Обсуждение работы СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ»: ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

Обсуждение работы СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ»: ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Павленко В.А. 1
1Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (НИУ СГУ им. Чернышевского), ИФиЖ (Институт филологии и журналистики)
  • Малышева Наталья Васильевна 16.02.13 в 08:00 #
    Синестезия на фонетическом уровне базируется на таком лингвистическом феномене как звуковой символизм. Привлекался ли в исследовании материал по данному явлению, или вы описывали только свои наблюдения, ассоциации?
    • Павленко Вера Анатольевна 16.02.13 в 21:38 #
      Здравствуйте, Наталья Васильевна. Большое спасибо за Ваш вопрос. В моем исследовании материал по звуковому символизму использовался в качестве подготовительных сведений при анализе романа. Во время начального этапа работы мной было обнаружено,что границы использования В.Набоковым синестезии на фонетическом уровне выходят за рамки явления звукового символизма. Так, например, произошло с аллитерацией звука "и" в имени "Цинциннат". Большинство информантов связывают данный звук с нежностью, по цвету
  • [email protected] 17.02.13 в 02:00 #
    С удовольствием прочитал данную публикацию. Автор не только смог собрать богатый материал, но и изложить его в интересной и доступной форме. Большое спасибо за доставленное удовольствие.
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 13:03 #
      Вам спасибо за оценку публикации! С уважением, Павленко В.А.
  • Эюбова Светлана Зиятхановна 17.02.13 в 05:29 #
    Совершенно очевидно, что характер представленной на форум работы демонстрирует умение автора статьи делать самостоятельные, обоснованные выводы. Это выгодно отличает ее от массы других работ.
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 13:02 #
      Большое спасибо за Вашу оценку! Рада,что моя работа понравилась. С уважением, Павленко В.А.
  • Claire Mara 17.02.13 в 13:00 #
    Здравствуйте. Очень понравилась Ваша статья,потому что грамотно, понятно и интересно изложен непростой материал. Хотелось бы задать вам несколько вопросов. 1) Как давно Вас интересует эта тема и почему? 2) Скажите, Вы сравнивали роман "Приглашение на казнь" с другими романами Набокова по критерию синестезии? 3) Синестезия на уровне системы образов - Ваш собственный термин? И как она входит в синестезию искусств, о которой вы говорите? Спасибо, Мария.
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 20:25 #
      Здравствуйте. Спасибо за Ваш комментарий и вопросы. 1) Творчеством В.В.Набокова я занимаюсь 7 лет,еще со школы, а темой синестезии начал заниматься 2 года назад. Причины следующие: 1) мне всегда было интересно,как Набоков строит мир своих текстов, какую роль в этом мире, в его философии играет язык; 2) тема синестезии - часть моей дипломной работы "Языковая реальность в творчестве В.Набокова (на примере романа "Приглашение на казнь)" 2) Я сравнивала роман "Дар" как наиболее близкий по времени со
      • Claire Mara 19.02.13 в 15:58 #
        Большое спасибо за ваш ответ. Хотелось бы еще уточнить: насколько синестезия искусств сооносится с фонетической синестезией,которую вы рассматривали в вашей статье? Заранее спасибо Мария
        • Павленко Вера Анатольевна 26.02.13 в 21:12 #
          Спасибо за Ваш вопрос, Мария. Синестезия искусств и фонетическая синестезия находятся в отношениях "часть-целое":я рассматриваю фонетическую синестезию как часть синестезии искусств, потому что такой тип синестезии помогает объединять несколько образов от разных видов искусств в одном образе, например, имена собственные, которые могут быть не просто "говорящими" (прием из классицизма),а полиобразными: сообщать сведения не об одной черте характера персонажа,носящего данное имя, но о комплексе чер
      • Claire Mara 19.02.13 в 16:01 #
        И еще один вопрос: почему на ваш взгляд, аллитерация и ассонанс являются одними из основных средств которые выделяют присутствие синестезии? Спасибо,Мария
        • Павленко Вера Анатольевна 26.02.13 в 21:15 #
          Спасибо за вопрос,Мария. На мой взгляд,это объясняется частотностью использования аллитерации и ассонанса в текстах. Чаще всего эти приемы используются в поэзии, но и в прозе их присутствие весьма ощутимо. Чем частотнее прием, тем больше вероятность его использования с особой целью, например,для создания эффекта синестезии. И,конечно,распространенность аллитерации и ассонанса порождает легкость в обращении с этими приемами. С уважением, Павленко В.А.
  • [email protected] 17.02.13 в 14:00 #
    Добрый день. Весьма заинтересовала ваша работа. Вы занимаетесь спорной темой,потому что звуковая синсетезия считается субъективной, но вы очень доказательны. Возник вопрос по поводу функций синестетических ассоциаций: есть ли какие-нибудь особые функции в "Приглашении на казнь"? И каким образом графемы могут выражать синестезию? В таком случае синестезия будет "эмблематической",как вы пишете, или у нее есть свое название? Заранее спасибо за ответ.
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 20:41 #
      Здравствуйте. Большое спасибо за Ваш вопрос и комментарий к статье. Особые функции есть, некоторые из них я уже называла в статье: включение имен собственных в синестетическую картину мира «Приглашения на казнь» (имя главного героя – Цинциннат Ц.); 7) языковая игра: имена собственные и имена нарицательные могут меняться местами, указательные местоимения также участвуют в этой игре. Также можно добавить функцию дивергенции, или расхождения привычных,несинестетических ассоциаций с синестетическими
      • [email protected] 09.03.13 в 20:26 #
        Спасибо за ответ,Вера.И еще один вопрос: как преодолевать уровень субективного отношения к синестези в графемах и фонемах? Когда то я делала похожую работу по пастернаку, и мой научрук сказал мне чтобы я была осторожна этом плане.Как нужно преодолевать свои собственые ассоциации при исследовании синестезии на фонетчиеском и графическом уровне? Я говорю и об ученом, и просто читателе. Спасибо за ответ.
        • Павленко Вера Анатольевна 26.03.13 в 23:02 #
          Спасибо за Ваш вопрос, Светлана. Что касается субъективизм,то просто читатель (не исследователь) не сможет полностью его преодолеть за счет собственных представлений о языке, картины мира и т.д. В таком случае он просто должен доверять автору и идти за авторским языком. Если говорить об исследователях,то в данном случае помогает специальная литература: монографии, посвященные явлению синестезии, статьи исследователей и т.д.Опираясь на знания,полученные из источников, исследователь строит свою к
          • [email protected] 18.04.13 в 01:54 #
            Спасибо вам за развернутые ответы и конструктивный исследовательский диалог! Удачи вам в дальнейшей работе (с Набоковым и не только)))
  • Валерьева Ева 17.02.13 в 19:30 #
    Добрый день. Очень заинтересовала ваша статья. Хотелось бы задать вопрос по поводу синезтезии, как литературного приема, с моей точки зрения. Как вы считаете,синестезия пробуждает повышенный интерес у читателей, если она преобладает в большом количестве, или же вводит читателя в заблуждение при чтении некоторых фраз, где используется этот прием? Благодарю. Алена.
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 20:32 #
      Здравствуйте, Алена. Большое спасибо за Ваш вопрос. Могу сказать,что синестезия в плане пробуждения литературного интереса работает двояко: с одной стороны, она пробуждает интерес читателя за счет создания синестетических ассоциаций,не знакомых ему ранее (так случилось,например, с именем главного героя Цинцинната Ц.: синестетические ассоциаиции включает в себя ассоциации с чем-то кислым, чем-то звонким,а также со звуком гонга,хотя первичные,несинестетические ассоциации связывают имя героя с Дре
  • [email protected] 17.02.13 в 20:01 #
    Здравствуйте.Работа понравилась,хотя как выше уже писали тема спорная. Однако у вас получилось вывести разбор звуковой синестезии в романе в аргументированое русло. у меня возник вопрос,связанный с биографией Набокова: был ли он сам синестетом? Просто я не очень хорошо знаю творчество этого автора, и поэтому хотелось бы узнать как связь биографии могла повлиять на творчество? То есть могла ли синсетезия быть связана с тем,что сам автор является синестетом? И другой вопрос: следует ли автору-сине
    • Павленко Вера Анатольевна 17.02.13 в 20:50 #
      Здравствуйте,Светлана. Благодарю за Ваш комментарий и вопросы. Действительно,тема спорная, потому что восприятие звуковой оболочки слова происходит у людей по-разному. Однако фонетическая синестезия изучается и будет изучаться,потому что у нее есть определенные общие (инвариантные) закономерности. Что касается Вашего вопроса,то Вы абсолютно правы: В.Набоков был синестетиком,о чем он сам и упоминал в своей художественной автобиографии "Другие берега",рассказывая об одном случае в детстве,когда юн
  • Tony ForLife 25.02.13 в 22:11 #
    Здравствуйте Вера Анатольевна, сравнивали ли вы фонетическую синестезию в прозе и в поэзии (в стихах В. Набокова)?
    • Павленко Вера Анатольевна 26.02.13 в 21:04 #
      Здравствуйте. Спасибо за Ваш вопрос. На данный момент я занимаюсь исследованием явления синестезии в прозе В.Набокова,а что касается ее сравнения с поэзией - то я собираю материал для выдвижения критериев сравнения прозы и поэзии по признаку функционирования синестезии. Я выделила следующие критерии сравнения фонетической синестезии в прозе и поэзии В.Набокова: 1) участие в создании образоа персонажа (либо лирического героя):какие звукм чаще всего соотносятся с его образом; 2) участие фонетичес
  • Губанова Лена 26.02.13 в 10:03 #
    Хотелось бы отметить доступность, логичность и стройность Вашей работы, что выгодно отличает ее от большинства остальных.
  • Павленко Вера Анатольевна 26.02.13 в 20:57 #
    Елена,большое спасибо за Ваш отзыв! С уважением, Павленко В.А.

Обсуждение работ закрыто!