Школа как общественный институт имеет большие возможности по воспитанию у детей толерантности. Сюда приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Проблема воспитания толерантности у школьников актуальна в наше время. Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать в каждом ученике толерантную личность.
А должен ли современный школьник быть толерантной личностью? Этим вопросом задаются многие педагоги и не только...
Что же значит быть толерантным? Это значит, по-нашему мнению, понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо.
И не менее важно обладать такими чертами, как:
расположенность к другим людям,
снисходительность,
терпение,
чувство юмора,
чуткость,
доверие,
альтруизм,
терпимость к различиям (национальным, религиозным, социальным и пр.),
умение владеть собой,
доброжелательность,
умение не осуждать других,
гуманизм,
умение слушать собеседника,
любознательность,
способность к сопереживанию.
Каждый педагог в процессе организации воспитательной работы должен ставить перед с собой следующие задачи:
воспитание личности, осознающей достоинство человека;
воспитание терпимости;
воспитание гуманного человека;
формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем и т.п.
Утвержденный в 2010 году федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование у школьников толерантности. Так, изучение предметной области «Общественно-научные предметы» направлено на формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
По нашему мнению, необходимо ввести уроки толерантности. Во многих школах страны проводятся такие уроки. Мы считаем, что нужно проводить уроки, посвященные воспитанию толерантности чаще, например, в виде классного часа.
На классном часе, посвященном толерантности, у детей воспитываются такие качества как: уважение, чуткость, терпимость, доброжелательность и многие другие... Учитель с помощью игр, беседы, картинок, видеороликов и других различных методов и средств воспитывает у ребят качества, присущие толерантной личности.
В заключении, зададимся вопросом: неужели мы хотим, чтобы подрастающее поколение выросло грубым, равнодушным и наглым? Уверены, что нет. Чтобы воспитать в ребенке толерантную личность, необходимо с самого рождения воспитывать в человеке гуманные качества, доброту, понимание. В процессе обучения ребёнок приобретает первоначальные навыки общения с другими детьми. Педагог может воспитать у учеников толерантное отношение к другим людям, если сам с пониманием будет относиться к особенностям личности обучаемых и принимать человека таким, какой он есть. Начинать работу по воспитанию толерантного поведения у школьников, на наш взгляд, следует начинать с первых лет обучения в школе.
Таким образом, толерантность укореняется в школе, формируется отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развиваются у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.