ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением государственного регулирования экономики. Формирование четкой денежно-кредитной политики государства является одним из необходимых условий устойчивого развития государства. Она оказывает огромное влияние как на само государство в целом, так и на каждого его гражданина в частности. Чем продуманнее будет денежно-кредитная политика государства, тем лучше будет жизнь его граждан, тем мощнее оно будет выглядеть на международной арене.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика проводится с целью реализации конкретных целей:

1) регулирование темпов экономического роста;

2) смягчение циклических колебаний;

3) сдерживание инфляции;

4) достижение сбалансированности внешнеэкономических связей;

5) поддержание стабильности курса национальной валюты;

6) снижение безработицы.

К промежуточным целям денежно-кредитной политики государства можно отнести:

1) контроль темпа роста денежной массы;

2) контроль номинального объема производства;

3) контроль уровня цен.

Основные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.

Методы реализации денежно-кредитной политики подразделяют на прямые (административные) и косвенные (рыночные).

Прямые методы направлены на регулирование деятельности коммерческих банков в области кредитования, операций с ценными бумагами, иностранной валютой, процентной политики. Кроме того, прямые методы используются центральными банками и в рыночной экономике. Например, запреты на выполнение коммерческими банками отдельных операций и на открытие филиалов, установление пределов комиссионных вознаграждений, лимитов рефинансирования, переучета векселей у коммерческих банков. Важнейшей отличительной чертой прямых методов можно считать их обязательный характер для коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов.

Одним из методов регулирования денежно-кредитной сферы является таргетирование, которое представляет собой установление центральным банком верхних и нижних границ изменения денежной массы, уровня процентных ставок, инфляции, валютного курса в прогнозируемом периоде.

Инфляционное таргетирование означает применение операционного инструментария центрального банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность. Преимущества, которые несет с собой таргетирование инфляции, объясняются спецификой его трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В таргетировании денежного предложения задействовано всего три канала трансмиссии: канал банковского кредитования, денежный канал и канал валютного курса. Суть канала банковского кредитования заключается в том, что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов. Фирмам и домохозяйствам, в значительной степени зависящим от банковских кредитов и не имеющим им альтернатив, ничего не остается, как резать свои расходы. Денежный канал является монетаристским в том понимании, что им описывается прямой эффект, оказываемый денежным предложением на цены активов. Из-за того, что портфельные активы не выступают совершенными субститутами, применение инструментов денежно-кредитной политики ведет к корректировке структуры накопленных активов и относительных цен на них, что, в конечном счете, затрагивает реальный сектор экономики. Канал валютного курса является ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики в открытой экономике. В его механизме задействован непокрытый паритет процентных ставок. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно ведет к сокращению чистого экспорта и совокупного спроса.1

Таргетирование валютного курса предполагает его фиксирование на заданном уровне путем корректировки процентных ставок и денежной базы. Например, получая доходы от продажи нефти и газа, российский ЦБ скупал на рынке валюту и удерживал обменный курс на заданном уровне. Но в этом случае росла инфляция, поэтому чтобы остановить ее рост, центробанку приходилось поднимать учетную ставку (то есть делать заемные деньги для бизнеса "дороже"). Эксперты отмечают, что рост ставок сдерживает рост экономики.

В процессе применения косвенных методов центральные банки формируют на конкретных сегментах финансового рынка определенные условия, исходя из которых коммерческие банки расширяют отдельные виды своих операций и, наоборот, сужают сферу применения других, допустим – кредитование предприятий реального сектора экономики.

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования», который включает в себя два комплекса мероприятий:

• мягкая кредитно-денежная политика, или политика «дешевых денег»;

• жесткая кредитно-денежная политика, или политика «дорогих денег».

При проведении политики «дешевых денег» Центральный Банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета и в резервы банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, позволяя коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок. Применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы.

Политика «дорогих денег» включает в себя такие меры, как ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении. Она применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Носит ограничительный характер и может использоваться для противодействия инфляции.

Действия Центрального банка при проведении жесткой денежно-кредитной политики:

а) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, вследствие чего сокращаются резервы коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. В результате сокращаются возможности кредитования коммерческими банками и денежная масса;

б) повышение учетной ставки процента, вследствие чего коммерческие банки вынуждены прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышение обязательной нормы банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Важнейшими инструментами денежно-кредитного регулирования экономики являются: политика обязательных резервов, ставка рефинансирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.

Обязательные резервы – часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем, как правило, беспроцентном счете.

В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего, применяются для регулирования денежной массы в обращении. Влияя на динамику депозитов банков, Центральный банк управляет их активными, прежде всего ссудными операциями, а через них - денежной массой, поскольку важнейшим ее источником является банковский кредит.

Резервные требования центральных банков имеют следующее назначение:

1) позволяют управлять банковской ликвидностью;

2) являются методом воздействия на денежную массу при проведении денежно-кредитной политики.

С помощью политики обязательных резервов Центральный Банк имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую денежно-кредитную политику.

Официальная учетная ставка – ставка центрального банка, по которой он учитывает векселя или предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям в качестве кредитора последней инстанции. Данный инструмент заключается в регулировании величины ставки рефинансирования, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка.

Назначение рефинансирования коммерческих банков:

1) Является косвенным рыночным методом денежно-кредитного регулирования и воздействия на денежные агрегаты;

2) Выступает формой оперативного регулирования банковской ликвидности;

3) Это один из источников ресурсной базы банков для размещения его в активные операции.

В России основной целью рефинансирования банков является поддержание ликвидности и платежеспособности коммерческих банков. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

По обеспечению кредиты рефинансирования можно разделить на учетные и ломбардные. Первые предоставляются в форме переучета векселей у коммерческих банков. Особенно активно применяются в практике денежно-кредитного регулирования таких стран, как США, Япония, Италия, Германия, Австрия. В России такая форма рефинансирования не применяется. Ломбардная ставка представляет собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке – операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, включая краткосрочные операции с совершением позднее обратной сделки.

Объектом операций на открытом рынке выступают ценные бумаги, обладающие наиболее высокой ликвидностью и минимальным риском. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

Операции на открытом рынке имеют следующее назначение:

1) это важный и наиболее оперативный метод денежно-кредитного регулирования, воздействия на денежную массу и инфляционные процессы в экономике;

2) представляют собой способ финансирования государственных расходов, дефицита бюджета, в том случае, если осуществляются с государственными ценными бумагами;

3) позволяют банкам поддерживать в текущем режиме свою ликвидность в процессе купли-продажи данного актива.

По форме проведения операции на открытом рынке подразделяются на прямые и обратные. Первые представляют собой куплю, либо продажу Центральными банками ценных бумаг. Это действие осуществляется в одностороннем направлении.

Обратные операции (сделки РЕПО) – это купля-продажа ценных бумаг при условии осуществления обратной сделки в конкретный срок и по конкретной цене. Их еще называют соглашениями об обратном выкупе.

Денежно-кредитная политика в России. В России в роли проводника денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк РФ. Он является основным звеном банковской системы страны, регулятором денежного обращения и деятельности коммерческих банков. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В начале перехода к рынку несколько раз в России принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.

Основной целью денежно-кредитного регулирования стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Основным методом осуществления стало таргетирование денежной массы, то есть, на основании зависимости между денежной массой и темпами инфляции, изменение количества денег в обращении. Однако, как показала практика, такая политика оказалась недостаточно эффективной. В условиях переходной экономики ее осуществление осложняется непредсказуемостью спроса на деньги и сложностью контроля за денежной массой. Россия является страной, специализирующейся на сырьевом экспорте и сильно зависящей от динамики валютного курса. Россия также не имеет развитого денежного рынка и национальной финансовой системы в целом. Подтверждением тому служит статистика источников внутренних инвестиций – главным источником инвестиций в экономике выступают собственные средства предприятий.

С 1992 Центральный Банк России пытался проводить жесткую политику сжатия денежной массы в целях подавления инфляции, однако, уже к середине 1995 года стало очевидно, что она малоэффективна. Объясняется это, прежде всего, слабо развитой банковской системой.

С начала 1990-х годов в условиях формирования рыночной, двухуровневой банковской системы страны стала применяться официальная процентная ставка.

Ставка рефинансирования коммерческих банков (официальная процентная ставка). Вплоть до 1994 года Центральный Банк проводил жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляции. Процентная ставка очень часто повышалась на существенное значение. Так, в 1993 году в результате неоднократных изменений, она выроста со 100% до 210% годовых. С 1994 года по ноябрь 1997 года в России создаются предпосылки для снижения ставки Центрального Банка под воздействием достигнутых результатов жесткой денежно-кредитной политики. На конец 1997 года Банк России понижает ставку до 21%.

Период с ноября 1997 года до конца 1998 года характеризовался в России особой политической и экономической нестабильностью: кризис на рынке ценных бумаг, снижение котировок акций ведущих российских компаний, усиливает спрос на доллар и приводит к резкому росту его курса. В течение 1998 года ставка рефинансирования изменялась девять раз; из них пять раз в сторону повышения, четыре раза – в сторону понижения.

С 1999 года в России постепенно начинает действовать тенденция экономической и финансовой стабилизации: снижаются темпы инфляции, формируются благоприятные внешнеэкономические факторы. Банк России особое внимание уделяет стимулированию кредитной активности коммерческих банков.

В 2000 году ставка Банком России пять раз понижалась до 45% годовых и 25% годовых. В период 2001-2003 гг. процентная политика Банком России проводилась неактивно. Начиная с 19 июня 2007 года процентная ставка рефинансирования установлена на уровне около 10% годовых.

В «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год» Банк России установил коридор процентных ставок в интервале 0,5-13%. Нижняя граница данного коридора ставок соответствует ставке депозитов до востребования Центрального Банка РФ, а верхняя граница – процентной ставке по кредитам рефинансирования.

В таблице 1 приведены данные о ставке рефинансирования, устанавливаемой Банком России в период 1992-2007 гг.

Таблица 1

Ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ России, 1992-2007 гг.2

Период действия

%

Период действия

%

1 января 1992г. – 9 апреля 1992 г.

20

28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.

36

10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.

50

16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.

24

23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.

80

6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.

21

30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.

100

11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.

28

2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.

110

2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.

42

22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.

120

17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.

39

29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.

140

2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.

36

15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.

170

16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.

30

23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.

180

19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г.

50

15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.

210

27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.

150

29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.

205

5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.

60

17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.

200

29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г.

80

2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.

185

24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.

60

22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.

170

10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.

55

30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.

155

24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.

45

1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г.

150

7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.

38

23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.

130

21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.

33

12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.

170

10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.

28

17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.

180

4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.

25

6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.

200

9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.

23

16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.

195

7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.

21

19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.

180

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18

24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.

170

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16

1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.

160

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14

10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.

120

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13

24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.

110

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12

19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.

80

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.

60

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11

2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.

48

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5

10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.

42

   

Политика обязательных резервов. В России Закон о Центральном банке предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обязательную норму банковского резервирования.3 В начале 1990-х годов нормы резервирования, как и процентная ставка неоднократно повышались. При этом преследовалась цель снижения инфляции и предотвращения роста денежной массы.

С 1995 года Банк России постепенно понижает нормы резервных требований. Вплоть до 1998 года он осуществляет дифференциацию норм резервных требований – в зависимости от сроков привлечения ресурсов коммерческими банками. 1Таким образом, по банковским ресурсам сроком до 30 дней действовала самая высокая норма обязательного резервирования. Однако, начиная с февраля 1998 года, Банк России впервые устанавливает единую норму резервных требований, отказываясь от всякой дифференциации.

В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, сумма обязательных резервов в 1999 г. увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза.

Операции на открытом рынке. В России операции на открытом рынке стали применяться с 1993 года, с периода становления и формирования рынка ценных бумаг – ГКО-ОФЗ.

Удельный вес средств от продажи государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита на 1 января 1994 года составлял 1,7%. Из года в год данный показатель постепенно возрастает. На начало 1996 года он достиг своего максимального значения – 59,8%.

К 1999 году Банк России активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.

Таким образом, можно наблюдать так называемую эволюцию целей денежно-кредитной политики России на данный период:

1992 г. – сохранение управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий и противодействие инфляционному давлению;

1993 г. – сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике;

1994 г. – снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений;

1995 г. – снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег задаче проведения антиинфляционного экономического курса;

1996 г. – снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП;

1997 г. – двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада, достижение финансовой стабильности и поддержание стабильности национальной валюты;

1998 г. – снижение инфляции до 5-8% в целом за год, поддержание стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего года;

1999 г. – ограничение роста цен до 30% годовых и поддержание их на уровне, позволяющем предотвратить значительное падение производства и занятости;

2000 г. – снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия снижения безработицы и роста реальных доходов населения;

2001 г. – закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14% в год), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики;

2002 г. – плавное снижение инфляции, в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем в предыдущем;

2003 г. – в ближайшие 3 года снизить инфляцию до уровня ниже 8%. На 2004 г. уровень инфляции установлен в интервале 9-12%;

2004 г. – снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне;

2005-2006 г. – ограничение инфляции в пределах 7,5-8,5%.

2007 г. - снижение инфляции до 6,5-8%.4

Основные направления денежно-кредитной политики России на 2008 г. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6—7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5—6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4—6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

В предыдущие годы рост цен на активы (на рынке жилья и акций) существенно опережал рост потребительских цен, что обусловливало дополнительную трансакционную потребность экономики в денежной массе и выражалось в снижении скорости обращения денег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.

В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11 октября 2007: по обязательствам перед банками-нерезидентами — 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 4%; по иным обязательствам — 4,5%. В 2008 году Банк России три раза принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов (1 марта, 1 июля и 1 сентября) и о повышении коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ (по состоянию на 1 сентября 2008 года — 0,55).

Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутренних финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.5

Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре-октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

В течение 2008 года Центральный Банк шесть раз повышал ставку рефинансирования коммерческих банков по своим кредитам. К началу 2009 года она составила 13%.

Таблица 2

Ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ России (2008г.)6

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5

10 июня 2008 г. -13 июля 2008 г.

10,75

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12

Также в 2008 году Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями, а также с государственными ценными бумагами в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности.

Повышение Банком России процентных ставок по своим инструментам привело к некоторому увеличению ставок по рублевым кредитам кредитных организаций реальному сектору экономики. Ставки по рублевым депозитам населения и нефинансовых организаций также росли. На всех сегментах кредитно-депозитного рынка наибольший рост ставок произошел по операциям на срок более 1 года. Кроме того, на рост процентных ставок повлияли ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках.

Основные направления денежно-кредитной политики России в 2009-2011 гг. В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале-сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России — на 2,25-3,75%. В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом, главным образом, вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы.7

В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово- экономическим кризисом.

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования.

В целом с начала цикла смягчения денежно кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена до 7,75%, минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней — до 5%, ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования — до 2,5%.

Таблица 3.

Ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ России (2009-2011 гг.)8

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

14 мая 2009 г. -4 июня 2009 г.

12

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.

11

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г.

8,25

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

8

1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г.

7,75

28 февраля 2011 г. – 25 декабря 2011 г.

8

26 декабря 2011 г. –

8

Источник: http://www.cbr.ru

В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.9

Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009-2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики. Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.

Таким образом, денежно-кредитная политика оказывает огромное влияние на экономику страны. Реализация эффективных мер по укреплению денежно–кредитной сферы экономики России и созданию условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и её стабильному развитию в будущем.

При рассмотрении инструментов осуществления денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что в распоряжении государства имеется широкий спектр воздействия на экономику. Основными из них являются: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке.

Все перечисленные инструменты безусловно играют огромную роль для экономики в целом. Однако, проанализировав данные о деятельности Центрального Банка и проводимой им денежно-кредитной политики, можно заметить, что наиболее часто применяемым и более эффективным инструментом является изменение ставки рефинансирования коммерческих банков.

1 Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2005. С. 240-241.

2 Источник: http://www.cbr.ru.

3 ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 38.

4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. 2005. № 12. С. 18.

5 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. Вестник Банка России. № 66 (1082) от 14.11.2008 г.

6 http://www.cbr.ru.

7 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // Вестник Банка России. № 68 (1159) от 26.11.2009 г.

8 http://www.cbr.ru.

9 Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов // Вестник Банка России. № 67 (1236) от 9.12.2010 г.

Просмотров работы: 24273