ГУМАНИЗМ НА ГРАНИ ЭКСТРЕМИЗМА – ИНВАЛИДЫ И ОБЩЕСТВО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГУМАНИЗМ НА ГРАНИ ЭКСТРЕМИЗМА – ИНВАЛИДЫ И ОБЩЕСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Явление инвалидности знакомо каждому обществу. По данным ООН, в среднем, 10% жителей нашей планеты, что составляет более 500 млн. человек, имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности [7].

Разве может современный цивилизованный мир допускать, чтобы такое количество людей подвергалось дискриминации?

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальная защита инвалидов.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Социальные права на участие в жизни общества и защита интересов в отношении граждан с ограниченными возможностями закреплены федеральным законодательством, рядом подзаконных актов, международными соглашениями, направленными на предоставление равных с другими гражданами возможностей по реализации конституционных прав и свобод [1].

Например, ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.) - одна из самых фундаментальных статей Конвенции, закрепляющая охраняемое законом право каждого лица на жизнь. Декларацией прав и свобод человека и гражданина, ст. 28, гарантируется государственное обеспечение прав инвалидов (от 22 ноября 1991 г.). Конституциями практически всех государств мира, в том числе и ст. 20 Конституции Российской Федерации (1993 г.) гарантируется перечень прав, предоставляемых всем без исключения гражданам, проживающих на территории того или иного государства.

В 1982 году ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, признавшая «право каждого человека на равенство возможностей». Это означало, что люди, страдающие от какого-то вида недуга, могут осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав на равных условиях с другими людьми [7].

По-прежнему, одним из основополагающих прав человека во всем мире является право на жизнь - личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека.

За прошедшие годы мировым сообществом был выработан ряд основных принципов, на которых должна формироваться политика по реализации прав в отношении инвалидов всех государств, которые причисляют себя к цивилизованным, уважающим и соблюдающим права человека [11].

Как отмечает Региональная организация инвалидов «Перспектива», лишь в 45 странах мира существуют законы против дискриминации инвалидов, а также другие законы, касающиеся данной категории граждан. Россия – в их числе, однако и у нас права инвалидов зачастую не соблюдаются.

Государственная поддержка общественных организаций инвалидов, являющаяся в развитых странах (таких как США, Япония, Англия и др.) неотъемлемой частью социальной политики государства, у нас в стране еле теплится. Зачастую перечни поручений к представителям инвалидной общественности с высшей властью не доводятся чиновниками до конечного результата [3].

Формально люди с ограниченными возможностями обладают теми же конституционными правами, что и их здоровые соотечественники. Но фактически - такие граждане живут в «социальном гетто», окруженные стенами непонимания и отчуждения. Обыватели относятся к инвалидам с дежурной жалостью и суеверным страхом. Чиновники считают их назойливыми просителями, которые добиваются «незаслуженных» льгот и докучают обладателям служебных кабинетов.

Для инвалидов, которые остаются по-прежнему одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны, важным этапом социальной реабилитации в общественной, профессиональной и политической деятельности является их активное вовлечение в общественную жизнь.

Таким образом, целью данного исследования является выявление проблем, препятствующих свободной реализации права на свободу и личную неприкосновенность граждан Российской Федерации с ограниченными физическими способностями.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторический аспект возникновения антигуманного отношения общественности к инвалидам;

  2. Проанализировать право граждан с ограниченными физическими возможностями на свободу личности и неприкосновенности на территории Российской Федерации;

  3. Выявить особенности реализации права граждан с ограниченными физическими возможностями на свободу личности и неприкосновенности за рубежом;

  4. На основе полученных данных сформулировать выводы, а также предложения, направленные на улучшение реализации права на свободу и неприкосновенности граждан с ограниченными физическими способностями.

1. Исторический аспект возникновения и развития антигуманного отношения к инвалидам

Человечеству всегда была характерна забота о своем существовании. Например, существовала четкая грань между полноценными и неполноценными людьми. Люди, с ограниченными физическими возможностями всегда подвергались презрению, считались «лишними» в обществе.

Таким образом, еще в глубокой древности были выработаны основы селекции. Руководящим фактором выступал обычай искусственного отбора, то есть сообщества, где приживалась традиция отсеивать «низкокачественных особей», получали заметные преимущества перед остальными. И в итоге такой порядок установился в человечестве повсеместно, так как сообщества, которые его не переняли, оказались неконкурентоспособными и сгинули.

Искусственный отбор управлял наследственностью, так как передавали свой генотип потомкам лишь выжившие в его условиях индивидуумы.

Так, в Авесте приводится диалог Бога Добра с иранским Ноем: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) … и принеси туда… семя всех родов самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие … Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками…».

В древней Элладе практиковалось определение полноценности плода на ранних этапах его развития. Наряду с этим свое распространение получил инфацид, т.е. убийство нежелательных детей. Чаще всего их не убивали, а просто выбрасывали. Такой ребенок мог быть подобран кем-либо. Естественно, недоноски и младенцы с явными патологиями никем не подбирались и были обречены [25].

Древнегреческий философ Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить.

Философ Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) утверждал: «Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» [26].

Ярким примером подхода специального, осознанного селекционирования людей служит Спарта. Новорожденных в Спарте подвергали осмотру, после которого слабые и уродливые отправлялись в полет со скалы. «В их глазах,» - писал Плутарх, - «жизнь новорожденного была также бесполезна ему самому, как и государству, если он был слаб, хил телом при самом рождении».

Позднее, практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры людей плучила свое распространение и у народов крайнего Севера. [16]

В конце 1863 года английским психологом Фрэнсисом Гальтоном были сформулированы основные принципы евгеники. С точки зрения представителей одного из направлений данной науки - «негативной евгеники», необходимо препятствовать появлению детей у людей с умственными и физическими недостатками. Но совершенно иная ситуация сложилась в настоящем времени, так как развитие медицины и засилье гуманизма привело к тому, что в живых остаются те, кто не приспособлен к самостоятельному существованию.

Российский врач В.М. Флоринский пришел к той же идее - человечество должно улучшать свою «породу», постепенно становиться более разумным, красивым, талантливым. В 1866 году Флоринский опубликовал труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода», в котором обосновал свое мнение [15].

В 1871 году английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин отмечал, что «слабые члены цивилизованного общества порождают себе подобных. Это крайне вредно для человеческого рода. Ни один другой вид не позволяет размножаться самым слабым своим членам… У дикарей слабые телом и духом быстро погибают, а те, кто выживает, обычно находятся в прекрасном состоянии здоровья. Мы же, люди цивилизованные, с другой стороны, делаем все возможное, чтобы сдержать процесс уничтожения; мы строим приюты для имбецилов, калек и больных, мы ввели законы для бедных, наши медики изо всех сил стараются спасти жизнь каждого до последней секунды. Всякий, имеющий хоть какое-то отношение к разведению домашних животных, подтвердит, что это губительно для человеческой расы» [18].

Фридрих Ницше в своей книге «Сумерки идолов» отмечал, что «больной - паразит общества. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер, после того как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении, - не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни... Гордо умереть, если уже более нет возможности гордо жить» [13].

Английский философ, ученый - Герберт Спенсер в применении к социуму разработал идеи, так называемого «социального дарвинизма», смысл которого заключался в видении общества как цельного организма, в котором нищие и убогие не приносили какой-либо пользы, не выполняли «необходимых функций». Спенсер, также, выступал за отмену всех благотворительных служб и программ. Ему принадлежит идея о «выживании сильнейших» и об Универсальном Законе природы - существо, недостаточно энергичное для продолжения своего существования, должно умереть [4].

Таким образом, граждане с неполноценным развитием – явление отнюдь не новое. С «нежелательными» велась борьба, начиная со времен существования Древнегреческого государства. Позже традиция механизма селекции людей распространилась на всех континентах, о чем свидетельствуют исторические и этнографические данные.

Свое социальное значение практически подтвердил обряд инициации («обряд половой зрелости»), который заключался в избавлении общества от слабых и малодушных. Те сообщества, в которых не выработался такой комплекс мер по улучшению породы, оказались неспособны конкурировать и были уничтожены.

Как бы не было парадоксально, но власть никогда по крупному счету не была заинтересована в здоровом, во всех отношениях, обществе. Так как в таком обществе требования к власти были значительно шире и разнообразней, чем в стране убогих и калек. С другой стороны, ущербным людом управлять легче, поэтому вполне вероятно сознательное сохранение неполноценных человеческих особей на ранних этапах становления моральных догм.

2. Проблемы реализации прав инвалидов в России

Вывод совершенной породы людей – полноценных членов общества – характерен как классический пример стремления молодого Советского государства.

Воплощая идею строительства нового общества в реальность, люди, живущие в нем, должны были быть совершенно иными - более сильными, активными, гуманными и красивыми. В молодой Стране Советов в 1920-1921 годах было создано Русское евгеническое общество, которое ставило своей целью изучение вопросов наследственности человека и пропаганду позитивной евгеники [25].

По данным, содержащимся в федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832, в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов: в 2004 году их насчитывалось 11,4 миллиона человек, и ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в том числе более 1 миллиона человек впервые (3.Федеральная целевая программа от 29 декабря 2005 года № 832 «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы») [5].

По данным ИА REGNUM Региональной организации инвалидов «Перспектива», в настоящее время в Российской Федерации проживает более 13 миллионов инвалидов[10].

В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью.

Первоочередной проблемой, препятствующей полноценной реализации основных прав и свобод, является российское общепринятое значение понятия «инвалид», которое во многом расходится с мировым. А то, которое предлагают члены Общественной палаты РФ, соответствует Конвенции о правах инвалидов, принятой в декабре 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН, базовыми принципами которой являются: защита и поощрение прав инвалидов, ликвидация дискриминации инвалидов, обеспечение их прав на работу, здравоохранение и образование. [12]

В настоящее время разработана внушающая законодательная база, направленная на поддержку неполноценных представителей общественности: ФЗ «О занятости населения в РФ» (1991 г.), Конституция РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.), ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.), ФЗ «О государственной социальной помощи» (1999 г.), Федеральная Программа «Дети-инвалиды» (2001 г.) и др. [23]

В последнее время популяризировались идеи о конкурентоспособности инвалидов, о необходимости экономии бюджетных средств, направляемых на их поддержку.

СМИ принадлежит главенствующая роль в формировании общественных настроений, надо считать это одной из их первостепенных задач.

В 2009 году в газете «СПИД-Инфо» была опубликована скандальная статья А.П. Никонова под названием «Добей, чтоб не мучился». В ней предлагалось применять эвтаназию при рождении неизлечимо больных детей, т.к. они - «болванки» и «бракованные дискеты». Идеи были озвучены в эфире нескольких федеральных телеканалов и радиостанций».

Автор подробно характеризует факторы, способствующие ослаблению социальной целостности государства и усилению социального экстремизма. Речь идет о социальной несправедливости, поддержке экстремистов зарубежными силами, межэтнических и межрелигиозных противоречиях, а также слабости и неэффективности правоохранительной системы [10].

«… Не гуманнее ли было таких детей усыплять при рождении?... Убежден: такое же право должны иметь и родители новорожденного дебила. Потому что эта болезнь неизлечима. А жизнь неполноценного – сплошное мучение. И сам он попросить об этом не может. Надо ему помочь. Это и есть гуманизм» [17].

Александр Петрович Никонов - российский журналист, писатель-публицист, активно выступающий за эвтаназию новорождённых с генетическими отклонениями по желанию родителей.

Как и следовало ожидать, публикация вызвала широкий общественный резонанс. В прессе началась критика Никонова.

Общественная коллегия обращает внимание на модальность заголовка «Добей, чтоб не мучился» который объективно носит характер призыва к лишению жизни детей-инвалидов. Общественная коллегия, Союз журналистов России вынесли решение о «непрофессиональности» статьи и об ее экстремистской направленности».

Участники слушания «О противодействии экстремизму и дискриминации в отношении детей-инвалидов и их семей и о формировании доброжелательного отношения общества к инвалидам» (Москва, 19 апреля 2010 г.) были единодушны в оценке названной статьи А. Никонова, признав её возмутительной. В особой степени настораживающим назван факт, что подобные дискуссии проходят уже не впервые [3].

Прокуратуре России будет рекомендовано «изучить содержание публикации А. Никонова, а также иных его выступлений в СМИ на предмет установления нарушения законодательства и содержания в данных публичных высказываниях призывов, содержащих возбуждение социальной вражды и ненависти или социального превосходства одних людей над другими по причине имеющейся инвалидности».

В заключение уделяется внимание новым аспектам социального экстремизма: росту квалификации «профессиональных революционеров», использованию ими новейших гуманитарных и информационных разработок (в частности, сети Интернет и технологии «hive») [15].

Проблема разобщённости инвалидов и общества кроится в том, они (инвалиды) от общества практически спрятаны, общество мало о них знает и потому мало ими интересуется.

Говоря о социальной стратификации, надо указать, что оказавшись изолированной от общества в целом, такая группа либо погибнет физически, либо же разделится, по меньшей мере, на управляющих и управляемых.

Кроме того, широко употребляемое словосочетание «социальная рознь», имеющее непосредственное отношение к затронутой проблеме, означает отнюдь не конфликт индивидов. Например, от 23% до 46% населения страны в различной степени ставят под сомнение право инвалидов на достойное существование [5].

Действенным инструментом работы в направлении социальной поддержки инвалидов можно считать ежегодно проводящийся в Москве Всероссийский фестиваль программ электронных СМИ для инвалидов и про инвалидов «Интеграция».

Например, на одном из таких фестивалей выступили участники Общественной палаты с предложением к Президенту о введении в России института Уполномоченного по правам инвалидов. Также предлагалось ускорить процесс ратификации присоединения России к Международной конвенции о правах инвалидов [18].

Таким образом, проблема инвалидности и социальной защиты инвалидов была и остается одной из важнейших социальных проблем в нашей стране. В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов направлена на их реабилитацию и интеграцию в общество.

Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод об актуальности дальнейшего развития и совершенствования социальной работы с инвалидами.

Следует также отметить, что при наличии конкретных целевых программ адаптации существующих инвалидов практически отсутствуют столь же масштабные государственные программы, направленные на качественное изменение существующей ситуации с врожденной и наследственной патологией. Есть программы на «здесь и сейчас», но программ на «потом», способствующих качественному снижению количества врожденных и наследственных патологий, практически нет.

3. Международный опыт социальной политики по поддержке и реализации равноправия граждан с ограниченными возможностями

В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами [24].

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности, типично для современного законодательства ряда зарубежных стран.

В 20-30 гг. XX века в некоторых странах Европы: Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, Эстонии были приняты законы о евгенической стерилизации. Ими предписывалась принудительная стерилизация душевнобольных, умственно отсталых, эпилептиков и некоторых иных групп населения с целью предотвращения передачи вредных генов наследственных отклонений и болезней. К 1935 г. законы о принудительной стерилизации были приняты в 26 штатах США [15].

После второй мировой войны, несмотря на то, что соответствующие законы еще формально действовали, стерилизация сошла на нет, прижатая «гуманистическими идеалами» человечества, которые начали широко распространяться, пользуясь дешевым контрастом по сравнению с нацистской Германией, ставшей универсальным пугалом.

Царившая расовая теория нацистской Германии - большая глупость, послужившая гнилым фундаментом для «блестящих идей». 14 июля 1933 г. Вышел «Закон о предотвращении появления наследственно больного потомства», в котором больным считается страдающий: врожденным слабоумием; … наследственная слепота, глухота, тяжелые физические уродства.

Согласно положениям «Расовой гигиены...»: «Война не только уничтожает носителей лучшей наследственности, но, параллельно с этим, еще и сохраняет жизнь неполноценным».

Еще Адольф Гитлер в своей книге «Моя борьба» отмечал, что: «физически и душевно нездоровые и ущербные не имеет права увековечивать свое страдание в своих детях [7].

В конце 60-х годов XX века в США скрывавшиеся ранее проблемы инвалидов стали широко обсуждаться в газетах и на телевидении в период правления президента Джона Кеннеди. Активно развивались идеи реформирования всей системы жизнеустройства инвалидов, велись экономические исследования, которые, по крайней мере в теории, доказывали возможность существенной экономии государственных средств на поддержку инвалидов.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». [22]

В последние годы жизнь инвалидов в европейских странах очень изменилась. Для них стали создаваться такие условия жизни, при которых они могут не только получать помощь, но и нести ответственность, иметь обязанности в соответствии со способностями. Нормальное жизненное устройство - жить в человеческих условиях, а не в интернатах, работать и общаться с друзьями, получать достаточную пенсию и практическую поддержку - было законодательно обеспечено государством. За последние годы два главных изменения произошли в европейской социальной политике: большие интернаты были уменьшены или закрыты, а ответственность за попечение инвалидов перешла от государства к местным муниципальным властям. [6]

В Скандинавии вероятность нахождения инвалида в интернате - исключена. Они живут нормальной жизнью: видят вокруг то же, что и другие, ходят в те же магазины, могут пригласить гостей.

Совершенно по-иному выглядит отношение общественности к инвалидам в Украине. Так, ученым-генетиком В.А. Кордюмой на одном из официальных интервью было отмечено, что «медицина, исправляющая врожденную патологию, гуманна. Но сам наследственный дефект не устранится. Человек будет передавать его дальше… каждый подобный ребенок, спасенный врачами, продолжает ухудшать здоровье населения в целом. Во многих государствах даже такие тяжелые наследственные болезни, как синдром Дауна, не считают показанием для аборта. Иначе говоря, во всех развитых странах благодаря возможностям медицины идет интенсивное генетическое загрязнение популяции» [4].

Напротив, в Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий».

В Израиле около 12% населения (800 тыс. чел.) относятся к категории инвалидов. К тому же в стране отсутствуют «группы инвалидностей». Государством поддерживается мощная социальная политика в отношении данной категории населения [8].

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около 5 млн людей с тем или иным отклонением от нормы. С целью облегчения жизни инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему материальной помощи [21].

В Испании, на вопрос, сколько инвалидов поживает в стране, ответят отрицательно. Здесь инвалидов называют иначе: «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе». К ним привлечено особое внимание как со стороны государств, общества, так и обычных граждан. На поддержку инвалидов нацелена, практически, вся социальная система Испании, независимо от власти. В прошлом году в стране вступил в действие закон «О государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе», согласно которому государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими гражданами поименно [9].

Таким образом, жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. В 1960-1970-е годы в некоторых европейских странах был отменен закон о стерилизации инвалидов с нарушениями психического развития. Строились большие интернаты, и европейские учёные доказывали их пользу и гуманность. Изменения, произошедшие за последние годы, во многом есть результат борьбы негосударственных родительских обществ, самих инвалидов за свои права.

Изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США; в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития.

Создание условий для максимальной реализации социальных гарантий инвалидам, отвечающих их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Масштаб инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, когда кризисные явления в экономике страны оказывают негативное влияние на социальную среду, инвалиды стали одной из самых социально - незащищенных категорий населения.

В последние 30 лет в мире активно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидности. По Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики - защита граждан, в том числе инвалидов [2]. Политика по отношению к инвалидам направлена на то, чтобы дать им возможность участвовать к экономической и общественной жизни. Этот вопрос основных прав человека, и законодательство должно гарантировать каждому эти права [19].

Инвалиды – это не просто несчастные люди, вызывающие жалость и которым необходимо помогать, потому что они не способны самостоятельно решать свои проблемы, т.к. отстаивать свои и общественные интересы - это, значит, говорить или действовать в свою поддержку или в поддержку других. Они – такие же равноправные граждане своего государства, как и каждый из нас.

Мы с гордостью можем говорить о становлении Российского государства как демократически-правового лишь только тогда, когда в полной мере практически будет реализовываться право каждого гражданина. Одним из таковых, к примеру, и является интеграция инвалидов в общество – вот то главное, к чему нужно стремиться. И чтобы быстрее к этому прийти, нужно для начала установить эффективный диалог между властью и общественностью. Именно партнерство поможет выработать согласованные и оптимальные решения.

Несколько лет назад Генеральной Ассоциацией ООН было принято решение о ежегодном проведении Международного дня инвалидов 3 декабря. Цель при этом преследовалась самая гуманная - привлечь внимание государства и общественности к их проблемам. Наконец-то об инвалидах у нас не только заговорили, но и стали предпринимать определенные меры для их поддержки.

Необходимо, также, способствовать повышению уровня правовой грамотности инвалидов, обучать их правам человека. Суть данного обучения состоит в том, чтобы помочь людям достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность этих прав и необходимость их соблюдения и защиты. Последовательная выработка знаний, умений, установок, которые будут необходимы, чтобы создавать мир, свободный от нарушений прав человека по какому бы то ни было признаку.

В конечном счете, забота государства о людях с ограниченными физическими возможностями - это не просто обязанность власти заботиться о своих гражданах, но и, прежде всего - престиж страны, республики.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, законов и подзаконных актов ССР, РСФСР и Российской Федерации [5].

Таким образом, для наиболее полной реализации социальных прав гражданами с ограниченными возможностями, необходимо:

  1. Привести законодательство РФ и субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией и международными обязательствами РФ с целью недопущения дискриминации инвалидов во всех сферах жизни общества;

  2. Закрепить в федеральном законодательстве гарантированный объём бесплатной медицинской помощи инвалидам, обеспечивающий их конституционное право на жизнь и охрану здоровья;

  3. Установить пенсию по инвалидности не ниже минимального потребительского бюджета в Российской Федерации;

  4. Создать систему социальной, правовой, медицинской и психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Закрепить гарантии такой помощи в федеральном законодательстве;

  5. Восстановить на уровне закона запрет на принятие любых решений в отношении инвалидов без их участия.

Будущее России определяет её человеческий потенциал. Инвалиды – люди с ограниченными возможностями здоровья. Однако они не раз проявляли неограниченные возможности духа, совершая невозможное. А потому инвалиды нужны нашей стране не меньше, чем страна нужна инвалидам.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 13 июля 2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Литература

  1. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов / Н. В. Антипьева. - М.: Юность, 2008. - 280 с.

  2. Арканов, И. С. Как болванке попасть в личности / И. С. Арканов // Частный Корреспондент. – 2007. - №1. – С.15-16.

  3. Бунтман, С. Запоздалый ответ / С. Бунтман // Эхо Москвы. – 2010.

  4. Вяхякуопус, Е. Сильные, поможем слабым! / Е. Вяхякуопус // Нева. - 2003. - № 6. – С.4-5.

  5. Гарр, Т. Р. Почему люди бунтуют? / Т. Р. Гарр. – СПб.: Питер, 2005. – 61с.

  6. Гельман, З. Поможет «внешний скелет» / З. Гельман // Российская газета. – 2010. - №8. – С. 23.

  7. Голуб, П. Азбука Брайля на кнопках лифта / П. Голуб // Российская газета. – 2011. - №9. – С.2-3.

  8. Жовер, В. Творцы революций / В. Жовер. – Электрон. текстовые дан. – М.: Слово.

  9. Коноплина, Л. Л. Жить инвалидом, но не быть им / Л. Л. Коноплина. - Екатеринбург.: РИЦ «Здравствуй», 2000. – 12с.

  10. Лысенко, А. Человек без адреса / А. Лысенко // Российская газета. – 2004. - №36. – С. 18.

  11. Митин, С.С. Государственная власть: понятие и закономерности организации / С.С. Митин. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 81с.

  12. Москальчук, Р. У миллионов изгоев появилась надежда. Гуманизация законов об инвалидах / Р. Москальчук // Аргументы Недели. – 2007. - №5. – С.10-11.

  13. Невирко, Д. Д. Деятельность разведывательных служб как фактор, способствующий или противодействующий экстремизму / Д. Д. Невирко // Социология, философия, право в системе научного обеспечения процессов развития современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2010. - №1. - С. 339-345.

  14. Нефёдкин, А. К. Природные условия, общественный уклад, военная организация / А. К. Нефедкин. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. – 518с.

  15. Никонов А. Добей, чтоб не мучился! / А. Никонов // СПИД-Инфо. – 2009. - №25. – С. 7 - 8.

  16. Платонов, С. Г. О противодействии экстремизму в отношении детей-инвалидов / С. Г. Платонов // Московские известия. – 2011. - №3. – С. 2-3.

  17. Патриарх Кирилл Те, кто отдает жизнь за Родину, искупает все свои грехи / Патриарх Кирилл. – Электрон. текстовые дан.

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185379

  1. Петрова, Н. Г. Скопин-Шуйский / Н. Г. Петрова // Молодая гвардия. - 2010. - № 4. - С. 62.

  2. Прокофьев, В. Cтанут доступны и замки Луары / В. Прокофьев // Российская газета. – 2010. - №15. – С. 13-14.

  3. Сайкин, Ю. Мини-автобус по срочному вызову / Ю. Сайкин // Российская газета. – 2008. - №11. – С.20.)

  4. Седакова, А. Социальная политика и проблемы инвалидности / А. Седакова // Социальное обеспечение. - 2008. - № 4. - С. 21-23.

  5. Томсинов, В. А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского / В. А. Томсинов // Молодая гвардия. - 1991. - №6. - С. 76.

  6. Троцкий, Л. Д. Преданная революция. Что такое СССР и куда он идет? / Л. Д. Троцкий. – Электрон. текстовые дан. – М.: Просвещение

http://knigger.com/texts.php?bid=17133&page=101

  1. Щипанов, М. Таинственный Емельян Пугачев / М. Щипанов. – Электрон. текстовые дан. Красноярск.: Парус

http://ruska-pravda.org/index.php/2011122015868/stat-i/nit-vremeni/2011-12-17-16-40-38.html

10

Просмотров работы: 4438