ИННОВАЦИОННЫЕ ПОИСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ АНИМАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОИСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ АНИМАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Толстых Е.Н. 1, Иванова Т.И. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" (НИУ "БелГУ") "
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи, основных направлений воспитания, образования и развития, определяемые использованием анимационно-воспитательной работы с детьми-сиротами дошкольного возраста таковы:

-развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;

-воспитание любви к родному краю;

-обогащение духовного мира детей средствами искусства.

Для реализации их в практике, мы подготовили ряд мероприятий с использованием анимационных социально-культурных технологий по воспитанию детей-сирот дошкольного возраста.

Первое: «Эскиз иллюстрации к любимой сказке, изображение любимого героя сказки».

Цель мероприятия – развивать образную память, умение зрительно компоновать, изображать сюжет; передавать в рисунке свои чувства, настроения.

При проведении мероприятия использовалось следующее оборудование: карандаш, резинка, иллюстрации к сказкам, игрушки в виде персонажей из сказок.

Структуру проведенного мероприятия была следующей.

Мы сообщили ребятам, что сегодня на уроке мы сделаем эскиз иллюстрации к сказке, поговорим о ваших любимых книжках и героях из любимых произведений.

Мы подчеркнули во вводном слове, что воспитатели уже прочитали много литературных книжек, а на пробных уроках вы познакомились со многими произведениями, выразив уверенность, что у каждого из вас есть какие-то любимые рассказы, сказки, любимые книги и любимые герои. Им было предложено назвать имена героев. А какие ваши любимые сказки? Вспомните самую интересную сказку. Найдите в этом произведении самого любимого и интересного для вас героя. Но этот персонаж должен быть не только любимым, но и таким, которого вы смогли бы изобразить. Затем в беседе мы выяснили:

А какой ваш самый любимый сюжет в этой сказке?

Сможете ли вы этот сюжет изобразить?

Ребятам было предложено подумайть немного, что и как они изобразят, как расположат лист альбома, где будет находиться персонаж сказки.

Когда дети все продумали, решили, мы им предложили приступать к работе, предупредив, чтобы были внимательны и аккуратны. Когда дети сделали первый рисунок, мы выяснили:

Какой рисунок вам нравится больше всего? Почему?

А что не понравилось?

Что бы вы еще хотели изобразить? В конце беседы, подводя итоги выполнения задания, мы резюмировали:

«Молодцы! Вы хорошо справились с заданием».

В группе, где проводилось занятие, дети с удовольствием рисовали, вели себя спокойно. Для того чтобы дети вспомнили персонажей сказки, на стол каждому были поставлены игрушки. Всего на занятии было 4 мальчика. Два мальчика нарисовали любимых героев из сказок «Колобок» и «Три медведя». Другие же два мальчика сделали рисунки не на заданную тему. Один из них изобразил машину и гараж для нее. Второй же ребенок нарисовал военный корабль с фашистскими знаками

Из четырех полученных рисунков только 2 были выполнены в светлом тоне. Авторы этих рисунков не применяли темные карандаши, персонажи сюжетов получились добрыми и веселыми. Из этого можно сделать вывод, что эти дети на момент проведения занятия были в хорошем настроении, их внутреннее душевное состояние было спокойным и что они получили удовольствие от поделанной работы. Из других 2 рисунков было видно, что дети настроены агрессивно. Темные цвета в работах говорят о том, что ребенка что-то волнует и тревожит. Также возможно, если ребенок через рисунок передал свои воспоминания о прошлой жизни, где его обижали и не понимали, не уделяли должного внимания. Стоить отметить, что все это дети из неблагополучных семей, которые были лишены родительских прав, т.е. социальные сироты, которых, к сожалению, в школах-интернах подавляющее большинство.

О результатах занятия было сообщено воспитателю, который потом дополнительно позанимался с этими детьми, обратившись за помощью к детскому психологу.

Таким образом, мы видим, что применение анимационных социально-культурных технологий по воспитанию детей-сирот дошкольного возраста позволяет сделать конкретные выводы и вовремя, с помощью психологической и другой помощи скорректировать состояние детей.

Следующее, подготовленное и проведенное нами занятие с использованием анимационных технологий в воспитательной деятельности, «Культура общения».

Цель занятия – привести в систему уже имеющиеся у детей знания и дополнить их. Это занятие носило четко выраженный обучающе-воспитательный характер. В начале занятия дети ответили нам на вопросы беседы:

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а-а)

Как гогочет гусь? (га-га)

Как звенит колокольчик? (тинь-телинь)

Как жужжит шмель? (ж-ж)

Как поют комарики? (пи-пи-пи)

Мы предложили два четверостишия для проговаривания и осмысления:

1.Огорченная сорока

Возвращается с урока

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

2.Вертлявый ветер вырвал

Ворота, как вертушки

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Затем детям была предложена игра, для проведения которой группу разделили на 2 команды.

Ребятам сказали: «Представьте, что вы сейчас идете в школу. А мы пришли раньше вас и уже сидим в классе и ждем звонка на урок. Вы сейчас заходите и делаете то же самое, что и всегда, когда только что вы пришли. Что вы должны в первую очередь сделать?». После ответа проводится беседа:

Почему я не разрешила сесть этим детям? (они забыли поздороваться).

Для чего люди приветствуют друг друга? (здравствуйте – здоровье)

Кого надо приветствовать?

Какие вы знаете приветствия?

В старину джентльмен, заходя в культурное заведение, где много людей сказал бы: «приветствую Вас». Всегда надо помнить, что придя куда-нибудь, надо в первую очередь поздороваться.

После этого наступила пора 2 этапа игры:

Приветствуя человека, кроме слов, уже знакомых вам, что еще спрашивают люди? (Как дела? Как поживаете?) или личные (Как вы себя чувствуете?).

После ответов на эти вопросы ребятам было предложено сформулировать правила приветствия:

1. Встретившись со сверстником, скажите ему: «Привет».

2. Знакомого взрослого: «Здравствуйте».

3. Члена семьи: обняться и поздороваться.

4. Проснувшись утром скажи: «С добрым утром».

Затем с малышами проводится беседа о силе «волшебных» слов приветствия, отмечается, что она зависит и от того, как мы их интонационно произносим, как выражаем отношение к встрече. Предлагаем им ответить на вопросы беседы: какое должно быть выражение лица? Тон? Громкость? Темп? Взгляд? Жесты? Движения?

Как зависит настроение человека от приветствия?

Как нужно отвечать на приветствие?

Помогая им правильно ответить, опять резюмируем: «Молодцы ребята, вы отлично знаете правила хорошего тона. Только никогда не забывайте их применять на практике».

Детям очень понравилось занятие, они активно принимали в нем участие. На большинство вопросов дети отвечали правильно и с удовольствием. В конце занятия мы вместе закрепили правила приветствия, потренировались в их произношении. Занятие прошло спокойно, уходили дети с него в хорошем настроение. Все задуманные цели пробного урока были выполнены.

Анимационные технологии помогают при проведении психологического обследования, тестирования детей младшего возраста. Одним из новых известных методов, является тест Луизы Дюсс «Сказка».

Тест «Сказка» позволяет выявить области действительности, объекты, которые являются для дошкольников основными источниками тревоги. Методика состоит из 10 сказок, которые заканчиваются вопросительной фразой. Ребёнок предлагает свой вариант ответа. После каждой сказки есть два варианта ответа: норма и патология, даётся выборка наиболее часто встречающихся суждений. Каждая сказка имеет свою цель. В зависимости от ответов определяется норма или патология и выявляется соответствующая проблема в развитии личности, объект тревоги и страхов, которые необходимо снять у детей.

В результате исследования, проводимого на базе Россошанской школы-интерната, выявлены проблемы детей-сирот в эмоциональной сфере. В основной и контрольной группах детей ими являются ревность и обделенность вниманием взрослых, неоправданная тревожность и страхи.

Так, выяснилось, что воспитанники интерната боятся скелетов, чудовищ, приведений, маньяков, мертвецов, вампиров; сказочных персонажей, животных, смерти и физического ущерба. Редко, кто из них боится темноты, ветра, грома, ночи, своей тени.

Покажем технологию тестовой игры на примере.

В контрольной группе страхи больше связанны с темнотой, физическим ущербом, разного рода стихийными бедствиями, смертью.

Автор рисуночного теста «Дом. Дерево. Человек» – Дж. Бук. Тест в каждом рисунке отображает своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, её потребностях, уровне психосексуального развития и так далее.

Данная методика адресована взрослым и детям, имеет большое количество модификаций. В данном исследовании была использована модификация И. П. Немчинова, где качественные показатели группируются в 8 симптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами от 0 до 3.

Суть методики состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать дом, дерево, человека простым карандашом на листе бумаги. Наша экспериментальная группа – дети-сироты с сложной патологией. Контрольная – дети, воспитывающиеся в нормальной семье.

Таблица 1. Анализ обследования детей - сирот по сравнению с нормально развивающимися детьми

п/п

Исследуемые показатели

Результаты выполнения

   

группа детей с нормальным развитием (20 чел.)

группа детей - сирот (20 чел.)

1

Незащищённость

40%

70%

2

Тревожность

60%

45%

3

Недоверие к себе

 

85%

4

Чувство неполноценности

5%

85%

5

Враждебность

20%

60%

6

Конфликтность

15%

70%

7

Трудности в общении

35%

80%

8

Депрессивность

25%

50%

Среди основных форм анимационно-воспитательной работы нами проводились – посещение школьной выставки декоративно-прикладного искусства, экскурсия в картинную галерею, знакомство с творчеством художников, экскурсии – в кабинет «Народного творчества», просмотр выставки под названием «Чудеса руками детей» (вышивка, резьба по дереву и др.). Все эти виды проведения оказали благотворное влияние на детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в школе-интернате.

Итак, поиск форм эффективных анимационных социально-культурных технологий по воспитанию детей-сирот дошкольного возраста имеет большое значение. Апробация предложенных нами мероприятий показала, что анимационные социально-культурные технологии весьма эффективны, требуют инициативы воспитателей и эффективно решают задачи социализации детей-сирот дошкольного возраста, развивая их творческие способности и воображение.

Литература

  1. Белинская О.Н. Субкультура воспитанников детского дома как особая среда их социализации / О.Н. Белинская // Вопросы гуманитарных наук.- 2004.- № 6(15).- с.- 183-286.

  2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность : учеб. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. – М. : МГУКИ, 2004. – 539 с.

  3. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд., дораб. – М. : Академический Проект, 2001. – 160 с.

  4. Морозова, Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам / Е.И. Морозова. - М. : ЭНАС, 2002. - 56 с.

  5. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов : Першина, 2004. – 512с.

  6. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста /А.Ш. Шахманова. - М. : Академия, 2005. - 192 с.

  7. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л.М. Шипицина. - СПб. : Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000. - 108 с.

  8. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. : Наука, 1999. - 296 с.

  9. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – 126 с.

Просмотров работы: 1883