ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Подпорина К.И. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема межличностных отношений в студенческой среде актуальна и настоящее время. Социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит, а также со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.

Проблема межличностных отношений популярна не только в студенческой, но и в профессиональной среде. Современному обществу не хватает людей, умеющих создавать здоровую психологическую атмосферу, устанавливать контакты и формировать профессиональную направленность личности. Для решения выделенных профессиональных проблем необходимо рассмотреть отношения в студенческой среде, адаптацию студентов и способы решения конфликтных ситуаций как начальную стадию формирования будущего специалиста.

Очевидно, что выявление и разрешение межличностных конфликтов необходимо выполнять в период ранней адаптации студента на первом курсе, когда происходит формирование небольших групп, связанных общим интересом, подчинение студентов групповым нормам и правилам, выявление лидеров группы.

Необходимо подчеркнуть, что студенты первого курса первого семестра еще не адаптированы к той среде, в которой находятся, следовательно, каждый студент занимает защитную позицию в борьбе за лидирующее положение в группе, он часто бывает агрессивен по отношению к одногруппникам.

Сплочение группы происходит в период сессии, когда все участники учебной) процесса действуют сообща.

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций или разрешить уже возникшие конфликты, группой занимается социальный педагог, психолог-практик и преподаватель-куратор. Известно, что в общественных и учебных сферах юноши рассчитывают на помощь и поддержку опытного преподаватели, поэтому роль куратора очень важна непосредственно в ходе сплочении коллектива. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов и оказывать благоприятное воздействие на их становление.

Но работы и опыта педагогов недостаточно для решения конфликтных ситуаций. Студенты взаимодействуют между собой не только на занятиях, но и в студенческих общежитиях. Конфликты, непонимание, столкновение характеров и темпераментов в бытовой сфере часто переносятся и на отношения студентов в учебной деятельности. И тогда нужно обратить внимание на необходимость работы психолога со студентами.

Многие специалисты считают, что для предотвращения возникновения конфликтных ситуаций среди первокурсников необходимо оказать квалифицированную психологическую помощь в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации с первых дней пребывания студентов в вузе. Работа психолога заключается в проведении тренингов, бесед, дискуссий и конкурсов, в ходе которых психолог выявляет проблемы психологической нестабильности студента. Психолог помогает раскрыться студенту, научиться контролировать себя и принимать верные решения.

Одним из главных вопросов межличностных отношений является агрессивный национализм, следовательно, психологу стоит уделить большое внимание толерантности как способу умения сотрудничать и создания благоприятной психологической атмосферы. Тренинги способствуют созданию доверительных и уважительных отношению между студентами, а также между студентами и преподавателем.

Кроме ученической среды влияние на адаптацию и межличностные отношения оказывает среда, в которой проживает обучающийся, то есть общежитие. Главной задачей коллектива общежития является социально - воспитательная работа. Необходимо подчеркнуть, что в общежитии проживают студенты однородного возрастного состава, разница в возрасте не более 5 лет, что обуславливает возрастное сходство интересов и целей. Также стоит отметить, что разница в возрасте является положительным фактором. Общение со старшекурсниками позволяет первокурсникам быстрее адаптироваться, приобрести приятельские и дружеские отношения, повысить свою коммуникабельность и преодолеть страх начала самостоятельной жизни, приобрести опыт старшего поколения.

Социально-воспитательная работа воспитателей и коменданта общежития представлена как в игровой форме в виде конкурсов, творческих мероприятий и представлений, музыкальных и праздничных вечеров, так и в трудовой - приобщение к труду, аккуратности, ответственности, порядку. Воспитатели, имея большой педагогический опыт, легко могут найти подход к каждому студенту и приобрести доверительные отношения. Таким образом, студенческая среда- это среда формирования социально адаптированной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности. Без всякого сомнения, можно утверждать, что влияние преподавателя-куратора, воспитателей общежития и психолога оказывает плодотворное воздействие на процесс становления личности, самопознание, самореализацию, саморазвитие, идентификации принадлежности студента к выбранной им профессиональной направленности.

Список литературы

1. Давыдов, Т.В. Драгунова и др; Под ред. А.В. Петровского. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед институтов/ В.В. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1979. С.288

2. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений Киев, 1990

3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

4. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии М., 1996 №32

Просмотров работы: 4356