РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. БЕЛГОРОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. БЕЛГОРОДА

Варич Е.И. 1, Иванова Т.И. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" (НИУ "БелГУ") "
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сформировались разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.

Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм[2;36].

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования.Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе [1].

Под вариативными формами дошкольного образования подразумеваются современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество указанных услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования, обеспечение поддержки семейного воспитания, возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и другие.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как типсистемы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

Учитывая проект Указа Президента РФ «О гарантиях права граждан на получение дошкольного образования» и проект постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», «О создании Совета по дошкольному образованию в 2002 г., начат всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.

Здесь представлены модели кратковременного пребываниядетей (организация группы выходного дня; адаптационные группы; группы, ориентированные на подготовку к школе). Описание новых форм системы дошкольного образования дается в работе О.М.Мухаметшиной [5;40]. В городе Белгороде работают детские сады для детей с различными нарушениями здоровья, социальной поддержки для детей из малообеспеченных семей, для музыкально одаренных детей, раннего интеллектуального развития, юных хоккеистов.

Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Система дошкольного образования города представлена 81 дошкольным образовательным учреждениям.

Вместе с тем в системе дошкольного образования региона существует ряд проблем:

- остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования;

- в городе наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;

- недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;

- качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;

- финансовая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.

Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции, основанную на принципиальных положениях, обусловливающих динамику развития системы дошкольного образования в

г. Белгороде.

Сегодня муниципальная система дошкольного образования города Белгорода – сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является деятельность в инновационном режиме. Это обусловлено двумя факторами.

Во-первых, кардинально изменились подходы к выбору содержания дошкольного образования. Завершен переход от единообразной «Программы обучения и воспитания детей в детском саду» к «Образовательной программе учреждения», которая ориентирована на статус детского сада, образовательные потребности семьи и возможности педагогического коллектива[4;111].

Во-вторых, муниципальная политика в сфере образования и процедура аттестации образовательных учреждений стимулируют рост качества образовательных услуг.

В рамках мероприятий по развитию системы дошкольного образования до 2013 года, долгосрочной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением правительства Белгородской области 02 октября 2010 года №325-пп, управлением образования принимались меры по обеспечению доступности дошкольного образования, повышению его качества за счет вариативных образовательных программ дошкольного образования и расширения форм предоставления образования. В рамках решения задачи по расширению дошкольной образовательной сети в 2011 году введены в эксплуатацию МДОУ №№14, 18 (общее количество мест 440). Проведена реконструкция двух групповых помещений (МДОУ №№ 76, 86) (52 места). Открылись в 2011 году 10 частных детских садов и организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (264 места). Удельный вес численности негосударственных образовательных организаций, оказывающих дошкольные образовательные услуги, в общей численности образовательных учреждений для детей дошкольного возраста на 20 декабря 2012 года составил 14%.

Таким образом, на 1 декабря 2011 года сеть дошкольных образовательных учреждений города Белгорода представлена следующими видами дошкольных образовательных учреждений:

  1. 66 муниципальных дошкольных образовательных учреждений,

  2. 3 негосударственных (2 - ДОУ («Покровский» и «Рождественский»);

  3. 11 частных детских садов и организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Отмечается положительная динамика развития ДОУ в г. Белгороде.

Из 66 муниципальных ДОУ:

- 9 Центров развития ребенка,

- 17 детских садов общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями в развитии воспитанников,

- 1 детский сад компенсирующего вида,

- 37 детских садов комбинированного вида,

- 2 детских сада - учреждения третьей категории.

Дошкольные группы также работают на базе гимназии №3, прогимназии №51, в частной школе «Искорка». Повышению доступности дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях способствует выплата субсидий родителям (законным представителям) на предоставление услуги по организации образовательной деятельности и содержания детей и услуги по присмотру и уходу детей с 01.09.2011 года.

В настоящее время охват детей от 2 до 7 лет всеми видами дошкольного образования составляет 80% (от 1 до 7 лет - 61%). В 2011 году МДОУ комплектовались детьми в возрасте от 2 до 7 лет. В связи с тем, что дети предшкольного возраста (от 5 до 7 лет) принимаются в детские сады города на доукомплектование групп старшего дошкольного возраста, возросло количество детей предшкольного возраста, пользующиеся услугами дошкольного образования с 97,2% (2010 год) до 100 % (май 2011г.)

. Контингент воспитанников ДОУ составляет:

Тип ДОУ

МДОУ

МДОУ

МДОУ и ЧДОУ

МДОУ, ЧДОУ,

организации,

ГКП

Год

2008

2009

2010

2011

Количественный состав детей

13344

13765

14392

15436

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в процессе развития системы дошкольного образования остался ряд проблем:

- не достигнут показатель, определенный в Стратегии развития города, по обеспечению детей дошкольным образованием в возрасте от 2-х до 7 лет (81%, фактическое значение – 78,2 %);

- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 2-х до 5 лет остается самой острой проблемой. Количество запрашиваемых мест в 2011 году составило – 6363. Количество детей, не обеспеченных местом в 2011 году по итогам комплектования, - 2619 (в 2010 году – 1419). Зарегистрированная в городской базе данных очередь на комплектование в 2012 году составляет по состоянию на 10.12.2011г. – 7381 ребенок. Количество освобождаемых мест при выпуске детей в школу – 2531, с учетом переукомплектования 4100. Очередь продолжает расти. Прогнозируемый дефицит по итогам комплектования на 01.09.2012 года составит не менее 4 тысяч детей.

Для решения данных проблем управление образования Белгородской области предлагает принять следующие меры:

- ввести электронную услугу регистрации детей в городской базе данных для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста на получение места в дошкольных образовательных учреждениях города;

- повысить удельный вес численности негосударственных (частных) образовательных организаций, оказывающих услуги по дошкольному образованию и услуги по присмотру и уходу, в общей численности образовательных учреждений для детей дошкольного возраста; создание условий для функционирования и открытия дошкольных групп старшего возраста на базе общеобразовательных школ №№ 17, 29, 31, 43.

Необходимо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации в системе образования региона, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий, которые требуют немедленного разрешения и особого внимания со стороны государственных институтов

Проведённый анализ, даёт возможность говорить о том, что в городе Белгороде функционирует вариативная сеть дошкольных образовательных учреждений, однако не в полной степени удовлетворяющая потребности и запросы родителей. Именно для решения данной проблемы нами были разработаны рекомендации для успешного развития вариативности системы дошкольного образования в регионе:

  1. Повышение численности негосударственных (частных) образовательных организаций, оказывающих услуги по дошкольному образованию и услуги по присмотру и уходу для детей дошкольного возраста.

  2. Расширение сети дошкольных образовательных учреждений посредством строительства детских садов, реконструкции зданий.

  3. В рамках социокультурной модернизации дошкольного образования должна быть проведена работа по расширению различных видов муниципальных дошкольных образовательных учреждений для наиболее полного удовлетворения запросов населения в услугах дошкольного образования.

  4. Для более полного удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы для внедрения новых форм дошкольного образования. Семейные детские сады, надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ. Последние могут обеспечивать указанные формы структурных подразделений квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности, её контроль с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг;

  5. Особым направлением развития дошкольного образования должно стать создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до трех лет.

  6. Существует необходимость более активного развития групп кратковременного пребывания (2-2,5 часа два-три раза в неделю). Должен быть востребован опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают с детьми раннего возраста и их родителями. Следует активно развивать сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно этому необходимо развивать и нормативно регулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста на базе ЦИПРР и семейных клубов.

  7. Необходимо отрабатывать проекты по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения задачи.

  8. В перспективе следует предусмотреть обеспечение нормативного сопровождения создания на территории муниципалитетов моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

В последние годы образование стало одной из самых интенсивно реформируемых общественных сфер. Инновации в области образования представляют собой неотъемлемую часть национальной программы его развития. Современная ситуация государственного заказа на внедрение вариативных форм дошкольного образования на федеральном уровне требует соответствующих изменений и в муниципальных образованиях, инициируя реализацию собственной вариативной стратегии развития, представляющей собой комплекс новых форм дошкольного образования. Они в значительной степени определяют основной путь развития образовательной системы региона.

Список литературы

  1. http://www.beluo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie

  2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991, - с.36.

  3. Минина Е.А. Организация работы «круглого стола» по вопросам преемственности // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. № 2. – с. 87–88.

  4. Низиенко Е.Л. Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации / Е.Л. Низиенко // Вестник образования. – 2008. – № 3. – с. 111.

  5. Мухаметшина О.М. Некоторые аспекты нормативно-правового и организационно-методического обеспечения работы Магнитогорского Управления образованием по развитию новых форм дошкольного образования// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. с. 40.

11

Просмотров работы: 18699