РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рынок труда представляет собой важнейшую сферу общественных отношений. От эффективности его функционирования зависит состояние экономики в целом. Рынок труда способен порождать сложные социальные проблемы и связанную с ними напряженность. Их решение исключительно за счет рыночного механизма не представляется возможным, поэтому общество вынуждено создавать соответствующую систему содействия занятости, содержания безработных и совершенствовать трудовое законодательство.

Отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание. Я рассматриваю этот вопрос потому, что хочу узнать направления регулирования рынка труда на уровне Самарской области. Узнать какие предлагаются механизмы, инструменты, инфраструктура для успешного взаимодействия заинтересованных сторон на современном этапе развития.

Регулирование рынка труда – достаточно сложная задача для органов государственной власти, поскольку применение даже экономически грамотных и научно обоснованных регулирующих воздействий, призванных улучшить функционирование рынка труда, не всегда дает ожидаемые результаты.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. В стране действует закон о занятости, работают службы содействия найму, регистрации безработных.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

  • программы содействия найму рабочей силы;

  • программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы содействия занятости, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

Реализация мероприятий по содействию занятости населения в Самарской области осуществляется в настоящее время в рамках исполнения ведомственной целевой программы содействия занятости населения на 2011-2013 годы. Следует учесть, что в 2011г. осуществлялась Программа дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области. Выделяются при этом следующие мероприятия:

  • опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;

  • организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными гражданами, и граждан, ищущих работу;

  • стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

  • содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В рамках реализации мероприятий целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012 годы проводятся различные мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; создание эффективной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей: 3740 предпринимателей приняли участие в данных мероприятиях, оказано содействие в повышении профессиональной подготовки 761 руководителю и специалисту предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям.1

По итогам 2011 г. уровень регистрируемой безработицы в Самарской области составил 1,4% от экономически активного населения. В конце 2010 г. он составлял 2%. Число официально зарегистрированных безработных за год снизилось с 34,8 тыс. человек до 25,2 тыс. человек. Во многом этому способствовала реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и содействию занятости населения.

По состоянию на 8 февраля 2012г., уровень безработицы в регионе составляет 1,4% (25,2 тыс. человек) от экономически активного населения. Именно столько человек стоят на учете в региональной службе занятости населения. При этом количество вакансий составляет 25,6 тысячи.

Меньше всего нуждающихся в работе насчитывается в Самаре, уровень безработицы в которой составляет 0,6%. Аналогичная ситуация в Волжском районе. В Тольятти этот показатель составляет 1,4%, в Новокуйбышевске - 1,2%, в Кинеле и Отрадном - 1,7%. Наиболее актуальна проблема трудоустройства для жителей сельских районов, в которых уровень безработицы выше. К примеру, в Кошкинском районе уровень безработицы составляет 1,8%, в Нефтегорском - 2,2%. Во многих районах уровень безработицы снижается. Например, в Пестравском районе он составляет 3,7%, хотя год назад был на уровне 7,1%.

Диаграмма 1

Уровень безработицы по субъектам Самарской области, 2011г. (в %)2

Как отмечают в департаменте труда и занятости населения Самарской области, в среднем, поиск работы у жителей региона занимает 5,2 месяца.

Существенный вклад в эти процессы внесла реализация мероприятий в рамках ведомственной целевой программы содействия занятости населения Самарской области на 2011-2013 годы и программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2011 год.

В мероприятия программы содействия занятости населения в общей сложности было вовлечено 145,9 тыс. человек, а участниками программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области стали 23,8 тыс. человек.

В рамках реализации вышеназванных направлений в 2011 году:

  • проведено 29 городских ярмарок вакансий (в том числе 5 ярмарок для молодёжи). Администрацией городского округа оказывалось содействие ГКУСО ЦЗН в безвозмездном предоставлении помещений для проведения данного мероприятия;

  • обеспечена работа выездных информационно-консультационных пунктов в поселках Берёза, Прибрежный и информационно-консультационного пункта в посёлке Управленческий;

  • отраслевыми (функциональными) органами Администрации городского округа Самара ежемесячно проводился мониторинг имеющихся вакансий в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях. Информация направлялась в ГКУСО ЦЗН;

  • муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор» оказывалась всесторонняя поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на этапе становления деятельности (предоставление во временное пользование нежилых помещений, оказание бухгалтерских и юридических услуг, проведение консультаций по вопросам кредитования и т.п.).

В рамках государственной политики занятости населения правительством региона уделяется особое внимание теме содействия занятости инвалидов. Кроме того в мае 2011 года областным правительством было принято постановление, главной целью которого стало стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодателям за счет средств областного бюджета были скомпенсированы затраты на выплату заработной платы инвалидам, трудоустроенным на созданные рабочие места.

В результате мер, предпринятых областным правительством во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, уровень трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья по итогам 2011 года составил 41,4% (2893 инвалида) от числа обратившихся, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году и в два раза больше уровня 2009 года.3

Рассматривая уровень безработицы на рынке труда Самарской области в первые месяцы 2012 г., можно сказать, что он держится на стабильном уровне, начиная с 2011г.

Диаграмма 2

Уровень безработицы на рынке труда Самарской области, 2012г.4

Таким образом, в результате выполнения мероприятий Программы содействия занятости стала преобладающей тенденция снижения уровня официальной безработицы в Самарской области. В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад.

1 http://www.city.samara.ru/administration/report/404.

2 Построено автором работы на основе данных из: http://vkonline.ru.

3 http://vkonline.ru . – сайт газеты «Волжская Коммуна».

4 Построено на основе данных из: http://www.gks.ru.

Просмотров работы: 3040