АНАЛИЗ ОПЫТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ОПЫТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России, а в частности – в Самарской области, делают тему исследования привлекательной. Объектом исследования будет являться рынок труда Самарской области. Целью данной работы является изучение опыта по решению проблемы безработицы в Самарской области. Для более полного раскрытия данной темы необходимо выполнить следующие задачи:
  1. Дать определение понятию «безработица», раскрыть содержание явления; уделить внимание рынку труда и механизму формирования безработицы;

  2. Рассмотреть рынок труда в России и в Самарской области.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.1

Наемный труд выражает производственные отношения между собственниками средств производства и работниками, обладателями лишь рабочей силы.

Рынок рабочей силы – это многоплановая сфера товарно-денежных отношений, возникающая между продавцами рабочей силы и покупателями этого товара. Сходство рынка рабочей силы с рынком обычных товаров обнаруживается в тождественности таких категорий, как цена, спрос, предложение, конкуренция участников рынка. Конкуренция среди самих продавцов рабочей силы подвержена воздействию многих факторов, в том числе и таких, действию которых они не могут самостоятельно препятствовать. Речь идет, прежде всего, о развитии интенсификации производства, которое неизбежно в той или иной мере приводит к образованию избыточного рабочего населения, армии безработных.2

Однако рабочий, обладатель и продавец рабочей силы, не может ожидать неограниченное время момента наиболее выгодной сделки, так как его позиции в конкуренции с покупателями его товара далеко не равны. Ежедневная необходимость в средствах существования снижает его конкурентоспособность.

Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующегося труда, а на оси ординат – величины реальной заработной платы (W/p). Точка с координатами (Т1;W/p) является примером того, что низкой заработной плате W/p1 соответствует большой спрос на труд Т1, и наоборот (точка с координатами (Т2; W/p2) (см. график 1). Рыночное предложение труда для определенного вида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике зависит от численности работников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Численность таких работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования (кроме зарплаты), личного выбора между работой и досугом, альтернативной стоимости наемного труда.

График 1

Кривая спроса на труд

W/p

W/p

W/p

.. Т Т Т

Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается.

График 2

Кривая предложения труда

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату. Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда, или заработная плата (график 3).

Любые отклонения от равновесной точки будут свидетельствовать о нарушении состояния полной занятости: область графика выше точки Е – превышение предложения над спросом, область графика ниже точки Е – превышение спроса над предложением труда.

Поскольку превышение заработной платой ее равновесного уровня не может продолжаться долго (спрос на труд со стороны работодателя уменьшается), то происходит снижение заработной платы до равновесной и ниже в результате избыточного предложения труда. Затем начинается противоположный процесс, возвращающий заработную плату на уровень равновесной и выше. Колебательный характер достижения равновесия на рынке труда свидетельствует о том, что обе ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.

Наличие же устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести государство, законодательно регулирующее рынок труда путем установления всех форм собственности, механизма индексации доходов, механизма социальной защиты населения, программ социальной политики и т.д.

График 3

Равновесие на рынке труда

Объединение работников в профессиональные союзы является важным инструментом защиты интересов работников наемного труда во взаимоотношениях с их нанимателями на рынке и в производстве.

Роль рынка труда в экономике предпринимательства огромна:

  • совершается соединение рабочего со средствами производства;

  • регулирует распределение и перераспределение трудовых ресурсов по отраслям и регионам;

  • открывает рабочим возможности эффективно применить свои физические и профессиональные способности, реализовать свои человеческие устремления.

В исследовании безработицы важную роль играет способ измерения количества безработных и уровня безработицы. В официальной методике подсчета не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.

График 4

Уровень безработицы в Самарской области по данным служб занятости, %3

В 2009 году численность зарегистрированных безработных в Самарской области составляла 50,6 тыс. человек, уровень безработицы — 2,8%. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в среднем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 года темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября составила по области 42,9 тыс. человек, уровень безработицы – 1,7%. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения.

Как сообщается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за март-май 2011 года, Самарская область входит в двадцатку регионов Российской Федерации с наиболее низким уровнем общей безработицы по методологии Международной организации труда (6,3 %). В целом по России данный показатель составляет 6,9 %, по Приволжскому Федеральному округу – 7,1 %.4

Диаграмма 1

Уровень безработицы, по методологии МОТ, по федеральным округам, %, май 2011

Среди субъектов Приволжского Федерального округа по уровню общей безработицы область занимает четвертое место.5

С января 2011 года в службу занятости населения Самарской области с целью поиска работы обратилось 56481 человек, 35900 человек были трудоустроены.

Таблица 1

Численность незанятых граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения г. Самары и Самарской области6

 

Число незанятых граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, человек

из них имеют статус безработного

   

человек

в % к

     

предыдущему месяцу

соответствующему месяцу предыдущего года

2011

январь

38268

35457

101,6

59,3

февраль

38915

36368

102,6

57,2

март

38420

35964

98,9

56,1

апрель

37075

34656

96,4

57,5

май

34096

31896

92,0

59,4

июнь

31682

29721

93,2

63,4

июль

30010

27898

93,9

64,5

август

28159

26293

94,2

66,8

сентябрь

26128

24241

92,2

65,1

октябрь

25187

22951

94,7

65,7

ноябрь

25478

23067

100,5

67,3

декабрь

25791

24453

106,0

70,1

2012

январь

27593

25064

102,5

70,7

февраль

27631

25603

102,2

70,4

По состоянию на 13.07.2011 численность зарегистрированных в региональной службе занятости безработных граждан составила 28750 человек, уровень безработицы – 1,65%.

По данным Департамента труда и занятости населения Самарской области, к концу февраля 2012 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 27,6 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных за месяц увеличилась на 0,5 тыс. человек, или на 2,2%, но против соответствующего периода прошлого года уменьшилась на 10,8 тыс. человек, или на 29,6%. Она составила 25,6 тыс. человек. В феврале 2012 года статус безработного получили 4,3 тыс. человек, что на 1,4 тыс. человек, или на 24,9%, меньше, чем в феврале 2011 года.

Размеры трудоустройства безработных были на 0,1 тыс. человек, или на 6,5%, меньше, чем в феврале прошлого года, и составили 2,0 тыс. человек.

На конец февраля 2012 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5% от экономически активного населения.7

Важность и масштабы проблемы безработицы обязывают регулировать рынок труда в странеи в Самарской области. Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);

  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.8

В 2010 г. законодательно дополнены направления государственной поддержки на рынке труда. В Закон РФ «О занятости населения в РФ» внесены изменения. Рассмотрим наиболее значимые.

  • Во-первых, установлен единый порядок определения размера и срока выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным от работодателей, независимо от их правового статуса (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем). Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности работников, и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 г., признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице.

  • Во-вторых, сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения.

  • 16 января 2009 года, начал свою работу официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" www.trudvsem.ru. Основное назначение портала - способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Правительство РФ сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс. вакансий из всех регионов РФ.

  • Кроме того, все центры занятости страны начали работать по четырем новым, модернизированным направлениям.

    • Во-первых, теперь на общественные работы привлекаются не только безработные, но и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму работодателю будет компенсировать государство. Привлечь граждан на общественные работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например, на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, строительство дорог), так и частные.

    • Второе направление: потенциальным безработным также будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств.

    • Третье новое направление - это помощь в открытии собственного дела. Раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, сейчас также предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал.

    • И четвертое - это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости оплатит проезд к месту работы, суточные в пути и в течение трех месяцев - компенсацию аренды жилья.9

Принимаемые в стране меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы. В частности, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области, входящей в двадцатку регионов России с наиболее низким уровнем общей безработицы, продолжает снижаться. По состоянию на 13 июля 2011 г. по информации департамента труда он составил 1,65% против 2,1% на начало года, 2,7% - в 2010 г., 2,8% - в 2009 г.

Изменение экономической обстановки качественно изменит рынок труда через несколько лет. Рабочая сила из промышленности постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию.

Главными стратегическими целями регулирования безработицы должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития экономически активного населения страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

Представляется, что в дальнейшем сохранится высокая активность работодателей в сфере поиска персонала. Напряженность на рынке труда будет, скорее всего, спадать, но для различных региональных рынков это будет происходить с разной скоростью. Предложения заработной платы будут расти постепенно, понемногу. Сформировав адекватные стартовые предложения, работодатели будут повышать их только для дефицитных и высококвалифицированных работников. На рынке труда вновь предстоит «кадровый голод», который коснется в первую очередь инженерно-технических специалистов и квалифицированных рабочих. Для борьбы с безработицей в Самарской области действует программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Основными ее направлениями являются опережающее профессиональное обучение, стажировка выпускников образовательных учреждений, общественные и временные работы, а также содействие безработным гражданам в организации собственного дела.

Рынок труда Самарской области представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", являются:

  • давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда властные структуры и население;

  • принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения;

  • оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении;

  • оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий.

Уже накоплен определенный опыт по решению проблемы безработицы исоциальной поддержке безработных. Для борьбы с безработицей в Самарской области служба занятости ввела в 2009 г. опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на временную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных. По данным мониторинга, в 2010 году численность официально зарегистрированных безработных Самарской области составляет 56,8 тыс. человек, уровень безработицы равен 3,35%. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе, по данным на 2010г., действовали две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области.

В 2011 году программа допмероприятий по снижению напряженности на рынке труда была построена с учетом приоритетов государственной политики, обозначенных в ежегодном Послании президента России Федеральному собранию РФ. В ней отражены 3 важных аспекта — социальный, демографический и модернизационный. Большое внимание уделялось занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010-м в рамках Программы был запущен механизм создания рабочих мест для инвалидов посредством возмещения затрат работодателям. Кроме того, на областном уровне было принято решение о дополнительной поддержке предприятий, трудоустроивших этих граждан - за счет средств областного бюджета им компенсировали затраты на выплату заработной платы (по 8,2 тыс. рублей ежемесячно на каждого инвалида с учетом налогов). В 2011 году реализация этого направления дополнилась созданием рабочих мест для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а размер выплат увеличен с 31,5 до 52,6 тыс. рублей.

В рамках демографической составляющей проходило обучение женщин, работающих во вредных условиях, и женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за детьми, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. В области насчитывается 82 тысячи «вредных» рабочих мест, из них примерно на 20 тысячах работают женщины.

Модернизационный аспект программы сопряжен с обеспечением занятости выпускников и профессиональным обучением. Впервые бюджетные средства были выделены на переобучение работников именно тех предприятий, которые проводят модернизацию или имеют программы развития.

Еще один уникальный инструмент область использовала в 2011 году в процессе обеспечения занятости работников дочерних обществ ОАО «АвтоВАЗ». Правительство РФ поддержало инициативу о включении в Программу механизма стимулирования создания рабочих мест на предприятиях Тольятти, не связанных с автопромом, и в результате на эти цели были направлены средства из федерального и областного бюджетов. Предприятиям, трудоустраивающим работников «дочек», возмещались затраты на создание рабочих мест, которые оно может потратить на приобретение оборудования и развитие производства. Мы наблюдаем интерес к этой программе со стороны работодателей, есть успешные примеры работы такой схемы. Реализация подобных мероприятий будет содействовать преодолению монопрофильности экономики Тольятти.

В настоящее время губернские центры занятости заключили более 1,5 тыс. договоров с предприятиями и организациями на сумму 25 млн. рублей. На работу направлено 27,5 тыс. человек (45,5% от годового контрольного показателя). В рамках реализации программы дополнительных мероприятий заключено уже около 3 тыс. договоров с 758 предприятиями и организациями губернии. Благодаря этому в мероприятиях будет занято 42,8тыс. человек.

В рамках совместной деятельности ГКУСО ЦЗН и Администрацией городского округа Самара по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы на территории городского округа в 1 квартале 2012 года:

  • проведено 4 ярмарки вакансий;

  • осуществлялась работа «Мобильного Центра занятости населения» ГКУСО ЦЗН в поселках Береза, Прибрежный, на предприятиях городского округа;

  • отраслевыми (функциональными) органами Администрации городского округа Самара проводился мониторинг имеющихся вакансий в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях, информация направлялась в ГКУСО ЦЗН;

  • муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор» оказывалась всесторонняя поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на первоначальном этапе становления по предоставлению широкого спектра услуг (предоставление во временное пользование нежилых помещений, бухгалтерские и юридические услуги, проведение консультаций по вопросам кредитования и пр.). Финансово-аналитическим центром (далее – Центр) проконсультировано по различным вопросам более 100 предпринимателей. Центром заключены соглашения о сотрудничестве с 42 банками городского округа Самара и АНО «Самарский центр поддержки малого и среднего предпринимательства», 10 предпринимателей получили микрозаймы;

  • в рамках реализации мероприятий Целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012 годы проводились различные мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создание эффективной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей, системы образовательных программ и пр.: 2705 предпринимателей приняли участие в данных мероприятиях, оказано содействие в повышении профессиональной подготовки 40 руководителям и специалистам предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям;

  • предприятиями и организациями заключено 28 договоров с ГКУСО ЦЗН (по организации общественных и временных работ; стажировке в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, включая деятельность наставников; содействию трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; содействию самозанятости безработных граждан). Фактическое количество участников составило 460 человек, сумма освоенных средств на вышеназванные цели - 301,4 тыс. рублей.

1 Бункина М.К. Экономическая теория: Учебник. - М.: ДЕЛО, 1997. -115 с.

2 Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник.– М.: Экзамен, 2000. 67 с.

3 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области// Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С.197 -http://www.rae.ru/forum2012/231/350?go=article_add&id=231#_ftn2.

4 http://spb.rabota.ru/research/statistika_rynka_truda/portret_bezrabotitsy.html.

5 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области -http://www.rae.ru/forum2011/168/2185.

6 См.: Самарастат. Занятость и рынок труда - http://www.samarastat.ru/digital/region9/operinf/i020700r.htm.

7 http://www.gks.ru/wps/portal - сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

8 См.: Дорофеева Е.А., Горшкова В.И. Государственное регулирование безработицы на современном этапе. - http://www.rae.ru/forum2012/231/350go=article_add&id=231#_ftn2.

9 Путин В. В. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год. Доклад. - http://er.ru/text.shtml?6/0333.

Просмотров работы: 4154