МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, Г. БАРНАУЛ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА, Г. БАРНАУЛ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно недавним исследованиям, каждый четвертый студент прекращает обучение. Ученый - дидактик Маркус Дельман из университета заочного обучения города Хагена (Германия) разработал мотивационный тест.

По результатам теста, в зависимости от числа набранных баллов М. Дельман различает по цветам 3 учебных типа студентов: красный, желтый или зеленый. Кроме того, эксперт дает указания, какие стратегии учения можно применить для каждого типа, и как они могут помочь.

Целью нашего исследования мы предположили следующее: с помощью анкетирования выявить слабые стороны мотивации студентов ВУЗа в процессе учения и показать, как они могут устраняться.

Для достижения заявленной цели необходимо выполнить такие задачи, как:

  1. Провести анкетирование среди студентов 1-го и 2-го курсов экономического факультета ВУЗа;

  2. Сделать анализ анкет по следующим критериям:

  • какой цвет (тип мотивации учения) преобладает;

  • какой цвет (тип мотивации учения) преобладает у студентов 1-го курса, у 2-го курса;

  • какой тип мотивации учения преобладает у студентов, какой - у студенток;

  1. сделать выводы по результатам анкетирования.

Рассмотрим различия 3 учебных типов студентов, предложенных М. Дельманом.

От 15 до 35 баллов. Красный тип

Студенты этого типа склонны отвлекаться и быстро отказываться от заданий. Их заинтересованность в выполнении заданий быстро уменьшается, и они устают.

Таким студентам нужно установить для себя очень четкие цели и решить, какие задачи являются важными, а какие нет. М. Дельман рекомендует следующую стратегию в исследовании:

Всегда знать свои сильные стороны

Говорить себе, например: „Я знаю, я сделаю домашнюю работу". Это простое предложение выражает сущность веры в себя: веры в то, что все может быть достигнуто своими собственными силами.

Исследования показывают, что люди с высоким уровнем веры в себя более успешны в решении задач в школе, в учебе в вузе или в дальнейшей работе.

Обыгрывать последствия

Если обучение дается тяжело, представить себе, что может произойти, если цель не будет достигнута, нужно размышлять трезво над возможными последствиями. Подумать, как профессора вуза будут реагировать на это, друзья, семья? Само только представление таких ситуаций может мотивировать не позволять себе лениться и делать ошибки.

Значение учебы в вузе

Если не ясно, зачем сидеть на лекциях, и зачем нужна такая длительная учеба, рекомендуется метод "будущее колесо". Для этого необходимо взять лист бумаги, изобразить круг и вписать в него учебный предмет (например, скучную лекцию), попытаться идентифицировать множество возможностей применения этого предмета - все, что приходит в голову. По прошествии некоторого времени, можно обнаружить прямые связи и вместе с тем новые аспекты применения знаний этой скучной лекции.

От 56 до 75 баллов. Желтый тип

Студенты этого типа склонны к самоконтролю и иногда слишком жестки с самими собой. Из-за того, что они редко довольны собой, они очень часто могут «переусердствовать». Это вредит мотивации.

Здесь поможет метод 80% вместо 120 %. Необходимо учиться экономить свою энергию. Иначе существует опасность того, что такой тип студента растратит свои силы и просто «выгорит». Не нужно планировать учебное время до самых мельчайших деталей. Можно задуматься о том, что иногда достаточно получить 80 процентов вместо 120, прислушаться к своей интуиции.

Нужно правильно определить приоритеты в учебе:

Анализ задач, называемый М. Дельманом ABCD, поможет правильно это сделать:

А-задачи являются важными и неотложными.

В-задачи важны, но не актуальны на данный момент. Их можно не учитывать, но они легко могут стать А-задачами

С-задачи являются срочными, но не важными, в долгосрочной перспективе (в том числе типичные повседневные задачи, как уборка, готовка и покупки).

D-задачи не являются ни важными, ни срочными. Их можно положить в долгий ящик.

От 36 до 55 баллов. Зеленый тип

Такие студенты очень мотивированы и способны правильно расставить приоритеты в учебе. Они не отвлекаются, настойчивы в своих делах. Для студентов «зеленого» типа рекомендуется установить цели SMART (цели самоконтроля), принятые среди бизнесменов высшего уровня. Нет четкого мнения, сколько должно быть критериев: пять или семь. Здесь предлагается следующая формула:

S – специальные (Объясняется, что именно необходимо достигнуть) Установить конкретные цели, такие как: "Я хочу на этой неделе, сделать главу курсовой». Нужно избегать целей, как "Я хочу быть лучше" – она не называет приобретаемых результатов.

M - измеримые: (Объясняется, в чем будет измеряться результат). Установить цели, которые можно измерить и проверить.

А - привлекательные: (Объясняется, за счет чего планируется достигнуть цели). Нужно ставить цели таким образом, чтобы они были привлекательны индивидуально для студента.

R – соответствующие: (Определение, действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели?)

T-сроковые: (Определение временного промежутка по наступлению / окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Это сроки, в которые хочется достичь своих целей.

Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования сорока студентов первого и второго курсов экономического факультета ВУЗа. На диаграмме 1 изображено, к какому типу мотиваций относятся студенты первого курса.

Рис. 1 Распределение типов мотиваций студентов первого курса экономического факультета Алтайской академии экономики и права

Прежде всего, такие данные диаграммы связаны с основными мотивами поступления в вуз: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу её применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции. Поэтому на первом курсе у девушек преобладает желтый тип, а у юношей зеленый.

Рис. 2 Распределение типов мотиваций студентов второго курса экономического факультета Алтайской академии экономики и права

На втором курсе активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и оказывается связанной с развитием способностей. Доскональное изучение всех предметов, как для девушек, так и для юношей не является первоочередной задачей. Студенты больше сил и времени отдают на полюбившиеся и интересующие их предметы.

Таким образом, вследствие проделанной работы можно сделать вывод о том, что наиболее преобладающим типом мотивации является зеленый тип, который на данный момент наиболее комфортен и успешен для обучения.

Ведущими учебными мотивами у студентов являются мотивы: «профессиональные» и «личного престижа». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив – «профессиональный», на втором – «личного престижа».

Библиографические источники:

  1. Мотивация учения студентов педагогического вуза. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/ms/1/10.html - дата обращения: 24.12.2012

  2. Motivation der Studierenden. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: www.goethe.de/markt - дата обращения: 24.12.2012

Просмотров работы: 2387