С точки зрения прикладной лингвистики, кодирование является важным механизмом оптимизации профессионально-ориентированного общения и определяется как «процесс представления информации в более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработке и хранении (запоминании)» [1].
Попытаемся определить основные требования к лексической единице, выдвигаемые современными условиями профессиональной коммуникации. Во-первых, лексическая единица должна быть краткой. Это особенно важно в военном дискурсе, где скорость обмена информацией может значительно повлиять на исход сражения. Во-вторых, слово должно отвечать требованиям, предъявляемым к термину, то есть быть недвусмысленным, однозначным. В-третьих, оно должно обладать большой емкостью лексического значения. Кроме того, говоря о языке военнослужащих, невозможно не упомянуть о том, что он чаще всего представляет собой инструкции, которые закрепляются в нормативных документах и предназначаются для заучивания наизусть, а значит, существует и четвертое требование – лексическая единица должна быть понятной и удобной для заучивания, хранения в памяти.
Очевидно, что перечисленные выше требования соотносятся с сущностью кодирования, которое представляет информацию большого объема в компактной форме, удобной для оперирования, обработки и хранения. Не случайно кодирование в той или иной форме широко применяется во всех армиях мира.
Наиболее характерным в этом аспекте можно назвать способ кодирования названий техники, оборудования и вооружения в вооруженных силах США, где буквы, из которых состоит название, могут обозначать предназначение, тип, месторасположение, особенности, характеристики, модификацию и многое другое. По такому принципу кодируются и наименования воздушных судов военного назначения ВВС США и НАТО, в отличие от названий советских (российских) летательных аппаратов, которые традиционно обозначают сокращенное название конструкторских бюро (фамилию их основателя), например ТУ (Туполев), Ил (Ильюшин) Як (Яковлев), МиГ (Микоян / Гуревич), Су (Сухой), Ка (Камов), Ми (Миль) и тд. и номер модели, не неся информации о предназначении и типе летательного аппарата.
Система буквенного кодирования американских военных летательных аппаратов, действующая в настоящее время в ВС США, была принята в 1962 году и затем только дополнялась. Обозначение летательных аппаратов состоит из шести позиций. Кроме этого, каждому летательному аппарату присваивается имя.
Позиция 1. Обозначает тип летательного аппарата, отличный от «обычного» самолета, то есть в названиях большинства самолетов эта позиция отсутствует.
«G» (Glider) – планер.
«H» (Helicopter) – вертолет.
«Q» – беспилотный летательный аппарат.
«S» (Spaceplane) – воздушно-космический самолет.
«V» – самолет с вертикального / короткого взлета и посадки.
«Z» – летательный аппарат легче воздуха.
Позиция 2. Основное предназначение летательного аппарата.
«А» (ground Attack) – атака наземных целей (штурмовик).
«B» (Bomber) – бомбардировщик.
«C» (Cargo) – военно-транспортный летательный аппарат.
«E» (special Electronic mission) – летательный аппарат, оборудованный специальной радиоэлектронной аппаратурой.
«F» (Fighter) – истребитель.
«K» (tanker) – самолет-заправщик.
«L» (Laser) – летательный аппарат с лазерной установкой на борту.
«O» (Observation) – наблюдатель.
«P» (maritime Patrol) – патрульный летательный аппарат.
«R» (Reconnaissance) – разведывательный летательный аппарат.
«S» (antisubmarine warfare) – противолодочный летательный аппарат.
«T» (Trainer) – учебный летательный аппарат.
«U» (Utility) – вспомогательный летательный аппарат.
«X» (special research) – опытный летательный аппарат.
Позиция 3. Предназначение после модернизации базового летательного аппарата.
«A» – атака наземных целей (штурмовик)
«C» – военно-транспортный летательный аппарат.
«D» – дистанционно управляемый летательный аппарат.
«E» – летательный аппарат, оборудованный специальной радиоэлектронной аппаратурой.
«F» – истребитель.
«H» – поисково-спасательный, медицинский летательный аппарат.
«K» – самолет-заправщик.
«L» – летательный аппарат, оборудованный для действий при низких температурах.
«M» – многоцелевой летательный аппарат.
«O» – наблюдатель.
«P» – патрульный летательный аппарат.
«Q» – беспилотный самолет (вертолет).
«R» – разведывательный летательный аппарат.
«S» – противолодочный летательный аппарат.
«T» – учебный летательный аппарат.
«U» – вспомогательный летательный аппарат.
«V» – самолет (вертолет) для перевозки военно-политического руководства.
«W» (weather) – самолет для наблюдения за погодой.
Позиция 4. Порядковый номер летательного аппарата данного класса.
Позиция 5. Модификация летательного аппарата (A, B, C и т.д.).
Позиция 6. Префикс, обозначающий особый статус летательного аппарата.
«G» – нелетающий образец.
«J» – тестовый (если летательный аппарат будет переоборудован в первоначальную модификацию).
«N» – специальный, тестовый.
«X» (experimental) – экспериментальный.
«Y» – прототип.
«Z» – для отработки концепции летательного аппарата. [2]
Для удобства расшифровки можно поместить примеры в таблицу:
Позиции |
имя |
||||||
6) |
3) |
2) |
1) |
4) |
5) |
||
E |
A |
– |
6 |
Проулер |
|||
K |
C |
– |
35 |
A |
Стратотанкер |
||
Y |
R |
A |
H |
– |
6 |
A |
Команч |
M |
Q |
– |
9 |
A |
Предатор |
||
C |
H |
– |
47 |
F |
Чинук |
||
Y |
F |
– |
22 |
Раптор |
|||
V |
– |
2 |
A |
Оспрей |
Из таблицы видно, что Проулер – штурмовик, оборудованный специальным радиоэлектронным оборудованием модификации В; Стратотанкер - тестовый грузовой самолет-заправщик модификации A, Предатор – многоцелевой беспилотный летательный аппарат модификации A, Чинук – транспортный вертолет модификации F и т.д.
Таким образом, рассмотрев особенности языка военнослужащих как языка профессии, определив требования к лексическим единицам, выдвигаемые спецификой военного дискурса, можно определить языковое кодирование как важный механизм оптимизации профессионально-ориентированного общения. Использование буквенных кодов и кодовых слов при обозначении военной техники и оборудования способствует повышению скорости обмена информацией, значительно увеличивает емкость значения лексических единиц, облегчает передачу, обработку и хранение информации.
В заключение можно отметить, что кодовые обозначения военной техники и оборудования вооруженных сил НАТО успешно применяются на протяжении нескольких десятилетий и доказали свою эффективность в жестких условиях ведения боевых действий, где оперативность, достоверность и емкость предоставляемой информации напрямую влияет на расстановку сил и исход сражения.
ЛИТЕРАТУРА
Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2000
Иванов А.И. Авиация военная / Энциклопедия «Кругосвет» 2008