РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема функционирования налоговой системы актуальна для каждого государства, т. к. ни одно государство не может обойтись без налогов. От функционирования налоговой системы зависит перераспределение доходов между гражданами страны, их финансовое благополучие и экономическая и социальная стабильность. Налоги позволяют государству сконцентрировать значительные средства и направить их на необходимые нужды. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Сбор налогов и их последующее перераспределение – одна из важнейших социальных функций государства.

Для успешного экономического развития государства важен подробный и объективный анализ принятой налоговой системы. Именно поэтому целью данной работы стало выявление проблем развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

При исследовании данной проблемы необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить экономическую сущность налогов.

  2. Привести классификацию видов налогов, раскрыть их функции.

  3. Выделить основные принципы налогообложения.

  4. Рассмотреть основные этапы становления российской налоговой системы.

  5. Провести анализ современного состояния налоговой системы Российской Федерации, показать проблемы её функционирования.

  6. Предложить пути совершенствования налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налоговых отношений, налогов, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.1

Налоговая система любого государства не статична, а довольно динамична. Это связано, прежде всего, с постоянно развивающейся рыночной экономикой, требующей высокой мобильности налоговой системы.

Налоговая система России как современного демократического государства складывалась под воздействием множества факторов: исторических, политических, экономических и социальных. Переход к рыночной экономике и появление новых форм собственности потребовали создания новой налоговой системы.

Уже с 1 января 1991 г. начал действовать Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил ряд общесоюзных налогов: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направленных на потребление, налог на доходы.2

Основой налогообложения предприятий с 1991 г. стал налог на прибыль.

В конце 1991 г. был принят и в 1992 г. введен в действие Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил своё действие с 2005 г.

Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В РФ был введен НДС3, который восполнил отмену налога с оборота – одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально новый закон отвечал принципам рынка, в его состав входили традиционные для преимущественно европейских стран налоги, такие как НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т.д. Однако в состав налогов включались и «экзотические» налоги и платежи, например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, сбор за парковку автотранспорта и другие. Перечень налогов состоял более, чем из 40 позиций.4 Необходимость взимания подобных налогов была обусловлена необходимостью наполнения бюджета, и они менее всего способствовали развитию предпринимательства.

К числу основных нормативных актов в сфере налоговых правоотношений можно отнести Закон РСФСР от 21.03.91 №943-1 «О государственной налоговой службе в РСФСР», регулирующий вопросы организации сбора и контроля налогов, прав и ответственности налоговых органов. Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Единая централизованная система налоговых органов включает в себя Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) и его территориальные органы.5

Однако действовавшая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась несовершенной в силу многих причин, и прежде всего – отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения, а также:

  1. многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;

  2. нестабильности налогового законодательства, что ограничивало возможности и эффективность планирования у хозяйствующих субъектов;

  3. чрезмерной жестокости норм ответственности за нарушения налогового законодательства;

  4. большого количества налогов, что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом;

  5. обременительной налоговой нагрузки, не позволяющей налоговой системе в достаточной мере реализовывать свою регулирующую функцию.

За период 1992-1999 гг. в России было принято множество налоговых нормативных правовых документов, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому необходимо было принять единый кодифицированный акт – Налоговый кодекс РФ. В 1998 г. был принят ФЗ №147-ФЗ, вводивший в действие с 1 января 1999 г. часть первую Налогового кодекса РФ.

Предполагалось, что Налоговый кодекс позволит решить следующие важнейшие задачи:1) построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех её элементов в рамках единого налогового правового пространства;

2) развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральные, региональные и местные бюджеты с закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

3) создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

4) снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;

5) совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России.

В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах, включающая в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ принимаются законодательство субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах6.

Вторая часть НК РФ, или специальная часть, которая формируется с 2000 г., состоит из глав, посвященных конкретному налогу и сбору.7 Вторая часть НК РФ введена в действие ФЗ от 05.08.00 г. №117-ФЗ.

Исходя из вышесказанного, Налоговый кодекс РФ - документ прямого действия, регламентирующий основные правила взимания налогов и сборов в стране.

В основу Налогового кодекса положен принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.

Для эффективного функционирования налоговой системы РФ необходимо учитывать, что воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявляется с некоторым опозданием, т.к. осуществляется через участие государства в перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также регулятором инвестиций. Регулируя налоги, государство создаёт необходимые условия для накопления капитала.

Для анализа структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, воспользуемся данными о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за период с 2006 по 2012 гг.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (млрд.руб.)8

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

доходы федерального бюджета

доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

Налог на прибыль

509,9

Х

641,3

Х

761,1

Х

195,4

Х

255,0

Х

342,6

Х

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

1017,4

Х

1499,2

Х

1123,6

Х

1258,3

Х

1442,6

Х

1985,0

Х

в том числе:

Налог на добавленную стоимость

924,2

Х

1390,4

Х

998,4

Х

1176,6

Х

1328,7

Х

1753,2

Х

Акцизы

93,2

Х

108,8

Х

125, 2

Х

81,7

Х

113,9

Х

231,8

Х

Единый социальный налог

521, 4

Х

657, 2

Х

811,7

Х

803,2

Х

45,7

Х

-347, 8

Х

Налоги, сборы и платежи за регулярное пользование природными ресурсами

1116,7

Х

1157,4

Х

1637,5

Х

1006,2

Х

1408,3

Х

2046,9

Х

Государственные пошлины, сборы

4,0

Х

4,6

Х

6,2

Х

8,5

Х

10,4

Х

10,4

Х

Налог на имущество

Х

310,8

Х

411,2

Х

493,4

Х

569,6

Х

628,2

Х

678,0

Транспортный налог

Х

26,9

Х

40,3

Х

53,1

Х

62,0

Х

75,6

Х

83,2

Налог на игорный бизнес

Х

31,1

Х

31,5

Х

26,4

Х

11,0

Х

-0,115

Х

0,085

Земельный налог

Х

45,4

Х

68,9

Х

80,2

Х

95,2

Х

115,4

Х

122,2

Всего по налоговым и другим доходам

2684,9

2747,5

3342,6

3612,6

3571,9

4377,0

2502,6

3785,7

3174,3

4488,6

4480,5

5239,1

Всего в 2007 г. в федеральный бюджет РФ поступило 3 342,6 млрд. рублей, что на 24, 5% больше, чем в 2006 году.

Диаграмма 19

Диаграмма 2

Доходы от уплаты налога на прибыль организаций за 2007 год поступили в федеральный бюджет в сумме 641,3 млрд. руб., что составило 100,9% к объёму, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год». Это явилось результатом улучшения финансовой деятельности организаций, поступления в счет погашения задолженности по налогу, пени и штрафам в федеральный бюджет.

Основная масса налоговых поступлений обеспечена налогом на добавленную стоимость (41,6%), что составило 100,6% к объему, утвержденному ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», и налогом за регулярное пользование природными ресурсами (34,6%).

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2007 году составили 657,2 млрд. руб., или 104,1% к объему, утвержденному ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год». Данный показатель свидетельствует об увеличении объема фонда оплаты труда, а значит, увеличении доходов физических лиц.

В 2008 г. в федеральный бюджет РФ поступило 3 571,9 млрд. рублей, что на 6,9% больше, чем в 2007 году (таблица 1).

Незначительное увеличение поступлений налога на прибыль в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) оказывало изменения в налоговом законодательстве, среди которых:

- не признается доходом списание задолженности перед государственными внебюджетными фондами;10

- разрешено применение нулевой ставки налога на прибыль по доходам в виде дивидендов при соблюдении установленных условий;11 - продлен на 2008 г. срок действия нулевой ставки налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Кроме того, наблюдался значительный спад объема поступлений НДС (на 28,2%). Основной причиной недополучения доходов бюджета от данного налога явился переход на квартальный период уплаты внутреннего НДС. Кроме того, наблюдалась нехватка ликвидности у предприятий и ускоренное возмещение НДС из бюджета, рост налоговых вычетов и расширение перечня операций, не подлежащих налогообложению НДС.12

В 2008 г. существенно (на 41,5%) увеличился объем поступлений в федеральный бюджет доходов от налога за регулярное пользование природными ресурсами (НДПИ). Причинами увеличения объема поступлений являлся среднегодовой рост уровня мировых цен на нефть, а также девальвация рубля (за 2008 год рубль «проиграл» доллару 14,5%).

Диаграмма 313

Диаграмма 4

Произошло увеличение поступлений от акцизов на 15,1%. Это было связано с индексацией специфических акцизных ставок. Ставки на алкогольную продукцию и легковые автомобили повысились на 7%, а на сигареты более, чем на 23%.14

В 2009 г. в федеральный бюджет РФ поступило 2 502,6 млрд. рублей, что на 29,9% меньше, чем в 2008 году.

Диаграмма 515

Диаграмма 6

Снижение мировых цен на нефть стало причиной уменьшения поступлений от налога на прибыль и НДПИ на 74,3% и 38,5% соответственно. Ухудшение финансового состояния российских предприятий, сокращение деловой активности, увеличение количества безработных, снижение доходов от трудовой и предпринимательской деятельности повлекло уменьшение объемов поступлений по ЕСН на 1,05%.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2006 года деятельность по организации азартных игр с 1 июля 2009 года может осуществляться только организаторами азартных игр и только на территории игорных зон.16 В связи с этим поступление доходов от налога на игорный бизнес в 2009 году сократилось на 58,3% по отношению к 2008 г. и на 65,1% - к 2007г.

В 2010 г. в федеральный бюджет РФ поступило 3 174,3 млрд. рублей, что на 26,8% больше, чем в 2009 году.

Диаграмма 717

Диаграмма 8

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г., введена уплата страховых взносов вместо единого социального налога по действующей ставке налога – 26%,18 поэтому в 2010 г. поступление доходов от ЕСН составило лишь 45,7 млрд. руб. (5,7% от объема поступлений 2009 г.). К 2010 г. пик экономического кризиса был пройден, что привело к увеличению поступлений от налога на прибыль и НДС. Они составили 255,0 млрд. руб. (на 30,5% больше, чем в 2009 г.) и 113,9 млрд. руб. (на 39,4% больше, чем в 2009 г.), соответственно. В 2011 г. в федеральный бюджет РФ поступило 4 480,5 млрд. рублей, что на 41,1% больше, чем в 2010 году. Диаграмма 919 Диаграмма 10

Увеличение поступлений налога на прибыль по отношению к 2010 г. составило 34,4%. По словам главы ФНС Михаила Мишустина, "Можно сделать вывод, что мы постепенно выходим из кризиса. Это оживляет, соответственно, предприятия, больше платится соответствующих налогов на доходы физических лиц, больше налога на прибыль, и мы стали меньше зависеть от нефтегазовой конъюнктуры. Это тоже мы видим из поступлений".20

На расширенной коллегии ФНС России глава службы М. Мишустин заявил об основных факторах увеличения поступлений НДС в бюджет – это «повышение эффективности контроля за вычетами и возмещением налога, в том числе меры по пресечению коррупции в налоговых органах». Прирост поступлений в бюджет НДС в 2011 г. составил 31,9% по сравнению с 2010 г.

Рост мировых цен на нефть, увеличение объемов внутреннего потребления и растущая экономическая активность в посткризисный период обеспечили рост поступлений налога на прибыль и НДПИ на 45,3% по отношению к 2010 г.

Таким образом, исследовав динамику поступления налогов в бюджетную систему РФ за период 2006-2011 гг., можно сделать следующие выводы:

  1. Поступление налогов в бюджет увеличивается ежегодно, исключая период «пика» экономического кризиса;

  2. Регулярное повышение акцизных ставок приводит к увеличению налоговых поступлений;

  3. Изменения в законодательстве привели к замене единого социального налога на страховые взносы и резкому снижению поступлений налога на игорный бизнес;

  4. Основную массу налоговых поступлений обеспечивают налог на прибыль, НДС, налоги за регулярное пользование природными ресурсами и (ранее) единый социальный налог.

На основе анализа вырисовываются некоторые проблемы развития и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.

Сложность формирования современной налоговой системы объясняется двумя основными причинами: экономическим кризисом и растущим уровнем инфляции. Это вполне объяснимо, т.к. в сложившихся условиях самым простым решением экономических проблем государства становится повышение налогов. Однако подобные меры дают лишь кратковременный эффект, лишь осложняя ситуацию в дальнейшем. Повышение налогового бремени привело к возникновению и усугублению целого спектра экономических проблем.

Среди основных проблем налоговой системы и налогового законодательства можно выделить следующие:

  1. Высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия;

  2. Чрезмерное количество налогов;

  3. Завышенные налоговые ставки;

  4. Противоречивое воздействие установленных налогов на процессы воспроизводства;

  5. Сложность процедур составления налоговой отчетности;

  6. Сложность законодательной базы, регулирующей отношения в данной сфере;

  7. Полная или частичная неуплата налогов субъектами налогообложения;

  8. Недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;

  9. Отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;

  10. Высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;

  11. Низкое налогообложение добычи природных ресурсов.

Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований. Российская экономика находится в периоде становления, ее положение ухудшилось после недавнего экономического кризиса. Возможно, поэтому налоговая система России не так совершенна, как налоговые системы других, более экономически стабильных и развитых государств. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к правомерному поведению. Созданию эффективного налогового регулирования могут способствовать следующие направления:
  1. Снижение уровня налогового бремени;

  2. Уменьшение количества налогов;

  3. Регулирование налоговых ставок;

  4. Упрощение процедур составления налоговой отчетности;

  5. Реформирование законодательной базы, регулирующей отношения в данной сфере;

  6. Контроль за регулярностью и полнотой исчисления и уплаты налогов;

  7. Налоговое стимулирование отечественных производителей.

Многие известные экономические и политические деятели предлагают свои пути реформирования налоговой системы РФ.

В. В. Путин в своей предвыборной программе на выборах Президента России 4 марта 2012 г. утверждает: «Налоговая политика государства должна быть справедливой и эффективной, она должна не только обеспечивать текущее наполнение бюджета, но и стимулировать создание новых предприятий, новых рабочих мест, расширение налоговой базы. Это позволит обеспечить высокий уровень социальной поддержки и качества жизни граждан».21 Политик выступает за снижение налоговой нагрузки на несырьевые сектора. Резерв роста налоговых доходов он видит в ряде направлений: сборе рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен, дорогой недвижимости, потреблении люксовых товаров. При этом под такие меры не должны попасть представители среднего класса. Путин также предлагает навести порядок с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через оффшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства. Одно из главных его предложений - переход к полноценному электронному обмену документами с органами налогового контроля, сокращение сроков и количества налоговых проверок, упрощение налоговой отчётности.

Предприниматель и кандидат в президенты РФ на выборах 2012 г. М. Д. Прохоров в своей предвыборной программе выделяет следующие направления реформирования налоговой системы:

- структурное реформирование с целью разворота налоговой системы от центра к регионам и доведения «региональной» доли до 2/3 от доходов консолидированного бюджета России;

- стимулировать бизнес с помощью налоговых каникул для вновь открываемых предприятий в сфере материального производства и для новых месторождений полезных ископаемых;

- сочетать НДС с налогом с продаж, не повышая при этом налоговой нагрузки на предприятия; в перспективе перейти от НДС к налогу с продаж;

- повысить налог на дивиденды до 13% для российских резидентов и до 26% для нерезидентов;

- повысить акцизы на табачные изделия, алкоголь и предметы роскоши, снизив при этом акцизы на бензин и другие виды моторного топлива;

- отменить транспортный налог.22

К основным направлениям налоговой политики Президента России можно отнести следующие:

- ввести новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях;

- завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость;

- провести инвентаризацию льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности (налог на имущество организаций и земельный налог);

- совершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции;

- перейти от системы налогообложения в виде ЕНВД к патентной системе налогообложения для определенных видов деятельности. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Министерство финансов Российской Федерации в Проекте «Основные направления налоговой политики РФ….», опубликованном 29.08.2011 г. прогнозирует, что налоговая политика государства с ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.23 В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Среди конкретных мер выделены следующие:

  1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развитие человеческого капитала;

  2. Мониторинг эффективности налоговых льгот;

  3. Акцизное налогообложение;

  4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;

  5. Налог на прибыль организаций;

  6. Налогообложение природных ресурсов;

  7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

  8. Введение налога на недвижимость;

  9. Налоговое администрирование.24

Многие из предложенных путей реформирования могут положительно повлиять на налоговую систему России, однако среди них есть и противоречивые. Например, введение так называемого налога на роскошь.

Заведующая кафедрой социально-экономических систем и социальной политики НИУ ВШЭ профессор Наталья Тихонова - активная сторонница введения налога на роскошь. Надо просто обложить налогом на роскошь один процент самых богатых людей России, предлагает Наталья Тихонова. В налоговой инспекции сегодня есть все данные: распределение по собственникам жилищного фонда, земельных участков, дорогих машин, яхт, самолетов. Надо взять эту базу и выделить из нее сверху один процент. Это бесспорно будут те люди, которые владеют предметами роскоши… Это та грань, которую легко корректировать, которая не требует внесения серьезных изменений в законы.25

Однако вместо введения нового налога целесообразно реформировать уже действующий налог на имущество: производить начисления исходя из рыночной стоимости имущества с необлагаемым минимумом для налогоплательщиков с низкими доходами.

Следующим шагом к совершенствованию налогового регулирования является введение прогрессивной шкалы подоходного налога, которая применяется в большинстве экономически развитых стран. Например, в Китае, США, Люксембурге, Австрии и Ирландии, где граждане с низким доходами полностью освобождены от налога на доходы физических лиц. Прогрессивная ставка обложения высоких личных доходов затрагивает в основном лиц, занятых предпринимательской деятельностью, топ-менджеров. Для них высокие ставки налога на личные доходы снижают заинтересованность в увеличении доли дохода, направленной на потребление и соответственно увеличивают заинтересованность в росте доли предпринимательского дохода, направленной на инвестирование в производство.

Таким образом, прогрессивное налогообложение личных доходов создает условия, способствующие росту производственных инвестиций, увеличению эффективности предпринимательской деятельности и будет препятствовать непроизводственному растрачиванию доходов на приобретение предметов роскоши, элитной недвижимости и престижное потребление.

Важно также упростить налоговую отчетность. Сегодняшний общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц, на каждой из этих страниц возможны ошибки. Между тем, объем налогового отчета можно сократить до нескольких страниц.

Для уменьшения налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса возможно снижение ставки НДС, а также уровня страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Это будет являться дополнительным экономическим стимулом для развития предприятий, внедрения новых технологий, поиска инновационных путей развития.

Необходимо активизировать работу по взысканию задолженностей в бюджет по налоговым платежам. Требуется также проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.

Прогрессивным шагом может стать регулирование налоговых ставок по НДПИ, которые, с одной стороны, будут увеличиваться для предприятий, обладающих большим объемом добычи полезных ископаемых, с другой, – уменьшаться для предприятий, использующих более щадящие методы добычи.

Важен также тщательный и взвешенный подход к налоговым проверкам, что способствует уменьшению количества жалоб со стороны налогоплательщиков. Так, по жалобам налогоплательщиков было предусмотрено отменить в 2012 г. неправомерно начисленные налоги в размере 36 млрд. рублей задолженности.26Проблема совершенствования налоговой системы очень значима на сегодняшний день, об этом свидетельствуют предложения ведущих российских политиков и экономистов по оптимизации налогообложения. Эффективная налоговая политика должна быть направлена на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста, поддержание сбалансированности бюджетной системы. Необходимо продолжить курс на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Важно также стимулировать инновационную деятельность и совершенствовать налоговое администрирование.

В условиях современной рыночной экономики налоги являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Они призваны обеспечить государство финансовыми ресурсами, так необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоговое регулирование в совокупности с другими экономическими рычагами создают необходимые условия для формирования финансового рынка.

Несмотря на сравнительно небольшой период существования современной налоговой системы России, она должна выполнять все основные функции: обеспечивать финансирование государственных расходов, стимулировать экономическую деятельность, способствовать справедливому перераспределению доходов среди различных слоев населения, поддерживать социальную структуру, контролировать процесс накопления капитала и платежеспособный спрос потребителей.

Все вышеперечисленные меры способствуют стимулированию предприятий к внедрению инновационных, ресурсосберегающих технологий, развитию человеческого капитала, формированию доверия к налоговой системе у предпринимательства, налогоплательщиков – физических лиц.

1 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

2 Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

3 Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

4 Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

5 Закон РСФСР от 21.03.91 №943-1 «О государственной налоговой службе в РСФСР».

6 ФЗ №147-ФЗ «О введении в действие первой части Налогового Кодекса РФ».

7 ФЗ №117-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового Кодекса РФ».

8 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru

9 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru.

10 Налоговый Кодекс РФ ст.221, п.1, пп.21.

11 Налоговый Кодекс РФ ст. 284 п.3 пп.1.

12 См.: Гайдар Е. Т. Кризисная экономика современной России. Тенденции и перспективы. М., 2010.

13 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru.

14 ФЗ № 75ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ».

15 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru.

16 ФЗ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

17 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru.

18 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

19 Составлено на основе данных из: http://www.nalog.ru.

20 Сайт Российского института налогов и налоговой политики – http://www.rosin.ws/news/

21 Сайт Владимира Путина - http://www.putin2012.ru/program/3.

22 Сайт кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова - http://mdp2012.ru/program/economy.html.

23 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации - http://www.minfin.ru/ru.

24 Проект «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

25 См.: Газета «Московские новости» от 16.03.2012 г. №221(221).

26 Сайт Федеральной налоговой службы РФ - http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3855007.

Просмотров работы: 9964