Система налогов и сборов, уровень государственных расходов, распределение бюджета государства служит механизмом экономического воздействия на уровень ВНП, ВВП и национального благосостояния, также служит достижением эффективного общественного производства, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса.
Федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой, - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления фискальной политики.
Актуальность рассмотрения данной темы заключается в следующем: многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии; особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики.
В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ.
Состояние фискальной политики на современном этапе развития экономики. В настоящее время, бюджетная политика должна стать важным инструментом восстановления сбалансированного развития, играя тем самым важную роль в снижении инфляции.
Главной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Десятилетний период рыночных преобразований в России позволяет выработать четкий взгляд на направление реформирования финансовой системы. Сегодня экономика России находится в той фазе развития, когда производство не достигло еще уровня полной занятости. Следовательно, задача государственного регулирования должна заключаться не в ограничении совокупного спроса, а в стимулировании его расширения.
На протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. Оказались не учтены особенности объекта реформирования – экономики России.
Допущенные просчеты во многом могут быть оправданы тем, что проблемы перехода от плановой экономики к регулируемому рыночному хозяйству являются наименее разработанными.1
Вхождение российской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного климата. Данный период привел к резкому обострению бюджетных средств и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные органы управления повышать налоги. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.
Ужесточение налоговой политики, сопровождавшееся становлением жесткой бюджетной системы финансирования, – постоянное направление деятельности экономических органов на протяжении переходного периода (в то время как страна нуждалась в обратном). В настоящий момент фискальная ориентация налоговой системы по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности.
Таблица 1
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%2
|    
			 2008  |   
			   
			 2009  |   
			   
			 2010  |   
			   
			 2011  |   
			   
			 2012(пл)  |   
			   
			 2013(пл)  |   
			   
			 2014(пл)  |   
		|
|    
			 Доходы в реальном выражении  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 72,7  |   
			   
			 75,6  |   
			   
			 95,1  |   
			   
			 95,0  |   
			   
			 97,2  |   
			   
			 102,6  |   
		
|    
			 Расходы в реальном выражении  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 117,3  |   
			   
			 112,9  |   
			   
			 116,5  |   
			   
			 125,1  |   
			   
			 128,6  |   
			   
			 130,1  |   
		
|    
			 Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов)  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 117,3  |   
			   
			 113,7  |   
			   
			 117,1  |   
			   
			 123,3  |   
			   
			 126,6  |   
			   
			 131,1  |   
		
Цена, заплаченная и Россией, и другими странами мира за кризис, — весомый аргумент в пользу того, что гораздо выгоднее не допустить развитие кризиса, чем преодолевать его последствия. Поэтому, хотя предыдущий кризис еще нельзя считать полностью завершившимся, необходимо начинать активную подготовку к следующему. Это подразумевает его профилактику и создание условий для максимального смягчения негативного воздействия на нашу экономику.3
Таблица 2
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%4
|    
			 2008  |   
			   
			 2009  |   
			   
			 2010  |   
			   
			 2011  |   
			   
			 2012(пл)  |   
			   
			 2013(пл)  |   
			   
			 2014(пл)  |   
		|
|    
			 Доходы в реальном выражении  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 72,7  |   
			   
			 75,6  |   
			   
			 95,1  |   
			   
			 95,0  |   
			   
			 97,2  |   
			   
			 102,6  |   
		
|    
			 Расходы в реальном выражении  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 117,3  |   
			   
			 112,9  |   
			   
			 116,5  |   
			   
			 125,1  |   
			   
			 128,6  |   
			   
			 130,1  |   
		
|    
			 Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов)  |   
			   
			 100,0  |   
			   
			 117,3  |   
			   
			 113,7  |   
			   
			 117,1  |   
			   
			 123,3  |   
			   
			 126,6  |   
			   
			 131,1  |   
		
Вместе с темРоссия столкнулась с дефицитом бюджета впервые за десять лет, который составил в январе-феврале 1,5% ВВП. По оценке экспертов, такого не было лет десять. Эксперты и Минфин объяснили, почему так произошло и что будет с бюджетом к концу года. Как оказалось, с точки зрения исполнения бюджета дефицит в данном случае скорее плюс, чем минус.
По предварительным оценкам Минфина, дефицит бюджета России в январе-феврале составит 124,5 млрд.рублей, или 1,5% ВВП. Об этом сообщила замминистра финансов России Татьяна Нестеренко.5
По ее данным, в январе дефицит составил 18 млрд. рублей, в феврале 106,6 млрд. рублей.
«Появление бюджетного дефицита в начале года вполне ожидаемо и логично. Ранее правительство перенесло увеличение тарифов на газ, электричество, коммунальные платежи на более поздний срок. Кроме того, правительство увеличило зарплаты военнослужащим и начало осуществлять другие бюджетные расходы», — объясняет Дмитрий Лукашов.
Нестеренко объяснила рост дефицита тем, что расходная часть бюджета исполняется с опережением.
Сегодня в некоторых отношениях ситуация в России лучше, чем во многих других странах. Мы имеем самый низкий среди стран «большой двадцатки» уровень государственного долга (лишь порядка 10 % ВВП), сохраняются средства в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Вместе с тем перед нами стоят очень серьезные среднесрочные и долгосрочные вызовы. Учитывая возможность ухудшения внешнеэкономических условий, нашей стране необходимо, с одной стороны, принять меры по увеличению доходов, а с другой – по сокращению расходов и повышению их эффективности.
Резервный фонд, в котором к концу 2012 года планируется накопить 2,2 трлн. руб., способен компенсировать потерю бюджетных доходов в течение года даже при падении цен на нефть до 60 долл./баррель. Однако мы должны быть готовы также и к другим сценариям – длительному постепенному снижению цен на нефть и их колебаниям. Это требует принятия более широкой системы мер налогово-бюджетного характера.6
В посткризисный период уже были приняты некоторые решения по увеличению государственных доходов. Выросли ставки социальных взносов, увеличилось изъятие природной ренты в газовом секторе, повышены ставки акцизов на алкоголь и табак (мера направлена на решение в том числе и социальных задач). В ближайшей перспективе в России планируется провести ряд дополнительных мер, направленных на дальнейшее увеличение доходов бюджетной системы. При этом основной упор предполагается делать на внутренних резервах налоговой системы.
Другая задача бюджетной консолидации связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов бюджетной системы правительство приступило к реализации амбициозной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Ключевым пунктом программы служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг.
Показатели экономического роста. Эффективная фискальная политика ведет к увеличению различных показателей уровня жизни населения, таких как ВВП, уровень инвестиций в экономике, реальные доходы населения, прожиточный минимум и т.д. Для анализа налогово-бюджетной политики нашего государства необходимо рассмотреть некоторые из них и выявить ее эффективность на данном этапе.
По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились. В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6%.7
Диаграмма 1
Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и планируемые на 2012-2014 гг.8
Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году. Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2012 году на 6% к 2011 году.
В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий.
Диаграмма 2
Ключевые блоки государственных программ9
Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2011 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2011 году против 69,5% в 2010 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2011 году (14,1% в 2010 году). По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.
В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.
Анализ проводимой политики.
Таблица 3
Основные параметры федерального бюджета10
|   
			 2010 (отчет)  |   
			  
			 2011 (оценка)  |   
			  
			 2012 (проект)  |   
			  
			 2013 (проект)  |   
			  
			 2014 (проект)  |  
		|
|   
			 Показатель, млрд. руб.  |   
			|||||
|   
			 Доходы, всего  |   
			  
			 8 305,4  |   
			  
			 11 211,3  |   
			  
			 11 779,9  |   
			  
			 12 705,9  |   
			  
			 14 091,8  |  
		
|   
			 в т.ч.:  |   
			|||||
|   
			 нефтегазовые  |   
			  
			 3 830,7  |   
			  
			 5 579,3  |   
			  
			 5 574,9  |   
			  
			 5 645,8  |   
			  
			 6 127,2  |  
		
|   
			 ненефтегазовые  |   
			  
			 4 474,7  |   
			  
			 5 632,0  |   
			  
			 6 205,0  |   
			  
			 7 060,1  |   
			  
			 7 964,6  |  
		
|   
			 Расходы, всего  |   
			  
			 10 117,5  |   
			  
			 11 019,4  |   
			  
			 12 656,4  |   
			  
			 13 730,6  |   
			  
			 14 582,9  |  
		
|   
			 в т.ч.:  |   
			|||||
|   
			 обслуживание государственного долга  |   
			  
			 280,3  |   
			  
			 266,6  |   
			  
			 388,4  |   
			  
			 482,3  |   
			  
			 579,2  |  
		
|   
			 условно утвержденные расходы  |   
			  
			 -  |   
			  
			 -  |   
			  
			 -  |   
			  
			 343,3  |   
			  
			 833,6  |  
		
|   
			 дефицит  |   
			  
			 -1 812,1  |   
			  
			 192,0  |   
			  
			 -876,6  |   
			  
			 -1 024,7  |   
			  
			 -491,1  |  
		
|   
			 % к ВВП  |   
			|||||
|   
			 Доходы, всего  |   
			  
			 18,5  |   
			  
			 21,0  |   
			  
			 20,1  |   
			  
			 19,6  |   
			  
			 19,4  |  
		
|   
			 в т.ч.:  |   
			|||||
|   
			 нефтегазовые  |   
			  
			 8,5  |   
			  
			 10,5  |   
			  
			 9,5  |   
			  
			 8,7  |   
			  
			 8,4  |  
		
|   
			 ненефтегазовые  |   
			  
			 10,0  |   
			  
			 10,6  |   
			  
			 10,6  |   
			  
			 10,9  |   
			  
			 11,0  |  
		
|   
			 Расходы, всего  |   
			  
			 22,5  |   
			  
			 20,7  |   
			  
			 21,6  |   
			  
			 21,2  |   
			  
			 20,1  |  
		
|   
			 в т.ч.:  |   
			|||||
|   
			 обслуживание государственного долга  |   
			  
			 0,4  |   
			  
			 0,5  |   
			  
			 0,7  |   
			  
			 0,7  |   
			  
			 0,8  |  
		
|   
			 условно утвержденные расходы  |   
			  
			 -  |   
			  
			 -  |   
			  
			 -  |   
			  
			 0,5  |   
			  
			 1,1  |  
		
|   
			 дефицит  |   
			  
			 -4,0  |   
			  
			 0,4  |   
			  
			 -1,5  |   
			  
			 -1,6  |   
			  
			 -0,7  |  
		
Проанализируем проект министерства финансов по организации бюджета на период 2010-2012 годов с уже реальными экономическими показателями. Так в 2010 году правительством были предусмотрены расходы в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно изменялась структура расходов бюджета: вырос объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу. На деле же, по данным Росстата, расходы из федерального бюджета составили в 2010 году 9,660 трлн. рублей, а в 2011 году – 10,117 трлн. рублей.11 Это означает, что распределение бюджета России осуществляется с опережением, т.е. тратится большая сумма, чем планировалось.
Также по плану в 2010 году прирост ВВП должен был составить 1,0%, после чего он постепенно повышался бы: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году. По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%.12 При этом в 1-м полугодии, как сообщает нам министерство финансов, темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, но в дальнейшем они замедлились. В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень жизни населения вырос в большей степени, чем было предусмотрено в Бюджетном послании за 2009 год.
Инвестиций в основной капитал в 2010 году составили порядка 6%, по сравнению с планируемым показателем в 4%. Что говорит о том, что в нашем государстве наблюдается большее оживление инвестиционной активности и рост кредитования, т.е. развитие всей банковской системы в целом. Прирост инвестиций в 2011 составил 0,1%. И по итогам 2011 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2010 году.
По направлению проведения бюджетной политики министерством финансов на 2010-2012 гг. доходы населения в реальном выражении в 2010 должны были снизиться на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года, на деле же произошел их рост на 4,1%, что свидетельствует о том, что направленность нашего государства на увеличение жизнеобеспеченности проходит успешно. В последующие годы реальные доходы населения будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Но структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2011 году против 69,5% в 2010 году), как сообщает нам министерство финансов. В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2011 году (14,1% в 2010 году).
Бюджетная политика на 2010-2012 гг. была направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой, - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетно-налоговой политики на 2010-2012 гг. являются:13
Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса;
Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;
Таблица 4
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.14
|    
			 Показатель  |   
			   
			 Отчет  |   
			   
			 Оценка  |   
			   
			 Прогноз  |   
		|||||
|    
			 2005 год  |   
			   
			 2006 год  |   
			   
			 2007 год  |   
			   
			 2008 год  |   
			   
			 2009 год  |   
			   
			 2010 год  |   
			   
			 2011 год  |   
			   
			 2012 год  |   
		|
|    
			 Доходы, млрд. руб.  |   
			   
			 5 127,2  |   
			   
			 6 278,8  |   
			   
			 7 781,1  |   
			   
			 9 275,9  |   
			   
			 6 561,3  |   
			   
			 6 636,2  |   
			   
			 7 346,9  |   
			   
			 8 097,4  |   
		
|    
			 %% к ВВП  |   
			   
			 23,7  |   
			   
			 23,3  |   
			   
			 23,5  |   
			   
			 22,2  |   
			   
			 17,0  |   
			   
			 15,7  |   
			   
			 15,7  |   
			   
			 15,5  |   
		
|    
			 Расходы, млрд. руб.  |   
			   
			 3 514,3  |   
			   
			 4 284,8  |   
			   
			 5 986,6  |   
			   
			 7 570,9  |   
			   
			 9980,1  |   
			   
			 9 822,8  |   
			   
			 9 358,6  |   
			   
			 9 661,2  |   
		
|    
			 %% к ВВП  |   
			   
			 16,3  |   
			   
			 15,9  |   
			   
			 18,1  |   
			   
			 18,2  |   
			   
			 25,9  |   
			   
			 23,2  |   
			   
			 20,0  |   
			   
			 18,5  |   
		
|    
			 в том числе условно утверждаемые  |   
			   
			 234,0  |   
			   
			 483,1  |   
		||||||
|    
			 %% к общему объему расходов  |   
			   
			 2,5  |   
			   
			 5,0  |   
		||||||
|    
			 Дефицит/профицит, млрд. руб.  |   
			   
			 1 612,9  |   
			   
			 1 994,1  |   
			   
			 1 794,6  |   
			   
			 1 705,1  |   
			   
			 -3 418,8  |   
			   
			 -3 186,6  |   
			   
			 -2 011,7  |   
			   
			 -1 563,8  |   
		
|    
			 %% к ВВП  |   
			   
			 7,5  |   
			   
			 7,4  |   
			   
			 5,4  |   
			   
			 4,1  |   
			   
			 -8,9  |   
			   
			 -7,5  |   
			   
			 -4,3  |   
			   
			 -3,0  |   
		
Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств;
Повышение эффективности налоговой системы;
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам;
Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
Бюджет 2012-2014 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
Приоритетные задачи бюджетно-налоговой политики на 2012-2014 гг., определяющие стратегию развития страны:15
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Из данных направлений можно сделать вывод, что некоторые планы министерства финансов на 2010-2012 гг. не выполнены, например, задача увеличения роста уровня жизни населения, в т.ч. и роста доходов граждан, поставлена уже как наиболее приоритетная для государства.
Пути и методы совершенствования налогово-бюджетной политики. В своем бюджетном послании Президент отметил: «Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств».16
Министерством финансов планировалось, что в 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.17
Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8%.18 При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составили: доля бедного населения - 13,1%, прожиточный минимум – 6 535 рублей.
В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5 %.
По итогам 2011 года ожидалось увеличение реальной заработной платы на 3,6%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.
В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы – в среднем на 5,7% в год.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, но полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.
С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.
Таблица 5
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей19
|    
			 2011 год  |   
			   
			 2012 год  |   
			   
			 2013 год  |   
			   
			 2014 год  |   
		||||
|    
			 проект  |   
			   
			 %% к предыдущему году  |   
			   
			 проект  |   
			   
			 %% к предыдущему году  |   
			   
			 проект  |   
			   
			 %% к предыдущему году  |   
		||
|    
			 ВСЕГО  |   
			   
			 11 019,4  |   
			   
			 12 656,4  |   
			   
			 113,8  |   
			   
			 13 730,6  |   
			   
			 108,5  |   
			   
			 14 582,9  |   
			   
			 106,2  |   
		
|    
			 Условно утвержденные  |   
			   
			 343,3  |   
			   
			 833,6  |   
			|||||
|    
			 ВСЕГО (без учета условно утвержденных)  |   
			   
			 11 019,4  |   
			   
			 12 656,4  |   
			   
			 113,8  |   
			   
			 13 387,3  |   
			   
			 105,8  |   
			   
			 13 749,4  |   
			   
			 102,7  |   
		
|    
			 в том числе:  |   
			|||||||
|    
			 Общегосударственные вопросы  |   
			   
			 847,9  |   
			   
			 832,9  |   
			   
			 98,2  |   
			   
			 831,0  |   
			   
			 99,8  |   
			   
			 814,2  |   
			   
			 98,0  |   
		
|    
			 Национальная оборона  |   
			   
			 1 521,9  |   
			   
			 1 853,3  |   
			   
			 121,8  |   
			   
			 2 329,4  |   
			   
			 125,7  |   
			   
			 2 737,4  |   
			   
			 117,5  |   
		
|    
			 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  |   
			   
			 1 245,5  |   
			   
			 1 822,0  |   
			   
			 146,3  |   
			   
			 1 981,2  |   
			   
			 108,7  |   
			   
			 2 072,5  |   
			   
			 104,6  |   
		
|    
			 Национальная экономика  |   
			   
			 1 926,9  |   
			   
			 1 797,2  |   
			   
			 93,3  |   
			   
			 1 720,5  |   
			   
			 95,7  |   
			   
			 1 653,0  |   
			   
			 96,1  |   
		
|    
			 Жилищно-коммунальное хозяйство  |   
			   
			 274,3  |   
			   
			 136,0  |   
			   
			 49,6  |   
			   
			 104,3  |   
			   
			 76,7  |   
			   
			 73,8  |   
			   
			 70,8  |   
		
|    
			 Охрана окружающей среды  |   
			   
			 17,7  |   
			   
			 21,7  |   
			   
			 122,7  |   
			   
			 22,6  |   
			   
			 104,2  |   
			   
			 23,6  |   
			   
			 104,7  |   
		
|    
			 Образование  |   
			   
			 551,9  |   
			   
			 603,5  |   
			   
			 109,3  |   
			   
			 558,9  |   
			   
			 92,6  |   
			   
			 499,5  |   
			   
			 89,4  |   
		
|    
			 Культура, кинематография  |   
			   
			 85,8  |   
			   
			 86,2  |   
			   
			 100,5  |   
			   
			 84,6  |   
			   
			 98,1  |   
			   
			 82,7  |   
			   
			 97,8  |   
		
|    
			 Здравоохранение  |   
			   
			 470,1  |   
			   
			 551,1  |   
			   
			 117,2  |   
			   
			 503,3  |   
			   
			 91,3  |   
			   
			 461,8  |   
			   
			 91,8  |   
		
|    
			 Социальная политика  |   
			   
			 3 205,5  |   
			   
			 3 895,9  |   
			   
			 121,5  |   
			   
			 4 155,3  |   
			   
			 106,7  |   
			   
			 4 163,6  |   
			   
			 100,2  |   
		
|    
			 Физическая культура и спорт  |   
			   
			 43,2  |   
			   
			 40,8  |   
			   
			 94,5  |   
			   
			 40,3  |   
			   
			 98,7  |   
			   
			 27,7  |   
			   
			 68,8  |   
		
|    
			 Средства массовой информации  |   
			   
			 61,3  |   
			   
			 73,5  |   
			   
			 119,8  |   
			   
			 70,6  |   
			   
			 96,0  |   
			   
			 65,5  |   
			   
			 92,8  |   
		
|    
			 Обслуживание государственного и муниципального долга  |   
			   
			 350,7  |   
			   
			 388,4  |   
			   
			 145,7  |   
			   
			 482,3  |   
			   
			 124,2  |   
			   
			 579,2  |   
			   
			 120,1  |   
		
|    
			 Межбюджетные трансферты общего характера  |   
			   
			 602,7  |   
			   
			 553,9  |   
			   
			 91,9  |   
			   
			 503,0  |   
			   
			 90,8  |   
			   
			 494,7  |   
			   
			 98,3  |   
		
Таким образом, были рассмотрены основные виды и методы осуществления фискальной политики государства, а также особенности фискальной политики в России. Ясно высвечивается необходимость совершенствования и оптимизации инструментов государственного регулирования экономики. В условиях, когда государственные финансы находятся в кризисном состоянии, а равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует активно искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет расходной его части.
Можно сделать вывод, что бюджетная политика связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов правительство старается повысить эффективность бюджетных расходов. Ключевым пунктом служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг, что создаст стимулы для повышения экономической самостоятельности бюджетных учреждений, их заинтересованность в повышении качества и объема предоставляемых услуг.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Главный упор следует делать на косвенные, а не прямые налоги. При этом важным может оказаться мировой опыт в области фискальной политики, который необходимо тщательно изучить и применить с учетом современных реалий России.
В этой области сделано уже немало. Последние годы были периодом активного законотворчества и преобразования старой налоговой системы. Впервые налоги в России разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено, в конечном итоге, на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.
1 Эффективна ли нынешняя налоговая политика // Финансы. 2002. № 10. С. 28.
2 Министерство Финансов Российской Федерации – Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. М., 2011.
3 Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков. Издательский дом «Бюджет». 15.03.2012. № 4.
4 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.
5 Высказывания Т.Г. Нестеренко информационным агентствам по итогам расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства. Министерство финансов РФ. 28.02.2012. – http://bujet.ru/whitepages/84247.php.
6 Спелова П. Январь ушел в расход. Россия столкнулась с дефицитом бюджета впервые за десять лет. - vz.ru. Электронная газета «Взгляд.ру». 28 февраля 2012.
7 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.
8 Проект «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г.». Министерство финансов Российской Федерации. М., 2011.
9 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.
10 Министерство Финансов Российской Федерации – Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 года, Москва, 2011 год.
11 По данным «Российского статистического ежегодника». – М.: Госкомстат России, 2011.
12 Федеральная служба государственной статистики. Валовой внутренний продукт в % к предыдущему году. – http://www/gks.ru.
13 Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2010.
14 Проект «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г.». Министерство финансов Российской Федерации. М., 2011.
15 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.
16 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года.
17 www.protown.ru – федеральный портал.
18 www.minzdravsoc.ru – официальный сайт минздравсоцразвития РФ.
19 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.