РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе экономических отношений важное место занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Одной из актуальнейших, животрепещущих проблем современной экономики, касающейся, напрямую или опосредовано, всех и каждого, является проблема занятости. Именно через механизмы рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. Сложившееся непростое положение на рынке труда в России ставит перед отечественной экономической наукой проблему разработки теоретических положений, связанных с новыми подходами к занятости населения, а также выработки конкретных рекомендаций по регулированию рынка труда. Работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Особенно остро эта проблема выглядит именно сейчас, на фоне продолжающегося мирового экономического кризиса.

Актуальность темыопределяется тем, что рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

Основная цель работы: изучить рынок труда в условиях рыночной экономики, раскрыть объективные основы и механизм данного явления, проследить динамику, основные совершенствования рынка труда Самарской области, пути его развития.

Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия рынка труда;

  • показать размеры и динамику занятости населения;

  • рассмотреть пути решения проблем занятости;

  • выявить проблемы на рынке труда в Самарской области;

  • Рассмотреть мероприятия по совершенствованию рынка труда Самарской области

  • оценить эффективность политики правительства Самарской области в сфере занятости.

Экономическая природа рынка труда. В современный период экономическая природа рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма в том, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.1

В экономической теории к определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первыйограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости. Однако, этот подход сужает проблему занятости, выводит из рынка труда другие её аспекты, такие, как стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие.

Целесообразнее второй, альтернативный подход - рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение “работник- работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации спада производства, закрытия предприятия, безработицы).

Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду (то есть совокупность определенных характеристик работника) осознается как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальные и духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.), объективно - общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками.2

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сам производственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:

Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.

Стимулирующая функция способствует развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.3

Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ).

По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда — равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда.

По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д.

В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы.4

Рыночные отношения есть форма экономической организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют и вступают в связи с друг с другом на рынке стихийно. Всякое функционирование системы как известно, предполагает наличие соответствующего механизма, то есть своей организации.

Рынок труда, хоть и является весьма специфичным рынком, но в целом также, как и любой товарный рынок, подчиняется законам спроса и предложения. Спрос выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение - наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы.

Основным инструментом рыночного механизма выступает конкуренция.

Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному так и качественному составу. Механизм рынка труда рассматривается с различных точек зрения.

Под классической концепцией в экономической литературе подразумевается теория английских и американских экономистов, базирующаяся на учении Смита, Рикардо, Маршалла, Пигу и других ученых, посвятивших себя разработке теории общего экономического равновесия.

Классическая школа рассматривала модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Эта теория отражает убеждение в том, что рынок сам обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Избыток предложения труда порождается слишком высокой заработной платой, что в свою очередь, является причиной безработицы. Это результат определенных требований самих наемных работников. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. Сохранение ставок заработной платы приведет к появлению излишков рабочей силы, то есть вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу5.

График 1

Спрос и предложение труда в рамках классической теории

Р Безработица

 

Предложение труда

W/p2

 

 

Равновесие

 

W/p3

 

Спрос на труд

D

 

0 L1 L2 L3 L

Р- ставка заработной платы, L- величина требующегося труда.

Марксистская теория(К.Маркс). Согласно К.Марксу рынок труда определяется как рынок, отличающийся от других, рынок особого рода. Это отличие состоит в разнице товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создаёт стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. К.Маркс обосновал, что рабочая сила отличается от всех прочих ресурсов: «Рабочая сила может быть предметом продажи лишь постольку, поскольку она сохраняет средства производства как капитал, воспроизводит свою собственную стоимость как капитал и в неоплаченном труде доставляет источник добавочного капитала. Следовательно, условия её продажи, будут ли они более благоприятны для рабочих или менее, предполагают необходимость постоянного повторения её продажи и постоянно расширяющееся воспроизводство богатства как капитала»6.

Таким образом, марксистская теория обосновывает, что рабочая сила имеет ключевое значение в общественном производстве.

Помимо всего прочего К.Маркс обосновал, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, так как сама рабочая сила, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

В своих произведениях К.Маркс показывает инструменты механизма рынка труда: «Чрезмерный труд занятой части рабочего класса увеличивает ряды его резервов, а усиленное давление, оказываемое конкуренцией последних на занятых рабочих, наоборот, принуждает их к чрезмерному труду и подчинению диктату капитала. Обречение одной части рабочего класса на вынужденную праздность посредством чрезмерного труда другой его части, и наоборот, становится средством обогащения отдельных капиталистов и в то же время ускоряет производство промышленной резервной армии в масштабе, соответствующем прогрессу общественного накопления»7.

Неоклассическая теория. (П.Самуэльсон, Р.Холл, А. Пигу) Основные положения этой теории:

а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

б) существовавшее до первой мировой войны 1914—1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.8

График 2

Неоклассическая модель рынка труда

РL- ставка заработной платы, L- величина требующегося труда DL-кривая спроса на труд. SL-кривая предложения труда.

Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы РLE. Если предложение труда возрастает (сдвиг кривой SL в положение S’L), то это приводит к снижению заработной платы до РLF и равновесие на рынке труда устанавливается в точке F.

Таким образом, в неоклассической модели рыночная экономика способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата РLK установится выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы (отрезок КМ). Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Если государство регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов этого направления — для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Неоклассическая концепция рынка труда, изложенная в книге А.Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом.

Кейнсианская теория занятости (Дж.Кейнс). Эта теория сформировалась 30-х годах XX века во время исключительно острых проблем, охвативших мировое капиталистическое хозяйство в период "Великой депрессии", на фоне крайне низкого объема производства, массовой безработицы и хроническогонедоиспользования производственных мощностей.

В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Суть этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

1) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

2) для повышения уровня занятости а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и предложение на рынке труда.

По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня. Он показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате, объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

График 3

График Кейнсианской теории занятости

Р-ставка заработной платы. Q-реальный объём производства. Sc1,Sc1-совокупное предложение. Dс1, Dс2-совокупный спрос.

Вследствие неэластичности цен и заработной платы в направлении понижения кривая совокупного предложения (Sc2) имеет горизонтальное направление. Поэтому снижение объёма производства не окажет влияния на цену. При достижении уровня полной занятости (т.С)-кривая совокупного предложения(Sc1) занимает вертикальное положение.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в НД. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВНП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.9

Ни один из этих подходов не дает полного и адекватного представления о механизме функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда.

Этот рынок, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

Проанализируем региональный рынок труда Самарской области. Воспользуемся основными показателями, учитываемыми в региональной экономике и позволяющими наиболее достоверно оценить положении на рынке труда.

Таблица 110

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность экономически активного населения (тыс. чел.)11

1727,6

1753,5

1790,2

1787

1744

1739,0

Уровень экономически активного населения (%)

68

69

70,5

70,4

68,8

68,6

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

1579

1586,8

1592,4

1591,1

1525

 

из них (%):

           

мужчин

72,4

74,3

74,8

74,8

74,3

 

женщин

64,1

64,5

66,5

66,5

63,9

 

Состав занятого населения по возрастным группам (%)

 

до 20

1,8

1,2

1,4

1,6

1,2

 

20-29

22,3

22,7

21,9

22

21,8

 

30-39

24,5

24,4

24,3

24,9

25,2

 

40-49

28,8

27,2

26,3

25,9

25,9

 

50-59

19,5

21,3

21,9

21,5

21,6

 

60-72

3,1

3,2

4,2

4,2

4,4

 

Средний возраст

39,3

39,9

40,4

40,1

40,3

 

За период с 2005 по 2010 год кардинального увеличения потенциальных рабочих кадров в Самарской области не произошло. Имеет место лишь небольшое повышение, равное 0,6% (или 12,3 тыс. чел.).

В среднем за 2009 год количество экономически активного населения составило 1525 тыс.человек, что ниже уровня 2005-2008 годов. Безусловно, это последствия кризиса 2008 года, так как с 2005 по 2007 год имела место тенденция к росту и составляла 13,4 тыс. чел., и лишь к 2008 году произошло снижение численности экономически активного населения на 1,3 тыс. чел. (диаграмма 1). Кроме того, за 2009 год снизилось количество и занятых в экономике мужчин с 74,8 до 74,3%, и занятых в экономике женщин с 66,5 до 63,9%. Но в целом показатель 2009 г. превысил 2005 г. на 1,9% у мужчин, был ниже на 0,2% у женщин.

Диаграмма 1

Анализируя состав занятого населения по возрастным группам, можно сделать вывод, что в большинстве своем работают граждане 40-49 лет (что составляет 25,9% от занятых в области), при среднем возрасте 40,3 года.

Таблица 2

Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности12

Год

2005

2006

2007

2008

2009

ВЭД

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

тыс.чел

%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

106,3

7

103,2

7

100

6

99

6

96,7

6,3

Добыча полезных ископаемых

10,9

1

12,5

1

12,3

1

13

1

11,3

0,7

Обрабатывающие производства

396,6

25

389,7

25

394,4

25

381,5

24

384,4

22,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

37

2

37

2

36,7

2

38

2

36,7

2,4

Строительство

117,2

7

116,2

7

117,1

7

117,9

7

102,4

6,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

253,4

16

256,6

16

257,8

16

258,6

16

247,4

16,2

Гостиницы и рестораны

32,9

2

33,9

2

33,8

2

33

2

33,8

2,2

Транспорт и связь

141,5

9

143,6

9

143,8

9

144,7

9

136

8,9

Из них связь

27,3

2

27,8

2

26,9

2

25,8

2

25,1

1,6

Образование

127

8

132,4

8

125,9

8

126,3

8

130,1

8,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

121,8

8

121,6

8

122,6

8

122,1

8

121,6

8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

97,6

6

98,4

6

100,1

6

104,3

7

107,1

7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

42,9

3

44,2

3

45,6

3

45,7

3

48,6

3,2

Другие виды деятельности

93,5

6

97,6

6

102,3

6

107,1

7

104,6

6,9

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что в 2009 году большая часть занятых в экономике значится в обрабатывающем производстве (384,4 тыс.чел., их доля из общего числа занятых составляет 22,8 %), причем с 2005 по 2008 год по доле занятых данная сфера была лидирующей (с 2005 по 2007 г. доля занятых составляла 25%, в 2008 г.- 24%). В целом же произошло снижение по сравнению с предыдущими годами доли занятых в этой сфере. Далее, по количеству занятых в экономике, следует сфера оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В 2009 году доля занятых в этой сфере составляет 16,2%. За анализируемый период здесь произошло незначительное увеличение показателя на 0,2%.

Если обратиться к другой составляющей регионального рынка труда, к безработице, то тут наблюдаются следующие тенденции:

Таблица 3

Показатели безработицы13

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную вакансию (чел.)

2,4

1,8

1,7

2,5

7,8

Масштабы безработицы:

         

Уровень безработицы (%)

5,3

4,3

4,3

4,2

6,1

Численность безработных (тыс. чел)

92

76

76

74

107

из них (чел):

         

мужчин

57

42

37

38

45

женщин

50

32

39

38

46

Состав безработного населения по возрастным группам (%)

до 20

1,8

1,2

9,5

14,4

4,8

20-29

22,3

22,7

34,5

31

37,1

30-39

24,5

24,4

23,6

15,8

20,7

40-49

28,8

27,2

21,5

18,6

14,6

50-59

19,5

21,3

9,8

13,8

19,3

60 - 72

3,1

3,2

1,1

6,4

3,5

Средний возраст

39,3

39,9

33,4

35,1

35,9

Число забастовок

-

-

-

-

-

Численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную вакансию в 2005 году была равна 2,4 человек на 1 вакансию. К 2006 году показатель снизился до 1,8 человек на 1 вакансию, а к 2007 году до 1,7 что почти соответствует идеальному соотношению 1:1 (1 человек - 1 вакансия). В кризисном 2008 году произошёл «откат» к уровню 2005 года и составил 2,5 человек на 1 вакансию. В 2009 году наметился резкий скачок с 2,5 до 7,8 человек на 1 вакансию. Это вызвано экономическим кризисом, спадом производства, и, как следствие этого, наметившейся безработицей. Уровень безработицы к 2009 году повысился до 6,1%, что на 0,8% выше уровня 2005 года (107 и 92 тыс. чел., соответственно).

График 4

Половая структура незанятых в 2005, 2007, 2008, 2009 годах примерно одинаковая (соотношение примерно 50:50 ), исключением является 2006 год, где преобладают мужчины (42 и 32тыс. чел. мужчин и женщин, соответственно). При анализе возрастной структуры стало очевидно, что к 2009 году наиболее пострадавшими от безработицы оказались лица 20-29 лет (37,1% безработных). Однако забастовок не зафиксировано. (Таблица3).

Ситуация на рынке труда Самарской области на 29 декабря 2010 года:14 В течение 2010 года в службу занятости населения обратилось 121,6 тыс. чел., из них 11,7% – высвобожденные работники, 51,7% – граждане, уволившиеся по собственному желанию. В течение 2010 года признано безработными 79,5 тыс. чел. Из числа обратившихся при содействии службы занятости 82,4 тыс. чел., или 67,7%, трудоустроены.

За неделю численность безработных в целом по области увеличилась на 293 чел. (0,9%). В городах численность безработных увеличилась на 109 чел. (0,5%), в районах – увеличилась на 184 чел. (1,6%). Снижение численности безработных отмечалось на 10 из 37 территорий.

На 29 декабря численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, составила 34762 чел., уровень зарегистрированной безработицы – 1,99%.

В структуре безработных граждан большую часть занимают уволенные по собственному желанию (54,4%) и высвобожденные в связи с ликвидацией организации, по сокращению численности или штата работников (18,6%).

Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 7 территориях: Самара, Сызрань, Новокуйбышевск, Волжский, Ставропольский, Сызранский, К.-Черкасский (от 0,7% до 1,8%). Уровень безработицы более 4% регистрируется в Пестравском, Большеглушицком, Алексеевском, Приволжском, Исаклинском, Большечерниговском, Богатовском районах.

В Тольятти на 29.12.2010 зарегистрированы 9668 безработных гражданина, уровень безработицы – 2,1%, в Самаре – 6634 чел., уровень безработицы – 0,9%. В Тольятти численность безработных уменьшилась на 79 чел. (на 0,8%), в Самаре – выросла на 166 чел. (2,6%).

В текущем году служба занятости располагала 144,5 тыс. вакансий. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения за период с 22 по 28 декабря, – 1722 единицы.

В целом по области на 29.12.2010 количество вакансий составило 16,5 тыс. единиц (больше, чем на ту же дату 2009 года на 8,7 тыс. единиц).

Наибольшее количество имеющихся на 29.12.2010 вакансий приходилось на следующие отрасли:

обрабатывающие производства

17,4%

строительство

13,6%

транспорт и связь

12,9%

здравоохранение и предоставление социальных услуг

11,2%

Наибольшее количество безработных по состоянию на 29.12.2010 ранее работали на предприятиях следующих отраслей:

обрабатывающие производства

19,7%

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

15,6%

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

11,3%

транспорт и связь

8, 4%

В 2010 году в государственную службу занятости за содействием в поиске работы обратились 122,0 тыс. граждан, статус безработного получили 80,1 тыс. человек или 65,6% из числа ищущих работу граждан, были трудоустроены 82,7 тыс. человек, работодателями было предоставлено 146,4 тыс. вакансий. В целом 2010 год характеризовался сокращением безработицы.

Ситуация на рынке труда Самарской области на 04 мая 2011 года:15За январь-апрель 2011 г. в службу занятости населения обратилось 33330 человек, из них 11% – высвобожденные работники, 60% – граждане, уволившиеся по собственному желанию. Признано безработными 21155 человек, или 63,5% обратившихся. При содействии службы занятости трудоустроены 18183 человека.

Численность зарегистрированных безработных на 04.05.2011 снизилась до 34475 человек. Уровень регистрируемой безработицы – 2,0%. Количество вакансий, которыми располагали центры занятости населения области, составляло 28730 единиц (в 1,6 раза больше по сравнению с началом года). По области на 100 рабочих мест претендует 129 человек, не занятых трудовой деятельностью (на начало текущего года – 205 человек).

Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 8 территориях: г.о. Самара, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти, Волжский, Ставропольский, К.Черкасский, Сызранский (от 0,7% до 1,9%). Уровень безработицы 5% и более регистрируется в Алексеевском и Пестравском районах (5,8% и 5,9%, соответственно).

На 4 мая в Самаре – зарегистрировано снижение: 8978 безработных граждан и уровень безработицы – 1,9% в Тольятти, 6505 человек и уровень безработицы – 0,9% в Самаре.

В Самарской области реализуется ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2011-2013 г16. Программный метод позволяет обеспечивать целенаправленное и комплексное воздействие на существующие проблемы рынка труда и способствует наиболее успешному предотвращению кризисных ситуаций. Данная программа направлена на решение конкретных задач в рамках переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», реализация которых в Самарской области возложена на департамент, что обусловливает ее ведомственный характер.

Ведомственная программа содержит меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, содействие трудоустройству различных категорий населения, в том числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечение социальной защиты, профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, развитие профессиональной ориентации населения, улучшение информированности населения о ситуации на рынке труда и оказываемых службой занятости населения услугах.

Программа разработана с учетом основных направлений государственной политики занятости населения на основе анализа и прогноза состояния регистрируемого рынка труда и выявленных в сфере занятости проблем. При разработке Ведомственной программы учитывались результаты деятельности департамента по реализации предыдущей Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области.

Ситуация на рынке труда области в 2009-2010 годах формировалась под влиянием различных факторов. Негативное воздействие мирового финансового кризиса на экономику Самарской области проявилось в существенном спаде промышленного производства. Индекс промышленного производства за 2009 год составил 72,5% к 2008 году. Наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах – на треть, прежде всего, за счет резкого снижения производства в автомобилестроении. В силу своих структурных особенностей экономика региона оказалась более уязвимой по сравнению с другими субъектами Российской Федерации: экономический спад в 2,5 раза превышал среднероссийский (27,5% против 10,8%, соответственно).

Спад производства способствовал широкому распространению официально учитываемой скрытой безработицы (работа в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя, простои по его вине, отпуска без сохранения заработной платы). По данным Самарастата в декабре 2009 года 102,3 тыс. работников пребывали в режиме неполной занятости по инициативе работодателя, т.е. 6% списочной численности работников организаций области были заняты неполное рабочее время, 15% находились в отпусках с частичным сохранением заработной платы.

В 2010 году ситуация в сфере занятости Самарской области формируется на фоне стабилизации и посткризисного восстановления экономики. В январе-сентябре наблюдается положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития региона. Индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года составил 114,4%, наибольший рост отмечен в обрабатывающих производствах – 125,9% к соответствующему периоду прошлого года. Стабильно развивается добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Ожидается рост промышленного производства в целом за 2010 год на уровне 114,6%, в том числе в обрабатывающих производствах – 123,3%.

По данным Самарастата в сентябре 2010 года 0,6% списочной численности работников работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 5,3% находились в отпусках без сохранения заработной платы, 0,2% – в простое по вине работодателя. Данные проводимого департаментом мониторинга отражают сокращение масштабов скрытой безработицы в 6,1 раза. Выборочные обследования населения по проблемам занятости имели понижательную динамику: численность экономически активных граждан в 2009 году составляла в среднем за месяц 1 743,6 тыс.человек (в 2008 г. – 1 786,9 тыс.). Это обусловило снижение численности занятых в области с 1 712,6 до 1 636,9 тыс. человек. Сокращение занятости вызвало значительный рост безработицы – численность безработных (по методологии Международной Организации Труда) увеличилась с 74,3 до 106,7 тыс. человек, а уровень безработицы – с 4,2 до 6,1%.

Ситуация на рынке труда в 2011 г. формируется под влиянием темпов восстановления экономики, а также эффективности реализации инвестиционных проектов, предусматривающих мероприятия по поддержанию занятости населения.

В то же время дестабилизирующее влияние на ситуацию оказывают как существовавшие ранее, так и появившиеся новые проблемы. Основными из них являются следующие:

1. Накопленные размеры неэффективной занятости.

По данным мониторинга, проводимого департаментом, общая численность граждан, работающих в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя, составляет 14,2 тыс. человек, находятся в отпусках без сохранения заработной платы 0,5 тыс. работников, в простое по вине работодателя – 1,1 тыс. человек. Кроме того, направленная на увеличение производительности труда модернизация производства, и, как следствие, оптимизация численности персонала, может быть осуществлена с применением процедуры высвобождения работников, что обостряет конкуренцию на рынке труда.

2. Сезонные колебания спроса и предложения рабочей силы.

Для сельского хозяйства области 2009 и 2010 годы оказались проблемными. В результате засухи к августу погибло около половины посевов сельскохозяйственных культур, проблемы с заготовкой кормов привели к сокращению поголовья скота. Такие процессы привели к усилению сезонных колебаний спроса и предложения рабочей силы и способствовали росту безработицы зимой 2010-2011 годов (на 15-20%).

3. Наличие профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, усиливающего структурный характер региональной безработицы. Нагрузка безработных на 1 рабочее место в группе руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий составляет на конец октября 2010 года 3,5 человека, в группе служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием – 2,4 человек, среди операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин и слесарей-сборщиков – 1,8 человек, среди специалистов высшего уровня квалификации – 1,6 человек. В группе квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а также сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства на 10 рабочих мест претендуют 8 безработных. Вследствие недостатка спроса по сравнению с предложением рабочей силы в службу занятости за 10 месяцев 2010 года обратилось 4,9 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений различного уровня, что значительно больше, чем в прежние годы. Среди них 37,5% выпускников со средним профессиональным образованием, 48,0% – с высшим профессиональным образованием. Трудоустройство выпускников некоторых специальностей особенно затруднено в связи с избытком предложения: экономистов, менеджеров, юристов, а в связи с кризисом сократилась потребность и в инженерах.

4. Проблемы локальных рынков труда, в том числе рынков труда монопрофильных территорий. Сохраняется высокая степень дифференциации территорий области по уровню безработицы. Вариация этого показателя по области составляет более 6 раз. Максимальный уровень безработицы к 24 ноября 2010 года отмечался в Пестравском (4,3%), Большеглушицком и Алексеевском (по 4,1%) районах, минимальный – в Волжском районе (0,7%) и г.о. Самара (0,9%).

Абсолютный прирост численности безработных в Самарской области за 2009 год составил 34,3 тыс. человек, из них на города приходится 86,4% прироста региональной безработицы, в том числе на монопрофильные – (Тольятти, Чапаевск, Октябрьск, Похвистнево) – 44,7%. В 2010 году ситуация в монопрофильных городах области стабилизировалась. За счет проведения антикризисных мероприятий остановлен рост безработицы в крупнейшем моногороде области и страны – Тольятти. В апреле-ноябре численность безработных г.о. Тольятти снизилась в 1,9 раза и составила на 24 ноября 10,3 тыс. человек. В других монопрофильных территориях наблюдаются аналогичные тенденции: в г.о. Чапаевск численность безработных снизилась в 1,8 раза до 1,0 тыс. человек, в г.о. Похвистнево – в 1,9 раза до 0,4 тыс. человек, в г.о. Октябрьск – в 2,0 раза до 0,4 тыс. человек. Тем не менее, к 24 ноября 2010 года уровень безработицы по монопрофильным городам несколько выше, чем в целом по области (1,9%): в г.о. Тольятти – 2,2%, в г.о. Чапаевск – 2,3%, в г.о. Похвистнево – 2,2%, в г.о. Октябрьск – 2,4%. Несмотря на достигнутую положительную динамику процессов на рынках труда монотерриторий, сложности остаются, особенно в г.о. Тольятти. Ситуация в этом городе и в области в целом связаны с тем, что рынок труда как города, так и области зависим от проблем, возникающих на градообразующем предприятии ОАО «АВТОВАЗ» и связанных с ним предприятиях-смежниках.

5. Сложности трудоустройства отдельных категорий населения.

Структура клиентов службы занятости населения претерпела некоторые изменения. Доля молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет в структуре ищущих работу граждан составляет по итогам 10 месяцев 2010 года 40,9% (за 10 месяцев 2009 года – 35,3%). При всех несомненно положительных качествах, присущих именно молодым людям (стремление к повышению своего профессионального уровня, обучаемость, нестандартность мышления, мобильность и т.п.), их конкурентоспособность на рынке труда ограничивается отсутствием практического опыта, недостаточной или отсутствующей профессиональной подготовкой.

Актуальной остается проблема трудоустройства инвалидов. Доля инвалидов среди ищущих работу граждан увеличилась в 2010 г. до 5,0% (за 10 месяцев 2009 года – 3,1%). Трудоустройство этой категории граждан затруднено из-за имеющихся у них ограничений к определенным видам деятельности, сложности добираться до рабочего места в случае его удаленности, неэффективности квотирования рабочих мест и т.п.

Удельный вес обратившихся за содействием в поиске работы граждан предпенсионного возраста увеличился с 5,1% за 10 месяцев 2009 года до 5,8% за 10 месяцев 2010 года. Среди зарегистрированных безработных их доля составила 9,8% на 1.11.2010 против 6,3% на 1.11.2009. Как правило, граждане предпенсионного возраста менее конкурентоспособны на рынке труда, а при наличии ограничений в труде по медицинским показаниям шансов найти работу становится еще меньше. Из обратившихся в 2010 году в службу занятости населения граждан рассматриваемой категории трудоустроены лишь 36,4%.

Среди ищущих работу увеличились доля граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе: с 12,2% за 10 месяцев 2009 года до 18,3% за 10 месяцев 2010 года. Многие из них из-за длительного перерыва в работе утратили профессиональные навыки. При этом именно длительно не имеющие работы граждане, в большинстве своем, обращаются за справками для получения субсидий по оплате за жилье и коммунальные услуги и имеют низкий потенциал трудоустройства. Из числа обратившихся в службу занятости граждан после перерыва в работе более года трудоустроены 45,7%.

Ведомственная программа содействия эффективной занятости населения Самарской области предусматривает решение следующих основных задач:

1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей;

2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности;

3. Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.

Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей является одним из важнейших направлений деятельности органов службы занятости населения, которое предусматривает обеспечение трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, как путем подбора подходящих вакансий, так и временного трудоустройства в рамках специальных программ занятости, повышение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, особенно инвалидов, профилактику безработицы за счет проведения мероприятий по информированию о положении на рынке труда и профессиональной ориентации, социальной адаптации безработных граждан, расширение контактов с работодателями с целью пополнения банка вакансий и подбора им необходимых работников.

Социальная поддержка безработных граждан направлена на смягчение негативных последствий безработицы и является разновидностью адресной социальной помощи. Получателями социальной поддержки являются лица, признанные безработными в установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядке. Государство в период поиска подходящей работы гарантирует им получение социальных выплат.

Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда осуществляется посредством профессиональной ориентации граждан, психологической поддержки и профессионального обучения безработных граждан.

Для большинства безработных граждан профессиональное обучение является необходимым условием для обеспечения возможности последующего трудоустройства или нахождения доходного занятия. Наряду с этим оно способствует повышению сбалансированности рынка труда области. Профориентационное сопровождение профессионального обучения – важное и перспективное направление деятельности службы занятости, которое позволяет безработным выбрать оптимальное направление профессионального обучения, быстрее адаптироваться к учебе и успешно осваивать необходимые профессиональные навыки.

Целевым индикатором (показателем) достижения поставленной цели является:

  • уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения (в среднем за год);

Индикаторы (показатели) задачи 1 «Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей»:

  • доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;

  • доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;

  • численность участников общественных работ;

  • численность временно трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  • численность временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время;

  • численность временно трудоустроенных безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

  • численность безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации;

  • количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

  • численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости.

Индикатор (показатель) задачи 2 «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности»:

  • количество жалоб со стороны безработных граждан на невыплату пособия по безработице.

Индикаторы (показатели) задачи 3 «Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда»:

  • численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации;

  • численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения;

  • доля граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения.

Структура и содержание мероприятий Ведомственной программы соответствуют поставленным задачам.

Для реализации задачи 1 «Содействие трудоустройству граждан и обеспечение кадровой потребности работодателей» предполагается:

  • содействие трудоустройству граждан путем подбора вариантов подходящей работы из вакансий, заявляемых работодателями;

  • информирование о положении на рынке труда;

  • организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест предусматривает проведение крупных (общегородских) ярмарок вакансий, мини-ярмарок, специализированных ярмарок вакансий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  • содействие временному трудоустройству ищущих работу и безработных граждан;

- трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые: занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, организация общественных работ;

  • социальная адаптация и формирование навыков самостоятельного поиска работы («Клуб ищущих работу», «Новый старт»);

  • содействие самозанятости безработных граждан.

Задача 2 «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, предотвращение роста социальной напряженности» предполагает выполнение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан и включает в себя в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

  • выплату пособия по безработице, оказание материальной помощи безработным, у которых закончился период выплаты пособия;

  • выплату стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости населения;

  • возмещение затрат Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области на выплату пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно.

В рамках решения задачи 3 «Развитие качества и повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда» предполагается выполнение следующих мероприятий:

  • профессиональная ориентация граждан;

  • профессиональное обучение.

Ожидаются социально-экономические последствия реализации Ведомственной программы:

- создание благоприятных условий для трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала, сдерживание роста социальной напряженности в обществе благодаря проведению активной политики на рынке труда и материальной поддержке безработных граждан;

- увеличение налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней в результате трудоустройства службой занятости населения граждан, ищущих работу, на вакантные рабочие места.

В период реализации Ведомственной программы предполагается снижение средней величины затрат на трудоустройство одного гражданина. Выполнению Ведомственной программы могут помешать следующие риски: увеличение размеров пособия по безработице и материальной поддержки (при субсидировании временной занятости), рост стоимости услуг по профессиональному обучению, связанные с более высоким уровнем инфляции, чем расчетный, при сохранении объемов субвенций.

Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется по показателю «затраты на трудоустройство одного гражданина»

График 5

Успешное выполнение Ведомственной программы зависит от своевременного и полного обеспечения необходимыми ресурсами, предусмотренными Ведомственной программой, и потребует выделения в 2011-2013 годах финансовых средств из областного бюджета, формируемых за счет поступающих из федерального бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий, в размере 4 806 884,2 тыс. рублей, в том числе в 2011 году – 1 754 646,1 тыс. рублей, в 2012 году – 1 669 932,1 тыс. рублей, в 2013 году – 1 382 306,0. Из них общий объем на выполнение задачи 1 составляет 132780,7 тыс. рублей, задачи 2 – 4322602,4 тыс. рублей, задачи 3 – 351501,1 тыс. рублей.

На реализацию мероприятий активной политики занятости населения в общей сложности предполагается направить 10,1% от общей суммы планируемых расходов, на социальную поддержку безработных граждан – 89,9%.

Потребность в средствах рассчитывалась исходя из:

  • прогнозируемого уровня безработицы;

  • прогнозируемой численности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 лет до 18 лет, проживающих в Самарской области;

  • установленного размера минимальной величины пособия по безработице;

  • среднего периода участия безработных и несовершеннолетних граждан в программах временной занятости и общественных работах;

  • установленного размера максимальной и минимальной величины пособия по безработице;

  • складывающейся на протяжении последних лет на рынках труда городских округов и муниципальных районов структуры получателей пособия.

В 2011 году средние затраты на обучение одного безработного предусмотрены Программой 12,5 тыс. рублей, затраты на организацию профессионального обучения 9,6 тыс. безработных – 119 863,3 тыс. рублей.

При расчёте стипендии гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, учитываются удельный вес получателей стипендии в размере от минимального до максимального пособия по безработице, средняя продолжительность обучения. На осуществление выплаты стипендии в 2011 году необходимо 46 293,4 тыс. рублей, в том числе 230,3 тыс. рублей – оплата услуг банка.

В 2012 году предполагаемые затраты на обучение одного безработного составят 12,5 тыс. рублей. Затраты на организацию профессионального обучения 9,6 тыс. человек составят 119 863,3 тыс. рублей.

На осуществление выплаты стипендии гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, в 2012 году необходимо 46 293,4 тыс. рублей, в том числе 230,3 тыс. рублей – оплата услуг банка.

В 2013 году предполагаемые затраты на обучение одного безработного составят 12,5 тыс. рублей. Затраты на организацию профессионального обучения 7,8 тыс. человек составят 97 820,2 тыс. рублей.

На осуществление выплаты стипендии гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, в 2013 году необходимо 37 774,9 тыс. рублей, в том числе 187,94 тыс. рублей – оплата услуг банка.

Объёмы финансирования мероприятий по содействию занятости населения ежегодно корректируются в соответствии с утверждённым объёмом субвенций из федерального бюджета.

Механизм управления реализацией программы. Исполнителем Ведомственной программы является департамент, ответственными за реализацию ее мероприятий – соответствующие структурные подразделения департамента, подведомственные ему государственные учреждения центры занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области.

1 Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2011. С.123.

2 Рикардо Д. Начала политэкономии, налогового обложения. Соч. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. С. 85, 88.

3 Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: Учеб.-метод. пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 1999. 192 с.

4 Журавлева Г.П., Экономика: Учеб. М.: Юристъ, 2001. 574 с.

5 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Том I .С. 284–288.

6 Маркс К. Капитал. Т.1 / К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.23. Гл.23. С. 633.

7 Маркс К. Капитал. Т.1 / К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.23. Гл.23. С.651.

8 Пигу А. Теория безработицы. М., 1933. С. 125.

9 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1954.

10 Составлено на основе денных из: http://www.samarastat.ru/digital/region9/default.aspx - сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.

11 Регионы России. Социально-экономические показатели за 2006-2010 гг.

12 Построено на основе данных из: http://www.samarastat.ru/digital/region9/default.aspx. - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области;

Регионы России. Социально-экономические показатели за 2006-2010 гг.

13 Построено на основе данных из: http://www.samarastat.ru/digital/region9/default.aspx . - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.

14 http://www.samarastat.ru/digital/region9/default.aspx.

15 http://www.samarastat.ru/digital/region9/default.aspx.

16 http://www.trud.samregion.ru/home/records/vcp.aspx.

Просмотров работы: 6807