ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ УЗЕЛКИ») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ УЗЕЛКИ»)

Митяева Н.А. 1, Латипова Л.Н. 1
1филиал Казанского (Приволжского) федерального университета г. Елабуга
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наша статья направлена на привлечение внимания к внеурочной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Выйдя из школы, у ребенка открывается новый мир–творчество, проявление и раскрытие каждым из них своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельностьэто отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми [4, с.3].

Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, патриотического, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе (этическая беседа, дискуссия, экскурсия), используемые для нескольких классов (вечера, утренники, встречи, лекции и доклады, диспуты и т.д.), в масштабе всей школы (общешкольные праздники, фестивали, смотры и т.д.).

Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы.

В условиях перехода на Федерльный государственный образовательный стандарт общего образования (2008 г.) примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии со следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное и военно-патриотическое.

С учетом взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования мы разработали программу кружка «Волшебные узелки».

Программа кружка «Волшебные узелки»

Пояснительная записка

По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 3-5 классов, которой могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии. Система занятий по срокам реализации рассчитана на 1 учебный год, общим объемом 72 часа. При углубленном изучении её можно распределить на несколько лет. Занятия проходят в группе из 10-15 человек.

Цель программы:овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

Задачи обучающие: обучить практическим навыкам работы в различных технологиях рукоделия (вязание крючком, вязание по продернутой сетке, вязание спицами); сформировать интерес обучающихся к декоративно-прикладному творчеству; развить художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные: способствовать воспитанию творческой активности; сформировать чувство самоконтроля.

Задачи развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления;содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные: создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;развить активную деятельность.

Задачи социальнопедагогические: сформировать общественную активность и реализацию в социуме.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса: должны знать (начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;начальные сведения о свойствах пряжи, крючках, спицах;сведения о применяемых материалах в изделиях;технология изготовления игрушек в технике вязания крючком;технология вязания по сетке;технологию вязания изделий спицами;) и уметь (приобрести навыки работы вязания с бусами;пользоваться схематичным описания рисунка;использование в вязании нескольких цветов пряжи с бусами; изготавливать разные игрушки;в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими занятиями, на которых проводятся беседы, демонстрируется иллюстрации, образцы, предлагаются схемы изготовления. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.

Программа предусматривается последовательное усложнения заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков вязания спицами, но и творческого начала..

Формы контроля

В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном занятии. Если учащийся полностью справляется с заданием урока, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается заканчивать дома.

Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, выставляет оценки или дает устную характеристику каждой работе.

«5» - задание выполнено в полном объеме с учетом поставленных задач, отличная техника исполнения, аккуратность, гармоничность цветовые гаммы, ровность полотна.

«4» - задание выполнено в полном объеме с учетом поставленных задач, небольшие погрешности в технике исполнения, неаккуратность, отсутствие гармонии в цветовой гамме и нарушение ровности и плотности вязки.

«3» - ставится в случае неряшливого выполнения задания, либо при работе, законченной позже отведенного на нее времени.

Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. Проводится защита работ учащимися.

Оцениваются работы по истечении запланированного на задании времени с учетом промежуточных оценок, эстетичности выполненного изделия, защиты.

В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов отделения, родителей, гостей[1].

Таблица 1 - Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебные узелки»

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

I

Вводное занятие

2

2

-

II

Вязание крючком

Творческий проект

16

4

12

III

Вязание по сетке

  • изготовление панно «Фиалки»

Творческий проект

18

4

14

IV

Вязание на спицах:

  • узоры;

  • сумочка;

  • шарф;

Творческий проект

23

7

6

6

4

8

2

1

1

4

15

5

5

5

-

V

Защита творческих проектов

3

3

-

VI

Экскурсии

8

8

-

VII

Выставка работ

2

-

2

VIII

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого:

72

31

41

Содержание программы кружка «Волшебные узелки»:

Вводное занятие (2 ч.). Ознакомление учащихся с правилами внутреннего распорядка кружка «Волшебные узелки». Демонстрация продуктов труда. Распределение работы и объектов труда на учебный год.

Вязание крючком (16 ч.). Теоретические сведения: ознакомление с историей вязания, ознакомление с техникой безопасности с крючком; сведения об отделочных материалах, подбор пряжи, крючка, схем.

Практическая работа: подготовка крючка к работе; подбор схемы; подбор материала; освоение техники вязания крючком.

Объект труда: прихватка, игрушка, шапочка.

Вязание по сетке (18 ч.). Теоретическая сведения: ознакомление с техникой вязание по сетке; подбор инструментов (крючка, иглы, проволки, пластмассовой сетки); научиться вырезать лепестков и листков по сетке, изготовление шаблонов; обмотка проволки нитками.

Практическая работа: обвязывание сетки в виде лепестков, листков, изготовление каркаса.

Объект труда: панно «Фиалки»

Вязание спицами(21 ч.). Теоретическая часть: ознакомление с предметом (спицы); ознакомление с техникой безопасности со спицами; подбор пряжи, подбор спиц; подбор рисунка; научиться вывязывать различные узоры.

Практическая работа: вязание различных узоров на спицах, умение подбирать узоры для каких либо вещей.

Объект труда: узоры, сумочка, шарф.

Защита творческих проектов(3 ч.). Теоретическая часть: воспитанники представляют свои работы преподавателю и защищают их в виде проекта.

Экскурсии(8ч.). Поход в музеи народных промыслов.

Выставка работ(2 ч.). Теоретическая часть: подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ воспитанников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Итоговое занятие(2 ч.): подведение творческих итогов работы по программе.

Надеемся, что разработанная нами программа внеурочной деятельности учащихся (3-5 классов) найдет своё применение и будет положена в основу совершенствования технологического образования школьников.

Список литературы:

  1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподования декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.

  2. Борисова, Е. Волшебный клубок: 700 схем и образцов//Е.Борисова, Пер. с нем. И. Логвиновой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 288с.

  3. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие// В.П. Голованова – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 500 с.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М.: Просвещение - 2010. – 111 с.

Просмотров работы: 7615