УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Названная тема представляется актуальной, поскольку именно в российской экономике путь предпринимательства как был в Новое время, так и сейчас наиболее тернист относительно экономик других ведущих мировых держав.

В работе рассмотрен период в российской экономике с 1985 года, так как именно в это время с российского предпринимательства сняты первые ограничения. Цель работы – выявить характерные черты существования и развития предпринимательства в российской экономике, и на основе них спрогнозировать дальнейшие пути развития, а также предложить свои идеи в этой сфере.

Во времена СССР предпринимательство как таковое не существовало, и все его проявления негативно воспринимались обществом, а государством каралось как спекуляция. Самой распространенной формой хозяйствования был кооператив. Серая масса работников, условия и цели которой диктовались «сверху».

Датой «пробуждения» предпринимательства в России принято считать 1985-й год. Именно тогда появились законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР».

Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 г. в стране насчитывалось уже 200 тыс. малых предприятий, на которых было занято почти 5 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. руб.

Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. В 1990 г. под развитие предпринимательской деятельности окончательно подведена юридическая основа.

В 1991 году перестал существовать СССР, и начался так называемый этап кризисного развития, продолжавшийся с 1992 по 1994 годы. Он отличался большим спадом производства и инвестиций. Происходила быстрая демилитаризация экономики, прекращалось производство товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, выросли цена и изменилась их структура, она приблизилась к общемировой.

Однако малое предпринимательство наоборот набирало обороты быстрыми темпами. В 1992 г. отмечены самые высокие с середины 1980-х годов темпы роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры, коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

С началом широкомасштабной приватизации развитие предпринимательства получает мощный импульс. В это время (1993-1994 гг.) появилось множество собственников и наблюдалось интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. До 1996 года были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестиционной деятельности, к развитию предпринимательства. Началось кредитование экономики по положительной процентной ставке. Удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако спад производства государство преодолеть не смогло. В результате разгосударствления и приватизации предприятий развивается свободная конкуренция как необходимый атрибут рыночных отношений.

С 1996 по 1998 г. государство всерьез взялось за возобновление экономического роста. Была практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования ЦБ, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, на уровне предприятий. Но в августе 1998г. наступил дефолт, обозначивший переход к следующему этапу реформ, продолжающемуся по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2003 гг. ВВП страны вырос на 37%, промышленное производство – на 44, народно-хозяйственные капиталовложения – на 60%.1

Статистические данные свидетельствуют, что в 2002 г. работало более 875 тыс. малых предприятий с общей занятостью свыше 7,5 млн. человек. Доля в производстве ВВП при таких показателях составляет более 10 %.

Для рыночной экономики важна не только рыночная конкуренция, но и другая характеристика, именуемая «концентрация капитала». Именно поэтому при достижении определенных экономических результатов, объективно необходимым стало создание крупных организаций корпоративного типа. По отношению к ним малое предпринимательство выступает как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции и источник личной предпринимательской инициативы. Основной и главной особенностью развития предпринимательства современной России является соответствие таким условиям деятельности, когда малое предпринимательство и корпоративный сектор предполагают параллельность действия и взаимовлияние.

Как показывает не только зарубежная, но и отечественная практика, появление корпоративных структур вытекает из логики развития предпринимательства, когда накопленные ресурсы полностью (или почти полностью) вкладываются в развитие собственно предпринимательства.

Способы организации, формы и методы функционирования финансово-промышленных групп (далее – ФПГ) обеспечивают эффективность их деятельности и способствуют консолидации промышленного и финансового капитала. Региональные ФПГ развиваются в регионах с диверсифицированной экономической структурой. Деятельность ФПГ технологического направления получили развитие в нефтегазодобыче и нефтепереработке, в металлургии и производстве композитных материалов, машиностроении, деревообработке, производстве материалов для жилищного строительства в инвестиционно-строительном комплексе.

На современном этапе развития предпринимательства быстро складывается самоорганизующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений как ФПГ, ассоциации и др. Этот факт свидетельствует о новом повороте и переходе на иные социально-экономические и политические отношения в начале XXI века.2

Примечательно, что Россия находится лишь на 123-ем месте среди 183 стран в рейтинге комфортности ведения бизнеса, составляемом ежегодно Всемирным банком в рамках аналитического доклада «Doing Business». В том же рейтинге по сложности процедуры получения строительных разрешений Россия занимает 182-е место. Сейчас в России для получения строительных согласований необходимо потратить в среднем 540 дней и пройти 53 процедуры. В рейтинге коррупционности стран по данным Transparency Int. Россия в 2011 г. занимала 154-е место из 178, годом ранее 146-ое место.

Нами были опрошены 18 малых и средних предпринимателей г. Тольятти, только один из них (5,5%) назвал условия ведения бизнеса благоприятными, 14 человек (77,8%) охарактеризовали их уровнем «ниже среднего», а трое (16,7%) и вовсе – неудовлетворительными.

Нельзя не назвать составляющие правового фундамента российского предпринимательства, к ним относятся:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту частной, государственной и иных форм собственности;

  2. Гражданский Кодекс РФ – «конституция» предпринимательства, в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности;

  3. ФЗ РФ специального назначения: «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и другие;

  4. ФЗ РФ общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и другие.

Проблемы развития предпринимательства в России. Это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
  1. Несовершенство законодательства: нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

  2. Cущественные законодательные пробелы:

  1.  
    • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

    • неотработанность процесса купли-продажи;

    • отсутствие должного законодательства о земле;

    • внутренняя противоречивость законов.

Невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

  1. Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

  1. Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи нецелевого использования государственных средств.

  1. Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  1.  
    • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

    • невыполнение своих обязательств поставщиками;

    • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.;

    • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

    • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

    • утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

  1. Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия. Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже: различного рода перерегистрации МП, что, с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой, – является способом дополнительных изъятий их средств.

Для сбора полного пакета всех необходимых документов необходимо настолько много денег/времени, что зачастую проще и выгоднее заплатить «взятку» ответственным структурам. Например, сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5–3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

Вообще, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса, которая в России находится на крайне низком уровне.

Возможные подходы к решению проблем.

Думается, условия развития российского малого и среднего бизнеса станут существенно лучше, чем в настоящее время, если будет обеспечена реальная защита прав собственности, повысится эффективность судебной и правоохранительной систем, возникнут действенные механизмы контроля общества за деятельностью чиновников. Именно это определяет состояние предпринимательской среды. Нельзя надеяться, что в сфере МСП можно создать некий оазис при общей неблагоприятной бизнес-среде. Меры по улучшению условий деятельности в этой сфере нужно четко координировать с мерами по совершенствованию предпринимательской среды в России в целом. При отсутствии такой координации успех не будет достигнут.

Формируя благоприятную среду деятельности малых и средних предприятий, важно обеспечить каждому субъекту возможность эффективного развития. Я имею в виду налоговые льготы (пусть минимальные) по специальным режимам, информационную поддержку, поддержку в сфере обучения и повышения квалификации кадров, консультирование по базовым юридическим и технологическим вопросам, ликвидацию иррациональных административных барьеров и т.п. При этом деятельности многочисленных частных организаций и фирм, обслуживающих МСП, мешает неоправданный выход муниципальных, государственных и полугосударственных организаций поддержки МСП на рынок услуг для малых и средних предприятий. Функционирование, по сути, административных сервисных монополий с их низкокачественными услугами лишь дискредитирует идею поддержки организаций инфраструктуры МСП, препятствует нормальному развитию рынка услуг для этого сектора.

Более того, в последние годы наметилась тенденция массовой коммерциализации поддержки МСП, причем за счет бюджета. Некоторые организации, номинально относящиеся к инфраструктуре поддержки МСП, основной целью своей деятельности считают увеличение собственных доходов. Особенно это касается таких направлений поддержки, как имущественная и финансовая: занимающиеся ею организации процветают, а до субъектов МСП она доходит в урезанном виде.

Целевую поддержку по приоритетным направлениям нужно оказывать, повышая доходность соответствующей деятельности. В настоящее время в приоритетных сферах, особенно в инновационной, она очень низкая. Бюджетные средства для оплаты льготной аренды помещений и оборудования, стимулирования спроса на инновации, а также целевые налоговые льготы надо прежде всего использовать для обеспечения высокой доходности в приоритетных отраслях. Это привлечет субъектов малого и среднего предпринимательства, а создаваемые ныне многочисленные технопарки и инновационные центры действительно станут важными элементами инфраструктуры поддержки МСП, модернизации российской экономики. Сейчас же многие из них на 3/4 заняты складскими и офисными помещениями торговых фирм.

Чтобы на деле способствовать развитию малого и среднего бизнеса, необходимо кардинально улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в стране, реально бороться с коррупцией. Тогда меры поддержки МСП окажутся намного более эффективными.

Таким образом, на основе теоретического исследования истории развития предпринимательства в России, дополненного авторским социологическим исследованием, можно сделать вывод, что условия для развития предпринимательства в России крайне враждебны и направлены скорее на государственные нужды, нежели на предпринимательские. Законодательная база нуждается во множестве дополнений и исправлений. Одним из основных препятствий для развития предпринимательства является выходящая за пределы разумного бюрократия и базирующаяся на ней коррупция.

1 Бессолицын А.А. Основные этапы становления и развития российского предпринимательства // Управление собственностью: теория и практика. 2008. № 4. С.45-50.

2 Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. Гл. 1, §. 1.

Просмотров работы: 11352