ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.

Данная тема является достаточно актуальной в настоящее время, поскольку естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.

Исходя из вышесказанного, выбор темы обоснован ее значимостью и актуальностью на сегодняшний день.

Причины возникновения естественных монополий. Принято считать, что в отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции, т.е. на базе единственной фирмы, а не многих конкурирующих производителей. Потому что производство любого объема продукции, не имеющей близких заменителей на рынке, в рамках этой одной фирмы обходится значительно дешевле, чем в ряде фирм за счет так называемого эффекта масштаба.1

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.2

На графике 1 показано, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек, чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.

График 1 Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия3

Очевидно, что для любого объема спроса ниже Q* средние затраты на производство будут ниже при наличии единственной фирмы, которая и будет естественным монополистом. Но если объем спроса превысит Q*, естественная монополия более невыгодна и на рынке должны работать две фирмы (возникает естественная дуополия). Ключевым параметром здесь является субаддитивностьфункции затрат. Наличие у функции затрат свойства субаддитивности показывает, что весь объем производства может быть произведен с меньшими затратами единственной фирмой.

Поэтому на лицо выгодность и необходимость для общества такого производства.

Материальной основой предпринимательской деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое, т.е. сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности, так и большой стоимостью объектов (большими первоначальными вложениями капитала).4

Эффективность монопольного производства обусловлена особой значимостью для этих отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на товар (услугу).5

Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к значительному росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка, т. е. возникают барьеры для других фирм.6

Поэтому естественные монополии выгодны как для общества, так и для государства, что объясняет их сохранение в национальном производстве.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий, которые являются производством «общественных благ», то есть «общественного пользования», осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, автодорожное строительств, кабельное телевидение и другие услуги.7

В случае сокращения объемов преставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложение уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня.8

Еще одна причина существования монополии состоит в том, что одна единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Как правило, это предприятия, которые имеют свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры (редкие металлы, электроэнергия, линии электропередач, телефонные линии, железнодорожный транспорт, трубопроводы, трансформаторные подстанции, генераторы, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения, военно-промышленное оборудование).

Немаловажной причиной существования естественной монополии выступает государственное ограничение притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Это выражается в применении патентов и специальных лицензий, разрешающих деятельность тем субъектам, которым решит государство. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию.9

В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Когда спрос на товар монополиста невелик, то естественная монополия может оставаться, так как она полностью удовлетворяет спрос на рынке с низкими издержками. Однако по мере того как спрос растёт, нагрузка на фирму увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется увеличить объем производства. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.

Понятие «Естественная монополия» и ее основные черты. Многообразие школ и направлений, сформировавших современную экономическую теорию как науку, предполагает наличие различных взглядов и подходов к вопросу выделения классифицирующих признаков естественной монополии и позволяет говорить об эволюции данного явления, сопутствовавшей развитию взглядов на сущность национальной экономики в целом.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию естественная монополия, необходимо рассмотреть ее основные черты:

Во-первых, фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек, а стоимость единицы услуги такой фирмы находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

Во-вторых, установлены барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

В-третьих, естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

В-четвертых, деятельность фирмы-монополиста построена по сетевому принципу, т.е. головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.

В зависимости от того, какой из перечисленных аспектов рассматривается подробнее, многие экономисты определяют категорию «естественная монополия» с разных точек зрения. Обобщив несколько определений, можно вывести следующее.

Естественная монополия– это такая разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос (на общественные блага и услуги первой необходимости) в условиях минимальных затрат, а потому ее деятельность легализована государством.

Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, так как она охватывает все производство определенного товара или услуги.

Классификация естественных монополий. Условно существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.10

Выделяют следующие виды естественных монополий:

1) по масштабу (территориальному пространству):

  • федеральные,

  • региональные,

  • муниципальные (локальные);

Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, так как они наиболее часто встречаемый вид естественной монополии. Она представляет собой такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется эффективнее одним производителем. Объективно ограничение конкурентной среды обусловлено технологическими особенностями производства или социально-экономическими условиями административного района, совпадающего с географическими границами данного локального товарного рынка.

2) по отраслевой принадлежности (специализации):

  • монополии в топливно-энергетическом комплексе,

  • монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета),

  • монополии в транспортной системе,

  • монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве;

3) по наличию государственного регулирования:

  • регулируемые,

  • нерегулируемые;

4) по форме собственности субъекта:

  • государственные,

  • муниципальные,

  • частные,

  • смешанные;

5) по возможности вступления в отрасль:

  • открытые (барьеры для вступления в отрасль незначительны, вход в отрасль новых фирм не затруднен),

  • закрытые(барьеры для вступления в отрасль настолько трудны, что монополист может быть уверен в своей единоличности на рынке выпускаемого товара);

6) по длительности существования:

  • постоянные (при растущей отдаче от масштаба при любом объёме производства),

  • временные (пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса).

Функции естественных монополий. Естественные монополии служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Как одна из структурных составляющих экономической системы государства, естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно, они выполняют важные функции, такие как:

  1. Функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками;

  2. Системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны, то есть образуют четкую структуру организации национальной экономики, и следовательно, при каких-либо сбоях в работе этих отраслей очевидно будут претерпевать негативные последствия и все остальные элементы системы, и система в целом;

  3. Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов, зачастую они являются бюджето-образующими для многих регионов страны и всего государства.

Однако, монополии могут и дестабилизировать экономику страны, действуя в своих интересах своими огромными ресурсами и оказывая воздействие на финансовый рынок страны, её политическую власть и т.д.;

  1. Функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене.

Как правило, естественные монополии служат базой всей экономики, так как играют ключевую роль в формировании издержек производства всех остальных товаров, а следовательно и цены на любой товар. Кроме того, товары или услуги, производимые этими предприятиями, удовлетворяют важнейшие и первостепенные потребности населения, и следовательно влияет на повышение или, напротив, на понижение благосостояния каждого человека в государстве.

Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, гарантирующих эффективное функционирование отдельных сфер экономики. Транспортные сети производственной инфраструктуры, по которым осуществляется движение компонентов природы, готовой продукции и трудовых ресурсов, инициируют воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные элементы служат интеграционной частью цикла производства товара, а обширная сфера деятельности предприятий инфраструктурных отраслей и неопределенность границ производимого ими продукта обусловливают единство их функционирования.

Естественные монополии помимо производства социально важной продукции выполняют функцию воспроизводства единого экономического пространства, которая несомненно необходима для государств с обширной территорией. Для России эта функция имеет особое значение из-за климата и наличия богатых месторождений полезных ископаемых, и, в первую очередь, энергоресурсов.11

Снижение объемов производства естественных монополий указывает на то, что они выполняют функцию встроенных стабилизаторов в экономике, через эффект мультипликатора, в определенной степени смягчая ее флюктуации. Их устойчивое положение, меньшая подверженность основных фондов моральному износу позволяют рассматривать естественные монополии как фундамент восстановления равновесности национального воспроизводственного комплекса РФ. В случае же наличия устойчивых внешних рынков сбыта, как например у ОАО «Газпром», автоматическая функция, выполняемая естественными монополиями, усиливается – они, по сути, служат движущими силами экономики.

Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности. В соответствии с законодательством РФ деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- эксплуатация главных сооружений по очистке воды, магистральных трубопроводов и системы водопроводов;

- захоронение радиоактивных отходов.12

Особое место среди крупнейших интегрированных структур в экономике России принадлежит компаниям, работающим в сфере естественных монополий: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования. В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС» - подвергнута глубокой реструктуризации путем выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний.13

Диаграмма 1

Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями России на 2009 год.14

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%. Государство видит его миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей РФ, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2010 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2009 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Профильное направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов – приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды.

Газпром совершенствует корпоративную структуру управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской Exxon Mobil. Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.15

РАО «ЕЭС России». Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» создано в 1992 году в соответствии с Указами Президента РФ от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334. В уставный капитал Компании было передано имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций.

Компания осуществляет свою деятельность в целях обеспечения надежного функционирования и развития Единой энергетической системы России, бесперебойного энергоснабжения потребителей, повышения доходов акционеров, проведения единой инвестиционной и научно-технической политики, внедрения новых прогрессивных видов техники и технологий и в других целях, определенных Уставом Компании. По состоянию на 1 января 2007 года государству принадлежит 52,68% акций РАО «ЕЭС России», которые составляют 54,99% выпущенных обыкновенных акций. 45% выпущенных акций обращаются на биржевом рынке Российской Федерации.

Сегодня РАО «ЕЭС России» обеспечивают 70% выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, контролируют 72% генерирующих мощностей и 96% общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. На предприятиях задействовано свыше 400 тыс. рабочих мест, и перечислено за год в бюджеты всех уровней налоговые платежи на сумму свыше 100 млрд руб.16

ОАО «РЖД». Деятельность Компании "Российские железные дороги" имеет стратегическое значение для развития экономики России, затрагивает жизнь практически всех ее граждан. От надежной и продуктивной работы железнодорожников зависит стабильность и благополучие не только РЖД, но и всего государства. Поэтому одной из основных задач ОАО "РЖД" является создание и поддержание достойных условий труда, социального благополучия работников компании, и Компания уделяет повышенное внимание социальной составляющей своей деятельности. Основным документом, закрепляющим обязательства ОАО РЖД перед работниками, является коллективный договор. В настоящее время в Компании действует коллективный договор на 2008-2010 гг.

Согласно Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте завершается третий этап преобразований в системе ОАО «РЖД», основное содержание которого сводится к привлечению инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД», и других акционерных обществ, созданных в отрасли с участием государственного капитала.17

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.18

Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2009 г. Примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70%.

В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка. Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии завышают цены, пользуясь своим монопольным положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС – на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары. Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги. Государственное регулирование естественных монополий. Российские предприятия, ориентированные на удовлетворение спроса почти всех отраслей экономики, оказались недостаточно гибки и адаптивны к переменам. Огражденный от угрозы конкуренции на внутреннем рынке монополизированный сектор демонстрирует недостаточную восприимчивость к нововведениям. Он менее последователен в проведении политики в области НТП и повышения качества выпускаемых товаров.

Поэтому для развития производства и технологии, использования ресурсов с максимальной отдачей, а также цен на производимые товары, которые бы устраивали общество, чрезвычайно важно и необходимо, чтобы государство контролировало деятельность естественных монополий и при необходимости принимало меры по урегулированию.19

В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро(экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент(социальные и стратегические границы рынка), а также рассмотреть типы границ естественных монополий для того, чтобы выяснить, каким образом определяются государством методы и способы регулирования.

  1. Экономические границы (рассмотрение строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей, не полностью отражая всю суть естественной монополии).

  2. Технологические границы (конкуренция не может существовать из-за технологических особенностей отрасли).

  3. Социальные границы (принцип общественной полезности - товары и услуги потребляются обществом, что определяет особую роль для населения).

  4. Стратегические границы (сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин, которые противоречат интересам политике государства).

Иначе говоря, назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

Таблица 1.

Типы границ естественных монополий20

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика

Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна

Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности

Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что целями государственного регулирования естественных монополий является следующее:

  • стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости;

  • стабилизация цен и тарифов, а также возможное их снижение;

  • использование ресурсов с максимальной отдачей;

  • улучшение качества обслуживания;

  • сбалансированность функционирования всей национальной экономики;

  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

  • повышение эффективности инвестиций и т. д.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

  • Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

  • Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

  • Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Схема 1

Методы государственного регулирования естественных монополий в экономике21

Ценовое регулирование. Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

1) Метод предельных издержек.

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

2) Метод средних издержек.

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

3) Метод установления потолка цен.

Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии. Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

4) Субсидирование естественных монополий.

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство призвано защитить интересы всех потребителей.22

Неценовое регулирование. Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей. Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1) Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2) Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества. 23

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом имеет значение: издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам), соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей, государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее, до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены.

Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей, являющихся естественными монополиями лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Таким образом, у естественной монополии имеются положительные черты:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;

  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;

  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;

  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;

  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;

  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Но не смотря на все достоинства, естественные монополии имеют ряд недостатков, которые негативно влияют на их функционирование, в частности, такие:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;

  • возможность блокировать технический прогресс;

  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;

  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

После чего становится очевидно, что состояние естественной монополии на рынке глубоко противоречиво, потому что ее достоинства могут стать недостатками и наоборот. Это еще раз показывает, насколько данная тема актуальна в настоящее время, ведь от того, как будут действовать естественные монополисты в отраслях, производящих «общественные блага», и от того, какую политику по регулированию их деятельности будет вести государство, напрямую зависит благосостояние и условия жизни каждого проживающего на территории страны, то есть каждого из нас с вами.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — государственным регулированием естественной монополии.

Сохранение баланса между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

Следует отметить, что этот компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. С этим нельзя не согласиться. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.

Таблица 2

Рост цен и тарифов естественных монополий в 2009-2011 гг.

(в среднем за год, % к предыдущему году)24

 

2009

2010*

2011*

Старый прогноз*

Действующий тариф

   

Газ**, в т.ч.

120,3

115,9-116,3

130

140

- средние оптовые цены

119,9

115,9-116,3

128

140

- цены для населения

125

116,3

130

140

Электроэнергия**, в т.ч.

126

126

122

118

- средние регулируемые тарифы

119

119

113-114

116

- цены для населения

125

125

125

125

Тепловая энергия

118,5-122

118

118

120

Нефтепроводный транспорт

-

115,7

-

-

Железнодорожные перевозки грузов***

117,1-118,7

112,4

109,7-113,7

110-114

Железнодорожные пассажирские перевозки***

113-121,8

112-119

112-114

114-116,7

* последний прогноз минэкономразвития – август 2008

** общий прогноз по росту цен для всех категорий потребителей (с учетом «свободного» рынка)

*** только регулируемый рынок

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009. Т.2. Гл. 26. С. 94.

2 Экономика: Учеб. / Под ред. Булатова А.С. М.: Экономистъ, 2008. С. 160.

3 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. 9-е изд. М.: Маркет ДС, 2009. С. 119.

4 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2007. Ч.2. С. 190.

5 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009. Т.2. Гл. 26. С. 101.

6 См.: Курс экономической теории / Под общ.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2007. С. 157.

7 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 2011. Т.1. Гл. 6. С.99-100.

8 См.: Курс экономической теории / Под общ.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2007. С. 159.

9 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009. Т. 2. Гл. 26. С. 95.

10 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2007. С. 192.

11 Журавлева Г.П. Макроэкономика: Учеб. пособие. М.: Инфра, 2010. С. 116.

12 Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях». Ст. 4.

13 Построено на основе данных из: Ильин В.А. Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий // Российское предпринимательство. 2011. №8’1. С. 82-87.

14Построено на основе данных из: Ильин В.А. Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий // Российское предпринимательство. 2011. №8’1. С. 85.

15 Труды Института проблем естественных монополий. Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 164.

16 Труды Института проблем естественных монополий. Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 166.

17 См.: Ильин В.А. Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий // Российское предпринимательство. 2011. № 8’1. С.82-87.

18 Труды Института проблем естественных монополий. Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 167.

19 См.: Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. М.: КНОРУС, 2009. С.116.

20 Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008. С.127.

21 Построено на основе ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях».

22 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях».

23 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях».

24 www.economics.ru/estestvennye-monopolii-v-rossii/

Просмотров работы: 24084