбол - спортивная командная игра с мячом. Услуга предоставляется для учеников 8-9 классов, проводится три раза в неделю по 80 минут.
2. Дополнительно в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» предоставляются детско-юношескими спортивными школами:
Легкая атлетика – беговые виды, технические виды. Услуга предоставляется для учеников 2-11 классов, проводится 6 дней в неделю, для каждой группы по три занятия в неделю.
Футбол командный вид спорт. Услуга предоставляется для учеников 1-9 классов, проводится три раза в неделю по 80 минут.
Тхэквондо́ — корейское боевое искусство. Услуга предоставляется для учеников 2-6 классов, проводится два раза в неделю, по 40 минут.
Греко-римская борьба - европейский вид единоборства. Услуга предоставляется для учеников 12-16 лет, проводится три раза в неделю по 80 минут.
Конкурентом МБОУ «СОШ №58» является: МАОУ «Гимназия № 57» ,которая так же предоставляют дополнительные физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги по следующим направлением:
Занятия по танцам: «В ритме танца» - для учеников 1-3 классов, проводится два раза в неделю, по 40 минут и «В ритме вальса» - для учеников 8-9 классов, проводится три раза в неделю по 40 минут.
Лечебная физическая. Услуга предоставляется для учеников 2-3 классов, проводится три раза в неделю, по 30 минут.
Тхэквондо́ — корейское боевое искусство (возраст: с 8 лет, два раза в неделю, по 40 минут).
По полученным результатам можно сделать вывод о том, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» предоставляет больше дополнительных физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для учеников, что позволяет привлечь больше потребителей в силу разнообразия направленности дополнительно услуг.
Список литературы:
Большой Энциклопедический словарь (БЭС; 1992; 2-е изд., 1998)
Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: Учебное пособие / О.Н. Степанова. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.: ил.
Дудов, В.А., Степанова, О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: содержание, стратегии, коммуникации: Монография.- М.: Изд-во РАГС при президенте РФ, 2003.