ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хайрутдинова А.Е. 1, Биктагирова Г.Ф. 1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности. Семья, по признанию многих современных ученых, является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывает, прежде всего, с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своей семье.

Младший школьник, чаще всего, не задумывается о ценности семьи. Но многие исследователи отмечают, что важно в этом возрасте представлять, что такое семья и ее ценность, т.к. акценты представлений о семье могут быть смещены, и формируется не правильное или не полное представление о семье, семейных ценностях. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.

Представление о себе, о семье, уважение или неуважение себя и своих близких, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают то, что происходит вокруг, положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.

Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Необходимо формировать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

При осуществлении задач формирования представлений о семье могут применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, музыкальные композиции, тематически занятия, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.

Нами был проведен эксперимент по формированию представлений о семье у детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе СОШ № 79 Советского района г. Казани. В исследовании принимали участие дети - ученики 2 «Б» класса (всего 25 человек). Для реализации задачи выявления уровня представлений, мы провели с детьми анкетирование на тему «Семья» и методику «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана. Нами были выделены 3 компонента в представлений младших школьников о семье – когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

Для реализации задач формирования представлений о своей семье и интереса к ней была разработана программа занятий.

Во время встреч детям давались знания о том, что такое имя, отчество, фамилия; о семье, жизни и быте русских людей – славян; о родословной, родословном древе семьи, семейных традициях и праздниках и т. д. (например, «Моя семья», «Что значат наши имена», «О происхождении фамилий», «Мой дом, моя семья», «Подари мне радость» и др.). В каждом занятие использовались разнообразные формы и методы: беседа и конкурс рисунков, стихов, разработка генеалогического дерева, сюжетно-ролевые игры, семейные встречи, игры-загадки, конкурсы, семейные праздники и т.д.

В результате опытно экспериментальной работы у нас наметились положительные сдвиги. Если на констатирующем эксперименте проанализировав полученные анкеты, мы выяснили, что понятие о «семье» у детей 9-10 лет сформировано, хотя несколько размыто. Это можно объяснить тем, что на данном возрастном этапе у детей младшего школьного возраста появляется новый уровень сознания. Ребенок начинает понимать не только свое предназначение в социуме, но и в семье. Выяснили, что 8 учащихся (32%) не смогли до конца правильно ответить на задаваемые вопросы. 14 человек (56%) выделили, что семья для них это дом, где есть мама и папа. На остальные вопросы отвечали с подсказки педагога. И 3 детей (12%) ответили, что семья-это самое дорогое, что может быть. Что это все родные и близкие. Где хорошо, тепло и уютно. Они рассказали о семейных традициях и проведении досуга, но, в основном говорили о совместных праздниках.

Если рассмотреть по компонентам, то в высказываниях присутствует когнитивный компонент, хотя, как мы уже отметили, ответы были размыты, эмоциональный компонент был связан с теми отношениями, какие сложились в каждой семье, а благоприятно о своей семье написали 7 человек (28%) человек, а вот ответы по деятельностному компоненту были довольно скудными. О совместных праздниках и досуге написали только 3 ученика (12%), что является низким показателем..

На контрольном этапе Можно отметить, что особенно интересные ответы были по когнитивному компоненту. Ребята более подробно описывали семью, отмечали ее функции (не называли их функциями), говоря, что «в нашей семье главное дружба и любовь», «мы в семье вместе все делаем и отдыхаем» и т.д. По эмоциональному компоненту было меньше всего изменений, т.к. данный компонент зависит от психологического климата в семье. Но были высказывания, что «мы стали больше проводить вместе с родителями свободное время», «изучая родословную, я больше узнал о маме и папе, бабушке», «у меня такой замечательный деда» и др. Изменились ответы по поведенческому компоненту: ребята много писали о совместном досуге, больше называли семейных традиций, они стали разнообразнее. Анализ детских рисунков тоже дал положительный результат по эмоциональному компоненту (который возрос с 28% до 32%) и отражали уже следующие признаки: общая деятельность всех членов семьи, преобладание людей на рисунке, изображение всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки, хорошее качество линий, адекватное распределение людей на листе. Для нас особенно важен был данный показатель, т.к. подтверждал эмоциональный компонент представлений о семье у младших школьников. В целом мы получили положительные изменения, следовательно наша гипотеза о целесообразности апробирования программы «Моя семья» с разнообразными формами и методами по формированию представлений о семье подтвердилась.

Просмотров работы: 5667