ПРИНЦИПЫ КОДИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НАТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИНЦИПЫ КОДИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НАТО

Бледных М.В. 1, Похващева М.С. 1
1ВУНЦ ВВС (ВВА)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно в вооруженных силах любой страны с древнейших времен широко применяются различные виды кодирования информации. Это объясняется, прежде всего, тем, что язык военнослужащих является языком профессионального общения, и, в соответствии с тенденцией к более глубокому разделению в сферах профессиональной коммуникации, становится все более непонятным для представителей других профессий. Слова приобретают новые значения, увеличивается количество сокращений, аббревиатур, что не только увеличивает темп обмена информацией, но и позволяет говорить о применении элементов кодирования сообщения в рамках профессии.

С точки зрения прикладной лингвистики, кодирование является важным механизмом оптимизации профессионально-ориентированного общения и определяется как «процесс представления информации в более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработке и хранении (запоминании)» [1].

Попытаемся определить основные требования к лексической единице, выдвигаемые современными условиями профессиональной коммуникации. Во-первых, лексическая единица должна быть краткой. Это особенно важно в военном дискурсе, где скорость обмена информацией может значительно повлиять на исход сражения. Во-вторых, слово должно отвечать требованиям, предъявляемым к термину, то есть быть недвусмысленным, однозначным. В-третьих, оно должно обладать большой емкостью лексического значения. Кроме того, говоря о языке военнослужащих, невозможно не упомянуть о том, что он чаще всего представляет собой инструкции, которые закрепляются в нормативных документах и предназначаются для заучивания наизусть, а значит, существует и четвертое требование – лексическая единица должна быть понятной и удобной для заучивания, хранения в памяти.

Очевидно, что перечисленные выше требования соотносятся с сущностью кодирования, которое представляет информацию большого объема в компактной форме, удобной для оперирования, обработки и хранения. Не случайно кодирование в той или иной форме широко применяется во всех армиях мира.

Наиболее характерным в этом аспекте можно назвать способ кодирования названий техники, оборудования и вооружения в вооруженных силах США, где буквы, из которых состоит название, могут обозначать предназначение, тип, месторасположение, особенности, характеристики, модификацию и многое другое. По такому принципу кодируются и наименования воздушных судов военного назначения ВВС США и НАТО, в отличие от названий советских (российских) летательных аппаратов, которые традиционно обозначают сокращенное название конструкторских бюро (фамилию их основателя), например ТУ (Туполев), Ил (Ильюшин) Як (Яковлев), МиГ (Микоян / Гуревич), Су (Сухой), Ка (Камов), Ми (Миль) и тд. и номер модели, не неся информации о предназначении и типе летательного аппарата.

Система буквенного кодирования американских военных летательных аппаратов, действующая в настоящее время в ВС США, была принята в 1962 году и затем только дополнялась. Обозначение летательных аппаратов состоит из шести позиций. Кроме этого, каждому летательному аппарату присваивается имя.

Позиция 1. Обозначает тип летательного аппарата, отличный от «обычного» самолета, то есть в названиях большинства самолетов эта позиция отсутствует.

«G» (Glider) – планер.

«H» (Helicopter) – вертолет.

«Q» – беспилотный летательный аппарат.

«S» (Spaceplane) – воздушно-космический самолет.

«V» – самолет с вертикального / короткого взлета и посадки.

«Z» – летательный аппарат легче воздуха.

Позиция 2. Основное предназначение летательного аппарата.

«А» (ground Attack) – атака наземных целей (штурмовик).

«B» (Bomber) – бомбардировщик.

«C» (Cargo) – военно-транспортный летательный аппарат.

«E» (special Electronic mission) – летательный аппарат, оборудованный специальной радиоэлектронной аппаратурой.

«F» (Fighter) – истребитель.

«K» (tanker) – самолет-заправщик.

«L» (Laser) – летательный аппарат с лазерной установкой на борту.

«O» (Observation) – наблюдатель.

«P» (maritime Patrol) – патрульный летательный аппарат.

«R» (Reconnaissance) – разведывательный летательный аппарат.

«S» (antisubmarine warfare) – противолодочный летательный аппарат.

«T» (Trainer) – учебный летательный аппарат.

«U» (Utility) – вспомогательный летательный аппарат.

«X» (special research) – опытный летательный аппарат.

Позиция 3. Предназначение после модернизации базового летательного аппарата.

«A» – атака наземных целей (штурмовик)

«C» – военно-транспортный летательный аппарат.

«D» – дистанционно управляемый летательный аппарат.

«E» – летательный аппарат, оборудованный специальной радиоэлектронной аппаратурой.

«F» – истребитель.

«H» – поисково-спасательный, медицинский летательный аппарат.

«K» – самолет-заправщик.

«L» – летательный аппарат, оборудованный для действий при низких температурах.

«M» – многоцелевой летательный аппарат.

«O» – наблюдатель.

«P» – патрульный летательный аппарат.

«Q» – беспилотный самолет (вертолет).

«R» – разведывательный летательный аппарат.

«S» – противолодочный летательный аппарат.

«T» – учебный летательный аппарат.

«U» – вспомогательный летательный аппарат.

«V» – самолет (вертолет) для перевозки военно-политического руководства.

«W» (weather) – самолет для наблюдения за погодой.

Позиция 4. Порядковый номер летательного аппарата данного класса.

Позиция 5. Модификация летательного аппарата (A, B, C и т.д.).

Позиция 6. Префикс, обозначающий особый статус летательного аппарата.

«G» – нелетающий образец.

«J» – тестовый (если летательный аппарат будет переоборудован в первоначальную модификацию).

«N» – специальный, тестовый.

«X» (experimental) – экспериментальный.

«Y» – прототип.

«Z» – для отработки концепции летательного аппарата. [2]

Для удобства расшифровки можно поместить примеры в таблицу:

Позиции

имя

6)

3)

2)

1)

 

4)

5)

 

E

A

 

6

 

Проулер

 

K

C

 

35

A

Стратотанкер

Y

R

A

H

6

A

Команч

 

M

 

Q

9

A

Предатор

   

C

H

47

F

Чинук

Y

 

F

 

22

 

Раптор

     

V

2

A

Оспрей

Из таблицы видно, что Проулер – штурмовик, оборудованный специальным радиоэлектронным оборудованием модификации В; Стратотанкер - тестовый грузовой самолет-заправщик модификации A, Предатор – многоцелевой беспилотный летательный аппарат модификации A, Чинук – транспортный вертолет модификации F и т.д.

Таким образом, рассмотрев особенности языка военнослужащих как языка профессии, определив требования к лексическим единицам, выдвигаемые спецификой военного дискурса, можно определить языковое кодирование как важный механизм оптимизации профессионально-ориентированного общения. Использование буквенных кодов и кодовых слов при обозначении военной техники и оборудования способствует повышению скорости обмена информацией, значительно увеличивает емкость значения лексических единиц, облегчает передачу, обработку и хранение информации.

В заключение можно отметить, что кодовые обозначения военной техники и оборудования вооруженных сил НАТО успешно применяются на протяжении нескольких десятилетий и доказали свою эффективность в жестких условиях ведения боевых действий, где оперативность, достоверность и емкость предоставляемой информации напрямую влияет на расстановку сил и исход сражения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2000

  2. Иванов А.И. Авиация военная / Энциклопедия «Кругосвет» 2008

Просмотров работы: 1496