ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Бурганова Т.Ф. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно определению, ведущего фамилиста советского периода, А.Г.Харчева семья- это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2]. Как исторически – конкретная система взаимоотношений семья характеризуется совокупностью норм, санкций и других образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями, детьми и остальными родственниками. В этом качестве она является объектом семейной и демографической политики. Как малая группа, семья рассматривается с точки зрения взаимоотношений ее членов, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью, психологической поддержкой, и изучается социальной и семейной психологией.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Количество функций может сильно варьировать в зависимости от потребностей, которые удовлетворяются в семье. Большинство исследователей выделяют среди них следующие: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, сексуально-эротическую, а также функции духовного общения, социального контроля и, с недавних пор, приумножения и передачи по наследству частной собственности [7].

Существуют несколько периодизаций жизненного цикла — тех стадий, через которые проходят почти все семьи. Наиболее популярной является следующая, построенная на событиях, связанных с изменением ее состава и структуры: 1) зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка, 2) рождение и воспитание детей, 3) завершение воспитательной функции семьи, 4) дети живут с родителями, не имея собственной семьи, 5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи [2]. Данные стадии характеризуют семью лишь в нескольких аспектах, однако они весьма существенны и указывают на длительность совместной жизни и на основное содержание решаемых всеми совместных проблем.

В отличие от обычной малой группы, семья может возникать как для реализации внешней цели, так и под влиянием чувств, возникших у людей, решивших соединиться, поэтому очевидно, что необходимым условием создания семьи является встреча мужчины и женщины, диалогическое общение между которыми приводит к появлению того, чего не было раньше, — ребенка, идеи или другого следа на земле. Ряд психологов вообще полагают, что дети — это гости, а основа семьи — супруги, гармонично дополняющие друг друга. Встреча двух людей, их решение о совместной жизни — это всего лишь рождение семьи, начало диалога. Затем она начинает развиваться, проходя через кризисы, а иногда и приводя к неудаче. Влечение — хорошая основа создания семьи, однако для длительной совместной жизни требуются как минимум еще два качества: способность к самоизменению и способность к самоограничению, характеризующие любовь зрелых личностей. Это позволяет людям понимать друг друга и приспосабливаться, проявляя встречное движение к тому, чтобы воспроизводить психологическую форму другого [3].

В настоящее время педагоги и психологи, занимающиеся проблемами семьи, обслуживают главным образом следующие два запроса: обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Вместе с тем акцентирование именно этих двух социальных запросов в исследованиях и практике свидетельствует о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности, прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.), увеличение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях[4].

М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [5]:

  1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

  2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

  3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

  4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Остановимся конкретно на неблагополучных семьях. Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. [5]

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение.

Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. Одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и соблюдение семейных ценностей и традиций.

По мнению, доктора философских наук, В.П. Тугаринова "Ценности – это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала" [6]. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Анализ современной ситуации показывает, что для тех, кто воспитывается в неблагополучных семьях становиться сложным создание своей собственной, психологически здоровой семьи. Хотя это для них – мечта, одна из самых заветных. По сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в полных, счастливых, здоровых, с психологической точки зрения семьях, дети из таких семей чаще всего оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.

Каждый из нас должен понимать, что семейное воспитание закладывает основы формирования личности ребенка. Семья является примером, образцом поведения. Сложность создания своей семьи для детей из неблагополучных семей заключается в том, что у них нет здорового примера, шаблона, который они смогли бы перенести на свою будущую семью. В большинстве случаев, пример своей, родительской семьи, хотя они и не хотят переносить, но на уровне подсознания, переносится на их будущие семьи. Именно поэтому таким детям нужна помощь. Помощь не только в информировании, но и в формировании у детей семейных ценностей, образов поведения в семье.

Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей модно через разнообразные формы и методы: семейные вечера, конкурсы, семейные коллажи, конкурсы, недели семьи, семейные праздники, ролевая игра «Я – семьянин», классный час «Наши семейные ценности», круглый стол «Я и моя будущая семья», создание «Семейного древа» и др.

Семейные вечера – данные мероприятия помогут подготовить детей и подростков к самостоятельной семейной жизни. Хорошо бы, чтобы и родители в них участвовали и взглянули на себя и своих детей другими глазами.

Семейная викторина – позволит расширить знаний воспитанников о семье, формирование и развитие представления о семейных традициях, обычаях, устоях, праздниках.

Работа над коллажем «Вечера в моей семье» – работа на сплоченность, формирование позитивного отношения к совместному досугу. Подбирая фото для коллажей, дети постараются вовлечь в данную работу своих родителей.

Конкурс «Лучший хозяин», «Лучшая хозяйка» – формирование позитивного отношения к семейным обязанностям ребенка, развитие стремления к созданию уюта в доме, привитие навыков ведения домашнего хозяйства.

Сценки – инсценировки «Непредвиденные ситуации в семье» – обучение правильному взаимопониманию в семье.

Неделя семьи – это традиционный семейный праздник с приглашением родственников детей и друзей дома. В течение недели педагоги проводят различные по форме мероприятия в семейно-родственных группах, беседы с семейными парами, различного рода дискуссии на тему «Моя будущая семья». Подобные мероприятия важны для детей, так как они являются основой для формирования у них достойной позитивной жизненной позиции в вопросах воспитания семьянина и создания в будущем крепкой и дружной семьи.

Семейные праздники – празднование торжеств, таких как «Дни рождения», «Дни отца», «Дни мамы», «Новый год» и т.д.

Ролевая игра «Я – семьянин» организуется с целью формирования у детей умений взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т.д.).

Классный час «Наши будущие семейные ценности» – проводиться с целью формирования у подростков отношения к семейным ценностям и семейным традициям как основы личностного и духовно–нравственного развития человека.

Круглый стол «Я и моя будущая семья» – проводиться с целью воспитания у воспитанников чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений. Обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть в семье, и вырабатываются стратегии преодоления данных проблем.

Создание «Семейного древа» – данная форма направлена на формирование у воспитанников мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения.

Надеемся, такая целенаправленная работа принесет положительный результат в нашей будущей деятельности.

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. – 150 с.

  2. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.

  3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.

  4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

  5. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

  6. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме [Текст] / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.

  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. – 192 с.

Просмотров работы: 12620